ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.10.2020
Просмотров: 23490
Скачиваний: 331
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Введение в муниципальное право
Глава 1. Муниципальное право — комплексная отрасль права
§ 1. Понятие и предмет муниципального права
§ 2. Правовое регулирование муниципальных отношений
§ 3. Муниципально-правовые нормы и институты
§ 4. Источники муниципального права
§ 5. Муниципально-правовые отношения и их субъекты
§ 6. Система муниципального права
§ 7. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации
Глава 2. Научная дисциплина муниципального права
§ 1. Понятие и предмет научной дисциплины муниципального права
§ 4. Эволюция научной дисциплины муниципального права в России
§ 5. Место научной дисциплины муниципального права в системе юридических наук
Глава 3. Историко-теоретические основы местного самоуправления
§ 1. Основные теории местного самоуправления
§ 2. Муниципальные системы зарубежных стран
§ 3. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России
§ 4. Организация местной власти в советский период
§ 5. Основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе
Раздел II. Местное самоуправление в системе народовластия
Глава 4. Понятие местного самоуправления
§ 1. Местное самоуправление как основа конституционного строя
§ 3. Местное самоуправление — форма народовластия
Глава 5. Общие принципы местного самоуправления
§ 1. Понятие общих принципов местного самоуправления
§ 2. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения
§ 4. Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан
§ 5. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям
§ 7. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления
§ 8. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина
§ 9. Законность в организации и осуществлении местного самоуправления
§ 10. Гласность местного самоуправления
§ 11. Сочетание коллегиальности и единоначалия в местном самоуправлении
§ 12. Государственная гарантия местного самоуправления
Глава 6. Функции местного самоуправления
§ 1. Понятие функций местного самоуправления
§ 2. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения
§ 3. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления
§ 4. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования
§ 6. Охрана общественного порядка
Глава 7. Понятие системы местного самоуправления и ее состав
§ 1. Понятие системы местного самоуправления
§ 2. Организационные формы осуществления местного самоуправления
§ 5. Народная правотворческая инициатива
§ 6. Обращение граждан в органы местного самоуправления
Глава 9. Органы местного самоуправления в системе народовластия
§ 1. Понятие и система органов местного самоуправления
§ 2. Представительные органы местного самоуправления
§ 3. Иные органы и должностные лица местного самоуправления
Глава 10. Ассоциации и союзы муниципальных образований
§ 1. Понятие и функции ассоциаций и союзов муниципальных образований
§ 2. Виды ассоциаций и союзов муниципальных образований
Раздел III. Основы местного самоуправления
Глава 11. Правовая основа местного самоуправления.
§ 1. Понятие и развитие правовой основы местного самоуправления.
§ 4. Устав муниципального образования. Иные нормативные правовые акты муниципальных образований
Глава 12. Территориальные основы местного самоуправления
§ 1. Понятие территориальных основ местного самоуправления
§ 2. Границы и состав территории муниципального образования
§ 3. Образование, объединение, преобразование или упразднение муниципальных образований
Глава 13. Организационные основы местного самоуправления
§ 1. Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления
§ 2. Определение организационной структуры местного самоуправления
Глава 14. Структура и организация работы органов местного самоуправления
§ 1. Структура и организация работы представительных органов местного самоуправления
§ 2. Структура и организация работы иных органов местного самоуправления
§ 3. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления
Глава 15. Муниципальная служба
§ 1. Понятие, принципы и правовое регулирование муниципальной службы
§ 2. Понятие и виды муниципальных должностей
§ 3. Понятие и классификация муниципальных служащих
§ 4. Правовой статус муниципального служащего
§ 5. Прохождение муниципальной службы
§ 1. Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях
§ 2. Особенности организации местного самоуправления в сельских поселениях
§ 3. Особенности организации местного самоуправления в районе (уезде)
§ 4. Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения
Глава 17. Финансово-экономические основы местного самоуправления
§ 1. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления
§ 2. Муниципальная собственность
§ 3. Местный бюджет и другие местные финансы
Раздел IV. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления
Глава 18. Предметы ведения местного самоуправления
§ 1. Понятие предметов ведения местного самоуправления
§ 2. Правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления
Глава 19. Понятие, структура и формы реализации полномочий местного самоуправления
§ 1. Понятие полномочий местного самоуправления и формы их реализации
§ 2. Понятие, структура и принципы определения компетенции органов местного самоуправления
Глава 20. Полномочия местного самоуправления в области планово-финансовой деятельности
§ 1. Полномочия местного самоуправления в области планирования
§ 2. Полномочия местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере. Бюджетный процесс
§ 1. Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью.
