Файл: Галяшина Е. И. - Основы судебного речеведения - 2003.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.10.2020

Просмотров: 2714

Скачиваний: 56

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ

200

внутренними процессами в тракте, например тепловыми
шумами.

Шум взвешенный

– шум, измеренный в диапазоне звуковых

частот прибором с селективной (неравномерной) амплитудно
частотной характеристикой.

Шум оцифровки

– шум квантования (quantization noise).

Функцияразность между исходным аналоговым сигналом и
его аппроксимирующей функцией, построенной по результа
там оцифровки. То есть шум, появляющийся при квантовании
в результате округления амплитуды сигнала до ближайшего
уровня.

Шумопонижение

– улучшение качества звуко или видеозапи

си путем снижения шумов и помех.

Эквалайзер 

(EQ, equalizer – выравниватель, корректор) – ус

тройство или программа, позволяющая проводить коррекцию
частот сигнала, т. е. независимо регулировать коэффициенты
усиления различных участков частотного диапазона сигналов.
Эквалайзеры подразделяются на графические и параметричес
кие.

Эффектпроцессор 

— аппаратный модуль или специализиро

ванная программа, построенная на использовании сигнального
процессора (см. DSP) и предназначенная для наложения на
сигнал различных звуковых эффектов.

Эхо

(

echo

) – отраженная с задержкой во времени волна.

AAC 

(

Advanced Audio Coding

) – технология кодирования (сжа

тия) звуковых сигналов.

Aweighting

– частотный фильтр, накладываемый при усред

нении сигнала (обычно методом RMS), при котором в качестве
весовой функции берется функция слышимости среднего чело
веческого уха. Эта функция учитывает, что наиболее слышимы
частоты 1–10 кГц. Поэтому функция близка к 0 дБ на этом уча
стке и спадает по краям звукового диапазона.

AC3 

(

Acoustic Coding 3

) – система акустической компрессии

звука.

AEC

(

Acoustic Echo Cancellation

) – подавление акустического

эха. Возможность микрофона (в том числе в составе телефона).
Реализуется процессором эхоподавления (echo cancellation
processor), который распознает эхо и вычитает его из сигнала.
Обычно применяется адаптивный подавитель, который обуча
ется распознаванию. Обучение производится довольно быстро,

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

201

примерно за 50 мс, и этот интервал называется временем кон
вергенции (convergence time).

AEC/EBU

– формат двухканального студийного цифрового

интерфейса, также известный как AES3. Рекомендован в 1992 г.
для передачи аудиосигналов. Используется балансная линия
передачи, разъем XLR.

ADPCM

(

Adaptive Differential Pulse Code Modulation

) – адап

тивная разностная импульснокодовая модуляция. Способ ци
фрового кодирования и сжатия аналогового сигнала, когда от
счеты записываются не в абсолютной форме, а в виде
относительных изменений амплитуды сигнала (запись прира
щения значений амплитуды). Запоминается (округленная) раз
ность между текущим значением и значением, предсказанным
на основе экстраполяции. Для квантования используется обыч
но 4 бита. Указанная операция позволяет уменьшить общий
размеp оцифрованного сигнала, однако не позволяет точно
представить сигналы с быстро меняющейся амплитудой. Ши
роко применяется для сжатия речи, обычно для PCM файла.

ANSI 

(

American National Standards Institute

) – Американский

национальный институт стандартов, разрабатывает промыш
ленные стандарты.

Antiskin/Antishock

– система противоударной защиты («анти

шок») от сбоев воспроизведения CD и MD, использующая в том
числе электронный буфер памяти (до 20 Мб). Обычно указыва
ется время, в течение которого данные поступают из буфера
(до 100 сек).

API

(

Application Programming Interface

) – прикладной про

граммный интерфейс. Набор подпрограмм или функций, по
средством вызова которых программа или приложение прика
зывает операционной системе выполнить определенную
работу.

ASIO

(

Audio Stream Input Output

) – система ввода и вывода ау

диопотока. Технология (интерфейс) быстрого обмена между
памятью компьютера и цифровым звуковым устройством, раз
работанная фирмой Steinberg. Используется для оптимизации
аппаратных средств при использовании музыкального про
граммного обеспечения.

ATRAC 

(

Adaptive Transform Acoustic Coding

) – алгоритм, пред

ложенный фирмой Sony для адаптированного кодирования при
записи звука в сжатой форме на минидиск.


background image

ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ

202

Attenuation

– ослабление сигнала при приеме или записи

слишком сильных сигналов.

