Файл: Галяшина Е. И. - Основы судебного речеведения - 2003.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.10.2020

Просмотров: 2713

Скачиваний: 56

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ

190

Амплитудночастотная характеристика (АЧХ)

– частотная зави

симость амплитуды синусоидально изменяющейся величины
на выходе устройства от амплитуды возбуждения на входе.

Аналоговое устройство

– устройство, в котором информация

представляется в виде непрерывно изменяющихся в некотором
диапазоне физических величин (например, электрический
ток).

Аналоговый сигнал

– сигнал, описываемый только непрерыв

ными функциями.

Аналогоцифровое преобразование

– представление аналогово

го звукового или видеосигнала в цифровом виде или в виде ко
довых импульсов.

Архивирование

– сжатие одного или более файлов с целью

экономии памяти и размещение сжатых данных в одном архив
ном файле.

Аттенюатор

– устройство или программа для плавного или

дискретного ослабления уровня проходящего через него сигнала.

АЦП (

ADC) – аналоговоцифровой преобразователь. Уст

ройство, предназначенное для автоматического преобразова
ния аналогового сигнала в цифровой сигнал.

Бинауральный эффект

– способность человека определять на

правление на источник звука.

Битрейт

(

bitrate –

битовая скорость) – количество бит, отве

денное для хранения единицы звукозаписи, интенсивность по
тока бит при проигрывании мультимедийного файла. Обычно
измеряется в килобитах в секунду – Kbps или Kb/s.

Буфер 

(

buffer

) – в общем случае – «смягчитель». Электрон

ная схема или устройство, помещенное между двумя другими
устройствами для согласования различий в их рабочих характе
ристиках.

Взвешенная характеристика

– особая форма амплитудночас

тотной характеристики измерительного прибора, применяемая
для более реалистичного измерения субъективных эффектов,
чем измерение прибором с плоской (невзвешенной) характери
стикой.

Высокочастотное подмагничивание

– наиболее часто встречае

мый способ линеаризации кривой намагничивания носителя
магнитной записи.

Гармоника

– простейшая периодическая функция, характе

ризующая гармоническое колебание, которая является состав

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

191

ляющей сложного колебания, с частотой, кратной основной ча
стоте (первой гармонике).

Гарнитура

– комплекс из наушников и микрофона на дужке

около рта, удобен для голосового диалога через компьютерную
сеть.

Громкость звука

– характеристика слухового ощущения звука;

сложным образом зависит от звукового давления, частоты и
формы звуковых колебаний.

Громкоговоритель

– электроакустический преобразователь,

преобразующий с помощью подвижного диффузора электриче
ский ток или напряжение звуковых частот в звуковые колеба
ния воздуха.

Движок, слайдер

– регулятор, отвечающий за значение како

голибо определенного параметра, например, громкость.

Двоичный код

– в цифровой технике способ представления

данных в виде комбинации двух знаков, которые можно обо
значить как 0 и 1. Знаки или единицы называют битами.

Декодер 

(

decoder

) – устройство или программа для преобра

зования закодированных данных в их первоначальный вид.

Декодирование

– операция обратная кодированию. Пред

ставляет собой преобразование сигнала из одной формы в дру
гую. Результат декодирования может отличаться от оригинала,
если кодирование было необратимым.

Демодуляция

– процесс, обратный модуляции. Состоит в вы

делении низкочастотного модулирующего сигнала из модули
рованных высокочастотных колебаний. Последние могут быть
модулированы по амплитуде, фазе или частоте.

Детонация звука

– нарушение тональности звука в аппаратуре

записи и воспроизведения вследствие нестабильности относи
тельной скорости носителя информации. При медленных изме
нениях скорости возникает плавание звука, а при быстрых –
вибрация звука.

Децибел (дБ)

– десятая часть Бела, относительная логариф

мическая единица измерения и сравнения различных величин.
Величина амплитуды сигнала в децибелах X (dB) = 20 Log(X/U),
где U – линейная единица измерения. В общем случае лога
рифмическая шкала удобна, когда линейное значение лежит в
большом диапазоне. В этом случае производится сжатие диапа
зона. Для звуковых сигналов логарифмическая шкала естест
венна в силу особенностей слухового восприятия.


background image

ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ

192

Децифровка

– процесс, обратный оцифровке, т. е. преобразо

вание сигнала из цифровой формы в аналоговую. В данном слу
чае этот термин более точный, чем декодирование.