§ 1. Полномочия местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов
§ 2. Полномочия местного самоуправления в области охраны окружающей среды
Глава 23. Полномочия местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи
§ 1. Полномочия местного самоуправления в области строительства и транспорта
§ 2. Полномочия местного самоуправления в области связи и информатизации
§ 1. Полномочия местного самоуправления в области жилищного и коммунального хозяйства
§ 2. Полномочия местного самоуправления в области торгового и бытового обслуживания населения
Глава 25. Полномочия местного самоуправления в области образования и культуры
Глава 26. Полномочия местного самоуправления в области охраны здоровья населения
Глава 27. Полномочия местного самоуправления в области социальной защиты населения
Раздел V. Гарантии местного самоуправления
Глава 29. Понятие и система гарантий местного самоуправления
§ 1. Понятие гарантий местного самоуправления
§ 2. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления
§ 3. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления
§ 4. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления
Глава 30. Понятие и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
§ 1. Понятие ответственности в системе местного самоуправления
§ 2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением
§ 4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством
Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы Александра II преследовали цель децентрализации управления и развития начал местного самоуправления в России. Известный дореволюционный юрист и социолог М.М. Ковалевский полагал, что эти реформы, включая и судебную, явились поворотным пунктом во внутреннем развитии России, ибо они внесли те ограничения, которым бюрократия вынуждена была подчиниться.
В соответствии с Положением о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. в губерниях и уездах создавались земские органы: выборные земские собрания (губернские, уездные) и избираемые ими соответствующие земские управы. Земское избирательное право ограничивалось имущественным цензом; выборы строились на сословном начале.
Уездное земское собрание состояло из земских гласных, избираемых: а) уездными землевладельцами; б) городскими обществами; в) сельскими обществами. Выборы производились соответственно на трех избирательных съездах. При этом у крестьян выборы были косвенные: гласные избирались на съезде выборных от сельских обществ. В избирательных съездах не участвовали: а) лица моложе 25 лет; б) лица, находящиеся под уголовным следствием или судом; в) лица, опороченные по суду или общественному приговору; г) иностранцы, не присягнувшие на подданство России, Не могли быть избраны в гласные губернаторы, вице-губернаторы, члены губернских правлений, губернские и уездные прокуроры и стряпчие, чины местной полиции.
Губернское земское собрание состояло из гласных, избираемых уездными земскими собраниями из своего состава. Гласные избирались на три года, в сроки, назначаемые министром внутренних дел.
Никаких служебных преимуществ и содержания им не полагалось. Назначение содержания председателю и членам земских управ зависело от земского собрания.
Земским органам самоуправления поручалось общее заведование местными хозяйственными делами, в частности:
1) заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земства;
2) устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержащихся за счет земств;
3) меры обеспечения народного продовольствия;
4) заведование земскими благотворительными учреждениями; прекращение нищенства; попечение о построении церквей;
5) попечение о развитии местной торговли и промышленности;
6) участие в попечении о народном образовании, здравоохранении;
7) исполнение возложенных на земство потребностей воинского и гражданского управления; участие в делах о почтовой повинности;
8) расклад тех государственных денежных сборов, разверстание которых по губернии и уездам возлагалось на земские учреждения;
9) назначение, раскладка, взимание и расходование, на основании Устава о земских повинностях, местных сборов для удовлетворения земских потребностей и др.
Земские учреждения имели право, на основании общих гражданских законов, приобретать и отчуждать движимое и недвижимое имущество, заключать договоры, принимать обязательства, выступать в качестве истца и ответчика в судах по имущественным делам земства.
Организация городского самоуправления определялась Городовым положением от 16 июня 1870 г. и была основана на тех же принципах, что и земское самоуправление.
Города были выделены в особые единицы управления еще Петром I, который предпринял попытку применить к ним начала самоуправления. Но созданные им городские учреждения в течение XVIII в. были полностью дезорганизованы. По сути Екатерина II Жалованной грамотой на права и выгоды городам Российской империи от 21 апреля 1785 г. заново создала городское самоуправление. В полицейском отношении города были выделены из уездов, и полицейским органом являлся правительственный чиновник — городничий. Но эта реформа не обеспечила органам городского самоуправления действительной самостоятельности по отношению к центральной администрации. В 1862 г. разделение в полицейском отношении и городов и уездов было отменено: города были подчинены уездным исправникам. Однако крупные города (губернские и некоторые другие) были выделены из уездов и подчинены полицмейстерам. Петербург, Одесса и некоторые другие города имели градоначальников, которые пользовались правами губернаторов. После реформы городского управления 1870 г. были созданы органы городского самоуправления: городская дума и городская управа.
Земские и городские органы самоуправления не подчинялись местной правительственной администрации, однако свою деятельность они осуществляли под контролем правительственной бюрократии в лице министра внутренних дел и губернаторов. В пределах своих полномочий земские и городские органы самоуправления были самостоятельны. Закон определял случаи и порядок, в которых их действия и распоряжения подлежали утверждению г контролю правительственных органов.
