Файл: Государственное и муниципальное управление_Чиркин В.Е_Учебник_2003 -320с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.10.2020
Просмотров: 6490
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
§ 2. Необходимость, возможности и пределы государственного и муниципального управления
§ 4. Государственное и муниципальное управление как отрасль знания и учебная дисциплина
Глава 2 - ГОСУДАРСТВО КАК УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА
§ 2. Государственная власть и государственное управление
§ 3. Государственный аппарат и государственная служба
§ 4. Регулятивные нормы в государственном управлении
§ 5. Институты непосредственной демократии в управлении государством
Глава 3 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК, КОЛЛЕКТИВ, ОБЩЕСТВО
§ 1. Государственное управление и человек
§ 2. Государственное управление и коллектив
§ 3. Государственное управление и общество
Глава 4 - ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ УРОВНИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
§ 2. Общегосударственное управление
§ 3. Государственное управление субъекта федерации
§ 4. Государственное управление и территориальная автономия
§ 5. Государственное управление, административно-территориальные единицы и муниципальные образования
Глава 5 - ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
§ 2. Государственное управление в сфере экономики
§ 3. Государственное управление в сфере социальных отношений
§ 4. Государственное управление в административно-политической сфере
§ 5. Государственное управление в сфере культуры и идеологии
§ 6. Государственное управление и сфера личной жизни человека
§ 7. Межотраслевое государственное управление
Глава б - ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
§ 1. Роль Президента РФ в государственном управлении
§ 2. Полномочия и деятельность Президента РФ
§ 3. Досрочное освобождение Президента РФ от должности и его ответственность
Глава 7 - ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
§ 1. Роль законодательной власти в государственном управлении
§ 2. Структура, полномочия и порядок деятельности российского парламента
§ 4. Формы парламентского контроля
Глава 8 - ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
§ 1. Роль органов исполнительной власти в государственном управлении
§ 2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства РФ
§ 3. Полномочия Правительства РФ и его деятельность
§ 4. Ответственность Правительства РФ
Глава 9 - СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
§ 1. Роль судебной власти в государственном управлении
§ 2. Судебная система в России
§ 3. Конституционные принципы правосудия
Глава 10 ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
§ 1. Место и роль прокуратуры в государственном управлении
Глава 11 - МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
§ 1. Понятие местного самоуправления
§ 2. Основы местного самоуправления
Глава 12 - ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
§ 2. Полномочия и компетенция органов местного самоуправления
Глава 13 - ИНСТИТУТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
§ 4. Общие собрания (сходы) граждан
§ 5. Народная правотворческая инициатива
§ 7. Территориальное общественное самоуправление
Глава 14 - ОРГАНЫ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
§ 1. Роль органов и должностных лиц местного самоуправления в обществе
§ 2. Представительные органы местного самоуправления
§ 3. Выборные должностные лица местного самоуправления
§ 4. Исполнительные органы местного самоуправления
Глава 15 - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ
Финансовый контроль, хотя и в разных формах, осуществляется всеми названными выше органами (в Министерстве финансов существует специальный Департамент государственного финансового контроля и аудита). Особую роль играют Федеральное казначейство (проверка денежных документов, наложение штрафов на банки, несвоевременно перечисляющие положенные средства в государственный бюджет), Счетная палата, образуемая Федеральным Собранием РФ (контроль за своевременным исполнением федерального бюджета). Применяется также независимый вневедомственный аудиторский контроль. Для аудиторской проверки иногда привлекают зарубежные специализированные фирмы. Подобная практика имеет место и в других странах.
§ 3. Государственное управление в сфере социальных отношений
Социальная сфера жизни общества включает труд, здравоохранение, образование, науку, культуру, иные социальные отношения. Их нередко сложно отделить от экономических и политических отношений (например, труд — это не только социальное явление, но и важнейшая экономическая категория, а отношения социальных коллективов часто приобретают политический характер).
В современных условиях главная задача государственного регулирования социальных отношений состоит в том, чтобы содействовать социальной солидарности и социальной справедливости, а поскольку борьба различных классов и социальных слоев за удовлетворение собственных интересов неизбежна, она должна протекать на основе состязательности и в рамках правового поля, в целях поиска согласия, компромиссов.
Для решения этих задач парламенты (в том числе в России) принимают соответствующие законы: о порядке разрешения трудовых конфликтов (в том числе о забастовках), о создании трехсторонних комиссий, состоящих из представителей государства, профсоюзов (работников) и предпринимателей (работодателей), об установлении минимальных размеров оплаты труда, об оплачиваемых выходных днях и отпусках и т.д. Все эти нормы распространяются на все предприятия, независимо от формы собственности. Законы, принятые парламентом, устанавливают справедливые пропорции уплаты налогов: с больших доходов уплачивают большие налоги, а низкие доходы освобождаются от налогообложения (в России с 2001 г. установлена единая ставка подоходного налога для всех — 13%). Действуют законы о пенсиях, медицинском обслуживании, образовании и т.д., устанавливаются льготы для малообеспеченных и многодетных семей, инвалидов, ветеранов войны и труда и т.д. Парламент поощряет благотворительность, уменьшая налогооблагаемую базу на соответствующий размер, и т.д.
Как и в сфере экономики, в области социальных отношений глава государства и правительство контролируют исполнение принятых законов, своими актами развивают их положения. Оперативным управлением ведают министерства (ведомства), на местном уровне — их территориальные управления и отделы. Особенностью сферы социального регулирования является то, что в ней преобладают учреждения (в экономической сфере — предприятия).
Решающее значение в жизни общества имеет труд. Положения о роли труда содержатся во многих зарубежных конституциях (Испания, Италия, Португалия и др.). С вопросами труда связаны многие аспекты социального развития, пенсионное обеспечение, трудовая и иная миграция (территориальное перемещение, сопровождающееся изменением места жительства населения), вопросы отдыха и быта.
Регулированием вопросов труда и связанных с ними отношений почти во всех странах занимаются министерства труда. В России Министерство труда и социального развития проводит государственную политику в области труда, занятости и социальной защиты населения, координирует по этим вопросам деятельность других органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов. Оно создает территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров (министерство возглавляет службу урегулирования трудовых споров), разрабатывает комплексные программы использования трудовых ресурсов, повышения доходов граждан, развития социального страхования, организации пенсионного обеспечения, совершенствования социального партнерства государства, труда и капитала, социальной защиты женщин, детей, ветеранов, проводит мероприятия по охране труда и технике безопасности. Министерство труда готовит проекты законов по пенсионному обслуживанию населения (вопросами пенсионного обеспечения военнослужащих, сотрудников органов безопасности занимаются другие ведомства), разрабатывает целевые программы, осуществляет социальные выплаты в виде пособий по безработице, совместно с органами самоуправления содействуют гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников.
Труд человека непосредственно связан с состоянием его здоровья, физического и психического. Федеральным органом, осуществляющим управление в области охраны здоровья и координирующим в этой сфере деятельность других органов исполнительной власти, является Министерство здравоохранения РФ. Оно действует в тесном контакте с соответствующими органами субъектов Федерации, с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Российской академией медицинских наук, обществом Красного креста и Красного полумесяца, с профессиональными медицинскими ассоциациями. На местах в систему министерства входят его территориальные органы (управления, отделы), государственные лечебно-профилактические, научно-исследовательские, образовательные учреждения, санатории, курорты, аптеки, предприятия, санитарно-эпидемиологические станции (в системе министерства есть специальная служба, которая занимается санитарно-эпидемиологическими вопросами, ее возглавляет Главный санитарный врач РФ).
Министерство разрабатывает основы государственной политики в области здравоохранения, организует систему медицинской помощи населению, осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор, охрану здоровья населения, организует научные исследования по вопросам здравоохранения, внедряет их в медицинскую практику, обеспечивает методическое руководство, разрабатывает нормативы и стандарты, контролирует качество медицинской помощи и лечебных средств, проводит медицинскую экспертизу в случае заболеваний, инвалидности, заботится об охране семьи, материнства, детства. Оно занимается медицинским обязательным (для всех работающих граждан) и добровольным страхованием. В укреплении здоровья населения участвует Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму. Для обеспечения экстренной медицинской помощи населению действуют службы скорой и неотложной помощи, а при авариях и катастрофах — Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Оно функционирует в контакте с соответствующими службами министерств обороны, внутренних дел, путей сообщения, на местах имеет свои организации.