Джиттер

(

jitter

) – временная нестабильность тактовых

импульсов, синхронизирующих работу отдельных элементов
цифровой аудиосистемы, дрожание фазы сигнала при синхрон
ной передаче, т. е. рассогласование фронтов бит и синхросигна
лов. Измеряется в пикосекундах. Может вызываться нестабиль
ностью задающих генераторов, а также передачей данных и
синхросигналов по одному каналу (за счет проникновения дан
ных в синхронизирующий сигнал и обратно). Джиттер ухудшает
качество цифровой фонограммы.

Дизеринг

(

dithering

– дрожание) – компромиссный способ

обработки звука для уменьшения искажения при оцифровке
тихих сигналов (для фонограмм с большим разбросом гром
костей). Для этого в сигнал подмешивается высокочастотные
колебания небольшой амплитуды. В результате амплитуда ти
хих сигналов возрастает, и они воспринимаются полнее. При
этом увеличивается высокочастотный шума, который для
слуха не так заметен. Высокочастотный шум может добав
ляться и в аналоговый сигнал (при записи), и в цифровой
(при обработке звука в аудиоконтроллере или при обработке
звуковых файлов с помощью специальных музыкальных ре
дакторов).

Динамический диапазон 

(аппаратуры звукопередачи) – разни

ца между минимальным и максимальным уровнями передавае
мого сигнала. Минимальный уровень сигнала ограничивается
уровнем шума аппаратуры и носителя информации (зависит от
характера и условий измерения шума). Максимальный уровень
обычно ограничивается нелинейными искажениями (при пре
вышении определенного уровня резко возрастают).

Дифракция

(иногда обструкция) – огибание звуком (или дру

гой волной) препятствия. Звук, приходящий, например, изза ко
лонны, будет звучать несколько подругому, чем в ее отсутствии.

Долби 

(

Dolby

) – система шумопонижения. Названа в честь

английского инженера, создателя ряда таких систем. Существу
ют системы: DolbyA, DolbyB, DolbyC, Dolby HX Pro и др.

Драйвер

(

driver

) – управляющая мини программа, обеспечи

вающая совместную работу прикладных программ с отдельным
(периферийным) устройством.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

193

Дуплекс

– двусторонняя связь между двумя устройствами,

при которой в каждом из них прием и передача сообщений мо
гут вестись одновременно.

Звуковая плата 

(звуковая карта) – электронная плата, позво

ляющая вводить (выводить) звуковые сигналы в (из) компью
тер(а).

Звуковое давление

– дополнительное давление, возникающее

в среде (воздухе) при прохождении через нее звуковых волн.

Звуковой диапазон

– диапазон 20–20 000 Гц – тот, который

способен услышать человек.

Звукоизоляция

– уменьшение воздействия звука благодаря

установке отражающей (поглощающей) стенки между источни
ком звука и местом воздействия.

Звукопоглощение

– потеря звуковой энергии при падении

звуковых волн и их распространении в материальной среде.

Импульснокодовая модуляция 

(ИКМ) – способ импульсной

модуляции, при котором информация передается различной
группировкой импульсов одинаковой формы.

Интермодуляционные искажения

– одна из форм нелинейных

искажений, возникающих при передаче аналогового сигнала по
каналу с нелинейной передаточной характеристикой. Коэффи
циент интермодуляционных искажений выражает появление в
выходном сигнале искажений, связанных с взаимодействием
двух входных гармоник. Коэффициент измеряется в процентах.

Интерполяция

– отыскание промежуточных значений вели

чины по некоторым известным ее значениям, восстановление
сигнала между отсчетами.

Интерфейс

– совокупность правил взаимодействия уст

ройств и программ между собой или с пользователем и средств,
реализующих это взаимодействие.

Интерференция

– явление усиления колебаний в одних точках

пространства и ослабление колебаний в других точках в резуль
тате наложения двух или нескольких волн, приходящих в эти
точки. Интерференция возможна, если волны когерентны, то
есть разность фаз волн постоянна во времени.

Искажения звука

– характеризуется различием между ориги

нальным звуком и звуком, воспроизводимым аппаратом записи.

Канальность кодека

– число выходных каналов декодера ко

дека. В настоящее время используются кодеки канальности 2,
4, 6, 8.


background image

ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ

194

Канал

(

channel, data link

) – путь, по которому осуществляется

передача сигнала (данных) из одного устройства в другое.

