ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.10.2020
Просмотров: 23505
Скачиваний: 331
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Введение в муниципальное право
Глава 1. Муниципальное право — комплексная отрасль права
§ 1. Понятие и предмет муниципального права
§ 2. Правовое регулирование муниципальных отношений
§ 3. Муниципально-правовые нормы и институты
§ 4. Источники муниципального права
§ 5. Муниципально-правовые отношения и их субъекты
§ 6. Система муниципального права
§ 7. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации
Глава 2. Научная дисциплина муниципального права
§ 1. Понятие и предмет научной дисциплины муниципального права
§ 4. Эволюция научной дисциплины муниципального права в России
§ 5. Место научной дисциплины муниципального права в системе юридических наук
Глава 3. Историко-теоретические основы местного самоуправления
§ 1. Основные теории местного самоуправления
§ 2. Муниципальные системы зарубежных стран
§ 3. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России
§ 4. Организация местной власти в советский период
§ 5. Основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе
Раздел II. Местное самоуправление в системе народовластия
Глава 4. Понятие местного самоуправления
§ 1. Местное самоуправление как основа конституционного строя
§ 3. Местное самоуправление — форма народовластия
Глава 5. Общие принципы местного самоуправления
§ 1. Понятие общих принципов местного самоуправления
§ 2. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения
§ 4. Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан
§ 5. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям
§ 7. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления
§ 8. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина
§ 9. Законность в организации и осуществлении местного самоуправления
§ 10. Гласность местного самоуправления
§ 11. Сочетание коллегиальности и единоначалия в местном самоуправлении
§ 12. Государственная гарантия местного самоуправления
Глава 6. Функции местного самоуправления
§ 1. Понятие функций местного самоуправления
§ 2. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения
§ 3. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления
§ 4. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования
§ 6. Охрана общественного порядка
Глава 7. Понятие системы местного самоуправления и ее состав
§ 1. Понятие системы местного самоуправления
§ 2. Организационные формы осуществления местного самоуправления
§ 5. Народная правотворческая инициатива
§ 6. Обращение граждан в органы местного самоуправления
Глава 9. Органы местного самоуправления в системе народовластия
§ 1. Понятие и система органов местного самоуправления
§ 2. Представительные органы местного самоуправления
§ 3. Иные органы и должностные лица местного самоуправления
Глава 10. Ассоциации и союзы муниципальных образований
§ 1. Понятие и функции ассоциаций и союзов муниципальных образований
§ 2. Виды ассоциаций и союзов муниципальных образований
Раздел III. Основы местного самоуправления
Глава 11. Правовая основа местного самоуправления.
§ 1. Понятие и развитие правовой основы местного самоуправления.
§ 4. Устав муниципального образования. Иные нормативные правовые акты муниципальных образований
Глава 12. Территориальные основы местного самоуправления
§ 1. Понятие территориальных основ местного самоуправления
§ 2. Границы и состав территории муниципального образования
§ 3. Образование, объединение, преобразование или упразднение муниципальных образований
Глава 13. Организационные основы местного самоуправления
§ 1. Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления
§ 2. Определение организационной структуры местного самоуправления
Глава 14. Структура и организация работы органов местного самоуправления
§ 1. Структура и организация работы представительных органов местного самоуправления
§ 2. Структура и организация работы иных органов местного самоуправления
§ 3. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления
Глава 15. Муниципальная служба
§ 1. Понятие, принципы и правовое регулирование муниципальной службы
§ 2. Понятие и виды муниципальных должностей
§ 3. Понятие и классификация муниципальных служащих
§ 4. Правовой статус муниципального служащего
§ 5. Прохождение муниципальной службы
§ 1. Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях
§ 2. Особенности организации местного самоуправления в сельских поселениях
§ 3. Особенности организации местного самоуправления в районе (уезде)
§ 4. Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения
Глава 17. Финансово-экономические основы местного самоуправления
§ 1. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления
§ 2. Муниципальная собственность
§ 3. Местный бюджет и другие местные финансы
Раздел IV. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления
Глава 18. Предметы ведения местного самоуправления
§ 1. Понятие предметов ведения местного самоуправления
§ 2. Правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления
Глава 19. Понятие, структура и формы реализации полномочий местного самоуправления
§ 1. Понятие полномочий местного самоуправления и формы их реализации
§ 2. Понятие, структура и принципы определения компетенции органов местного самоуправления
Глава 20. Полномочия местного самоуправления в области планово-финансовой деятельности
§ 1. Полномочия местного самоуправления в области планирования
§ 2. Полномочия местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере. Бюджетный процесс
§ 1. Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью.
