ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.10.2020
Просмотров: 7908
Скачиваний: 170
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОЙ ПРОРАБОТКИ
1. Какие науки со сложными названиями вам известны? В чем состоит сущностное различие в характере взаимоотношения между науками, которые: а) трактуются как "стыковые"; б) дают основания для возникновения науки интегративного типа?
2. Знаете ли вы, какой автор и в каком году впервые употребил термин "психолингвистика"? Ответ на этот вопрос можно найти в работах A.A. Леонтьева, Е.Ф. Тарасова и других.
3. Какие ученые (в Европе и в России) высказывали мысли, созвучные идеям ПЛ?
4. Нзовите имя ученого, который является основоположником отечественной ПЛ, хотя в то время такого термина еще не было.
5. Как вы понимаете различия между когнитивизмом, когнитивной психологией и когнитивной наукой?
6. Выше были условно выделены три основных периода в развитии мировой ПЛ. Первый из этих периодов был назван "подготовительным". Какие названия вы могли бы предложить для второго и третьего периодов?
7. С помощью схем представьте графически три рассмотренных выше подхода к периодизации развития ПЛ [Тарасов 1991; Kess 1993; данный учебник] и сопоставьте их с точки зрения охватываемого временного периода, учитываемых стран, последовательности опоры на определенные основания для классификации; сделайте общий вывод. Не хотели ли бы вы предложить какой-то иной принцип классификации?
8. Становление ПЛ как самостоятельной науки было ознаменовано изданием журнала "Verbal Learning and Verbal Behavior", однако со временем этот журнал получил новое название — "Journal of Memory and Language". Как вы думаете, почему переименование оказалось необходимым? Примерно когда это произошло? В каких еще англоя-
26
зычных журналах (в том числе международных) публикуются работы психолингвистов? (Можно просмотреть библиографический список в конце учебника.)
9. В чем состоят различия между психолингвистами, получившими то или иное базовое образование и имеющими разные цели? Как это связано с задачей построения теории интегративного типа?
ЗАДАНИЕ 1. Ознакомьтесь с главой 2 книги [Леонтьев A.A. 1997а: 26-52] и ответьте на следующие вопросы.
- Какой принцип классификации различных направлений в истории ПЛ предлагает A.A. Леонтьев?
- Какие страны охватываются при такой классификации?
- В каком отношении к рассматриваемой классификации находится ПЛ в России?
- Как эта классификация соотносится с теми, которые обсуждались выше в 0.2?
ЗАДАНИЕ 2. С позиций того, что вы узнали о специфике становления ПЛ в разных странах, выскажите свое мнение по поводу следующих утверждений:
(а) "Когнитивную психологию 60-х гг. трудно охарактеризовать вне рассмотрения психолингвистики, складывающейся специально для создания теории речевой деятельности ..." [Кубрякова и др. 1996: 66].
(б) "И вот в середине XX века оформляется новая дисциплина — психолингвистика, понимаемая как теория речевой деятельности" [Красных 1998: 7].
ЗАДАНИЕ 3. Ознакомьтесь с приведенной ниже информацией и ответьте на вопрос, какими путями может достигаться эффективное взаимодействие различных наук? Какие еще возможности могли бы добавить вы?
В книге [Baumgartner & Payr 1995] приводятся тексты интервью, в ходе которых, в частности, выяснялись возможности и пути сотрудничества психологов, лингвистов, философов, нейрофизиологов, специалистов в области искусственного интеллекта и т.д. для успешного решения актуальных проблем когнитивной науки. Философ Патриция Чёрчланд ответила, что в определенный момент своей работы она осознала необходимость детального ознакомления с особенностями устройства и функционирования мозга человека, что стимулировало получение ею специальной медицинской подготовки [Churchland 1995: 22]. По мнению психолога Дж. Макклелланда, необходимы разнообразные университетские объединения специалистов из разных областей знаний, заинтересованных в решении общих задач. Он приводит примеры своей работы совместно со специалистом по машинному моделированию навыков Д. Румелхартом, а также с Дж. Элманом, заинтересованным в исследовании языка, и делает вывод, что реально объединяются ученые с совместимыми научными взглядами, у которых есть что предложить друг другу [McClelland 1995: 143-144].
