Файл: Кутафин_Муниципальное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.10.2020

Просмотров: 23457

Скачиваний: 331

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Принятые сокращения

Раздел 1. Введение в муниципальное право

Глава 1. Муниципальное право — комплексная отрасль права

§ 1. Понятие и предмет муниципального права

§ 2. Правовое регулирование муниципальных отношений

§ 3. Муниципально-правовые нормы и институты

§ 4. Источники муниципального права

§ 5. Муниципально-правовые отношения и их субъекты

§ 6. Система муниципального права

§ 7. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации

Глава 2. Научная дисциплина муниципального права

§ 1. Понятие и предмет научной дисциплины муниципального права

§ 4. Эволюция научной дисциплины муниципального права в России

§ 5. Место научной дисциплины муниципального права в системе юридических наук

Глава 3. Историко-теоретические основы местного самоуправления

§ 1. Основные теории местного самоуправления

§ 2. Муниципальные системы зарубежных стран

§ 3. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России

§ 4. Организация местной власти в советский период

§ 5. Основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе

Раздел II. Местное самоуправление в системе народовластия

Глава 4. Понятие местного самоуправления

§ 1. Местное самоуправление как основа конституционного строя

§ 2. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения

§ 3. Местное самоуправление — форма народовластия

Глава 5. Общие принципы местного самоуправления

§ 1. Понятие общих принципов местного самоуправления

§ 2. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения

§ 3. Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций.

§ 4. Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан

§ 5. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям

§ 6. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением

§ 7. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления

§ 8. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина

§ 9. Законность в организации и осуществлении местного самоуправления

§ 10. Гласность местного самоуправления

§ 11. Сочетание коллегиальности и единоначалия в местном самоуправлении

§ 12. Государственная гарантия местного самоуправления

Глава 6. Функции местного самоуправления

§ 1. Понятие функций местного самоуправления

§ 2. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения

§ 3. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления

§ 4. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования

§ 5. Обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований

§ 6. Охрана общественного порядка

§ 7. Представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством

Глава 7. Понятие системы местного самоуправления и ее состав

§ 1. Понятие системы местного самоуправления

§ 2. Организационные формы осуществления местного самоуправления

Глава 8. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления

§ 1. Местный референдум

§ 2. Муниципальные выборы

§ 3. Формы взаимоотношений депутата, выборного должностного лица местного самоуправления и населения. Институт отзыва в системе местного самоуправления

§ 4. Собрания (сходы) граждан

§ 5. Народная правотворческая инициатива

§ 6. Обращение граждан в органы местного самоуправления

§ 7. Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления

Глава 9. Органы местного самоуправления в системе народовластия

§ 1. Понятие и система органов местного самоуправления

§ 2. Представительные органы местного самоуправления

§ 3. Иные органы и должностные лица местного самоуправления

Глава 10. Ассоциации и союзы муниципальных образований

§ 1. Понятие и функции ассоциаций и союзов муниципальных образований

§ 2. Виды ассоциаций и союзов муниципальных образований

Раздел III. Основы местного самоуправления

Глава 11. Правовая основа местного самоуправления.

§ 1. Понятие и развитие правовой основы местного самоуправления.

§ 2. Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные правовые акты федеральных органов государственной власти в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении

§ 3. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов, Российской Федерации о местном самоуправлении

§ 4. Устав муниципального образования. Иные нормативные правовые акты муниципальных образований

Глава 12. Территориальные основы местного самоуправления

§ 1. Понятие территориальных основ местного самоуправления

§ 2. Границы и состав территории муниципального образования

§ 3. Образование, объединение, преобразование или упразднение муниципальных образований

Глава 13. Организационные основы местного самоуправления

§ 1. Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления

§ 2. Определение организационной структуры местного самоуправления

Глава 14. Структура и организация работы органов местного самоуправления

§ 1. Структура и организация работы представительных органов местного самоуправления

§ 2. Структура и организация работы иных органов местного самоуправления

§ 3. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления

Глава 15. Муниципальная служба

§ 1. Понятие, принципы и правовое регулирование муниципальной службы

§ 2. Понятие и виды муниципальных должностей

§ 3. Понятие и классификация муниципальных служащих

§ 4. Правовой статус муниципального служащего

§ 5. Прохождение муниципальной службы

Глава 16. Особенности организации местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях

§ 1. Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях

§ 2. Особенности организации местного самоуправления в сельских поселениях

§ 3. Особенности организации местного самоуправления в районе (уезде)

§ 4. Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения

§ 5. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях

Глава 17. Финансово-экономические основы местного самоуправления

§ 1. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления

§ 2. Муниципальная собственность

§ 3. Местный бюджет и другие местные финансы

Раздел IV. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления

Глава 18. Предметы ведения местного самоуправления

§ 1. Понятие предметов ведения местного самоуправления

§ 2. Правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления

Глава 19. Понятие, структура и формы реализации полномочий местного самоуправления

§ 1. Понятие полномочий местного самоуправления и формы их реализации

§ 2. Понятие, структура и принципы определения компетенции органов местного самоуправления

§ 3. Соотношение компетенции представительного органа местного самоуправления и иных органов местного самоуправления

Глава 20. Полномочия местного самоуправления в области планово-финансовой деятельности

§ 1. Полномочия местного самоуправления в области планирования

§ 2. Полномочия местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере. Бюджетный процесс

Глава 21. Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями на территории муниципального образования

§ 1. Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью.

§ 2. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности

Глава 22. Полномочия местного самоуправления в области использования и охраны земли и других природных ресурсов

§ 1. Полномочия местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов

§ 2. Полномочия местного самоуправления в области охраны окружающей среды

Глава 23. Полномочия местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи

§ 1. Полномочия местного самоуправления в области строительства и транспорта

§ 2. Полномочия местного самоуправления в области связи и информатизации

Глава 24. Полномочия местного самоуправления в жилищной сфере, в сфере коммунального, бытового и торгового обслуживания населения

§ 1. Полномочия местного самоуправления в области жилищного и коммунального хозяйства

§ 2. Полномочия местного самоуправления в области торгового и бытового обслуживания населения

Глава 25. Полномочия местного самоуправления в области образования и культуры

Глава 26. Полномочия местного самоуправления в области охраны здоровья населения

Глава 27. Полномочия местного самоуправления в области социальной защиты населения

Глава 28. Полномочия местного самоуправления в области охраны общественного порядка, противопожарной безопасности, гражданской обороны, воинского учета и призыва граждан на военную службу

Раздел V. Гарантии местного самоуправления

Глава 29. Понятие и система гарантий местного самоуправления

§ 1. Понятие гарантий местного самоуправления

§ 2. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления

§ 3. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления

§ 4. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления

Раздел VI. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. Контроль их деятельности

Глава 30. Понятие и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

§ 1. Понятие ответственности в системе местного самоуправления

§ 2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением

§ 3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами

§ 4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством

Постановление главы администрации Московской области об утверждении перечня объектов областной собственности, передаваемых в муниципальную собственность (в том числе долевую собственность нескольких муниципальных образований), или об отказе в передаче объектов областной собственности в муниципальную собственность принимается в течение двух месяцев со дня регистрации Мособлимуществом указанного перечня. Данное постановление является документом, подтверждающим право муниципальной собственности на переданные объекты.

Если в указанные законом сроки постановление главы администрации Московской области не будет принято, документами, подтверждающими право муниципальной собственности, являются перечень объектов областной собственности, передаваемых в муниципальную собственность, зарегистрированный Мособлкоми-муществом, и решение представительного органа местного самоуправления об утверждении перечня объектов областной собственности, передаваемых в муниципальную собственность, который может содержать все или часть объектов, включенных в перечень, зарегистрированный Мособлкомимуществом.

Споры, возникающие в связи с передачей объектов государственной собственности в муниципальную собственность, разрешаются посредством согласительных процедур или в судебном порядке.

Разграничение объектов муниципальной собственности в отношении внутригородских муниципальных образований осуществляется уставом города.

Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью связаны также с процессом приватизации, который существенным образом влияет на формирование муниципальной собственности.

Основы приватизации муниципального имущества в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации». Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. утверждены Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.

Согласно Указу Президента РФ от 21 мая 1999 г. Основные положения государственной программы приватизации применяются при проведении приватизации объектов муниципальной собственности, в том числе земельных участков, в случаях, если населением муниципальных образований непосредственно или органами местного самоуправления, действующими в пределах компетенции, установленной Законом об общих принципах организации местного самоуправления, не определены другие порядок и условия приватизации таких объектов1.