§ 1. Полномочия местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов
§ 2. Полномочия местного самоуправления в области охраны окружающей среды
Глава 23. Полномочия местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи
§ 1. Полномочия местного самоуправления в области строительства и транспорта
§ 2. Полномочия местного самоуправления в области связи и информатизации
§ 1. Полномочия местного самоуправления в области жилищного и коммунального хозяйства
§ 2. Полномочия местного самоуправления в области торгового и бытового обслуживания населения
Глава 25. Полномочия местного самоуправления в области образования и культуры
Глава 26. Полномочия местного самоуправления в области охраны здоровья населения
Глава 27. Полномочия местного самоуправления в области социальной защиты населения
Раздел V. Гарантии местного самоуправления
Глава 29. Понятие и система гарантий местного самоуправления
§ 1. Понятие гарантий местного самоуправления
§ 2. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления
§ 3. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления
§ 4. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления
Глава 30. Понятие и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
§ 1. Понятие ответственности в системе местного самоуправления
§ 2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением
§ 4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством
Местная администрация — при составлении проекта бюджета, уточнении бюджета в ходе его исполнения, а представительный орган местного самоуправления — при рассмотрении и утверждении бюджета и его уточнении в ходе исполнения в пределах своих полномочий вправе:
• определять объем финансирования из своего бюджета мероприятий по социально-экономическому развитию территории в пределах планируемых бюджетных доходов, предоставленных дотаций, субвенций, а также с учетом привлекаемых заемных средств;
• определять направления использования средств бюджета на инвестиции, собственные целевые программы, мероприятия по охране окружающей среды, восстановление памятников природы и культуры, благоустройство городов, поселков и сел, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов коммунального назначения, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, на содержание органов местного самоуправления и на другие цели;
увеличивать в пределах имеющихся средств нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, образовательных учреждений, здравоохранения, органов милиции общественной безопасности, охраны окружающей среды и на другие цели;
определять в установленном порядке в пределах имеющихся средств дополнительные льготы и пособия, а также в пределах имеющихся средств производить иные затраты на оказание помощи отдельным категориям населения, нуждающимся в социальной защите;
образовывать в пределах объема доходов своего бюджета резервные и целевые фонды;
объединять на договорной основе средства своего бюджета со средствами иных бюджетов, а также предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов производственного и непроизводственного назначения.
Среди расходов в проекте местного бюджета отдельно выделяются: а) расходы на финансирование муниципального хозяйства; б) расходы на финансирование содержания социально-культурных учреждений и проведение мероприятий; в) расходы на финансирование муниципальных программ и инвестиций; г) расходы на содержание органов местного самоуправления; д) расходы, связанные с выплатой разного рода пособий и компенсаций гражданам; е) расходы, связанные с реализацией муниципальным образованием отдельных государственных полномочий, и др.
В качестве составной части проекта местного бюджета могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок разработки этих смет определяется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
В проекте решения о местном бюджете должны содержаться основные характеристики местного бюджета: а) общий объем доходов бюджета; б) общий объем расхода бюджета; в) дефицит бюджета.
Рассматривает и утверждает местный бюджет представительный орган местного самоуправления.