К

анальность звукового адаптера

– число выходных аналоговых

каналов. Возможные значения: 2, 4, 6, 7.

Каналы аудиоконтроллера

– цифровые аудиоканалы для обме

на с памятью.

Квантование

– операция в процессе аналогоцифрового пре

образования, в которой истинные значения дискретных отсче
тов сигналов заменяются ближайшими к их величине разре
шенными (квантованными) значениями.

Коаксиальный кабель

– наименование кабеля с одножильным

или многожильным центральным проводом, покрытый пласт
массовым диэлектриком и окруженный плетеным проводящим
(медным) экраном, играющим роль земли. Снаружи кабель за
щищен пластмассовой оболочкой.

Кодер/Декодер

(

coder/encoder

) – программа для кодирова

ния/раскодирования файла из одного звукового формата в дру
гой, например, из формата WAV в формат MP3.

Кодирование

– преобразование сигналов из одной формы в

другую, более удобную для дальнейшей обработки (хранения,
передачи и др.). Различают обратимое кодирование (без потерь)
и необратимое (с потерями) по отношению к восстановлению
исходной формы.

Компадер 

(Компрессор) – устройство или программа, пред

назначенная для сжатия (компрессии) динамического диапазо
на сигнала. Часто это необходимо для избежания перегрузки
звукового тракта.

Компандерные методы кодирования

– (акроним от 

compact

ing/expanding

, т. е. сужающие/расширяющие). Методы кодиро

вания, имеющие более высокую точность для малых амплитуд
по сравнению с методом PCM. Для малых амплитуд использу
ется более мелкая сетка.

Коэффициент звукопоглощения материала

– отношение погло

щенной энергии к падающей энергии звука. Характеристика
способности материала поглощать звуковые волны, измеряется
от 0 до 1 (иногда измеряется в процентах – от 0 до 100%). При
нулевом коэффициенте звукопоглощения вся звуковая энергия
отражена поверхностью материала. 1 – означает, что вся звуко
вая энергия поглощена материалом.

Кроссовер

– электронная цепь, служащая для разделения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

195

сигнала в АС на различные частотные полосы (разделение сиг
нала на полосу высоких, средних и низких частот для трехпо
лосной акустической системы).

Линейные элементы

– элементы, которые не изменяют форму

синусоидального сигнала. Линейные элементы образуют ли
нейные электрические цепи.

Монозвук

– звук, представляемый одним каналом. При вы

воде на одну колонку моно звук можно назвать точечным (0D)
(если точку отождествить с акустической колонкой).

Микшер 

(

mixer

– смеситель) – устройство или программа,

предназначенная для сведения (микширования) нескольких
входных каналов в один выходной, а также для регулировки
уровней сигналов в каналах и на входах/выходах. В программ
ном микшере всю работу производит процессор компьютера, в
аппаратном – аудиоконтроллер.

Модуляция

– изменение по заданному закону во времени ве

личин, характеризующих какойлибо регулярный физический
процесс.

Нелинейные искажения

– искажения, проявляющиеся как

возникновение в передаваемом сигнале частотных составляю
щих, которых не было в оригинальном сигнале. Это обусловле
но нелинейностью передаточной характеристики звеньев кана
ла записивоспроизведения. В качестве меры нелинейных
искажений принимают коэффициент гармоник (выражается в
процентах), который представляет собой процентное отношение
геометрической суммы амплитуд высокочастотных гармоничес
ких составляющих сигнала, возникающих изза нелинейности, к
амплитуде первой гармоники. В аудиозаписи в качестве меры не
линейных искажений принимают коэффициент третьей гармо
ники, называемый коэффициентом нелинейных искажений.

Нойз шейпинг

(

Noise shaping

) – буквальный перевод – изме

нение формы шума. Метод виртуального уменьшения шума
оцифрованной фонограммы. Шум оцифровки обрабатывается
таким образом, что его мощность не изменяется, но спектр из
меняется от равномерного до обратного по отношению к кри
вой чувствительности слуха, т. е. становится меньше в области
чувствительности (1–5 кГц) и больше вне этой области. Реали
зуется в звуковых редакторах типа CoolEdit.