Biamping

(

Biamplify

)

– схема подключения АС, при которой

ее каждая полоса (или динамик) управляется отдельным кана
лом усилителя; то есть для пары двухполосных акустических си
стем требуются два стереофонических усилителя и два ком
плекта проводов для каждой акустической системы.

Bias

– высокочастотный сигнал, используемый в аналоговой

магнитной звукозаписи для повышения точности записи
аудиосигнала, генерируется biasосцилятором.

Biwiring

– схема подключения АС, в которой каждая ее по

лоса подключается отдельным кабелем к одному усилителю.
Нужно иметь АС с двумя комплектами входов и разделяющим
кроссовером.

BNC

(

Bayonet NeilConcelman

,

bayonet

– штык; 

Neil

и

Concelman

– фамилии разработчиков) – байонетный (т. е. фик

сирующийся небольшим поворотом) металлический разъем для
коаксиальных кабелей.

BPM

(

Beats per Minute

) – количество ударов в минуту. Рас

пространенный и удобный способ измерения темпа.

CCIR 

(

Commission Consultativ International de Radiodiffusion

) –

международная комиссия по стандартизации для радиовеща
ния и телевидения.

CD 

(

Compact Disc

) – компакт диск.

CDDA

(

CD Digital Audio, он же Audio CD

) – стандарт на фор

мат цифрового аудио на CD. PCM звук имеет параметры 16 бит
и 44,1 кГц. Стандарт относится к 1980 г. и разработан компани
ями Sony и Philips.

Codec 

(

Compression/Decompression algorithm

) – аппаратный

модуль или программный блок, предназначенный для кодиро
вания/декодирования (или компрессии/декомпрессии) дан
ных.

Crosstalk cancelation

(перекрестное подавление) – техноло

гия, при которой звук, приходящий, например, с левого канала,
слышен только левым ухом. Легко реализуется на наушниках,
но сложно на колонках.

DAC

(

Digital to Analog Converter

) – ЦАП, цифроаналоговый

преобразователь.

DAT 

(

Digital Audio Tape

) – система цифровой магнитной за

писи звука на магнитную ленту.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

203

DIN5 разъем

– круглый 5контактный разъем. Использует

ся, например, для MIDIаппаратуры и ATклавиатуры.
miniDIN – разъем, используемый для PS/2клавиатуры.

Dithering

– искусственное подмешивание к звуковому сигна

лу псевдослучайного белого шума, в результате чего шум кван
тования рассеивается по спектру сигнала.

Dolby Digital (

DD

)

– стандарт записи звука для систем домаш

него кинотеатра, технология цифрового кодирования звука,
разработанная фирмой Dolby Laboratories. Является дальней
шей разработкой системы Dolby Surround Pro Logic и включает
в себя 6 каналов для записи звука. Многоканальный звук запи
сывается цифровым способом.

Dolby HX Pro

– система динамической регулировки тока под

магничивания при магнитной звукозаписи, обеспечивающая
лучшую запись высоких частот.

Dolby NR System

– система шумопонижения (

Noise Reducing

)

Долби (компадерный шумоподавитель). Имеет модификации
B, C и S, которые обеспечивают увеличение отношения сиг
нал/шум на 10, 15 и более 20 дБ соответственно.

DSP

(

Digital Signal Processor

) – цифровой сигнальный про

цессор. Специализированный процессор, предназначенный
для высокоскоростной обработки сигналов (аудио, видео, ком
муникационных).

DTS 

(

Digital Theatre Sound

) – формат звука, использующийся

при записи кинофильмов и создающий новые звуковые эффек
ты (шестиканальный звук).

DVD 

(

Digital Versatile Disc

) – цифровой многофункциональ

ный диск.

DVDROM

– формат данных, базирующийся на стандарте

DVD, использует UDFформат файла и вмещает до 4,7 Гб дан
ных на каждом диске.

Dubbing

– перезапись с одного аппарата на другой звуковых

(

Audio Dubbing

) или видео (

Video Dubbing

) файлов.

Duration

– длительность звучания ноты в MIDI.

Dynamic Range

– динамический диапазон.

EBU 

(

European Broadcasting Union

) – Европейский союз ве

щания; занимается всеми вопросами радиовещания в Европе,
включая стандартизацию.