Таким образом, существовало две системы управления на местах: 1) государственное управление; 2) земское, городское самоуправление.
Разработчики Положения 1864 г., как и Городового положение 1870 г., находились под значительным влиянием общественно-хозяйственной теории самоуправления, трактуя земские учреждения как общественные по своей сути органы (отличные от государственных органов), решающие общественно-хозяйственные вопросы местной жизни.
Теоретическое обоснование в России земская и городская реформы нашли в работах таких сторонников концепции общественного самоуправления, как В.Н. Лешков, А.И. Васильчиков и др.
При Александре III было пересмотрено и Положение о земских учреждениях (1890 г.), и Городовое положение (1892 г.). Реформы преследовали прежде всего цель устранить те недостатки, которые выявила практика земского и городского самоуправления. Эта причина, побудившая к пересмотру ранее принятых Положений, предельно ясно была сформулирована в объяснительной записке к проекту нового земского положения, составленному под руководством графа Д. Толстого. В ней указывалось, что «главные причины существующего неустройства в земстве заключаются в обособленности земских учреждений от установлений правительственных. Рознь между администрацией и земскими учреждениями является естественным последствием усвоенного в 1864 г. нашим законодательством взгляда на земство и его интересы, как на нечто особое от государства и его потребностей, взгляд, который выразился на практике предоставлением земству самостоятельной, через посредство выборных исполнительных его органов, деятельности по предметам местного хозяйства и благоустройства. Отсюда происходит отсутствие единства и согласия в действиях правительственных и земских властей, а нередко и явный между ними антагонизм»1. Выдвигалось предложение признать земское дело делом государственным.
Такой подход к вопросу о природе земского и городского самоуправления соответствовал получившей распространение в литературе, научных и общественных кругах России в последней трети XIX в. государственной теории самоуправления. Она и послужила основой для изменения Положений о земском и городском самоуправлении.
В результате в земстве было увеличено значение сословного начала (усилена роль дворянства, крестьяне лишались права избирать гласных, последние назначались губернатором из числа избранных крестьянами кандидатов). Органы самоуправления попадали под контроль правительственных чиновников с точки зрения не только законности своей деятельности, но и целесообразности тех или иных действий по осуществлению своих функций. Н.М. Коркунов, оценивая новые Положения, отмечал: «Никакого органического, внутреннего единства земского и правительственного начала новое Положение не установило. Только равновесие прежнего последовательно выдержанного дуализма нарушено в смысле усиления правительственного воздействия на земское дело. Нет единства, нет гармонического слияния, остается старое раздвоение, с иной только окраской»1.
Система земского и городского самоуправления, сложившаяся на основе новых Положений 1890 г. и 1892 г., включала следующие структурные элементы.
Органами губернского земства являлись губернское земское собрание и губернская земская управа.
Губернское земское собрание состояло, под председательством губернского предводителя дворянства (если царь не назначал председателем иное лицо), из гласных. Их численность колебалась от 29 до 62 человек. Кроме того, в состав губернского земского собрания входили лица, заседающие в нем по должности (уездные предводители дворянства, местный управляющий государственным имуществом и др.).
Губернское земское собрание созывалось раз в год, не позднее Декабря, на сессию, которая не должна была продолжаться более 20 дней, но губернатор мог продлить ее на срок действительной необходимости. Он также давал разрешение на прове-]цение чрезвычайных земских собраний, на которых, однако, Смогли обсуждаться лишь те вопросы, которые указывались в приглашениях.
Губернская земская управа состояла из председателя и двух, Членов (число последних могло быть увеличено с разрешения министра внутренних дел до шести), избираемых губернским земским собранием. При этом избранными могли быть не только гласные земского собрания, но и все лица, имеющие право участия в земских избирательных собраниях, т.е. те, кто обладал активным избирательным правом в уездные земские собрания.
Председателем управы мог быть избран лишь тот, кто имел право поступления на государственную службу, т.е. по общему правилу только дворянин или лицо с высшим образованием.
Земским собранием из числа гласных, а также вообще из лиц, обладающих правом участвовать в земских выборах, избирались в помощь управе комиссии для заведования отдельными вопросами управления, отнесенными к земству.
Кроме того, имелся многочисленный персонал, служащий по найму (врачи, учителя, инженеры), приглашаемый или управой, или же (в канцелярию управы) ее председателем.
Земские учреждения уезда включали: земское собрание и земскую управу с учреждениями при ней.