Оверсэмплинг 

(

oversampling

) – передискретизация с более вы

сокой частотой.


background image

ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ

196

Окклюзии

(

occlusions

– препятствия) – звуки, проходящие

через проницаемые препятствия. Примером является звук,
проходящий к слушателю через стену.

Окружающий звук

(

Surround Sound

) – звук, приходящий по

многим горизонтальным направлениям (2D звук). Реализует
ся обычно акустическими колонками, окружающими слуша
теля.

Октава

– единица частотного интервала, интервал между

двумя частотами акустического или электрического сигнала,
отношение которых равно 2:1. Октава равна интервалу между
двумя частотами 

f1

и 

f2

, логарифм отношения которых равен

единице (

log(f2/f1) = 1

), что соответствует различию частот 

f1

и

f2

в два раза.

Октавная полоса

– диапазон частот, при котором наивысшая

частота вдвое больше самой низкой частоты.

Октавный спектр

– уровень звука, определяемый и отобра

жаемый в полосах шириной в октаву. Рекомендуемые сред
ние частоты октав: 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000;
8000 Гц.

Опорная частота

– нормированная частота сигнала, с кото

рым сравнивается другой сигнал.

Отношение сигнал/шум 

(S/N) – показывает (в дБ), насколько

полезный сигнал превышает шум (помеху).

Отсчет

– численное значение амплитуды сигнала в опреде

ленный момент времени.

Панорамирование 

(

panning

) звукового канала (ов) – управле

ние уровнем сигнала в каналах для создания эффекта позицио
нирования. Это простейшее позиционирование, без какоголи
бо преобразования фазы и частоты сигнала. Примером является
создание эффекта проходящего поезда.

Пассивная акустическая система

– акустическая система, ди

намики которой получают энергию для своей работы от выход
ного каскада звукового или телевизионного усилителя.

Пассивный фильтр

– фильтр из пассивных линейных элемен

тов – индуктивностей, емкостей, резисторов и не имеющий до
полнительного питания своих элементов.

Передискретизация

– способ ослабления шума квантования,

основанный на оцифровке сигнала с повышенной частотой
дискретизации.

Пересэмплирование

– преобразование цифрового звука с из

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

197

менением и частоты, и разрядности.

Плагин

– (

plugin

) – встраиваемый модуль. Программа, рас

ширяющая возможности какогонибудь программного пакета.
Обычно встраивается в тело пакета и вызывается непосредст
венно из программы, для которой предназначен. Применитель
но к обработке музыкальных сигналов плагин – это небольшая
программа, работающая совместно с основной программой и
служащая для решения частных задач по обработке звука, на
пример, для реализации звуковых эффектов. В основном поль
зуются плагины стандартов DirectX и VST. Существуют пакеты
программ с собственным форматом плагинов.

Полный дуплекс

(

full duplex

) – способность устройства одно

временно принимать / передавать сигналы (в частном случае за
писывать и читать). Все современные аудиокодеки являются
полнодуплексными.

Полосовой фильтр

– устройство или программа, пропускаю

щие или не пропускающие сигнал в установленной частотной
полосе и удаляющие остальные сигналы, частота которых выше
определенной F

н

, но ниже определенной F

в

. Может интерпре

тироваться как совокупность ФНЧ и ФВЧ.

Порог слышимости

– минимальный эффективный уровень

звукового давления звукового сигнала, возбуждающий слуховое
ощущение в заданных условиях прослушивания, то есть мини
мальная интенсивность звука, с которой слуховой аппарат че
ловека начинает воспринимать звуковой сигнал.

Психоакустика

– наука о влиянии звука на психику человека.

Психоакустические методы сжатия PCM файлов

– используют

несовершенство слуха, выбрасывая «несущественные» для слу
ха данные. Позволяют значительно (в 10 и более раз) сжимать
PCM файлы с приемлемым качеством.

Разделение стереоканалов

– характеризует (в дБ) величину пе

рекрестной помехи как отношение сигнала в контролируемом
канале к проникающему сигналу соседнего канала.

Реверберация 

(

Reverberation

) – «послезвучание» или «эхо»,

постепенное замирание звука в помещении после прекращения
действия источника звука. В цифровой звукозаписи – эффект,
основанный на многократном наложении задержанного на до
ли секунд сигнала. При использовании алгоритмов ревербера
ции можно хорошо эмулировать свойства реальных помеще
ний – концертных залов, холлов и т. п.


background image

ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ

198

Режекторный фильтр

– устройство или программа, удаляю

щие звуковой сигнал только в установленной частотной полосе
и пропускающие остальное.