Исполнительный орган местного самоуправления (местная администрация) вносит проект решения о местном бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение представительного органа местного самоуправления в срок, определенный правовыми актами органа местного самоуправления.
Одновременно с проектом местного бюджета представительному органу местного самоуправления представляются необходимые документы и материалы.
Обычно рассмотрение проекта местного бюджета начинается представительным органом местного самоуправления не позднее чем за месяц до начала финансового года. Финансовый (бюджетный) год установлен с 1 января по 31 декабря.
Процедура рассмотрения бюджета определяется представительным органом местного самоуправления, который самостоятельно разрабатывает положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании. Кроме того, данная процедура закрепляется в регламенте представительного органа местного самоуправления.
Предварительно проект местного бюджета рассматривает комитет (комиссия) по бюджету (название своих депутатских органов определяет представительный орган) представительного органа местного самоуправления, который дает свое заключение.
После обсуждения проекта местного бюджета на своем заседании представительный орган местного самоуправления принимает соответствующее решение.
В случае если местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого финансового года, финансовые средства муниципального образования до утверждения местного бюджета расходуются по соответствующим статьям местного бюджета истекшего финансового года ежемесячно в размере одной двенадцатой суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен.
Исполнение местного бюджета производится исполнительным органом местного самоуправления (местной администрацией).
Закон о финансовых основах местного самоуправления установил, что глава муниципального образования, иные должностные лица местного самоуправления несут ответственность за исполнение местных бюджетов в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований.
Местный бюджет исполняется на основе единой бюджетной классификации в полном соответствии с утвержденным бюджетом по его доходной и расходной частям.
Исполнение доходной части местного бюджета, осуществляемое за счет налоговых и неналоговых поступлений, в частности, предусматривает:
перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.
Важную роль в обеспечении исполнения местного бюджета по его доходной части играют органы налоговой службы, которые контролируют исчисление налоговых и неналоговых платежей и перечислением их в соответствующий бюджет.
Взаимодействие органов местного самоуправления с территориальными органами налоговой службы основаны на: а) координации и объединении усилий по контролю за своевременным и полным поступлением в соответствующие бюджеты налоговых платежей всех видов, в том числе местных налогов и сборов; б) взаимном предоставлении необходимой информации.
Представительный орган местного самоуправления за счет средств местного бюджета вправе создавать муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов, которая осуществляет свою деятельность на основе законодательства о налоговой службе, объединяя и координируя с территориальными органами налоговой службы усилия по контролю за соблюдением налогового законодательства.
Закон о финансовых основах местного самоуправления закрепил право органов местного самоуправления получать в местный бюджет предусмотренные законами Российской Федерации и законами ее субъектов налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования. Это положение имеет важное значение для формирования доходной части местных бюджетов многих муниципальных образований, на территории которых расположены и действуют подобные филиалы и представительства.
Органы местного самоуправления вправе заключать соглашения с территориальными органами Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ об обслуживании исполнения местных бюджетов. В этом случае полномочия территориальных органов Главного управления Федерального казначейства распространяются на организации, осуществляющие операции со средствами местного бюджета. При этом Закон устанавливает, что территориальные органы Главного управления федерального казначейства не вправе отказывать органам местного самоуправления в заключении таких соглашений.
Через территориальные органы Главного управления федерального казначейства и в соответствии с заключенным договором органы местного самоуправления вправе возложить на уполномоченный банк следующие функции:
а) кассовое исполнение местного бюджета;
б) кассовое обслуживание органов местного самоуправления;
в) размещение (инвестирование) свободных остатков средств местного бюджета путем покупки государственных и муниципальных облигаций с обязательным зачислением доходов по ним в местный бюджет;
г) размещение муниципальных облигаций и билетов муниципальных денежно-вещевых лотерей.
В целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета представительный орган местного самоуправления вправе создавать муниципальное казначейство за счет средств местного бюджета1.
1 Бюджетный кодекс РФ предусматривает установление казначейского исполнения бюджетов, а также принцип единства кассы, который означает зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета (ст. 215 и 216).