ЗАДАНИЕ 4. Ознакомьтесь с разделом "Прикладная психолингвистика" книги A.A. Леонтьева "Основы психолингвистики" [1997а] и примите участие в обсуждении следующих вопросов:
- Какова роль ПЛ исследований в повышении эффективности обучения языкам?
- Что такое "патопсихолингвистика"?
- Что дала ПЛ инженерной психологии?
- Что показалось вам интересным в связи с использованием ПЛ в криминалистике?
- Что понимается под "ПЛ речевого воздействия"?
ЗАДАНИЕ 5. В "Verbatim Language Quarterly" опубликована подборка "перлов" (bloopers), сделанная учителем истории Ричардом Ледерером. Ознакомьтесь с выдержками из этой публикации и сделайте выводы относительно того, в каких случаях и на
27
ками из этой публикации и сделайте выводы относительно того, в каких случаях и на каких основаниях учащимися старших классов и колледжей перепутаны слова, а в каких — искажены факты или сделаны добавления, объяснения. Вспомните аналогичные случаи из своей жизни. В приведенных выдержках сохранено написание слов (в том числе личных имен) в том виде, в каком они даются в [Lederer 1987].
A. The inhabitants of ancient Egypt were called mummies. They lived in the Sarah Dessert and traveled by Camelot. The climate of the Sarah is such that the inhabitants have to live elsewhere, so certain areas of the dessert are cultivated by irritation. The Egyptians built the Pyramids in the shape of a huge triangular cube.
B. The greatest writer of the Renaissance was William Shakespear. Shakespear never made much money and is famous only because of his plays. He lived at Windsor with his merry wives, writing tragedies, comedies, and errors. In one of Shakespear's famous plays, Hamlet rations out his situation by relieving himself in a long soliloquy. In another, Lady Macbeth tries to convince Macbeth to kill the King by attacking his manhood. Romeo and Juliet are an example of a heroic couplet. Writing at the same time as Shakespear was Miguel Cervantes. He wrote Donkey Hote. The next great author was John Milton. Milton wrote Paradise Lost. Then his wife died and he wrote Paradise Regained.
ТЕМЫ
для докладов на семинарах и материалы для реферирования
1. Предпосылки для возникновения ПЛ в работах В Гумбольдта [Тарасов 1987: 13-23; 1991: 4-11].
2. Предпосылки для возникновения ПЛ в работах В Вундта [Тарасов 1987: 26-27; 1991: 12- 14].
3. Предпосылки для возникновения ПЛ в работах отечественных ученых (источник по выбору: [Леонтьев A.A. 1965; 1967; 1969а, 19696; Наумова Т.Н. 1990]).
4. Лев Семенович Выготский — основоположник отечественной ПЛ [Леонтьев A.A. 19906].
5. Особенности становления и развития ПЛ в разных странах в 50-60-х гг. [Леонтьев A.A. 1967: 60-74; 1972: 3-17].
6. Идея целостности и системный подход в изучении человека [Психология: Учебник 1998: 21-24].
28
I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Глава 1 СПЕЦИФИКА ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К АНАЛИЗУ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ
Вопросы для ознакомления
/. Какие аспекты языковых, явлений были выделены Л.В. Щербой?
2. Какие аспекты языковых явлений представляют интерес для лингвистики, психологии, психолингвистики?
3. Как Вы понимаете основные особенности психолингвистического подхода к изучению языка как достояния индивида?
4. В какой мере психологическая теория деятельности определяет специфику психолингвистического подхода к исследованию языка?
5. Как соотносятся между собой теоретические и экспериментальные исследования в области ПЛ?