Земское собрание уезда состояло из земских гласных, а также членов по должности (председателя управления государственных имуществ, городского головы уездного города и др.). Оно собиралось ежегодно на сессию не позднее октября. Сессия продолжалась десять дней. Губернатор мог продлить этот срок. Председательствовал на уездном земском собрании уездный предводитель дворянства.
Органом управления уездного земского самоуправления являлась уездная земская управа. Способ избрания уездной земской управы был аналогичен губернской.
Для осуществления своих функций земским органам было предоставлено право облагать население денежными сборами, а также вводить в некоторых случаях натуральные повинности (например, по содержанию дорог, по препровождению арестантов, по снабжению квартирами уездной полиции и др.). Земские сборы устанавливались: с недвижимого имущества, с документов на право торговли, с проезжающих по земским дорожным сооружениям.
Органы городского самоуправления включали городскую думу под председательством городского головы и городскую управу.
В состав городской думы кроме выборных гласных входили также председатель местной уездной управы и депутат от духовного ведомства. Исполнительным органом городского самоуправления являлась городская управа, в состав которой входили от двух до шести членов (в зависимости от размера города). Председательствовал в городской управе городской голова, который так же, как и члены управы, избирался городской думой. При этом избранными могли быть не только гласные, но и вооб'ще все, имеющие право участия в городских выборах. Для управления отдельными отраслями городского хозяйства в помощь управе могли избираться (из лиц, обладающих правом участия в выборах) особые исполнительные комиссии. Срок полномочий городских органов самоуправления в отличие от земских, избираемых на три года, составлял четыре года.
Городская дума в соответствии с Городовым положением должна была проводить не менее четырех и не более 24 заседаний в течение года.
Компетенция органов городского самоуправления в общем не отличалась от компетенции земств: на них возлагалось удовлетворение потребностей населения, издание обязательных для местных жителей постановлений по противопожарным, санитарным вопросам и др. Городские думы могли устанавливать сборы: с недвижимого имущества (не свыше 1% стоимости или одной десятой доходности); с промысловых свидетельств; с заведений трактирного промысла и др.
Правительственная администрация в лице губернатора осуществляла надзор за земским и городским самоуправлением. Губернатор утверждал в должности членов управ и представлял на утверждение министру внутренних дел председателя губернской земской управы и городских голов губернских и областных городов. Губернатор, как и министр внутренних дел, имел право не утверждать представленных ему кандидатов. Кроме того, согласие губернатора требовалось при принятии на службу в земские и городские органы тех лиц, которые служили по найму.
Земские и городские управы были подотчетны представительным органам самоуправления: земским собраниям и городским думам. Вместе с тем губернатор имел право производить ревизию управ и всех подчиненных им учреждений и требовать объяснений по поводу тех или иных выявленных нарушений. Губернатору предоставлялось право принимать жалобы на действия управ.
Выборные лица, занимающие должности в коллегиальных органах земского и городского самоуправления в соответствии с Положением о земских учреждениях (1890 г.) и Городовым положением (1892 г.), считались состоящими на государственной службе. Они имели право на чинопроизводство, на получение орденов и на ношение мундира. Председатели и члены земских управ, городские головы и члены городских управ могли подвергаться дисциплинарным взысканиям, налагаемым постановлениями губернского по земским и городским делам присутствия. Некоторые взыскания (например, удаление от должности) налагались по представлению губернских по земским и городским делам присутствий постановлениями Совета министра внутренних дел, утверждаемыми министром. Губернатор имел право возбуждать вопрос об ответственности выборных должностных лиц земского и городского самоуправления, представлять их к награде.
Специальным органом административного надзора за земскими и городскими органами самоуправления являлись губернские по земским и городским делам присутствия. Председательствовал в губернском по земским и городским делам присутствии губернатор. В состав этого органа входили: предводитель губернского дворянства, вице-губернатор, управляющий казенной палатой, прокурор окружного суда, председатель губернской земской управы, городской голова губернского города, а также один член по выбору губернского земского собрания из числа гласных.
Губернское по земским и городским делам присутствие рассматривало вопросы законности постановлений и распоряжений управ, ответственности должностных лиц земского и городского самоуправления и другие, связанные с деятельностью органов самоуправления. Губернатор вправе был приостановить решение губернского по земским и городским делам присутствия и направить дело министру внутренних дел. Министр либо входил в Правительствующий Сенат с представлением об отмене решения губернского присутствия, либо предлагал губернатору привести его в исполнение.
Контроль губернатора за деятельностью земских и городских органов самоуправления выражался также в том, что ряд постановлений, принимаемых( представительными органами земского и городского самоуправления, нуждались в утверждении губернатора. Другие постановления могли быть опротестованы губернатором как по мотивам незаконности, так и нецелесообразности в губернское по земским и городским делам присутствие. Если земство считало постановление присутствия незаконным, оно могло обжаловать его в Правительствующий Сенат.