Кассовое исполнение местных бюджетов в соответствии с действующим законодательством представляет собой деятельность уполномоченного банка (кассового учреждения) по концентрации всех доходов местного бюджета и финансирование бюджетных организаций и учреждений в соответствии с ассигнованиями, выделенными им по бюджету. Все доходы перечисляются и зачисляются на единый счет местного бюджета.
Исполнение местного бюджета осуществляется уполномоченным исполнительным органом на основе бюджетной росписи.
Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного местного бюджета. Она должна быть составлена и представлена в исполнительный орган местного самоуправления (ответственный за составление бюджета) после утверждения бюджета.
Главный распорядитель средств местного бюджета — орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов местного бюджета. Главный распорядитель утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений. Он осуществляет контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности и др.
Получателями бюджетных средств муниципального образования являются бюджетные учреждения, иные организации, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Если в ходе исполнения местного бюджета федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации принимают решения, которые приводят к уменьшению доходов или увеличению расходов местного бюджета, то недостающие в связи с этим для сбалансирования минимального местного бюджета средства компенсируются этими органами власти за счет средств их бюджета. При этом согласно Закону об общих принципах организации местного самоуправления решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются ими в пределах переданных им в качестве компенсации средств.
Финансовая помощь муниципальным образованиям оказывается в виде субвенций, дотаций, трансфертов в. случае, когда для финансирования расходов минимального местного бюджета недостаточно собственных источников, а по регулирующим источникам установлены максимальные нормативы зачислений в бюджет муниципального образования.
Выделенные органами государственной власти финансовые средства зачисляются на текущие счета местных бюджетов и не подлежат изъятию, кроме субвенций, используемых с нарушением сроков и целей, на которые они были выделены.
Пересмотр размера финансовой помощи в течение финансового года не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В процессе исполнения местного бюджета может возникнуть необходимость в уточнении бюджета в связи с недостаточностью доходов, превышением доходов запланированного уровня. Возможно также секвестирование местного бюджета.
Уточнение местного бюджета производится решением представительного органа местного самоуправления по представлению главы муниципального образования (глава местной администрации, где должность главы муниципального образования не предусмотрена). Представительный орган местного самоуправления вправе принять также и решение о секвестировании расходов в случаях, если:
а) в процессе исполнения бюджета величина дефицита превышает ранее установленную;
б) происходит резкое снижение доходов бюджета;
в) невозможно финансировать целевые программы социально-экономического развития и другие мероприятия в запланированных объемах.
Принимаемые в процессе исполнения бюджета решения органов местного самоуправления, направленные на выделение из бюджета дополнительных, не предусмотренных утвержденным бюджетом средств при его уточнении, должны содержать указание на источники покрытия вновь образовавшихся расходов за счет изыскания новых доходов, перевыполнения доходов над расходами или перераспределения средств.
В процессе исполнения местного бюджета размещается муниципальный заказ на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета на основе открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления.
Заказчиком на выполнение таких работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, выступают органы или должностные лица местного самоуправления.
В соответствии с утвержденным местным бюджетом могут проходить муниципальные заимствования в целях реализации программ и проектов развития муниципального образования.
На территории муниципального образования могут проходить муниципальные лотереи.
Как и все иные лотереи, независимо от их типа, вида и территориального статуса, муниципальные лотереи подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация осуществляется в соответствии с законодательством субъекта РФ, с соблюдением требований Временного положения о лотереях в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 19 сентября 1995 г. «Об упорядочении лотерейной деятельности в Российской Федерации»1. В соответствии с указанным Временным положением объем призового фонда целевых лотерей, доходы от которых направляются на развитие образования, культуры, физической культуры и спорта, медицины и здравоохранения, рекреации и туризма, литературы и искусства, народного творчества, приоритетных отраслей народного хозяйства, устанавливается в размере не менее 40% общего объема выручки.