EIA 

(

Electronic Industries Association

) – Электронная промыш

ленная ассоциация США, разрабатывает стандарты на элек


background image

ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ

204

тронную аппаратуру.

ECC 

(

Error Correction Code

) – код коррекции ошибок.

FAQ 

(

Frequently Asked Questions

) – список часто задаваемых

вопросов по какойто определенной теме. Составляется либо
отдельным человеком, либо группой людей, как правило, спе
циалистами в данной области. Русский вариант – ЧаВо (Часто
задаваемые Вопросы и ответы на них).

Freeware

– способ распространения программного обеспече

ния, при котором любой пользователь может свободно скопи
ровать и использовать программу.

Frequency Range

– диапазон пропускания частот.

Full duplex

– полный дуплекс.

G9

– 9контактный DINразъем.

HDR2

– двухигольчатый разъем цифрового выхода на кор

пусе CDROM.

HDCD

(

High Definition Compatible Digital

) – формат CD аудио

(от компании Pacific Microsonic) более высокой разрядности (от
20 бит), чем у CDDA. Используется формат CDDA и служеб
ные сектора для записи инструкций по обработке данных в зву
ковых секторах. Должен применяться специальный аппарат
ный плейер. При недостаточной мощности процессора плейер
не успевает иногда правильно обрабатывать аудиопоток.

HFModulator

– ВЧмодулятор.

HFSignal 

– ВЧсигнал.

HiEnd

– аудио или видеоаппаратура высшего класса.

HiFi

(

High Fidelity

) – высокое качество. В аудио и видеотех

нике понятие, относимое к качеству записи и воспроизведения
звука, верхний класс аппаратуры бытового уровня.

IASIG

(

Interactive Audio Special Interest Group

– группа по спе

циальным областями интерактивного аудио) открытая органи
зация ведущих производителей компьютерного и, вообще, ин
терактивного аудио.

IEC

(

International Electrotechnical Commission

) – Международ

ная электротехническая комиссия. Организация, разрабатыва
ющая рекомендации в области записи и воспроизведения ин
формации.

IEE1394 

(он же 

Firewire

) – интерфейс, обеспечивающий вы

сокоскоростной обмен между различными устройствами ком
пьютера.

ISO 

(

International Standards Organization

) – международная

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

205

некоммерческая организация, разрабатывающая и распростра
няющая научные и технологические стандарты. Работает под
эгидой ООН.

Jack

– коаксиальный разъем или просто разъем.

LED 

(

Light Emitting Diode

) – светодиод.

Loudness

– тонкомпенсация; фиксированный или регулируе

мый подъем низких и высоких частот при низких уровнях гром
кости для компенсации падения чувствительности слуха чело
века на этих частотах при пониженной громкости.

MIDI 

(

Musical Instrument Digital Interface

) – спецификация,

включающая стандарт на программную и аппаратную части.
Предназначен для организации локальной сети электронных
инструментов.

Mini DIN разъем

– круглый 6контактный разъем. Использу

ется, например, в PS/2клавиатурах и PS/2мышах. Тоньше,
чем DINразъем.

MASH 

(

Multi Stage Noise Shaping

) – способ кодирования циф

рового звукового сигнала с преобразованием спектра шума дис
кретизации. Разработан фирмой Matsushita.

MD 

(

Minidisc

) – «минидиск», система магнитооптической

записи звука.

Mixer

– микшер, смеситель, микшерный пульт.

MP3 

(

MPEG1 Layer 3

) – способ компрессии звуковой ин

формации и отличающийся высокой степенью сжатия. Осно
ван на исключении из звука «лишней» (избыточной) информа
ции, не различимой человеческим ухом.

MPC

– стандарт на 4контактный коннектор. Плоская ште

керная пластинка вставляется в гнездо. На ней есть защелка.
Вставляться должна так, чтобы красный провод шел на правый
канал, белый – на левый. Используется, например, для внут
ренних аналоговых и цифровых разъемов звуковых карт.

MPEG

(

Moving Pictures Expert Group

– группа экспертов в об

ласти движущихся изображений) – набор стандартов на коди
рование и компрессию аудио и видеоинформации в цифровом
виде.

MPX 

(

Multiplex

) – обозначение фильтра, подавляющего на

входе магнитофона частоту пилоттона (19 кГц) при записи с
тюнера стереопередач о системе с пилоттоном.

Noise Filter

– фильтр подавления помех.

Obstruction

– обструкция.


background image

ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ

206

OffLine

– режим работы «офлайн», автономный, независи

мый, «вне линии».