В соответствии с законом порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления. Кроме того, представительный орган местного самоуправления утверждает программу приватизации муниципального имущества (годовое заседание, план приватизации). При разработке программы следует руководствоваться общими целями приватизации, одна из которых — повышение эффективности экономики.


При приватизации муниципального имущества используются следующие способы:

• продажа муниципального имущества на аукционе, в том числе продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

• продажа муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;

• продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работникам;

• выкуп арендованного муниципального имущества;

• преобразование муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых находится в муниципальной собственности;

• внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;

• отчуждение находящихся в муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцам муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.

Например, в ряде случаев целесообразно сохранить контроль за приватизируемым предприятием со стороны муниципального образования (предприятие имеет большое социально-экономическое значение для муниципального образования, его населения). Поэтому можно преобразовать предприятие в открытое акционерное общество, продав частным собственникам лишь часть акций. Другая часть остается в муниципальной собственности. Можно ввести специальное право на участие муниципального образования в управлении обществом («золотую акцию»).

Возможны иные способы приватизации — продажа предприятия по коммерческому конкурсу с инвестиционными и (или} социальными условиями и др.

Разработку программы должна обеспечить администрация муниципального образования. В соответствии с уставом муниципального образования по решению представительного органа местного самоуправления может быть создан орган по управлению муниципальным имуществом, который и должен в этом случае разработать перечень подлежащих приватизации муниципальных предприятий с указанием способов их приватизации и обоснованием их выбора.

В соответствии с Законом о приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества Правительство РФ утвердило Положение о продаже на аукционе государственного или муниципального имущества и Положение о продаже на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями государственного или муниципального имущества2.

Аукцион проводится открытым по составу участников. Форма подачи предложения по цене имущества определяется органом местного самоуправления, принимающим решение о способе приватизации муниципального имущества (эти предложения могут подаваться в закрытой форме либо заявляться открыто в ходе проведения торгов).


Конкурс также является открытым. Однако предложения по цене приватизируемого имущества подаются его участниками в закрытой форме (в запечатанном конверте).

Продавцы муниципального имущества назначаются органами местного самоуправления-(это могут быть, например, органы по управлению муниципальным имуществом).

Для проведения аукциона (конкурса) создается комиссия, состав которой определяется органом местного самоуправления.

Решение комиссии о результатах рассмотрения заявок претендентов и об итогах аукциона (конкурса) оформляются протоколом.

К участию в аукционе (конкурсе) допускаются физические и юридические лица.

Аукцион (конкурс), на участие в котором не было подано заявок либо участие в котором принял только один участник, признается несостоявшимся.

Между продавцом и победителем аукциона (конкурса) заключается договор купли-продажи.

Победитель конкурса одновременно с договором купли-продажи имущества заключает с продавцом договор о порядке выполнения им инвестиционных и (или) социальных условий.

Органы местного самоуправления определяют состав комиссии по контролю за выполнением инвестиционных и (или) социальных условий коммерческого конкурса.

Порядок оплаты муниципального имущества устанавливается органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 29 Закона об общих принципах организации местного самоуправления доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.

Продавец муниципального имущества обязан опубликовать сообщение об итогах аукциона (конкурса) в тех же изданиях, в которых было опубликовано информационное сообщение о его проведении, в срок не позднее 30 дней после заключения договора купли-продажи имущества.

Законе приватизации государственного имущества закрепляет полномочия муниципальных образований в отношении отдельных открытых акционерных обществ.

Как уже отмечалось, органы местного самоуправления при преобразовании муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества либо принятии решений о продаже находящихся в муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ могут принимать решение об использовании в отношении указанных акционерных обществ специального права на участие муниципальных образований в управлении этими обществами («золотая акция»). В этом случае органы местного самоуправления, принявшие решение об использовании специального права («золотой акции»), назначают представителей муниципальных образований в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию открытого акционерного общества.

Данные представители вправе вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров. Они также обладают правом вето при принятии общим собранием акционеров решения: а) о внесении изменений и дополнений в устав открытого акционерного общества или об утверждении его в новой редакции; б) о реорганизации открытого акционерного общества; в) о ликвидации открытого акционерного общества и др.