Квалифицированный и производительный труд требует общего и профессионального образования. Образование формирует также духовный мир человека, совершенствует его способности. В настоящее время каждый третий россиянин (около 50 млн человек) учится или повышает свою квалификацию. Образование — приоритетная сфера. В России существует бесплатное общее полное (среднее) одиннадцатилетнее образование, среднее и начальное профессиональное образование (техникумы, профтехшколы) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Прием в них осуществляется без конкурса для всех желающих. Наряду с этим получили развитие негосударственные и немуниципальные образовательные учреждения — частные школы, колледжи, вузы, образовательные учреждения при религиозных и общественных объединениях. Образование может быть получено на основе очного обучения, очно-заочного (вечернего), заочного, экстерном (самообразование или образование на дому со сдачей экзаменов), но по некоторым специальностям получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерна не допускается (например, медицина, военное дело, иностранные языки). Для любой формы образования и обучения действует единый государственный (федеральный) образовательный стандарт (необходимый минимум знаний).
В России сложилась следующая система государственных органов управления образованием: Министерство образования РФ; соответствующие управления (департаменты, отделы) в других министерствах и ведомствах, которые управляют своими учебными заведениями данного профиля (военные училища, институты и академии в министерствах обороны, внутренних дел, здравоохранения, транспорта); государственные органы управления образованием в субъектах Федерации. Существуют и муниципальные (местные) органы управления образованием (например, районные отделы народного образования, входящие в администрацию района), но они являются обычно не государственными, а муниципальными органами и занимаются прежде всего вопросами начального образования.
Государственные органы образования разрабатывают целевые программы, государственные (федеральные) образовательные стандарты1, создают структуру образования, осуществляют государственную аккредитацию образовательных учреждений (после этого они вправе выдавать документы, дипломы об образовании единого государственного образца), устанавливают эквивалентность документов об образовании, в частности иностранных (нострификация), определяют порядок аттестации педагогических работников, финансируют созданные ими образовательные учреждения и устанавливают нормативы материальной и иной обеспеченности образовательного процесса.
Основную роль в осуществлении государственной политики в области образования играет Министерство образования РФ. Оно руководит подчиненными ему образовательными учреждениями (среднего и высшего профессионального образования) и выполняет функциональные обязанности по отношению к неподчиненным образовательным учреждениям (например, негосударственным вузам). Министерство обеспечивает сохранение единого образовательного пространства РФ, условия для реализации конституционного права граждан на образование, координацию сферы образования и научно-исследовательской деятельности, внедрение научных разработок в сферу образования, координирует и контролирует деятельность других исполнительных органов в сфере образования. Оно разрабатывает типовые положения об образовательных учреждениях, устанавливает для подведомственных учреждений ежегодные контрольные цифры всех категорий обучающихся и порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования, создает действующие на общественных началах советы по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационные советы), устанавливает правила защиты, присваивает ученую степень доктора наук (эта функция возложена на Высшую аттестационную комиссию, являющуюся структурной частью министерства). Оно вправе издавать нормативные акты, обязательные для ведомств, в ведении которых находятся образовательные учреждения, и инспектировать любые образовательные учреждения и органы управления образованием.