Розовый шум

(

pink noise, RosaRauschen

) – шум, который об

ладает постоянной энергией в октавной полосе, т. е. каждая ок
тавная полоса содержит количество звуковой энергии обратно
пропорциональное частоте.

Сигнал

– носитель информации в виде изменяющейся физи

ческой величины, используемый для передачи данных.

Сигнал звуковой

– звук в аналоговой или цифровой форме.

Симметричный

– способ передачи электрического сигнала с

использованием двух проводов, по одному из которых сигнал
передается в противофазе.

Собственная резонансная частота

– число колебаний в секунду

механоакустической системы, характеристика виброакустиче
ских свойств механической или акустической (воздушный объ
ем) конструкции; частота, при которой амплитуда колебаний
резко и многократно возрастает.

Собственная частота

(

allowedfreguency

) – частота собственного

колебания данной колебательной системы.

Способность к звукоизоляции

– акустическая характеристика

материала или конструкции, определяемая как отношение зву
ковой энергии, падающей на структуру, к прошедшей через нее
(структуру); измеряется в децибелах (R = 101.g.W

пад

/W

прош

).

Стереозвук

– звук, выводимый по двум аудиоканалам на две

колонки или стереонаушники. Каждый канал выводится на
свою колонку. Дает возможность слушателю с некоторым при
ближением воссоздать пространственную картину звучания ис
точников оригинального звука.

Тембр

– звуковая окраска голоса. Так как периодическую

функцию можно разложить на гармонику той же частоты и до
полнительный ряд гармоник высшего порядка (обертонов), то
тембр определяется набором обертонов.

Третьоктавный спектр

– спектр сигнала, в котором уровень

звука определяется и отображается в полосах шириной в треть
октавы. При этом ширина полосы, как и ширина полосы октав
ного спектра, отнесенная к средней частоте, постоянна.

Тыловые колонки

– акустические колонки, располагаемые

позади слушателя (обычно симметрично).

Фаза

(для синусоидального сигнала) – аргумент, то есть то,

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

199

что стоит под знаком синуса. Разность фаз двух сигналов – раз
ность аргументов. Понятие фазы наиболее строго может быть
введено только для синусоидальных сигналов.

Фантомное питание

– маломощное питание, необходимое для

работы конденсаторных микрофонов.

Фильтр

– устройство или программа, обладающие зависимо

стью какихлибо физических параметров от частоты, причем
эта зависимость может быть обнаружена через внешние прояв
ления. Фильтр электрический – устройство, осуществляющее
фильтрацию сигнала, то есть выделения (или подавления) сиг
нала в заданной полосе частот. По конструкции фильтры могут
быть пассивные – не требующие источников дополнительного
питания, активные – требующие источников питания, цифро
вые – основанные на цифровой технике.

Фильтр нижних частот 

(ФНЧ) – фильтр, который пропускает

синусоидальные сигналы до определенной частоты, а затем на
чинает пропускать их с ослаблением, называемым вносимым
фильтром затуханием. Фильтр верхних частот (ФВЧ) выполня
ет ту же работу, только наоборот.

Фильтрация

– преобразование сигнала, в результате которого

происходит усиление или ослабление отдельных частотных об
ластей.

Фонограмма 

(греч. дословно – звукозапись) – сигналограм

ма, полученная в результате звукозаписи.

Фронтальные колонки

– акустические колонки, располагае

мые впереди слушателя (обычно симметрично).

ЦАП (DAC)

– цифроаналоговый преобразователь, предназ

начен для автоматического преобразования цифрового сигнала
в аналоговый.

Частота дискретизации

– при аналоговоцифровом преобразо

вании сигналов частота, равная числу отсчетов в секунду.

Частотная модуляция 

(ЧМ) – вид модуляции, при которой ча

стоту несущего высокочастотного колебания изменяют по за
кону передаваемого модулирующего сигнала.

Частотные искажения

– искажения, возникающие в результа

те неодинаковой передачи по каналу связи амплитуд различных
частотных составляющих водного сигнала. Частотные искажения
также называют амплитудными или линейными искажениями.

Шум

– шумовой сигнал, появляющийся на выходе усили

теля при отсутствии входного сигнала. Обуславливаются