Представители муниципальных образований имеют право доступа ко всем документам открытого акционерного общества и несут ответственность за разглашение служебной и коммерческой тайны, а также обладают другими правами, предусмотренными Законом о приватизации государственного имущества.

Специальное право («золотая акция») действует до принятия органом местного самоуправления решения о его прекращении.

23 мая 1998 г. Правительство РФ утвердило Положение о продаже на специализированном аукционе находящихся в государственной и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации1.

Специализированный аукцион является открытым. Заявки на участие в нем подаются в письменной форме. Все победители аукциона получают акции по единой цене продажи одной акции.

Как уже отмечалось, Закон о приватизации государственного имущества не применяется в отношении тех объектов муниципальной собственности, приватизация которых осуществляется на основе законов, определяющих права органов местного самоуправления в процессе приватизации данного муниципального имущества. Так, приватизация жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда осуществляется в соответствии с Законом РФ от 4 июля 1991 г. (с последующими изменениями) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органом местного самоуправления с гражданином, получающим жилое помещение в собственность. Закон особо защищает права несовершеннолетних, которые остались проживать в жилом помещении в случае смерти родителей и в иных случаях утраты попечения родителей. В этом случае органы опеки и попечительства (которыми согласно ГК РФ являются органы местного самоуправления), приемные родители, иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Несовершеннолетние, достигшие возраста 14 лет, договоры оформляют самостоятельно с согласия законных представителей и органов опеки и попечительства.

Федеральный закон от 16 мая 1995 г. «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» в целях обеспечения государственных гарантий на получение гражданами доступного и бесплатного образования ввел мораторий на приватизацию муниципальных образовательных учреждений всех типов. Ликвидация образовательного учреждения, учредителем которого является орган местного самоуправления может быть осуществлена только с согласия представительного органа местного самоуправления2.

Приватизация земли, в том числе земельных участков, составляющих единый имущественный комплекс с объектами приватизации, также должна регулироваться другими федеральными законами. Например, Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» содержит специальную главу, посвященную особенностям приватизации и оборота садовых, огородных и дачных земельных участков. Предусматривается, что садоводам, огородникам, дачникам и их некоммерческим объединениям, получившим земельные участки из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования, не может быть отказано в приватизации таких земельных участков, за исключением установленных федеральными законами случаев запрета на передачу земельных участков в частную собственность.


Закон определяет последовательность осуществления приватизации данных земельных участков и определяет роль органов местного самоуправления в этом процессе. После соответствующих действий со стороны общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного объединения, комиссии по подготовке материалов для приватизации земельных участков, созданную общим собранием, орган местного самоуправления принимает решение о приватизации садового, огородного или дачного земельного участка в месячный срок со дня подачи соответствующего заявления. Это решение является основанием для выдачи гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению свидетельств, удостоверяющих их права на землю.

Членам объединения документы выдает правление, которое получает эти документы в соответствующем комитете по земельным ресурсам и землеустройству по доверенностям членов такого объединения.

Граждане вправе в индивидуальном порядке приватизировать закрепленные за ними садовые, огородные и дачные земельные участки. При наличии встречных требований к границам земельных участков спор рассматривается органом местного самоуправления или в суде.

Пока не приняты федеральные законы, определяющие порядок приватизации других земельных участков, действуют указы Президента РФ от 25 марта 1992 г. «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий»1; от 26 ноября 1997 г. «О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территории городских и сельских поселений, или права их аренды» и др.

Продаже в порядке приватизации не подлежат земли общего пользования в населенных пунктах (площади, улицы, набережные и др.), земли заповедников, а также другие находящиеся в муниципальной собственности земельные участки, оборот которых не допускается законодательством Российской Федерации.

Средства, поступающие от приватизации в местные бюджеты, направляются:

• на содержание объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не вошедших в имущественный комплекс приватизируемых предприятий и переданных в ведение соответствующих органов местного самоуправления;

• на финансирование мероприятий .по социальной защите населения;

• на реализацию соответствующих инвестиционных программ.

Деятельность органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью предполагает осуществление ими иных прав собственника муниципального имущества.

Органы местного самоуправления осуществляют правовое регулирование отношений, связанных с управлением и распоряжением муниципальной собственностью.

Представительные органы местного самоуправления устанавливают порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, а также общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования, затрагивающие вопросы управления муниципальной собственностью, в частности: