Файл: Кутафин_Муниципальное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.10.2020

Просмотров: 23464

Скачиваний: 331

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Принятые сокращения

Раздел 1. Введение в муниципальное право

Глава 1. Муниципальное право — комплексная отрасль права

§ 1. Понятие и предмет муниципального права

§ 2. Правовое регулирование муниципальных отношений

§ 3. Муниципально-правовые нормы и институты

§ 4. Источники муниципального права

§ 5. Муниципально-правовые отношения и их субъекты

§ 6. Система муниципального права

§ 7. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации

Глава 2. Научная дисциплина муниципального права

§ 1. Понятие и предмет научной дисциплины муниципального права

§ 4. Эволюция научной дисциплины муниципального права в России

§ 5. Место научной дисциплины муниципального права в системе юридических наук

Глава 3. Историко-теоретические основы местного самоуправления

§ 1. Основные теории местного самоуправления

§ 2. Муниципальные системы зарубежных стран

§ 3. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России

§ 4. Организация местной власти в советский период

§ 5. Основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе

Раздел II. Местное самоуправление в системе народовластия

Глава 4. Понятие местного самоуправления

§ 1. Местное самоуправление как основа конституционного строя

§ 2. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения

§ 3. Местное самоуправление — форма народовластия

Глава 5. Общие принципы местного самоуправления

§ 1. Понятие общих принципов местного самоуправления

§ 2. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения

§ 3. Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций.

§ 4. Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан

§ 5. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям

§ 6. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением

§ 7. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления

§ 8. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина

§ 9. Законность в организации и осуществлении местного самоуправления

§ 10. Гласность местного самоуправления

§ 11. Сочетание коллегиальности и единоначалия в местном самоуправлении

§ 12. Государственная гарантия местного самоуправления

Глава 6. Функции местного самоуправления

§ 1. Понятие функций местного самоуправления

§ 2. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения

§ 3. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления

§ 4. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования

§ 5. Обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований

§ 6. Охрана общественного порядка

§ 7. Представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством

Глава 7. Понятие системы местного самоуправления и ее состав

§ 1. Понятие системы местного самоуправления

§ 2. Организационные формы осуществления местного самоуправления

Глава 8. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления

§ 1. Местный референдум

§ 2. Муниципальные выборы

§ 3. Формы взаимоотношений депутата, выборного должностного лица местного самоуправления и населения. Институт отзыва в системе местного самоуправления

§ 4. Собрания (сходы) граждан

§ 5. Народная правотворческая инициатива

§ 6. Обращение граждан в органы местного самоуправления

§ 7. Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления

Глава 9. Органы местного самоуправления в системе народовластия

§ 1. Понятие и система органов местного самоуправления

§ 2. Представительные органы местного самоуправления

§ 3. Иные органы и должностные лица местного самоуправления

Глава 10. Ассоциации и союзы муниципальных образований

§ 1. Понятие и функции ассоциаций и союзов муниципальных образований

§ 2. Виды ассоциаций и союзов муниципальных образований

Раздел III. Основы местного самоуправления

Глава 11. Правовая основа местного самоуправления.

§ 1. Понятие и развитие правовой основы местного самоуправления.

§ 2. Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные правовые акты федеральных органов государственной власти в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении

§ 3. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов, Российской Федерации о местном самоуправлении

§ 4. Устав муниципального образования. Иные нормативные правовые акты муниципальных образований

Глава 12. Территориальные основы местного самоуправления

§ 1. Понятие территориальных основ местного самоуправления

§ 2. Границы и состав территории муниципального образования

§ 3. Образование, объединение, преобразование или упразднение муниципальных образований

Глава 13. Организационные основы местного самоуправления

§ 1. Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления

§ 2. Определение организационной структуры местного самоуправления

Глава 14. Структура и организация работы органов местного самоуправления

§ 1. Структура и организация работы представительных органов местного самоуправления

§ 2. Структура и организация работы иных органов местного самоуправления

§ 3. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления

Глава 15. Муниципальная служба

§ 1. Понятие, принципы и правовое регулирование муниципальной службы

§ 2. Понятие и виды муниципальных должностей

§ 3. Понятие и классификация муниципальных служащих

§ 4. Правовой статус муниципального служащего

§ 5. Прохождение муниципальной службы

Глава 16. Особенности организации местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях

§ 1. Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях

§ 2. Особенности организации местного самоуправления в сельских поселениях

§ 3. Особенности организации местного самоуправления в районе (уезде)

