ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.10.2020
Просмотров: 23501
Скачиваний: 331
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Введение в муниципальное право
Глава 1. Муниципальное право — комплексная отрасль права
§ 1. Понятие и предмет муниципального права
§ 2. Правовое регулирование муниципальных отношений
§ 3. Муниципально-правовые нормы и институты
§ 4. Источники муниципального права
§ 5. Муниципально-правовые отношения и их субъекты
§ 6. Система муниципального права
§ 7. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации
Глава 2. Научная дисциплина муниципального права
§ 1. Понятие и предмет научной дисциплины муниципального права
§ 4. Эволюция научной дисциплины муниципального права в России
§ 5. Место научной дисциплины муниципального права в системе юридических наук
Глава 3. Историко-теоретические основы местного самоуправления
§ 1. Основные теории местного самоуправления
§ 2. Муниципальные системы зарубежных стран
§ 3. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России
§ 4. Организация местной власти в советский период
§ 5. Основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе
Раздел II. Местное самоуправление в системе народовластия
Глава 4. Понятие местного самоуправления
§ 1. Местное самоуправление как основа конституционного строя
§ 3. Местное самоуправление — форма народовластия
Глава 5. Общие принципы местного самоуправления
§ 1. Понятие общих принципов местного самоуправления
§ 2. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения
§ 4. Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан
§ 5. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям
§ 7. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления
§ 8. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина
§ 9. Законность в организации и осуществлении местного самоуправления
§ 10. Гласность местного самоуправления
§ 11. Сочетание коллегиальности и единоначалия в местном самоуправлении
§ 12. Государственная гарантия местного самоуправления
Глава 6. Функции местного самоуправления
§ 1. Понятие функций местного самоуправления
§ 2. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения
§ 3. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления
§ 4. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования
§ 6. Охрана общественного порядка
Глава 7. Понятие системы местного самоуправления и ее состав
§ 1. Понятие системы местного самоуправления
§ 2. Организационные формы осуществления местного самоуправления
§ 5. Народная правотворческая инициатива
§ 6. Обращение граждан в органы местного самоуправления
Глава 9. Органы местного самоуправления в системе народовластия
§ 1. Понятие и система органов местного самоуправления
§ 2. Представительные органы местного самоуправления
§ 3. Иные органы и должностные лица местного самоуправления
Глава 10. Ассоциации и союзы муниципальных образований
§ 1. Понятие и функции ассоциаций и союзов муниципальных образований
§ 2. Виды ассоциаций и союзов муниципальных образований
Раздел III. Основы местного самоуправления
Глава 11. Правовая основа местного самоуправления.
§ 1. Понятие и развитие правовой основы местного самоуправления.
§ 4. Устав муниципального образования. Иные нормативные правовые акты муниципальных образований
Глава 12. Территориальные основы местного самоуправления
§ 1. Понятие территориальных основ местного самоуправления
§ 2. Границы и состав территории муниципального образования
§ 3. Образование, объединение, преобразование или упразднение муниципальных образований
Глава 13. Организационные основы местного самоуправления
§ 1. Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления
§ 2. Определение организационной структуры местного самоуправления
Глава 14. Структура и организация работы органов местного самоуправления
§ 1. Структура и организация работы представительных органов местного самоуправления
§ 2. Структура и организация работы иных органов местного самоуправления
§ 3. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления
Глава 15. Муниципальная служба
§ 1. Понятие, принципы и правовое регулирование муниципальной службы
§ 2. Понятие и виды муниципальных должностей
§ 3. Понятие и классификация муниципальных служащих
§ 4. Правовой статус муниципального служащего
§ 5. Прохождение муниципальной службы
§ 1. Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях
§ 2. Особенности организации местного самоуправления в сельских поселениях
§ 3. Особенности организации местного самоуправления в районе (уезде)
§ 4. Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения
Глава 17. Финансово-экономические основы местного самоуправления
§ 1. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления
§ 2. Муниципальная собственность
§ 3. Местный бюджет и другие местные финансы
Раздел IV. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления
Глава 18. Предметы ведения местного самоуправления
§ 1. Понятие предметов ведения местного самоуправления
§ 2. Правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления
Глава 19. Понятие, структура и формы реализации полномочий местного самоуправления
§ 1. Понятие полномочий местного самоуправления и формы их реализации
§ 2. Понятие, структура и принципы определения компетенции органов местного самоуправления
Глава 20. Полномочия местного самоуправления в области планово-финансовой деятельности
§ 1. Полномочия местного самоуправления в области планирования
§ 2. Полномочия местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере. Бюджетный процесс
§ 1. Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью.
§ 1. Полномочия местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов
§ 2. Полномочия местного самоуправления в области охраны окружающей среды
Глава 23. Полномочия местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи
§ 1. Полномочия местного самоуправления в области строительства и транспорта
§ 2. Полномочия местного самоуправления в области связи и информатизации
§ 1. Полномочия местного самоуправления в области жилищного и коммунального хозяйства
§ 2. Полномочия местного самоуправления в области торгового и бытового обслуживания населения
Глава 25. Полномочия местного самоуправления в области образования и культуры
Глава 26. Полномочия местного самоуправления в области охраны здоровья населения
Глава 27. Полномочия местного самоуправления в области социальной защиты населения
Раздел V. Гарантии местного самоуправления
Глава 29. Понятие и система гарантий местного самоуправления
§ 1. Понятие гарантий местного самоуправления
§ 2. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления
§ 3. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления
§ 4. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления
Глава 30. Понятие и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
§ 1. Понятие ответственности в системе местного самоуправления
§ 2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением
§ 4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством
До принятия Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» регистрацию прав на земельные участки осуществлял местный комитет по земельным ресурсам и землеустройству. Закон установил, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится на всей территории Российской Федерации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Ведение Единого государственного реестра осуществляют учреждения юстиции по регистрации прав на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.
Учреждение юстиции по регистрации прав выдает свидетельство о государственной регистрации прав: а) правообладателю — при регистрации любого вещного права на объект недвижимого имущества; б) арендатору — при регистрации аренды; в) залогодержателю — при регистрации ипотеки.
Постановление Правительства РФ от 1 ноября 1997 г. «О мерах по реализации Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок» органам исполнительной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить создание единой системы информации о недвижимом имуществе, основанной на материалах информационных баз данных и архивов технической инвентаризации жилищных органов, органов градостроительства, органов по земельным ресурсам и землеустройству, органов по управлению государственным и муниципальным имуществом.
В соответствии с Законом субъекты Федерации создают региональные программы развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поэтапно вводятся систему государственной регистрации прав. При этом они вправе делегировать органам местного самоуправления часть своих, полномочий в области организации системы государственной регистрации прав, предусмотренных Законом.
В соответствии с Законом РФ от 11 октября 1991 г. «Оплате за землю» использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом, который является местным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Федерации. Размеры земельного налога за участки в границах сельских населенных пунктов, за городские (поселковые) земли определяются Законом РФ о плате за землю.
Закон закрепляет некоторые полномочия органов местного самоуправления в этой области. Так, органы местного самоуправления вправе с учетом благоприятных условий размещения земельных участков в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, ' сенокошения и выпаса скота, повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза. Органами местного самоуправления городов дифференцируются средние ставки земельного налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории города.
Кроме того, органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в преде-; лах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.
Юридические лица ежегодно представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога, который они исчисляют сами. Начисление земельного налога гражданам производится органами государственной налоговой службы, которые ежегодно вручают им платежные извещения об уплате налога. : На районные и городские комитеты по земельным ресурсам и ', землеустройству возложена задача обеспечивать государственные налоговые инспекции в районах, городах (районах в городах) списками юридических лиц и граждан — плательщиков земельного налога. Эту задачу они выполняют на основе данных государственного земельного кадастра. Финансирование указанных работ осуществляется за счет средств, получаемых от взимания земельного ', налога и арендной платы за землю1. Платежи за землю зачисляются в соответствующие местные бюджеты:
-
за земли в пределах границ сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение, — на бюджетные счета сельских органов местного самоуправления;
-
за земли в пределах поселковой, городской границы и другие земли, переданные в их ведение, а также за земли в границах района, за исключением земель, переданных в ведение сельских органов местного самоуправления, — в соответствии с установленными законодательством РФ долями на бюджетные счета Российской Федерации в федеральном казначействе, субъекта Федерации, соответствующую часть средств — на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления.
При аренде земель, находящихся в муниципальной (или государственной) собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. При этом арендная плата может устанавливаться как в денежной, так и в натуральной форме.
Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. «Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю»1 органам местного самоуправления рекомендовано поручить районным и городским комитетам по земельным ресурсам и землеустройству подготовку договоров аренды, находящейся в муниципальной собственности, и обеспечение государственных налоговых инспекций списками арендаторов.
Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются на цели, связанные с финансированием мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра и мониторинга, охране земель, повышению их плодородия и т.п. Средства на эти цели расходуются по соответствующим нормативам.
Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.
Нормативная цена земли — показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. В соответствии с Законом РФ о плате за землю порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством РФ.
Органы исполнительной власти субъектов Федерации могут устанавливать повышающие коэффициенты к размеру нормативной цены земли. Однако размер нормативной цены земли не должен превышать 75% уровня рыночных цен на земельные участки конкретного назначения соответствующей ценовой зоны.
Органы местного самоуправления (местная администрация) района, города могут повышать или понижать установленную нормативную цену земли, но не более чем на 25%.
При сделках с земельными участками и в иных случаях применения нормативной цены районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству выдают заинтересованным гражданам и юридическим лицам документ о нормативной цене конкретного земельного участка.
Органы местного самоуправления осуществляют контроль за использованием земель на территории муниципального образования. Эту задачу они решают в тесном взаимодействии с государственными органами, ибо контроль в сфере земельных отношений относится к числу важнейших государственных функций. В соответствии с Положением о порядке осуществления государственного контроля, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 декабря 1993 г.2, контроль осуществляется соответствующими органами представительной и исполнительной власти, а также специально уполномоченными на то государственными органами в соответствии с действующим законодательством. Задачей контроля является обеспечение соблюдения всеми физическими, должностными и юридическими лицами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель.
Органы местного самоуправления взаимодействуют в этой обрасти с территориальными (районными и городскими) подразделениями специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих госземконтроль.
Председатели комитетов по земельным ресурсам и землеустройству городов и районов являются государственными инспекторами по использованию и охране земель соответствующих территорий.
Органы местного самоуправления в тесном взаимодействии с Территориальными подразделениями государственных органов, осуществляющих государственный контроль за охраной и использованием земель:
-
принимают меры к устранению нарушений земельного законодательства;
-
информируют население о состоянии земельного фонда, эффективности его использования и принимаемых мерах по охране земель;
-
не допускают самовольного занятия земельных участков;
-
следят за соблюдением установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением;
-
обеспечивают выполнение природоохранных требований при отводе земель под все виды хозяйственной деятельности; соблюдение экологических норм при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий и других объектов.
В соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют контроль за отводом, использованием и охраной лицами, относящимися к малочисленным народам, земель, необходимых для ведения традиционного образа жизни и занятия традиционными промыслами малочисленных народов. Лица, относящиеся к малочисленным народам, безвозмездно владеют и пользуются в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми.
Земельное и природоохранное законодательство устанавливает различные виды правовой ответственности за его нарушение: дисциплинарную, материальную, административную, уголовную.
Местные подразделения (районные, и городские) органов, осуществляющих госземконтроль, направляют в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности, обращаются беспошлинно в суд и арбитражный суд по делам о возмещении ущерба, причиненного в результате нарушения земельного законодательства, и др.; вносят в органы местного самоуправления предложения о полном или частичном изъятии (выкупе) земельных участков в случаях, предусмотренных земельным законодательством, и т.д. Органы, осуществляющие госземконтроль, в соответствии со своей компетенцией в административном порядке налагают штрафы за нарушения земельного законодательства.
Все споры, связанные с отчуждением и приобретением земельных участков, а также другие земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Органы местного самоуправления решают некоторые вопросы, связанные с использованием и охраной других природных ресурсов. Они вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.
Недра в границах территории Российской Федерации, включая и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом «О недрах» (в редакции от 3 марта 1995 г.)1 в компетенцию органов местного регулирования отношений недропользования входит:
-
участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории, при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков;
-
развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;
-
предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения;
-
приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений Закона о недрах;
-
контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
-
введение ограничений на пользование участками недр на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы согласно закону могут находиться в муниципальной собственности.
Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Федерации получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования. Так, согласно Закону о недрах в местные бюджеты поступают:
-
платежи за поиски и разведку месторождений всех полезных ископаемых и платежи за добычу общераспространенных полезных ископаемых на территории муниципального образования;
-
платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
-
часть суммы платежей полезных ископаемых, кроме общераспространенных (30% платежей за добычу углеводородного сырья и 50% платежей за добычу других полезных ископаемых).
В соответствии с водным законодательством муниципальные образования являются субъектами водных отношений, т.е. отношений в области использования и охраны водных объектов. От имени городских, сельских поселений и других муниципальных образований в водных отношениях участвуют органы местного самоуправления в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В Российской Федерации установлена государственная собственность на водные объекты. Вместе с тем Водный кодекс РФ допускает, что в муниципальной собственности могут находиться обособленные водные объекты, т.е. небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Согласно Закону об общих принципах организации местного самоуправления к ведению муниципальных образований относится регулирование использования водных объектов местного значения.
Органы местного самоуправления устанавливают места, где запрещены забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных плавательных средствах, водопой скота, а также определяют иные условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территориях городских, сельских поселений и других муниципальных образований.
Водный кодекс РФ устанавливает, что население оповещается о запрещении купания и иных подобного рода условиях осуществления общего водопользования через средства массовой информации, специальными информационными законами или иными способами.
Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные полномочия в области использования и охраны водных объектов в соответствии с законодательством РФ и необходимые для реализации указанных полномочий материальные и финансовые средства. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст. 68 Водного кодекса РФ).