Файл: Кутафин_Муниципальное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.10.2020

Просмотров: 23458

Скачиваний: 331

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Принятые сокращения

Раздел 1. Введение в муниципальное право

Глава 1. Муниципальное право — комплексная отрасль права

§ 1. Понятие и предмет муниципального права

§ 2. Правовое регулирование муниципальных отношений

§ 3. Муниципально-правовые нормы и институты

§ 4. Источники муниципального права

§ 5. Муниципально-правовые отношения и их субъекты

§ 6. Система муниципального права

§ 7. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации

Глава 2. Научная дисциплина муниципального права

§ 1. Понятие и предмет научной дисциплины муниципального права

§ 4. Эволюция научной дисциплины муниципального права в России

§ 5. Место научной дисциплины муниципального права в системе юридических наук

Глава 3. Историко-теоретические основы местного самоуправления

§ 1. Основные теории местного самоуправления

§ 2. Муниципальные системы зарубежных стран

§ 3. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России

§ 4. Организация местной власти в советский период

§ 5. Основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе

Раздел II. Местное самоуправление в системе народовластия

Глава 4. Понятие местного самоуправления

§ 1. Местное самоуправление как основа конституционного строя

§ 2. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения

§ 3. Местное самоуправление — форма народовластия

Глава 5. Общие принципы местного самоуправления

§ 1. Понятие общих принципов местного самоуправления

§ 2. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения

§ 3. Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций.

§ 4. Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан

§ 5. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям

§ 6. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением

§ 7. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления

§ 8. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина

§ 9. Законность в организации и осуществлении местного самоуправления

§ 10. Гласность местного самоуправления

§ 11. Сочетание коллегиальности и единоначалия в местном самоуправлении

§ 12. Государственная гарантия местного самоуправления

Глава 6. Функции местного самоуправления

§ 1. Понятие функций местного самоуправления

§ 2. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения

§ 3. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления

§ 4. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования

§ 5. Обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований

§ 6. Охрана общественного порядка

§ 7. Представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством

Глава 7. Понятие системы местного самоуправления и ее состав

§ 1. Понятие системы местного самоуправления

§ 2. Организационные формы осуществления местного самоуправления

Глава 8. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления

§ 1. Местный референдум

§ 2. Муниципальные выборы

§ 3. Формы взаимоотношений депутата, выборного должностного лица местного самоуправления и населения. Институт отзыва в системе местного самоуправления

§ 4. Собрания (сходы) граждан

§ 5. Народная правотворческая инициатива

§ 6. Обращение граждан в органы местного самоуправления

§ 7. Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления

Глава 9. Органы местного самоуправления в системе народовластия

§ 1. Понятие и система органов местного самоуправления

§ 2. Представительные органы местного самоуправления

§ 3. Иные органы и должностные лица местного самоуправления

Глава 10. Ассоциации и союзы муниципальных образований

§ 1. Понятие и функции ассоциаций и союзов муниципальных образований

§ 2. Виды ассоциаций и союзов муниципальных образований

Раздел III. Основы местного самоуправления

Глава 11. Правовая основа местного самоуправления.

§ 1. Понятие и развитие правовой основы местного самоуправления.

§ 2. Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные правовые акты федеральных органов государственной власти в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении

§ 3. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов, Российской Федерации о местном самоуправлении

§ 4. Устав муниципального образования. Иные нормативные правовые акты муниципальных образований

Глава 12. Территориальные основы местного самоуправления

§ 1. Понятие территориальных основ местного самоуправления

§ 2. Границы и состав территории муниципального образования

§ 3. Образование, объединение, преобразование или упразднение муниципальных образований

Глава 13. Организационные основы местного самоуправления

§ 1. Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления

§ 2. Определение организационной структуры местного самоуправления

Глава 14. Структура и организация работы органов местного самоуправления

§ 1. Структура и организация работы представительных органов местного самоуправления

