Файл: Галяшина Е. И. - Основы судебного речеведения - 2003.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.10.2020
Просмотров: 2714
Скачиваний: 56
ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
200
внутренними процессами в тракте, например тепловыми
шумами.
Шум взвешенный
– шум, измеренный в диапазоне звуковых
частот прибором с селективной (неравномерной) амплитудно
частотной характеристикой.
Шум оцифровки
– шум квантования (quantization noise).
Функцияразность между исходным аналоговым сигналом и
его аппроксимирующей функцией, построенной по результа
там оцифровки. То есть шум, появляющийся при квантовании
в результате округления амплитуды сигнала до ближайшего
уровня.
Шумопонижение
– улучшение качества звуко или видеозапи
си путем снижения шумов и помех.
Эквалайзер
(EQ, equalizer – выравниватель, корректор) – ус
тройство или программа, позволяющая проводить коррекцию
частот сигнала, т. е. независимо регулировать коэффициенты
усиления различных участков частотного диапазона сигналов.
Эквалайзеры подразделяются на графические и параметричес
кие.
Эффектпроцессор
— аппаратный модуль или специализиро
ванная программа, построенная на использовании сигнального
процессора (см. DSP) и предназначенная для наложения на
сигнал различных звуковых эффектов.
Эхо
(
echo
) – отраженная с задержкой во времени волна.
AAC
(
Advanced Audio Coding
) – технология кодирования (сжа
тия) звуковых сигналов.
Aweighting
– частотный фильтр, накладываемый при усред
нении сигнала (обычно методом RMS), при котором в качестве
весовой функции берется функция слышимости среднего чело
веческого уха. Эта функция учитывает, что наиболее слышимы
частоты 1–10 кГц. Поэтому функция близка к 0 дБ на этом уча
стке и спадает по краям звукового диапазона.
AC3
(
Acoustic Coding 3
) – система акустической компрессии
звука.
AEC
(
Acoustic Echo Cancellation
) – подавление акустического
эха. Возможность микрофона (в том числе в составе телефона).
Реализуется процессором эхоподавления (echo cancellation
processor), который распознает эхо и вычитает его из сигнала.
Обычно применяется адаптивный подавитель, который обуча
ется распознаванию. Обучение производится довольно быстро,
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
201
примерно за 50 мс, и этот интервал называется временем кон
вергенции (convergence time).
AEC/EBU
– формат двухканального студийного цифрового
интерфейса, также известный как AES3. Рекомендован в 1992 г.
для передачи аудиосигналов. Используется балансная линия
передачи, разъем XLR.
ADPCM
(
Adaptive Differential Pulse Code Modulation
) – адап
тивная разностная импульснокодовая модуляция. Способ ци
фрового кодирования и сжатия аналогового сигнала, когда от
счеты записываются не в абсолютной форме, а в виде
относительных изменений амплитуды сигнала (запись прира
щения значений амплитуды). Запоминается (округленная) раз
ность между текущим значением и значением, предсказанным
на основе экстраполяции. Для квантования используется обыч
но 4 бита. Указанная операция позволяет уменьшить общий
размеp оцифрованного сигнала, однако не позволяет точно
представить сигналы с быстро меняющейся амплитудой. Ши
роко применяется для сжатия речи, обычно для PCM файла.
ANSI
(
American National Standards Institute
) – Американский
национальный институт стандартов, разрабатывает промыш
ленные стандарты.
Antiskin/Antishock
– система противоударной защиты («анти
шок») от сбоев воспроизведения CD и MD, использующая в том
числе электронный буфер памяти (до 20 Мб). Обычно указыва
ется время, в течение которого данные поступают из буфера
(до 100 сек).
API
(
Application Programming Interface
) – прикладной про
граммный интерфейс. Набор подпрограмм или функций, по
средством вызова которых программа или приложение прика
зывает операционной системе выполнить определенную
работу.
ASIO
(
Audio Stream Input Output
) – система ввода и вывода ау
диопотока. Технология (интерфейс) быстрого обмена между
памятью компьютера и цифровым звуковым устройством, раз
работанная фирмой Steinberg. Используется для оптимизации
аппаратных средств при использовании музыкального про
граммного обеспечения.
ATRAC
(
Adaptive Transform Acoustic Coding
) – алгоритм, пред
ложенный фирмой Sony для адаптированного кодирования при
записи звука в сжатой форме на минидиск.
ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
202
Attenuation
– ослабление сигнала при приеме или записи
слишком сильных сигналов.
Biamping
(
Biamplify
)
– схема подключения АС, при которой
ее каждая полоса (или динамик) управляется отдельным кана
лом усилителя; то есть для пары двухполосных акустических си
стем требуются два стереофонических усилителя и два ком
плекта проводов для каждой акустической системы.
Bias
– высокочастотный сигнал, используемый в аналоговой
магнитной звукозаписи для повышения точности записи
аудиосигнала, генерируется biasосцилятором.
Biwiring
– схема подключения АС, в которой каждая ее по
лоса подключается отдельным кабелем к одному усилителю.
Нужно иметь АС с двумя комплектами входов и разделяющим
кроссовером.
BNC
(
Bayonet NeilConcelman
,
bayonet
– штык;
Neil
и
Concelman
– фамилии разработчиков) – байонетный (т. е. фик
сирующийся небольшим поворотом) металлический разъем для
коаксиальных кабелей.
BPM
(
Beats per Minute
) – количество ударов в минуту. Рас
пространенный и удобный способ измерения темпа.
CCIR
(
Commission Consultativ International de Radiodiffusion
) –
международная комиссия по стандартизации для радиовеща
ния и телевидения.
CD
(
Compact Disc
) – компакт диск.
CDDA
(
CD Digital Audio, он же Audio CD
) – стандарт на фор
мат цифрового аудио на CD. PCM звук имеет параметры 16 бит
и 44,1 кГц. Стандарт относится к 1980 г. и разработан компани
ями Sony и Philips.
Codec
(
Compression/Decompression algorithm
) – аппаратный
модуль или программный блок, предназначенный для кодиро
вания/декодирования (или компрессии/декомпрессии) дан
ных.
Crosstalk cancelation
(перекрестное подавление) – техноло
гия, при которой звук, приходящий, например, с левого канала,
слышен только левым ухом. Легко реализуется на наушниках,
но сложно на колонках.
DAC
(
Digital to Analog Converter
) – ЦАП, цифроаналоговый
преобразователь.
DAT
(
Digital Audio Tape
) – система цифровой магнитной за
писи звука на магнитную ленту.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
203
DIN5 разъем
– круглый 5контактный разъем. Использует
ся, например, для MIDIаппаратуры и ATклавиатуры.
miniDIN – разъем, используемый для PS/2клавиатуры.
Dithering
– искусственное подмешивание к звуковому сигна
лу псевдослучайного белого шума, в результате чего шум кван
тования рассеивается по спектру сигнала.
Dolby Digital (
DD
)
– стандарт записи звука для систем домаш
него кинотеатра, технология цифрового кодирования звука,
разработанная фирмой Dolby Laboratories. Является дальней
шей разработкой системы Dolby Surround Pro Logic и включает
в себя 6 каналов для записи звука. Многоканальный звук запи
сывается цифровым способом.
Dolby HX Pro
– система динамической регулировки тока под
магничивания при магнитной звукозаписи, обеспечивающая
лучшую запись высоких частот.
Dolby NR System
– система шумопонижения (
Noise Reducing
)
Долби (компадерный шумоподавитель). Имеет модификации
B, C и S, которые обеспечивают увеличение отношения сиг
нал/шум на 10, 15 и более 20 дБ соответственно.
DSP
(
Digital Signal Processor
) – цифровой сигнальный про
цессор. Специализированный процессор, предназначенный
для высокоскоростной обработки сигналов (аудио, видео, ком
муникационных).
DTS
(
Digital Theatre Sound
) – формат звука, использующийся
при записи кинофильмов и создающий новые звуковые эффек
ты (шестиканальный звук).
DVD
(
Digital Versatile Disc
) – цифровой многофункциональ
ный диск.
DVDROM
– формат данных, базирующийся на стандарте
DVD, использует UDFформат файла и вмещает до 4,7 Гб дан
ных на каждом диске.
Dubbing
– перезапись с одного аппарата на другой звуковых
(
Audio Dubbing
) или видео (
Video Dubbing
) файлов.
Duration
– длительность звучания ноты в MIDI.
Dynamic Range
– динамический диапазон.
EBU
(
European Broadcasting Union
) – Европейский союз ве
щания; занимается всеми вопросами радиовещания в Европе,
включая стандартизацию.