§ 4. Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения

§ 5. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях

Глава 17. Финансово-экономические основы местного самоуправления

§ 1. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления

§ 2. Муниципальная собственность

§ 3. Местный бюджет и другие местные финансы

Раздел IV. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления

Глава 18. Предметы ведения местного самоуправления

§ 1. Понятие предметов ведения местного самоуправления

§ 2. Правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления

Глава 19. Понятие, структура и формы реализации полномочий местного самоуправления

§ 1. Понятие полномочий местного самоуправления и формы их реализации

§ 2. Понятие, структура и принципы определения компетенции органов местного самоуправления

§ 3. Соотношение компетенции представительного органа местного самоуправления и иных органов местного самоуправления

Глава 20. Полномочия местного самоуправления в области планово-финансовой деятельности

§ 1. Полномочия местного самоуправления в области планирования

§ 2. Полномочия местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере. Бюджетный процесс

Глава 21. Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями на территории муниципального образования

§ 1. Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью.

§ 2. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности

Глава 22. Полномочия местного самоуправления в области использования и охраны земли и других природных ресурсов

§ 1. Полномочия местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов

§ 2. Полномочия местного самоуправления в области охраны окружающей среды

Глава 23. Полномочия местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи

§ 1. Полномочия местного самоуправления в области строительства и транспорта

§ 2. Полномочия местного самоуправления в области связи и информатизации

Глава 24. Полномочия местного самоуправления в жилищной сфере, в сфере коммунального, бытового и торгового обслуживания населения

§ 1. Полномочия местного самоуправления в области жилищного и коммунального хозяйства

§ 2. Полномочия местного самоуправления в области торгового и бытового обслуживания населения

Глава 25. Полномочия местного самоуправления в области образования и культуры

Глава 26. Полномочия местного самоуправления в области охраны здоровья населения

Глава 27. Полномочия местного самоуправления в области социальной защиты населения

Глава 28. Полномочия местного самоуправления в области охраны общественного порядка, противопожарной безопасности, гражданской обороны, воинского учета и призыва граждан на военную службу

Раздел V. Гарантии местного самоуправления

Глава 29. Понятие и система гарантий местного самоуправления

§ 1. Понятие гарантий местного самоуправления

§ 2. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления

§ 3. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления

§ 4. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления

Раздел VI. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. Контроль их деятельности

Глава 30. Понятие и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

§ 1. Понятие ответственности в системе местного самоуправления

§ 2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением

§ 3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами

§ 4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством

В настоящее время материально-финансовые ресурсы района, используемые Управой для решения местных (районных) вопросов, составляют:

  • собственность города, переданная Управе в оперативное управление на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Москвы;

  • собственность, приобретенная на средства района или иным законным путем, а также средства, полученные от использования собственности района;

  • средства, переданные из бюджета г. Москвы;

  • средства внебюджетного фонда финансовых ресурсов района, других внебюджетных фондов района;

  • заемные средства.

Управа самостоятельно распоряжается финансовыми ресурсами района в пределах утвержденной сметы доходов и расходов, за исключением тех случаев, когда целевое назначение средств, передаваемых району, особо оговорено. Порядок составления сметы доходов и расходов, использования финансовых ресурсов района, контроля за их исполнением устанавливается законодательными актами Российской Федерации и г. Москвы.

Районная Управа обеспечивает решение вопросов местного значения, руководство хозяйственными и социальными службами района.

К полномочиям районной Управы отнесено:

а) формирование, утверждение, исполнение сметы доходов и расходов района с учетом средств, предусмотренных в бюджете города для передачи району в виде финансовых ресурсов, а также собственных источников доходов и заемных средств;

б) управление собственностью города, переданной району в хозяйственное ведение или оперативное управление; содержание и ремонт жилищного фонда, внутриквартальных дорог, проездов, инженерных сетей и сооружений, объектов социально-бытового назначения; уборка и благоустройство территории района; внесение в органы власти города предложений по строительству школ, дошкольных учреждений, поликлиник, аптек, спортивных сооружений и других объектов, предоставление земельных участков под застройку на территории районов;

в) учет граждан, нуждающихся в социальной защите, разработка и реализация районных программ и формирование районных фондов социальной защиты инвалидов, одиноких и престарелых граждан, членов семей погибших военнослужащих, малоимущих и других граждан, нуждающихся в социальной защите; организация столовых для малоимущих; предоставление мест на автостоянках и мест для гаражей, земельных участков для садоводства и огородничества в пределах выделенных району лимитов; организация работы с детьми и подростками по месту жительства;

г) контроль за деятельностью предприятий, учреждений и организаций на территории района, в том числе предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания независимо от форм собственности в пределах имеющихся полномочий;

д) организация и координация деятельности административной, наблюдательной, межведомственной и других комиссий, районных служб административно-технической и торговой инспекций, органов санитарно-эпидемиологического надзора, пожарного надзора, загса, статистической службы, других территориальных подразделений и отделений органов городской администрации; взаимодействие с органами Главного управления внутренних дел г. Москвы по вопросам охраны общественного порядка на территории района и с органами ГИБДД по вопросам организации движения транспорта на территории района;


е) участие в организационном и материально-техническом обеспечении выборов и референдумов; обеспечение деятельности органов территориального общественного самоуправления, общественных организаций и объединений, средств массовой информации на территории района; содействие благотворительным организациям; рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, индивидуальных и коллективных обращений;

ж) осуществление в соответствии с Уставом и законами города иных функций и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, переданных думой и городской администрацией вместе с необходимыми для их осуществления материальными и финансовыми ресурсами.

Районная Управа является юридическим лицом. Советники районного Собрания избираются гражданами Российской Федерации (жителями Москвы) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года.

Число советников, избираемых в районное Собрание, определяется городской Думой по представлению Московской городской избирательной комиссии с учетом численности избирателей района. При числе избирателей в районе до 50 тыс. человек избирается 10 советников, при числе избирателей свыше 50 тыс. — один советник дополнительно от каждых полных или неполных 10 тыс. избирателей.

Советник районного Собрания имеет право принимать участие Во всех заседаниях и совещаниях, проводимых в Управе, в работе ее комиссий, быть членом или руководителем комиссии, запрашивать необходимую для выполнения своих полномочий информацию, осуществлять взаимодействие с органами территориального общественного самоуправления, действующими на территории района, и участвовать в их работе.

Свои полномочия советник осуществляет как общественное и почетное поручение без отрыва от постоянного места работы.

Глава Управы организует ее работу на принципах единоначалия. Он вправе решать вопросы, относящиеся к компетенции Управы, осуществляет правомочия Управы как юридического лица.

Глава Управы обеспечивает работу районного Собрания и его советников в соответствии с Уставом и законами города. Он входит в состав районного Собрания с правом решающего голоса, председательствует на его заседаниях или поручает выполнять функции председательствующего заместителю председателя районного Собрания либо одному из советников.

Глава Управы избирается советниками районного Собрания по представлению мэра. Мэр Москвы может предложить в качестве главы Управы одного из советников районного Собрания или другого кандидата. В случае, если советники районного Собрания отклоняют кандидатуру, предложенную мэром, то он вправе внести другую кандидатуру либо назначить ранее предложенного кандидата исполняющим обязанности главы Управы на срок до шести месяцев. По истечении этого срока проводится повторное голосование по кандидатуре на должность главы Управы. Если она отклоняется, то мэр обязан представить другую кандидатуру.


Глава Управы в случае систематического неисполнения своих обязанностей или грубого их нарушения может быть освобожден от должности мэром самостоятельно, по представлению префекта административного округа или на основании обращения не менее чем 2/3 советников районного Собрания.

Порядок избрания главы Управы советниками районного Собрания и освобождения от должности, полномочия главы Управы устанавливаются законодательством г. Москвы.

В пределах своих полномочий глава Управы издает распоряжения.

Распоряжение главы Управы, противоречащее законодательству, может быть опротестовано соответствующим прокурором, отменено мэром, признано судом недействительным.

Глава Управы вправе выносить на рассмотрение районного Собрания проекты решений по вопросам, относящимся к компетенции Управы.

К ведению районного Собрания относятся:

а) рассмотрение сметы доходов и расходов района (бюджета района в случаях, предусмотренных Уставом города), отчета о ее исполнении, образование внебюджетных фондов в соответствии с законодательством города Москвы;

б) рассмотрение программы (плана) социально-экономического развития и застройки территории района, отчета о ее исполнении;

в) утверждение границ микрорайонов, в пределах которых создаются населением и осуществляют свою деятельность органы территориального общественного самоуправления;

г) избрание из числа советников заместителя председателя районного Собрания;

д) предоставление рекомендаций по составу комиссий Управы по делам несовершеннолетних, административной, жилищной, конкурсной по нежилым помещениям, наблюдательной, гаражной и других комиссий в соответствии с правовыми актами города, утверждение положений о комиссиях на основе законодательства и правовых актов города;

е) осуществление контроля за деятельностью главы Управы, в том числе путем заслушивания отчетов и организации проверок; Выражение недоверия главе или должностному лицу Управы в порядке, установленном законом города;

ж) участие в формировании избирательных комиссий;

з) принятие обращений к органам власти города, их должностным лицам, к населению района.

В порядке осуществления районным Собранием контрольных функций на заседаниях Собрания заслушиваются отчеты и сообщения главы и других должностных лиц Управы по основным направлениям ее деятельности, в том числе по вопросам управления собственностью города, переданной в доверительное управление, оперативное управление или хозяйственное ведение районной Управы, по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками на территории района.