1.1.Четыре аспекта языковых явлений и различия в подходах к ним с позиций разных наук
В классической работе акад. Л.В. Щербы "О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании" [Щерба 1974] содержится ряд положений, очень важных для понимания различий в подходах к анализу языка с позиций разных наук. Как следует из названия этой работы, Л.В. Щерба полагал, что он выделил три аспекта языковых явлений, под первым из которых им понимались процессы говорения и понимания, или речевая деятельность, под вторым — выводимые на основании всех актов говорения и понимания, имевших место в определенную эпоху жизни некоторой общественной группы, словари и грамматики языков, или языковые системы, а под третьим — совокупность всего говоримого и понимаемого такой общественной группой, или языковой материал. При этом было подчеркнуто, что речевая деятельность обусловливается сложным речевым механизмом человека, или психофизиологической речевой организацией индивида, которая: а) никак не может просто равняться сумме речевого опыта и должна быть какой-то своеобразной его переработкой; б) может быть только психофизиологической; в) вместе с обусловленной ею речевой деятельностью является социальным продуктом; г) служит индивидуальным проявлением выводимой из языкового материала языковой системы; д) судить о характере этой организации можно только на основании речевой деятельности индивида. Такое вынесение речевой
29
организации за рамки обсуждаемой триады в качестве фактора, обусловливающего и речевую деятельность, и ее проявления в языковом материале и языковой системе, дало основания для сделанного в работе [Залевская 1977: 4] заключения, что фактически Л.В. Щерба выделил не три, а четыре аспекта языковых явлений. Л.В. Щерба указал также на ряд весьма существенных моментов, четко разграничив понятия механизма ( = речевая организация человека) и процесса ( = речевая деятельность) и показав важность различения понятий процесса и его продукта (ср., например, первый и третий аспекты языковых явлений).
Попытка наглядно представить и объяснить соотношение между четырьмя аспектами языковых явлений с последовательным разграничением понятий процесса и продукта была сделана в [Залевская 1977: 5-9], откуда взяты приводимая на рис. 1.1 схема и пояснения к ней1.
На рис. 1.1 и далее предложенный Л.В. Щербой термин "речевая организация" используется в смысле "готовности индивида к речи" как весьма удачно подчеркивающий упорядоченность, организованность продуктов переработки речевого опыта в целях оптимального применения их в речемыслительной деятельности. При этом речевая организация рассматривается как единство процесса и продукта', в качестве последнего выступает индивидуальная система концептов и стратегий пользования ими в процессах говорения и понимания речи, обозначенная как ЯЗЫК! (с этой точки зрения речевую организацию можно называть и "языковой организацией").
В работе [Залевская 1977: 6-9] внимание акцентируется на следующих важных моментах: 1) речевая организация человека понимается не как пассивное хранилище сведений о языке, а как динамическая функциональная система; 2) подчеркивается постоянное взаимодействие между процессом переработки и упорядочения речевого опыта и его продуктом (т.е. новое в речевом опыте, не вписывающееся в рамки системы, ведет к ее перестройке, а каждое очередное состояние системы служит основанием для сравнения при последующей переработке речевого опыта; 3) названные положения создают базу для трактовки речевой организации человека как самоорганизующейся системы.
Приведенные характеристики лишь несколько уточняют и расширяют толкование специфики речевого механизма человека, данное Л.В. Щербой (т.е. само собой разумеется, что речевая организация является психофизиологической, представляет собой социальный продукт и т.д.). Рис. 1.1 показывает, что становление и постоянное упорядочивание речевой организации человека как самоорганизующейся системы особого рода происходит в процессе речевой (точнее — речемыслительной) деятельности.
1 В отличие от публикации 1977 г. на рис. 1.1 вместо использовавшихся ранее терминов И.А. Зимней "смыслоформирование" и "смыслоформулирование" [Зимняя 1976] употреблен термин "процессы говорения и понимания речи".