EIA
(
Electronic Industries Association
) – Электронная промыш
ленная ассоциация США, разрабатывает стандарты на элек
ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
204
тронную аппаратуру.
ECC
(
Error Correction Code
) – код коррекции ошибок.
FAQ
(
Frequently Asked Questions
) – список часто задаваемых
вопросов по какойто определенной теме. Составляется либо
отдельным человеком, либо группой людей, как правило, спе
циалистами в данной области. Русский вариант – ЧаВо (Часто
задаваемые Вопросы и ответы на них).
Freeware
– способ распространения программного обеспече
ния, при котором любой пользователь может свободно скопи
ровать и использовать программу.
Frequency Range
– диапазон пропускания частот.
Full duplex
– полный дуплекс.
G9
– 9контактный DINразъем.
HDR2
– двухигольчатый разъем цифрового выхода на кор
пусе CDROM.
HDCD
(
High Definition Compatible Digital
) – формат CD аудио
(от компании Pacific Microsonic) более высокой разрядности (от
20 бит), чем у CDDA. Используется формат CDDA и служеб
ные сектора для записи инструкций по обработке данных в зву
ковых секторах. Должен применяться специальный аппарат
ный плейер. При недостаточной мощности процессора плейер
не успевает иногда правильно обрабатывать аудиопоток.
HFModulator
– ВЧмодулятор.
HFSignal
– ВЧсигнал.
HiEnd
– аудио или видеоаппаратура высшего класса.
HiFi
(
High Fidelity
) – высокое качество. В аудио и видеотех
нике понятие, относимое к качеству записи и воспроизведения
звука, верхний класс аппаратуры бытового уровня.
IASIG
(
Interactive Audio Special Interest Group
– группа по спе
циальным областями интерактивного аудио) открытая органи
зация ведущих производителей компьютерного и, вообще, ин
терактивного аудио.
IEC
(
International Electrotechnical Commission
) – Международ
ная электротехническая комиссия. Организация, разрабатыва
ющая рекомендации в области записи и воспроизведения ин
формации.
IEE1394
(он же
Firewire
) – интерфейс, обеспечивающий вы
сокоскоростной обмен между различными устройствами ком
пьютера.
ISO
(
International Standards Organization
) – международная
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
205
некоммерческая организация, разрабатывающая и распростра
няющая научные и технологические стандарты. Работает под
эгидой ООН.
Jack
– коаксиальный разъем или просто разъем.
LED
(
Light Emitting Diode
) – светодиод.
Loudness
– тонкомпенсация; фиксированный или регулируе
мый подъем низких и высоких частот при низких уровнях гром
кости для компенсации падения чувствительности слуха чело
века на этих частотах при пониженной громкости.
MIDI
(
Musical Instrument Digital Interface
) – спецификация,
включающая стандарт на программную и аппаратную части.
Предназначен для организации локальной сети электронных
инструментов.
Mini DIN разъем
– круглый 6контактный разъем. Использу
ется, например, в PS/2клавиатурах и PS/2мышах. Тоньше,
чем DINразъем.
MASH
(
Multi Stage Noise Shaping
) – способ кодирования циф
рового звукового сигнала с преобразованием спектра шума дис
кретизации. Разработан фирмой Matsushita.
MD
(
Minidisc
) – «минидиск», система магнитооптической
записи звука.
Mixer
– микшер, смеситель, микшерный пульт.
MP3
(
MPEG1 Layer 3
) – способ компрессии звуковой ин
формации и отличающийся высокой степенью сжатия. Осно
ван на исключении из звука «лишней» (избыточной) информа
ции, не различимой человеческим ухом.
MPC
– стандарт на 4контактный коннектор. Плоская ште
керная пластинка вставляется в гнездо. На ней есть защелка.
Вставляться должна так, чтобы красный провод шел на правый
канал, белый – на левый. Используется, например, для внут
ренних аналоговых и цифровых разъемов звуковых карт.
MPEG
(
Moving Pictures Expert Group
– группа экспертов в об
ласти движущихся изображений) – набор стандартов на коди
рование и компрессию аудио и видеоинформации в цифровом
виде.
MPX
(
Multiplex
) – обозначение фильтра, подавляющего на
входе магнитофона частоту пилоттона (19 кГц) при записи с
тюнера стереопередач о системе с пилоттоном.
Noise Filter
– фильтр подавления помех.
Obstruction
– обструкция.
ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
206
OffLine
– режим работы «офлайн», автономный, независи
мый, «вне линии».
OnLine
– режим работы «онлайн», в реальном времени.
PCM
(
Pulse Code Modulation
) – импульснокодовая модуля
ция (ИКМ). Наиболее простой и общий метод сигналов и ис
пользует запись абсолютных значений амплитуд. Минусом яв
ляются большие шумы оцифровки для малых значений сигнала.
Pitch
(высота тона) – высота тона ноты.
Pitch shift
– сдвиг тона на несколько октав.
Pitch shifter
– устройство, предназначенное для сдвига высо
ты тона
.
RealAudio, RealVideo
– формат, разработанный и используе
мый при передаче аудио и видеоинформации в реальном време
ни.
RCA
(
Radio Corporation of America
) – двухконтактный коакси
альный разъем, использующийся для передачи аудио и ви
деосигналов. Центральный контакт (около 3 мм диаметром)
длиннее внешнего (около 9 мм диаметром). Разновидность
RCA, когда внешний контакт имеет вырезы, называют тюльпа
ном. Если 2 RCA разъема используются для передачи стереозву
ка, то белого цвета передает левый канал, а красный – правый.
RDS
(
Radio Data System
) – система передачи данных одно
временно со звуковым сигналом, по кодам которой радиопри
емное устройство, имеющее соответствующий декодер, может
управляться (например, отображение воспроизводимой про
граммы, прием «бегущей строки» на дисплее).
RMF
(
Rich Music Format
) – формат музыкальных файлов для
интерактивных приложений. Файл имеет расширение RMF и
содержит информацию 3 типов: сжатые сэмплы, управление
проигрышем, как в MIDI, инструкции по интерактивности (не
имеет аналогов). Формат межплатформенный. Может содер
жать и MIDI файлы.
Sample rate
– частота дискретизации.
S/N
(
Signal/Noise
) – отношение сигнал/шум.
SPDIF
(
Sony/Philips Digital InterFace
) – цифровой интерфейс,
разработанный фирмами Сони и Филипс для бытовой аппара
туры. Является упрощенным вариантом интерфейса AES/EBU.
Этот формат позволяет без потерь качества передавать цифро
вые аудиосигналы по коаксиальным или специальным оптиче
ским кабелям. Использует небалансное соединение.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
207
SRC
(
Sampling Rate Converter
) – конвертор частоты оцифров
ки. Составная часть многих аудиоконтроллеров. Обычно вы
ходной порт SPDIF допускает передачу только файлов, оциф
рованных на 48 кГц. SRC «готовит” для него такие потоки.
Также необходимость в SRC появляется, когда внутренние
тракты контроллера работают только на частоте 48 кГц. Неко
торые SRC производят передискретизацию с подмешиванием
псевдошумов (теряя при этом в динамическом диапазоне).
Stereo miniphone jack
(кратко миниджек) – гнездо для ште
керного разъема stereo miniphone plug.
Stereo miniphone plug
– штекерный стерео/аудиоразъем диа
метром 1/8 дюйма (3,5 мм). Штырь разделен изолирующими
прокладками на 3 части. Ближний к основанию контакт – об
щий (земля), средний – левый канал, дальний – правый канал.
Stereo phone jack
– гнездо штекерного разъема stereo phone
plug.
Stereo phone plug
– штекерный стерео/аудиоразъем диамет
ром 1/4 дюйма. По устройству аналогичен stereo miniphone
plug. Характерен для качественных наушников, микрофонов и
другой аппаратуры. Для устройств класса HiFi выполняется
позолоченным.
Subwoofer
– акустическая система, предназначенная для вос
произведения низких (до 200 Гц) частот. В системе домашнего
кинотеатра воспроизводит шумовые эффекты.
Surround sound
– окружающий звук.
Timbre
(тембр) – MIDI голос.
TTL
(TransistorTransistor Logic) – один из двух типов цифро
вых логических устройств (наряду с CMOS).
Unbalanced output
– несимметричный (несбалансированный)
выход.
USBколонки
– акустические колонки с USB интерфейсом и
встроенным ЦАП. Позволяют проигрывать звуковые файлы без
звуковой карты и, теоретически, уменьшать наводки.
Variable bitrate
– переменная скорость передачи битов.
Volume
– громкость, объем.
VST
– формат подключаемых модулей, разработанный ком
панией Steinberg.