§ 2. Структура и организация работы иных органов местного самоуправления

§ 3. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления

Глава 15. Муниципальная служба

§ 1. Понятие, принципы и правовое регулирование муниципальной службы

§ 2. Понятие и виды муниципальных должностей

§ 3. Понятие и классификация муниципальных служащих

§ 4. Правовой статус муниципального служащего

§ 5. Прохождение муниципальной службы

Глава 16. Особенности организации местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях

§ 1. Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях

§ 2. Особенности организации местного самоуправления в сельских поселениях

§ 3. Особенности организации местного самоуправления в районе (уезде)

§ 4. Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения

§ 5. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях

Глава 17. Финансово-экономические основы местного самоуправления

§ 1. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления

§ 2. Муниципальная собственность

§ 3. Местный бюджет и другие местные финансы

Раздел IV. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления

Глава 18. Предметы ведения местного самоуправления

§ 1. Понятие предметов ведения местного самоуправления

§ 2. Правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления

Глава 19. Понятие, структура и формы реализации полномочий местного самоуправления

§ 1. Понятие полномочий местного самоуправления и формы их реализации

§ 2. Понятие, структура и принципы определения компетенции органов местного самоуправления

§ 3. Соотношение компетенции представительного органа местного самоуправления и иных органов местного самоуправления

Глава 20. Полномочия местного самоуправления в области планово-финансовой деятельности

§ 1. Полномочия местного самоуправления в области планирования

§ 2. Полномочия местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере. Бюджетный процесс

Глава 21. Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями на территории муниципального образования

§ 1. Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью.

§ 2. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности

Глава 22. Полномочия местного самоуправления в области использования и охраны земли и других природных ресурсов

§ 1. Полномочия местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов

§ 2. Полномочия местного самоуправления в области охраны окружающей среды

Глава 23. Полномочия местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи

§ 1. Полномочия местного самоуправления в области строительства и транспорта

§ 2. Полномочия местного самоуправления в области связи и информатизации

Глава 24. Полномочия местного самоуправления в жилищной сфере, в сфере коммунального, бытового и торгового обслуживания населения

§ 1. Полномочия местного самоуправления в области жилищного и коммунального хозяйства

§ 2. Полномочия местного самоуправления в области торгового и бытового обслуживания населения

Глава 25. Полномочия местного самоуправления в области образования и культуры

Глава 26. Полномочия местного самоуправления в области охраны здоровья населения

Глава 27. Полномочия местного самоуправления в области социальной защиты населения

Глава 28. Полномочия местного самоуправления в области охраны общественного порядка, противопожарной безопасности, гражданской обороны, воинского учета и призыва граждан на военную службу

Раздел V. Гарантии местного самоуправления

Глава 29. Понятие и система гарантий местного самоуправления

§ 1. Понятие гарантий местного самоуправления

§ 2. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления

§ 3. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления

§ 4. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления

Раздел VI. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. Контроль их деятельности

Глава 30. Понятие и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

§ 1. Понятие ответственности в системе местного самоуправления

§ 2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением

§ 3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами

§ 4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством

Во-первых, он закрепляет вопросы местного значения, которые относятся к ведению того муниципального образования (например, поселкового, сельского), которое находится в границах территории другого муниципального образования (например, района), а именно:

а) принятие и изменение устава соответствующего муниципального образования, контроль за его выполнением;

б) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью соответствующего муниципального образования;

в) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, решение других финансовых вопросов местного значения в соответствующем муниципальном образовании;

г) содержание и использование муниципального жилищного фонда и муниципальных нежилых помещений в соответствующем муниципальном образовании;

д) регулирование планировки и застройки территории соответствующего муниципального образования;

е) контроль за использованием земель на территории соответствующего муниципального образования;

ж) благоустройство, санитарная очистка и озеленение территории соответствующего муниципального образования;

з) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом на территории соответствующего муниципального образования.

