Файл: Галяшина Е. И. - Основы судебного речеведения - 2003.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.10.2020
Просмотров: 2713
Скачиваний: 56
ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
190
Амплитудночастотная характеристика (АЧХ)
– частотная зави
симость амплитуды синусоидально изменяющейся величины
на выходе устройства от амплитуды возбуждения на входе.
Аналоговое устройство
– устройство, в котором информация
представляется в виде непрерывно изменяющихся в некотором
диапазоне физических величин (например, электрический
ток).
Аналоговый сигнал
– сигнал, описываемый только непрерыв
ными функциями.
Аналогоцифровое преобразование
– представление аналогово
го звукового или видеосигнала в цифровом виде или в виде ко
довых импульсов.
Архивирование
– сжатие одного или более файлов с целью
экономии памяти и размещение сжатых данных в одном архив
ном файле.
Аттенюатор
– устройство или программа для плавного или
дискретного ослабления уровня проходящего через него сигнала.
АЦП (
ADC) – аналоговоцифровой преобразователь. Уст
ройство, предназначенное для автоматического преобразова
ния аналогового сигнала в цифровой сигнал.
Бинауральный эффект
– способность человека определять на
правление на источник звука.
Битрейт
(
bitrate –
битовая скорость) – количество бит, отве
денное для хранения единицы звукозаписи, интенсивность по
тока бит при проигрывании мультимедийного файла. Обычно
измеряется в килобитах в секунду – Kbps или Kb/s.
Буфер
(
buffer
) – в общем случае – «смягчитель». Электрон
ная схема или устройство, помещенное между двумя другими
устройствами для согласования различий в их рабочих характе
ристиках.
Взвешенная характеристика
– особая форма амплитудночас
тотной характеристики измерительного прибора, применяемая
для более реалистичного измерения субъективных эффектов,
чем измерение прибором с плоской (невзвешенной) характери
стикой.
Высокочастотное подмагничивание
– наиболее часто встречае
мый способ линеаризации кривой намагничивания носителя
магнитной записи.
Гармоника
– простейшая периодическая функция, характе
ризующая гармоническое колебание, которая является состав
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
191
ляющей сложного колебания, с частотой, кратной основной ча
стоте (первой гармонике).
Гарнитура
– комплекс из наушников и микрофона на дужке
около рта, удобен для голосового диалога через компьютерную
сеть.
Громкость звука
– характеристика слухового ощущения звука;
сложным образом зависит от звукового давления, частоты и
формы звуковых колебаний.
Громкоговоритель
– электроакустический преобразователь,
преобразующий с помощью подвижного диффузора электриче
ский ток или напряжение звуковых частот в звуковые колеба
ния воздуха.
Движок, слайдер
– регулятор, отвечающий за значение како
голибо определенного параметра, например, громкость.
Двоичный код
– в цифровой технике способ представления
данных в виде комбинации двух знаков, которые можно обо
значить как 0 и 1. Знаки или единицы называют битами.
Декодер
(
decoder
) – устройство или программа для преобра
зования закодированных данных в их первоначальный вид.
Декодирование
– операция обратная кодированию. Пред
ставляет собой преобразование сигнала из одной формы в дру
гую. Результат декодирования может отличаться от оригинала,
если кодирование было необратимым.
Демодуляция
– процесс, обратный модуляции. Состоит в вы
делении низкочастотного модулирующего сигнала из модули
рованных высокочастотных колебаний. Последние могут быть
модулированы по амплитуде, фазе или частоте.
Детонация звука
– нарушение тональности звука в аппаратуре
записи и воспроизведения вследствие нестабильности относи
тельной скорости носителя информации. При медленных изме
нениях скорости возникает плавание звука, а при быстрых –
вибрация звука.
Децибел (дБ)
– десятая часть Бела, относительная логариф
мическая единица измерения и сравнения различных величин.
Величина амплитуды сигнала в децибелах X (dB) = 20 Log(X/U),
где U – линейная единица измерения. В общем случае лога
рифмическая шкала удобна, когда линейное значение лежит в
большом диапазоне. В этом случае производится сжатие диапа
зона. Для звуковых сигналов логарифмическая шкала естест
венна в силу особенностей слухового восприятия.
ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
192
Децифровка
– процесс, обратный оцифровке, т. е. преобразо
вание сигнала из цифровой формы в аналоговую. В данном слу
чае этот термин более точный, чем декодирование.
Джиттер
(
jitter
) – временная нестабильность тактовых
импульсов, синхронизирующих работу отдельных элементов
цифровой аудиосистемы, дрожание фазы сигнала при синхрон
ной передаче, т. е. рассогласование фронтов бит и синхросигна
лов. Измеряется в пикосекундах. Может вызываться нестабиль
ностью задающих генераторов, а также передачей данных и
синхросигналов по одному каналу (за счет проникновения дан
ных в синхронизирующий сигнал и обратно). Джиттер ухудшает
качество цифровой фонограммы.
Дизеринг
(
dithering
– дрожание) – компромиссный способ
обработки звука для уменьшения искажения при оцифровке
тихих сигналов (для фонограмм с большим разбросом гром
костей). Для этого в сигнал подмешивается высокочастотные
колебания небольшой амплитуды. В результате амплитуда ти
хих сигналов возрастает, и они воспринимаются полнее. При
этом увеличивается высокочастотный шума, который для
слуха не так заметен. Высокочастотный шум может добав
ляться и в аналоговый сигнал (при записи), и в цифровой
(при обработке звука в аудиоконтроллере или при обработке
звуковых файлов с помощью специальных музыкальных ре
дакторов).
Динамический диапазон
(аппаратуры звукопередачи) – разни
ца между минимальным и максимальным уровнями передавае
мого сигнала. Минимальный уровень сигнала ограничивается
уровнем шума аппаратуры и носителя информации (зависит от
характера и условий измерения шума). Максимальный уровень
обычно ограничивается нелинейными искажениями (при пре
вышении определенного уровня резко возрастают).
Дифракция
(иногда обструкция) – огибание звуком (или дру
гой волной) препятствия. Звук, приходящий, например, изза ко
лонны, будет звучать несколько подругому, чем в ее отсутствии.
Долби
(
Dolby
) – система шумопонижения. Названа в честь
английского инженера, создателя ряда таких систем. Существу
ют системы: DolbyA, DolbyB, DolbyC, Dolby HX Pro и др.
Драйвер
(
driver
) – управляющая мини программа, обеспечи
вающая совместную работу прикладных программ с отдельным
(периферийным) устройством.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
193
Дуплекс
– двусторонняя связь между двумя устройствами,
при которой в каждом из них прием и передача сообщений мо
гут вестись одновременно.
Звуковая плата
(звуковая карта) – электронная плата, позво
ляющая вводить (выводить) звуковые сигналы в (из) компью
тер(а).
Звуковое давление
– дополнительное давление, возникающее
в среде (воздухе) при прохождении через нее звуковых волн.
Звуковой диапазон
– диапазон 20–20 000 Гц – тот, который
способен услышать человек.
Звукоизоляция
– уменьшение воздействия звука благодаря
установке отражающей (поглощающей) стенки между источни
ком звука и местом воздействия.
Звукопоглощение
– потеря звуковой энергии при падении
звуковых волн и их распространении в материальной среде.
Импульснокодовая модуляция
(ИКМ) – способ импульсной
модуляции, при котором информация передается различной
группировкой импульсов одинаковой формы.
Интермодуляционные искажения
– одна из форм нелинейных
искажений, возникающих при передаче аналогового сигнала по
каналу с нелинейной передаточной характеристикой. Коэффи
циент интермодуляционных искажений выражает появление в
выходном сигнале искажений, связанных с взаимодействием
двух входных гармоник. Коэффициент измеряется в процентах.
Интерполяция
– отыскание промежуточных значений вели
чины по некоторым известным ее значениям, восстановление
сигнала между отсчетами.
Интерфейс
– совокупность правил взаимодействия уст
ройств и программ между собой или с пользователем и средств,
реализующих это взаимодействие.
Интерференция
– явление усиления колебаний в одних точках
пространства и ослабление колебаний в других точках в резуль
тате наложения двух или нескольких волн, приходящих в эти
точки. Интерференция возможна, если волны когерентны, то
есть разность фаз волн постоянна во времени.
Искажения звука
– характеризуется различием между ориги
нальным звуком и звуком, воспроизводимым аппаратом записи.
Канальность кодека
– число выходных каналов декодера ко
дека. В настоящее время используются кодеки канальности 2,
4, 6, 8.
ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
194
Канал
(
channel, data link
) – путь, по которому осуществляется
передача сигнала (данных) из одного устройства в другое.
К
анальность звукового адаптера
– число выходных аналоговых
каналов. Возможные значения: 2, 4, 6, 7.
Каналы аудиоконтроллера
– цифровые аудиоканалы для обме
на с памятью.
Квантование
– операция в процессе аналогоцифрового пре
образования, в которой истинные значения дискретных отсче
тов сигналов заменяются ближайшими к их величине разре
шенными (квантованными) значениями.
Коаксиальный кабель
– наименование кабеля с одножильным
или многожильным центральным проводом, покрытый пласт
массовым диэлектриком и окруженный плетеным проводящим
(медным) экраном, играющим роль земли. Снаружи кабель за
щищен пластмассовой оболочкой.
Кодер/Декодер
(
coder/encoder
) – программа для кодирова
ния/раскодирования файла из одного звукового формата в дру
гой, например, из формата WAV в формат MP3.
Кодирование
– преобразование сигналов из одной формы в
другую, более удобную для дальнейшей обработки (хранения,
передачи и др.). Различают обратимое кодирование (без потерь)
и необратимое (с потерями) по отношению к восстановлению
исходной формы.
Компадер
(Компрессор) – устройство или программа, пред
назначенная для сжатия (компрессии) динамического диапазо
на сигнала. Часто это необходимо для избежания перегрузки
звукового тракта.
Компандерные методы кодирования
– (акроним от
compact
ing/expanding
, т. е. сужающие/расширяющие). Методы кодиро
вания, имеющие более высокую точность для малых амплитуд
по сравнению с методом PCM. Для малых амплитуд использу
ется более мелкая сетка.
Коэффициент звукопоглощения материала
– отношение погло
щенной энергии к падающей энергии звука. Характеристика
способности материала поглощать звуковые волны, измеряется
от 0 до 1 (иногда измеряется в процентах – от 0 до 100%). При
нулевом коэффициенте звукопоглощения вся звуковая энергия
отражена поверхностью материала. 1 – означает, что вся звуко
вая энергия поглощена материалом.
Кроссовер
– электронная цепь, служащая для разделения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
195
сигнала в АС на различные частотные полосы (разделение сиг
нала на полосу высоких, средних и низких частот для трехпо
лосной акустической системы).
Линейные элементы
– элементы, которые не изменяют форму
синусоидального сигнала. Линейные элементы образуют ли
нейные электрические цепи.
Монозвук
– звук, представляемый одним каналом. При вы
воде на одну колонку моно звук можно назвать точечным (0D)
(если точку отождествить с акустической колонкой).
Микшер
(
mixer
– смеситель) – устройство или программа,
предназначенная для сведения (микширования) нескольких
входных каналов в один выходной, а также для регулировки
уровней сигналов в каналах и на входах/выходах. В программ
ном микшере всю работу производит процессор компьютера, в
аппаратном – аудиоконтроллер.
Модуляция
– изменение по заданному закону во времени ве
личин, характеризующих какойлибо регулярный физический
процесс.
Нелинейные искажения
– искажения, проявляющиеся как
возникновение в передаваемом сигнале частотных составляю
щих, которых не было в оригинальном сигнале. Это обусловле
но нелинейностью передаточной характеристики звеньев кана
ла записивоспроизведения. В качестве меры нелинейных
искажений принимают коэффициент гармоник (выражается в
процентах), который представляет собой процентное отношение
геометрической суммы амплитуд высокочастотных гармоничес
ких составляющих сигнала, возникающих изза нелинейности, к
амплитуде первой гармоники. В аудиозаписи в качестве меры не
линейных искажений принимают коэффициент третьей гармо
ники, называемый коэффициентом нелинейных искажений.
Нойз шейпинг
(
Noise shaping
) – буквальный перевод – изме
нение формы шума. Метод виртуального уменьшения шума
оцифрованной фонограммы. Шум оцифровки обрабатывается
таким образом, что его мощность не изменяется, но спектр из
меняется от равномерного до обратного по отношению к кри
вой чувствительности слуха, т. е. становится меньше в области
чувствительности (1–5 кГц) и больше вне этой области. Реали
зуется в звуковых редакторах типа CoolEdit.
Оверсэмплинг
(
oversampling
) – передискретизация с более вы
сокой частотой.
ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
196
Окклюзии
(
occlusions
– препятствия) – звуки, проходящие
через проницаемые препятствия. Примером является звук,
проходящий к слушателю через стену.
Окружающий звук
(
Surround Sound
) – звук, приходящий по
многим горизонтальным направлениям (2D звук). Реализует
ся обычно акустическими колонками, окружающими слуша
теля.
Октава
– единица частотного интервала, интервал между
двумя частотами акустического или электрического сигнала,
отношение которых равно 2:1. Октава равна интервалу между
двумя частотами
f1
и
f2
, логарифм отношения которых равен
единице (
log(f2/f1) = 1
), что соответствует различию частот
f1
и
f2
в два раза.
Октавная полоса
– диапазон частот, при котором наивысшая
частота вдвое больше самой низкой частоты.
Октавный спектр
– уровень звука, определяемый и отобра
жаемый в полосах шириной в октаву. Рекомендуемые сред
ние частоты октав: 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000;
8000 Гц.
Опорная частота
– нормированная частота сигнала, с кото
рым сравнивается другой сигнал.
Отношение сигнал/шум
(S/N) – показывает (в дБ), насколько
полезный сигнал превышает шум (помеху).
Отсчет
– численное значение амплитуды сигнала в опреде
ленный момент времени.
Панорамирование
(
panning
) звукового канала (ов) – управле
ние уровнем сигнала в каналах для создания эффекта позицио
нирования. Это простейшее позиционирование, без какоголи
бо преобразования фазы и частоты сигнала. Примером является
создание эффекта проходящего поезда.
Пассивная акустическая система
– акустическая система, ди
намики которой получают энергию для своей работы от выход
ного каскада звукового или телевизионного усилителя.
Пассивный фильтр
– фильтр из пассивных линейных элемен
тов – индуктивностей, емкостей, резисторов и не имеющий до
полнительного питания своих элементов.
Передискретизация
– способ ослабления шума квантования,
основанный на оцифровке сигнала с повышенной частотой
дискретизации.
Пересэмплирование
– преобразование цифрового звука с из
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
197
менением и частоты, и разрядности.
Плагин
– (
plugin
) – встраиваемый модуль. Программа, рас
ширяющая возможности какогонибудь программного пакета.
Обычно встраивается в тело пакета и вызывается непосредст
венно из программы, для которой предназначен. Применитель
но к обработке музыкальных сигналов плагин – это небольшая
программа, работающая совместно с основной программой и
служащая для решения частных задач по обработке звука, на
пример, для реализации звуковых эффектов. В основном поль
зуются плагины стандартов DirectX и VST. Существуют пакеты
программ с собственным форматом плагинов.
Полный дуплекс
(
full duplex
) – способность устройства одно
временно принимать / передавать сигналы (в частном случае за
писывать и читать). Все современные аудиокодеки являются
полнодуплексными.
Полосовой фильтр
– устройство или программа, пропускаю
щие или не пропускающие сигнал в установленной частотной
полосе и удаляющие остальные сигналы, частота которых выше
определенной F
н
, но ниже определенной F
в
. Может интерпре
тироваться как совокупность ФНЧ и ФВЧ.
Порог слышимости
– минимальный эффективный уровень
звукового давления звукового сигнала, возбуждающий слуховое
ощущение в заданных условиях прослушивания, то есть мини
мальная интенсивность звука, с которой слуховой аппарат че
ловека начинает воспринимать звуковой сигнал.
Психоакустика
– наука о влиянии звука на психику человека.
Психоакустические методы сжатия PCM файлов
– используют
несовершенство слуха, выбрасывая «несущественные» для слу
ха данные. Позволяют значительно (в 10 и более раз) сжимать
PCM файлы с приемлемым качеством.
Разделение стереоканалов
– характеризует (в дБ) величину пе
рекрестной помехи как отношение сигнала в контролируемом
канале к проникающему сигналу соседнего канала.
Реверберация
(
Reverberation
) – «послезвучание» или «эхо»,
постепенное замирание звука в помещении после прекращения
действия источника звука. В цифровой звукозаписи – эффект,
основанный на многократном наложении задержанного на до
ли секунд сигнала. При использовании алгоритмов ревербера
ции можно хорошо эмулировать свойства реальных помеще
ний – концертных залов, холлов и т. п.
ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
198
Режекторный фильтр
– устройство или программа, удаляю
щие звуковой сигнал только в установленной частотной полосе
и пропускающие остальное.
Розовый шум
(
pink noise, RosaRauschen
) – шум, который об
ладает постоянной энергией в октавной полосе, т. е. каждая ок
тавная полоса содержит количество звуковой энергии обратно
пропорциональное частоте.
Сигнал
– носитель информации в виде изменяющейся физи
ческой величины, используемый для передачи данных.
Сигнал звуковой
– звук в аналоговой или цифровой форме.
Симметричный
– способ передачи электрического сигнала с
использованием двух проводов, по одному из которых сигнал
передается в противофазе.
Собственная резонансная частота
– число колебаний в секунду
механоакустической системы, характеристика виброакустиче
ских свойств механической или акустической (воздушный объ
ем) конструкции; частота, при которой амплитуда колебаний
резко и многократно возрастает.
Собственная частота
(
allowedfreguency
) – частота собственного
колебания данной колебательной системы.
Способность к звукоизоляции
– акустическая характеристика
материала или конструкции, определяемая как отношение зву
ковой энергии, падающей на структуру, к прошедшей через нее
(структуру); измеряется в децибелах (R = 101.g.W
пад
/W
прош
).
Стереозвук
– звук, выводимый по двум аудиоканалам на две
колонки или стереонаушники. Каждый канал выводится на
свою колонку. Дает возможность слушателю с некоторым при
ближением воссоздать пространственную картину звучания ис
точников оригинального звука.
Тембр
– звуковая окраска голоса. Так как периодическую
функцию можно разложить на гармонику той же частоты и до
полнительный ряд гармоник высшего порядка (обертонов), то
тембр определяется набором обертонов.
Третьоктавный спектр
– спектр сигнала, в котором уровень
звука определяется и отображается в полосах шириной в треть
октавы. При этом ширина полосы, как и ширина полосы октав
ного спектра, отнесенная к средней частоте, постоянна.
Тыловые колонки
– акустические колонки, располагаемые
позади слушателя (обычно симметрично).
Фаза
(для синусоидального сигнала) – аргумент, то есть то,
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
199
что стоит под знаком синуса. Разность фаз двух сигналов – раз
ность аргументов. Понятие фазы наиболее строго может быть
введено только для синусоидальных сигналов.
Фантомное питание
– маломощное питание, необходимое для
работы конденсаторных микрофонов.
Фильтр
– устройство или программа, обладающие зависимо
стью какихлибо физических параметров от частоты, причем
эта зависимость может быть обнаружена через внешние прояв
ления. Фильтр электрический – устройство, осуществляющее
фильтрацию сигнала, то есть выделения (или подавления) сиг
нала в заданной полосе частот. По конструкции фильтры могут
быть пассивные – не требующие источников дополнительного
питания, активные – требующие источников питания, цифро
вые – основанные на цифровой технике.
Фильтр нижних частот
(ФНЧ) – фильтр, который пропускает
синусоидальные сигналы до определенной частоты, а затем на
чинает пропускать их с ослаблением, называемым вносимым
фильтром затуханием. Фильтр верхних частот (ФВЧ) выполня
ет ту же работу, только наоборот.
Фильтрация
– преобразование сигнала, в результате которого
происходит усиление или ослабление отдельных частотных об
ластей.
Фонограмма
(греч. дословно – звукозапись) – сигналограм
ма, полученная в результате звукозаписи.
Фронтальные колонки
– акустические колонки, располагае
мые впереди слушателя (обычно симметрично).
ЦАП (DAC)
– цифроаналоговый преобразователь, предназ
начен для автоматического преобразования цифрового сигнала
в аналоговый.
Частота дискретизации
– при аналоговоцифровом преобразо
вании сигналов частота, равная числу отсчетов в секунду.
Частотная модуляция
(ЧМ) – вид модуляции, при которой ча
стоту несущего высокочастотного колебания изменяют по за
кону передаваемого модулирующего сигнала.
Частотные искажения
– искажения, возникающие в результа
те неодинаковой передачи по каналу связи амплитуд различных
частотных составляющих водного сигнала. Частотные искажения
также называют амплитудными или линейными искажениями.
Шум
– шумовой сигнал, появляющийся на выходе усили
теля при отсутствии входного сигнала. Обуславливаются