WAV
(сокращение от Waveform) – метаформат звуковых фай
лов для ОС Windows, закодированных посредством Waveform
методов. Примененный метод записывается в заголовке файла,
ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
208
вместе со своими параметрами (частота, разрядность). Именно
поэтому WAV является не форматом, а метаформатом, так как
допускает использование любого кодека. Применяется с пер
вых версий ОС Windows.
Waveform
(форма волны, сигнала) – класс методов кодирова
ния аналогового сигнала, в которых не используются никакие
дополнительные сведения о характере сигнала. Поэтому отли
чаются простотой реализации и универсальностью. К этому
классу относятся PCM, DPCM, ADPCM.
Wave shape
(форма волны) – форма волны элементарного
сигнал, воспроизводимого генератором. Самые известные фор
мы волн: sawtooth (пилообразная), pulse (пульсирующая), square
(квадратная), triangle (треугольная), sine (синусоидальная),
noise/random (шум/случайная).
WMA
(Windows Media Audio) – технология кодирования
(сжатия) звука для компьютерных программ.
Woofer
– большой динамик в акустической системе, предназ
наченный для воспроизведения низких частот.
Wow and Flutter
– детонация (воспроизводимого) звука, обус
ловленная медленными (Wow) и быстрыми (Flutter) колебания
ми скорости в аппаратах записи и воспроизведения.
XLR
– обозначение трехконтактного разъема, обычно ис
пользуемого в профессиональной видеоаппаратуре. Часто на
зывают разъемом Canon.
XRCD
(Extended Resolution CD) – формат аудио на CD от
компании JVC, аналогичный HDCD.
Приложение 2
Глоссарий по лингвистической обработке речи
Акустическая составляющая звука
(от греч.
akustikos –
слухо
вой) – воспринимаемые на слух физические параметры звуко
вой волны. Акустически звук речи представляет собой колеба
тельные движения, передаваемые воздушной средой.
Физические параметры звуковой волны могут быть измерены.
Они коррелируют с воспринимаемыми на слух свойствами зву
ка. Он может быть высоким и низким (тон, высота голоса),
сильным и слабым (громкость, сила звука), высокого тембра и
низкого и т. д.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
209
Акустические параметры
(от греч.
akustikos
– слуховой) – фи
зические свойства звуковой волны, относящиеся к слуховому
восприятию, например, акустическая сторона звуков речи.
Акустический
(от греч.
akustikos –
слуховой) – относящийся к
слуховому восприятию.
Аллофон
(от греч.
allos
– иной, другой и phone звук) – звук, ко
торый в потоке речи изменил какието свои характеристики под
влиянием окружающих звуков.
Аллюзия
— намек на известный исторический, легендарный
или бытовой факт, который создает обобщенный подтекст, от
сылка в тексте к другим событиям, как правило, известным всем
носителям из опыта — из так называемых фоновых знаний.
Анафорические связи в тексте
— отношения между частями тек
ста (между словами, высказываниями), при которых в смысл од
ного слова, высказывания входит отсылка к другому слову, вы
сказыванию (экспертиза 13).
Анафорическое употребление местоимений
— употребление мес
тоимений (например, он, она, оно, они, этот и др.), смысл кото
рых понятен только в определенном контексте.
Артикуляторный фокус
звука – основное место образования
звука в артикуляторном тракте (место наибольшей напряженно
сти в артикуляторном тракте при производстве звука). Является
одной из характеристик согласных звуков как звуков достаточно
компактных по артикуляторным движениям.
Артикуляционные характеристики (признаки) звука
– характерис
тики, обусловленные работой органов речи. Для русских глас
ных – это подъем, ряд, лабиализация, для согласных – глухость
и звонкость, место и способ образования, твердость и мягкость.
Артикуляция
(от лат.
articulatio
,
articulare
членораздельно выго
варивать) – движение органов речи. Каждый звук речи имеет
свои артикуляционные характеристики и поэтому отличается от
других звуков. Речь – непрерывная смена артикуляций. Одна ре
чевая поза сменяется другой, а это достигается перемещениями
языка спереди назад, сверху вниз, движениями губ и т. п.
Аутентификация
– процедура проверки правильности введен
ной пользователем регистрационной информации (например,
для входа в систему).
Аутентичность
— тождество одного (текста) другому.
Аффриката
(от лат.
Affricata –
притертая) – cогласные звуки,
которые имеют сложную, неоднородную во времени, артикуля