Во-вторых, Закон содержит перечень вопросов местного значения, которые находятся в совместном ведении муниципальных образований (одно из которых расположено в границах территории другого муниципального образования):

а) установление местных налогов и сборов;

б) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

в) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

г) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

д) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

е) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

ж) организация, содержание и развитие муниципальных энер-го-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;

з) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

и) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

к) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;

л) создание условий для организации зрелищных мероприятий;

м) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;

н) обеспечение противопожарной безопасности.

При этом разграничение полномочий по вопросам совместного ведения устанавливается договором между муниципальными образованиями. До заключения договора данные полномочия осуществляются тем муниципальным образованием, в границах территории которого находится иное муниципальное образование.


В соответствии с договором о разграничении полномочий по вопросам совместного ведения муниципальному образованию, находящемуся в границах территории другого муниципального образования, могут быть переданы все полномочия по вопросам совместного ведения.

Наконец, Закон устанавливает, что вопросы местного значения, которые не указаны в перечнях, находятся в ведении того муниципального образования (например, района), в границах территории которого имеются другие муниципальные образования.

Предметы ведения между городским муниципальным образованием и внутригородскими муниципальными образованиями, если таковые имеются, разграничиваются уставом города.

Органы государственной власти не вправе принимать к своему рассмотрению и решать вопросы, отнесенные к ведению местного самоуправления: осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. При этом Конституция РФ устанавливает, что: а) наделение органов местного самоуправления должно осуществляться законом; б) одновременно органам местного самоуправления должны быть переданы необходимые для осуществления этих полномочий материальные и финансовые средства; в) реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Развивая эти конституционные положения, Закон об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает, что:

а) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Федерации;

б) условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Федерации;

в) в доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов Федерации;

г) финансовые средства, необходимые для осуществления органов местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Федерации.

Более детально механизм передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий и осуществления контроля за их реализацией должен определяться федеральными законами и законами субъектов Федерации.

На федеральном уровне пока не принят специальный закон, который бы регулировал процесс наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Вместе с тем ряд федеральных законов содержит положения, в которых определяются полномочия органов местного самоуправления в сфере государственной деятельности. Например, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает, что в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления. Под воинским учетом понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов. Однако в Законе нет прямого указания на то, что в данном случае органы местного самоуправления выполняют отдельное государственное полномочие. Не говорится и о передаче им необходимых материальных и финансовых средств для осуществления этого полномочия. Хотя ст. 1 Закона содержит общую формулу: компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами «в связи с исполнением настоящего Федерального закона, осуществляется за счет средств федерального бюджета» в порядке, определяемом Правительством РФ. Органы местного самоуправления, как видим, прямо здесь не называются.


Кроме того, федеральные законы, регулируя те или иные сферы государственной деятельности и разграничивая предметы ведения и полномочия в этих сферах между разными уровнями власти, содержат статьи, в которых устанавливается, что органы местного самоуправления осуществляют деятельность в этой сфере в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации и законодательством ее субъектов (например, ст. 7 Федерального закона от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), либо что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (например, ст. 7 Федерального закона от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха»).

Таким образом, из текста федерального закона не всегда можно понять, идет ли речь об участии органов местного самоуправления в исполнении федерального закона или о наделении этих органов отдельными государственными полномочиями, и является ли участие органов местного самоуправления в реализации законов в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации, осуществлением отдельных государственных монополий или это попадает под действие ст. 133 Конституции РФ, согласно которой органы местного самоуправления имеют право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Поэтому необходимо в законодательном порядке четко определить: а) механизм наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями; б) механизм участия органов местного самоуправления в реализации решений, принятых органами государственной власти.

Ряд субъектов Федерации уже принял законы, устанавливающие порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Такие законы закрепляют: а) принципы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями; б) требования, предъявляемые к порядку и условиям реализации отдельных государственных и финансовых средств; г) условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и др. Например, Закон Республики Марий Эл от 1 декабря 1997 г. «О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл» устанавливает, что передача полномочий осуществляется на основе принципов: законности; социально-экономической обоснованности передачи полномочий; взаимной ответственности; подконтрольности реализации переданных полномочий; материально-финансовой обеспеченности полномочий.


Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями производится в интересах социально-экономического развития муниципальных образований и с учетом того, что это право непосредственно может осуществляться на местном уровне.

В состав передаваемых государственных полномочий могут входить полномочия как Государственного Собрания Республики Марий Эл, так и Правительства республики.

Не допускается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, если:

а) они отнесены к ведению федеральных органов государственной власти;

б) они отнесены к вопросам административно-территориального устройства;

в) это наделение полномочиями ведет к нарушению прав и свобод человека и гражданина, верховенства Конституции РФ и Конституции Республики Марий Эл, федеральных законов и законов республики, ее территориальной целостности.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только республиканскими законами: бессрочно, на определенный срок либо может быть разовым (ст. 1).

Закон определяет требования, предъявляемые к порядку и условиям реализации отдельных государственных полномочий. К ним относятся: а) учет объема и природы поставленной задачи, требований эффективности осуществления передаваемых полномочий; б) определение органов, обеспечивающих контроль за реализацией переданных полномочий; в) передача одновременно с полномочиями материальных и финансовых ресурсов, необходимых для их осуществления; г) установление ответственности органов местного самоуправления при осуществлении переданных им полномочий; д) учет организационных, кадровых, информационных и иных возможностей муниципальных образований.

Органы местного самоуправления вправе не согласиться с передаваемыми государственными полномочиями. В этом случае создается согласительная комиссия из представителей органов государственной власти республики и органов местного самоуправления. Если разногласия не удается преодолеть с помощью согласительной комиссии, орган местного самоуправления вправе не принимать отдельные государственные полномочия, известив об этом органы государственной власти.

Согласованный перечень государственных полномочий оформляется в виде закона Республики Марий Эл.

В случае если выполнение переданных государственных полномочий по причинам, не зависящим от органов местного самоуправления, становится невозможным, они могут быть возвращены досрочно соответствующему органу государственной власти республики вместе с полученными на их осуществление материальными и финансовыми ресурсами. В этом случае орган государственной власти республики обязан принять на себя выполнение возвращаемых государственных полномочий.


Государственное Собрание или Правительство республики, передавшие органу местного самоуправления государственные полномочия, вправе по собственной инициативе принять на себя выполнение переданных полномочий, если при сложившихся условиях они могут быть наиболее эффективно реализованы на государственном уровне.

Определяя порядок передачи материальных и финансовых средств, Закон устанавливает, что материальные средства для осуществления отдельных государственных полномочий передаются органам местного самоуправления либо на праве собственности, либо на праве безвозмездного пользования. Необходимые для осуществления передаваемых полномочий финансовые средства указываются в структуре расходов республиканского бюджета отдельной строкой и являются защищенной статьей.

При осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми наделен орган местного самоуправления в порядке, предусмотренном Законом, этот орган использует печать и бланк с изображением Государственного герба республики и своим наименованием.

Контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий производится со стороны Государственного Собрания Республики Марий Эл, Государственной счетной палаты и Правительства республики. Формы и методы осуществления определяются данными государственными органами.

Закон также устанавливает, что акты органов местного самоуправления, принятые в рамках переданных им государственных полномочий по предметам ведения республики, не могут противоречить актам органов государственной власти республики. В случае такого противоречия действуют акты органов государственной власти Республики Марий Эл, а акты органов местного самоуправления подлежат отмене либо самими органами местного самоуправления, либо в судебном порядке. При этом Президент республики вправе приостановить решение органа местного самоуправления.

Закон допускает изъятие отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и устанавливает порядок такого изъятия. Это возможно путем принятия специального республиканского закона. Основанием для его принятия является выявление фактов ненадлежащего осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. При этом Закон дает право Президенту республики в целях защиты законных прав и интересов населения муниципального образования до вступления в силу республиканского закона об изъятии отдельных государственных полномочий у органа местного самоуправления поручить временное осуществление указанных полномочий Правительству республики.

Глава 19. Понятие, структура и формы реализации полномочий местного самоуправления