OnLine

– режим работы «онлайн», в реальном времени.

PCM

(

Pulse Code Modulation

) – импульснокодовая модуля

ция (ИКМ). Наиболее простой и общий метод сигналов и ис
пользует запись абсолютных значений амплитуд. Минусом яв
ляются большие шумы оцифровки для малых значений сигнала.

Pitch 

(высота тона) – высота тона ноты.

Pitch shift

– сдвиг тона на несколько октав.

Pitch shifter

– устройство, предназначенное для сдвига высо

ты тона

.

RealAudio, RealVideo

– формат, разработанный и используе

мый при передаче аудио и видеоинформации в реальном време
ни.

RCA

(

Radio Corporation of America

) – двухконтактный коакси

альный разъем, использующийся для передачи аудио и ви
деосигналов. Центральный контакт (около 3 мм диаметром)
длиннее внешнего (около 9 мм диаметром). Разновидность
RCA, когда внешний контакт имеет вырезы, называют тюльпа
ном. Если 2 RCA разъема используются для передачи стереозву
ка, то белого цвета передает левый канал, а красный – правый.

RDS 

(

Radio Data System

) – система передачи данных одно

временно со звуковым сигналом, по кодам которой радиопри
емное устройство, имеющее соответствующий декодер, может
управляться (например, отображение воспроизводимой про
граммы, прием «бегущей строки» на дисплее).

RMF

(

Rich Music Format

) – формат музыкальных файлов для

интерактивных приложений. Файл имеет расширение RMF и
содержит информацию 3 типов: сжатые сэмплы, управление
проигрышем, как в MIDI, инструкции по интерактивности (не
имеет аналогов). Формат межплатформенный. Может содер
жать и MIDI файлы.

Sample rate

– частота дискретизации.

S/N 

(

Signal/Noise

) – отношение сигнал/шум.

SPDIF

(

Sony/Philips Digital InterFace

) – цифровой интерфейс,

разработанный фирмами Сони и Филипс для бытовой аппара
туры. Является упрощенным вариантом интерфейса AES/EBU.
Этот формат позволяет без потерь качества передавать цифро
вые аудиосигналы по коаксиальным или специальным оптиче
ским кабелям. Использует небалансное соединение.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

207

SRC

(

Sampling Rate Converter

) – конвертор частоты оцифров

ки. Составная часть многих аудиоконтроллеров. Обычно вы
ходной порт SPDIF допускает передачу только файлов, оциф
рованных на 48 кГц. SRC «готовит” для него такие потоки.
Также необходимость в SRC появляется, когда внутренние
тракты контроллера работают только на частоте 48 кГц. Неко
торые SRC производят передискретизацию с подмешиванием
псевдошумов (теряя при этом в динамическом диапазоне).

Stereo miniphone jack

(кратко миниджек) – гнездо для ште

керного разъема stereo miniphone plug.

Stereo miniphone plug

– штекерный стерео/аудиоразъем диа

метром 1/8 дюйма (3,5 мм). Штырь разделен изолирующими
прокладками на 3 части. Ближний к основанию контакт – об
щий (земля), средний – левый канал, дальний – правый канал.

Stereo phone jack

– гнездо штекерного разъема stereo phone

plug.

Stereo phone plug

– штекерный стерео/аудиоразъем диамет

ром 1/4 дюйма. По устройству аналогичен stereo miniphone
plug. Характерен для качественных наушников, микрофонов и
другой аппаратуры. Для устройств класса HiFi выполняется
позолоченным.

Subwoofer

– акустическая система, предназначенная для вос

произведения низких (до 200 Гц) частот. В системе домашнего
кинотеатра воспроизводит шумовые эффекты.

Surround sound

– окружающий звук.

Timbre 

(тембр) – MIDI голос.

TTL

(TransistorTransistor Logic) – один из двух типов цифро

вых логических устройств (наряду с CMOS).

Unbalanced output

– несимметричный (несбалансированный)

выход.

USBколонки

– акустические колонки с USB интерфейсом и

встроенным ЦАП. Позволяют проигрывать звуковые файлы без
звуковой карты и, теоретически, уменьшать наводки.

Variable bitrate

– переменная скорость передачи битов.

Volume

– громкость, объем.

VST

– формат подключаемых модулей, разработанный ком

панией Steinberg.