Очередные заседания районного Собрания созываются главой Управы не реже четырех раз в году. Внеочередное заседание районного Собрания может быть созвано главой Управы, Думой, мэром, префектом административного округа или по требованию большинства советников районного Собрания.


Порядок организации работы районного Собрания определяется на основе Устава законом г. Москвы и Регламентом районной Управы.

Решение районного Собрания, противоречащее законодательству, может быть опротестовано соответствующим прокурором, мэром, отменено Думой, признано судом недействительным.

В соответствии с Уставом, Законом г. Москвы «О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве» (1996 г.) жители города, достигшие 18-летнего возраста, могут принимать участие в осуществлении территориального общественного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление — самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно или через территориальную общину и создаваемые ею органы.

Территориальная община — добровольная самоуправляемая, не имеющая членства некоммерческая организация, созданная по инициативе граждан — жителей микрорайона, квартала, улицы, двора, дома или иного жилого комплекса, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, определенных уставом.

Границы территории, на которой образована территориальная община, устанавливаются жителями с учетом исторических, культурных, социально-экономических, коммунальных и иных признаков целостности территории общины. Территория общины является частью территории района, ее границы не могут выходить за границы территории района.

Высшим руководящим органом территориальной общины является собрание (сход) или конференция.

Для осуществления функций, принятых на себя территориальной общиной, собрание (сход) или конференция избирает подотчетные собранию (сходу), конференции органы территориального общественного самоуправления (органы территориальной общины) — комитет (совет) общественного самоуправления и контрольную (ревизионную) комиссию. При небольшом числе жителей могут быть избраны староста и контролер (контролеры).

Житель любой территории города имеет право быть инициатором и участвовать в учреждении территориальной общины на этой территории, принимать участие в собраниях (сходах), конференциях и опросах, проводимых общиной, избирать и быть избранным в ее органы.

Образование территориальной общины осуществляется на учредительном собрании (сходе) или конференции жителей соответствующей территории. Учредительное собрание (сход) или конференцию организует инициативная группа жителей соответствующей территории в количестве не менее десяти человек. Она принимает решение о проведении учредительного собрания (схода) или конференции в зависимости от числа жителей, проживающих на данной территории, размеров территории, местных условий и других обстоятельств.


Инициативная группа информирует районную Управу о дате проведения учредительного собрания (схода), конференции и представляет план (схему) территории общины с указанием ее границ. Глава районной Управы в двухнедельный срок письменно либо извещает инициативную группу о своем согласии с указанными в схеме границами, либо предлагает мотивированное изменение границ территории общины.

Учредительное собрание (сход) или конференция принимает решение о создании территориальной общины, утверждает границы ее территории и избирает ее органы — комитет (совет) и контрольную (ревизионную) комиссию. Решения учредительного собрания (схода), конференции оформляются протоколом, копия которого направляется в районную Управу.

Согласно Закону г. Москвы о территориальном общественном самоуправлении территориальная община имеет устав, который принимается на собрании (сходе) или конференции жителей, учреждающих территориальную общину.

В уставе указываются:

  • наименование территориальной общины и ее юридический адрес;

  • цели общины;

  • границы территории общины;

  • полномочия территориальной общины;

  • формы и порядок участия жителей в территориальном общественном самоуправлении;

  • наименование, структура, полномочия, порядок формирования и сроки полномочий выборных органов территориальной общины;

  • отчетность и периодичность отчетности органов территориальной общины, порядок контроля за их деятельностью;

  • основания и виды ответственности органов территориальной общины и их членов перед жителями;

  • порядок внесения изменений и дополнений в устав;

  • источники образования денежных средств и иного имущества общины, права общины и комитета (совета) по распоряжению денежными средствами и управлению принадлежащим ей имуществом;

  • порядок реорганизации (ликвидации) общины.

В собственности территориальной общины могут находиться кооперированные средства населения, проживающего на соответствующей территории, иные средства, полученные из законных источников, построенные на эти средства сооружения детских, дворовых, спортивных площадок, а также жилые, нежилые и отдельные вновь созданные производственные помещения, другое имущество, в том числе переданное городом в собственность территориальной общине на основе городских правовых актов.

К полномочиям территориальной общины относятся местные вопросы, затрагивающие интересы жителей соответствующей территории, в частности:

1) защита прав и законных интересов жителей в органах власти города и района;

2) организация акций милосердия и благотворительности, содействие в проведении таких акций органами власти, благотворительными фондами, гражданами и их объединениями, участие в распределении гуманитарной и иной помощи;

3) общественный контроль за выполнением условий владения, распоряжения, пользования, приватизации и аренды муниципальной собственности, расположенной на территории общины;