1 Помимо федерального компонента, который обязателен для всех субъектов РФ, в стандарт могут быть включены региональный и вузовский (для данного вуза) компо-. центы*,
Образовательные учреждения бывают дошкольными, общеобразовательными (начального общего, основного общего, среднего или полного общего образования), среднего и высшего профессионального образования, специальными (для лиц с отклонениями в развитии), дополнительного образования (например, второго высшего образования) и др. Кадры высшей квалификации готовят учреждения высшего профессионального образования — институты, университеты, академии и др. В России около 600 государственных вузов и несколько сот негосударственных, в целом в них обучаются около 3 млн студентов. Вузы теперь имеют значительную административную и хозяйственную самостоятельность, утвердилась академическая свобода — право преподавателя вуза излагать материал с тех идеологических позиций, которых он придерживается, при соблюдении объема знаний, определенного в федеральном образовательном стандарте. Гражданин России имеет право на получение на конкурсной основе высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях, если образование данного уровня он получает впервые, второе высшее образование он может получить только за плату. Вуз должен иметь лицензию, пройти аккредитацию (она дает право на выдачу диплома, иных документов государственного образца), для чего надо иметь опыт подготовки кадров не менее трех лет. Студенту, прошедшему итоговую аттестацию, присваивается степень бакалавра (после не менее четырех лет образования), дипломированного специалиста (пяти лет) и магистра (шести лет). Управление вузом осуществляется на основе типового положения устава данного вуза. Оно строится на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Общее руководство государственным или муниципальным вузом осуществляет выборный ученый совет — совещательный орган при ректоре, практически основные решения ректор не принимает без ученого совета. Оперативное руководство вузом принадлежит ректору, избираемому тайным голосованием на общем собрании (конференции) сотрудников сроком до пяти лет и утверждаемому вышестоящим органом управления, в ведении которого находится вуз. Основным звеном вуза является кафедра — группа преподавателей одной или смежных специальностей во главе с заведующим, избираемым (аттестуемым) ученым советом. Кафедра проводит учебную, методическую, научно-исследовательскую, воспитательную работу со студентами, ведет подготовку кадров ученых (аспирантура).
В наше время наука стала важнейшей производительной силой в обществе. В науке и научно-технической деятельности участвуют научных работник (исследователь) — лицо, обладающее необходимой квалификацией и профессионально занимающееся научной, научно-технической деятельностью; специалист научной организации (лицо, имеющее профессиональное образование, способствующее получению научного, научно-технического результата, например, лаборант), работник сферы научного обслуживания (обеспечивает создание условий для научной работы). Они могут заниматься научной деятельностью индивидуально, в составе научных коллективов или организации.
Организация государственного управления наукой связана с ее делением на фундаментальную и прикладную (отраслевую). Отдельно выделяется вузовская наука, которая может быть и фундаментальной, и прикладной. Эти классификации связаны с характером решаемых задач и источниками финансирования. Фундаментальная наука создает интеллектуальные ресурсы для дальнейшего продвижения исследований, ее достижения реализуются в виде товарных ценностей прикладной наукой.
Формирование и обеспечение реализации единой научно-технической политики возложено на Министерство промышленности, науки и технологий. Оно осуществляет управление в сфере науки и технологий гражданского назначения, работает в тесном взаимодействии с Российской академией наук, отраслевыми государственными академиями наук, сотрудничает с вузами. Министерство определяет приоритетные направления развития науки и техники, организует работу по решению важнейших межотраслевых научных и научно-технических проблем, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере научно-технической информации, содействует международному научно-техническому сотрудничеству, разрабатывает меры по рациональному размещению на территории страны научно-технического потенциала, определяет исполнителей и объекты финансирования по приоритетным направлениям, утверждает номенклатуру научных специальностей и др. Оно осуществляет аккредитацию научных организаций и ведет сводный реестр таких организаций.
Важное значение имеет государственная охрана научных достижений. Российское агентство по патентам и товарным знакам осуществляет исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции в области охраны промышленной собственности, изобретений, товарных знаков и др. Охраняются также авторские права литературного произведения.
Наряду с Министерством промышленности, науки и технологий существуют научные организации. К их числу относятся Российская академия наук, а также российские отраслевые академии наук (сельскохозяйственных наук, медицинских наук, образования, архитектуры и строительства, художеств). Все они являются самоуправляющимися организациями, действующими на основании устава, имеют государственный статус, создаются и ликвидируются актами Президента или Правительства РФ, финансируются за счет средств федерального бюджета. В системе этих академий существуют научные учреждения — научно-исследовательские институты, лаборатории, проектно-конструкторские и другие организации. На базе ведущих научно-исследовательских институтов создано 60 государственных научных центров, с каждым из которых Правительство РФ заключило договор о проведении фундаментальных и прикладных работ, жизненно необходимых стране. Финансирование имеет целевой характер. Существуют также научно-производственные центры, научно-конструкторские бюро в сфере оборонной, ракетной, ядерной промышленности.