WAV

(сокращение от Waveform) – метаформат звуковых фай

лов для ОС Windows, закодированных посредством Waveform
методов. Примененный метод записывается в заголовке файла,


background image

ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ

208

вместе со своими параметрами (частота, разрядность). Именно
поэтому WAV является не форматом, а метаформатом, так как
допускает использование любого кодека. Применяется с пер
вых версий ОС Windows.

Waveform

(форма волны, сигнала) – класс методов кодирова

ния аналогового сигнала, в которых не используются никакие
дополнительные сведения о характере сигнала. Поэтому отли
чаются простотой реализации и универсальностью. К этому
классу относятся PCM, DPCM, ADPCM.

Wave shape 

(форма волны) – форма волны элементарного

сигнал, воспроизводимого генератором. Самые известные фор
мы волн: sawtooth (пилообразная), pulse (пульсирующая), square
(квадратная), triangle (треугольная), sine (синусоидальная),
noise/random (шум/случайная).

WMA 

(Windows Media Audio) – технология кодирования

(сжатия) звука для компьютерных программ.

Woofer

– большой динамик в акустической системе, предназ

наченный для воспроизведения низких частот.

Wow and Flutter

– детонация (воспроизводимого) звука, обус

ловленная медленными (Wow) и быстрыми (Flutter) колебания
ми скорости в аппаратах записи и воспроизведения.

XLR

– обозначение трехконтактного разъема, обычно ис

пользуемого в профессиональной видеоаппаратуре. Часто на
зывают разъемом Canon.

XRCD

(Extended Resolution CD) – формат аудио на CD от

компании JVC, аналогичный HDCD.

Приложение 2

Глоссарий по лингвистической обработке речи

Акустическая составляющая звука 

(от греч. 

akustikos –

слухо

вой) – воспринимаемые на слух физические параметры звуко
вой волны. Акустически звук речи представляет собой колеба
тельные движения, передаваемые воздушной средой.
Физические  параметры звуковой волны могут быть измерены.
Они коррелируют с воспринимаемыми на слух свойствами зву
ка. Он может быть высоким и низким (тон, высота голоса),
сильным и слабым (громкость, сила звука), высокого тембра и
низкого и т. д.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

209

Акустические параметры 

(от греч. 

akustikos

– слуховой) – фи

зические свойства звуковой волны, относящиеся к слуховому
восприятию, например, акустическая сторона звуков речи.

Акустический 

(от греч. 

akustikos –

слуховой) – относящийся к

слуховому восприятию.

Аллофон 

(от греч. 

allos

– иной, другой и phone звук) – звук, ко

торый в потоке речи изменил какието свои характеристики под
влиянием окружающих звуков.

Аллюзия

— намек на известный исторический, легендарный

или бытовой факт, который создает обобщенный подтекст, от
сылка в тексте к другим событиям, как правило, известным всем
носителям из опыта — из так называемых фоновых знаний.

Анафорические связи в тексте

— отношения между частями тек

ста (между словами, высказываниями), при которых в смысл од
ного слова, высказывания входит отсылка к другому слову, вы
сказыванию (экспертиза 13).

Анафорическое употребление местоимений

— употребление мес

тоимений (например, он, она, оно, они, этот и др.), смысл кото
рых понятен только в определенном контексте.

Артикуляторный фокус 

звука – основное место образования

звука в артикуляторном тракте (место наибольшей напряженно
сти в артикуляторном тракте при производстве звука). Является
одной из характеристик согласных звуков как звуков достаточно
компактных по артикуляторным движениям.

Артикуляционные характеристики (признаки) звука

– характерис

тики, обусловленные работой органов речи. Для русских глас
ных – это подъем, ряд, лабиализация, для согласных – глухость
и звонкость, место и способ образования, твердость и мягкость.

Артикуляция 

(от лат. 

articulatio

articulare

членораздельно выго

варивать) – движение органов речи. Каждый звук речи имеет
свои артикуляционные характеристики и поэтому отличается от
других звуков. Речь – непрерывная смена артикуляций. Одна ре
чевая поза сменяется другой, а это достигается перемещениями
языка спереди назад, сверху вниз, движениями губ и т. п.

Аутентификация

– процедура проверки правильности введен

ной пользователем регистрационной информации (например,
для входа в систему).

Аутентичность

— тождество одного (текста) другому.

Аффриката 

(от лат. 

Affricata –

притертая) – cогласные звуки,

которые имеют сложную, неоднородную во времени, артикуля