30
РЕЧЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Процесс
Переработка и упорядочение речевого опыта
система концептов и стратегий
Продукт ЯЗЫК| — пользования ими в процессах говорения и понимания речи
IÎ
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНДИВИДА
РЕЧЬ
Процесс
Производство речи Понимание речи
Продукт
ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ
МЕТАЯЗЫКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИНГВИСТА
IÎ
ЯЗЫКОВАЯ СИСТЕМА |
Процесс И |
Анализ, систематизация и описание языкового материала |
I 1 Продукт |
система конструктов и ЯЗЫК2 — правил их комбинирования |
Рис. 1.1
Следует также добавить, что речевая деятельность обычно включена в другие виды деятельности человека, коммуникация предполагает наличие партнеров, а лингвист в ходе метаязыковой деятельности обращается к своей речевой организации, что не нашло отражения в приведенной схеме. Тем не менее эта схема дает основания для вывода, что общность исходного языкового материала, перерабатываемого, с одной стороны, в ходе речевой деятельности индивида, а с другой — в ходе метаязыковой деятельности лингвиста, вовсе не предопределяет идентичности получаемых продуктов: в первом случае в соответствии с психофизиологическими возможностями человека формируется ЯЗЫК! как система функциональных ориентиров и опор, необходимых для успешности процессов производства и понимания речи, а во втором — через логико-аналитическую работу создается ЯЗЫК2 как описатель-
31
пая модель языка или система нормативных прескриптивных правил. То, что продукты такой переработки могут в значительной мере расходиться, очевидно из наблюдений над тем, как ребенок, практически владеющий языком, испытывает большие трудности при освоении грамматики родного языка, а это приводит к выводу, что у ребенка имеется, например, "своя система 'ключей', не совпадающая с лингвистическими признаками частей речи" [Леонтьев A.A. 19746: 168].
Необходимо подчеркнуть, что именно наличие общего промежуточного звена (языкового материала) в его связи как с речевой организацией индивида, так и с выводимой из языкового материала языковой системой приводит к отождествлению таких, по определению Л.В. Щербы, теоретически несоизмеримых, понятий, как индивидуальная речевая система ( = психофизиологическая речевая организация индивида) и языковая система (см. [Щерба 1974: 35]; ср. также [Леонтьев A.A. 19696: 101, 104]). Несомненно, ЯЗЫК! и ЯЗЫК2 отражают одни и те же содержащиеся в языковом материале закономерности, однако каждый из них имеет свой "угол зрения", предопределяющий концентрацию внимания на разных сторонах одного и того же явления, и вырабатывает свою специфическую систему координат. Вследствие этого результаты переработки языкового материала в двух указанных направлениях совпадают далеко не всегда, что исключает правомерность прямого механистического перенесения продуктов метаязыковой деятельности лингвиста на описание закономерностей функционирования речевого механизма индивида.
При обсуждении отображенных на рис. 1.1 взаимосвязей (по публикации [Залевская 1977]) В.В. Волков [1994: 8] уточняет, что объектом лингвистики являются языковой материал и имплицированная в нем языковая система, а объектом ПЛ — речевая организация и речевая деятельность
Детальное обсуждение особенностей рассмотрения разных аспектов языковых явлений с позиций ПЛ, лингвистики и психологии было в свое время предпринято A.A. Леонтьевым (см., например, [Леонтьев A.A. 19696: 5-28; 101-112]), разграничившим язык как способность с моделированием работы речевого механизма, язык как предмет с разработкой модели собственно языка (языкового стандарта) и язык как процесс, что предполагает моделирование речи. При решении вопроса о том, чем занимается каждая из рассматриваемых наук, A.A. Леонтьев исходит из отношений между названными категориями (моделями) и указывает, что отношение "язык как система (предмет) — язык как процесс (речь)" всегда входило в компетенцию лингвистики; отношение "язык как способность (речевой механизм) — язык как процесс (речь)" исследуется психологией и смежными областями физиологии; отношение "язык как система (предмет) — язык как способность (речевой механизм)" изучается ПЛ.