Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 250
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Предпосылки и проблематика реформирования естественных монополий
1.1.Предпосылки реформирования естественных монополий
1.2.Реформирование энергетики за рубежом
1.3. Интернационализация процессов реформирования регулирования российской энергетики
Глава 2. Перспективы дальнейшего реформирования естественных монополий в России
2.1. Совершенствование правового механизма в области энергетики
В европейских же странах напротив используется доктрина частно - публичного регулирования, известная под термином «публичная служба» (public service). Это говорит о том, что сфера энергоснабжения не может регулироваться только лишь в плоскости частного права, поскольку в ней имеют место и публичные (общие) интересы, которые требуют наличия специальных правовых механизмов регулирования (защиты).
На сегодняшний день общепризнанным является факт, что энергия стала глобальным товаром, а энергетический рынок стал подобен рынку финансовому. Развитие энергетического законодательства России является одной из приоритетных задач и направлений реализации энергетической стратегии. Любые экономические, институциональные и другие преобразования в энергетике, а также построение внутренней и внешней политики в этой сфере должны основываться исключительно на положениях законов Российской Федерации. В частности, на Федеральном законе «Об электроэнергетике», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др. Можно уверенно сказать, что будущее России (его экономической составляющей) напрямую зависит от состояния правового регулирования отношений в сфере энергетики, состояния правового обеспечения этой сферы экономики.
Таким образом, мы предлагаем создать единую российскую правовую систему энергетики, которая будет регулировать наиболее важные вопросы в энергетической сфере (лицензирование, ценообразование). Кроме того, одним из таких обеспечительных документов может стать и ДЭХ, в случае его ратификации, что, как мы выяснили, будет иметь достаточно положительный эффект. Однако этот вопрос заслуживает особого внимания с научной точки зрения, что будет являться предметом дальнейшего исследования. Обобщение приемов и способов регулирования энергетики необходимо в целях наиболее полного и всестороннего контроля над протеканием жизнеобеспечивающих процессов в области энергетики.
Исходя из этого, нам представляется необходимым внести определение правового регулирования электроэнергетики в статью 4 Федерального закона «Об электроэнергетике». А именно: «Правовое регулирование электроэнергетики — это целенаправленный процесс по лицензированию отдельных областей энергетики, установлению цен (тарифов), а также контроля над данным видом деятельности».
Список литературы:
- Вельяминов Г.М. Международное право: Опыты. - Изд-во: Статут. - 2015. - С. 145.
- Вишнякова А.С. Зарубежный опыт реформирования электроэнергетики. Монография. - М.: Изд-во НОРМА. - 2011. - С. 187.
- Головкина Д.В. К вопросу о предмете договора энергоснабжения // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2015. - № 4. - С. 12.
- Губин Е.П. Государственное регулирование отношений в сфере нефтегазового комплекса России: правовые вопросы // Энергетическое право. - 2012. - № 2. - С. 24.
- Гусев А. С. Сотрудничество России и ЕС в области энергетики в свете нового стратегического договора // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - № 3. - с. 45.
- Жанэ А.Д. Законодательство об энергосбережении: правовой аспект несовершенства, пути решения проблемы // Энергетика и право. - 2012. - № 1. - С. 15.
- Жизнин С.З. Десять лет спустя. Перспективы энергетического сотрудничества Россия - ЕС // Независимая газета. - М.: НОРМА. - 2011. - С. 32.
- Зевайкина А.Н. Понятие и структура энергетического товарного рынка в Российской Федерации // Основы экономики, управления и права. - 2012. - № 3. - С. 23.
- Лаврикова Ю.Г. Современные проблемы электроэнергетики и пути их решения // Экономические и социальные проблемы: факты, тенденции, прогноз. - 2015. - № 3. - С. 34.
- Михалев Д.Н. Система договоров в сфере электроэнергетики // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2012. - № 1. - С. 23.
- Огневенко Г.С. Государственное регулирование электроэнергетики: проблемы теории и практики. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ. - 2012. - С. 197.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 № 400 (ред. от 25.12.2015) «О Министерстве энергетики Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 22.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 № 1715-р «Об энергетической стратегии России на период до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 25.
- Российская газета. - 2013. - № 21. - Ст. 14.
- Сабирзянов А.Я. Опыт управления структурной модернизацией электроэнергетического комплекса США и Великобритании // Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления в XXI веке. - 2015. - № 1. - С. 12.
- Соколовский В. В. Интеграция инвестиций и инноваций в условиях трансформации естественной монополии. М.: Институт экономики РАН, 2012.
- Тен А.Л. Некоторые особенности регулирования цен в отраслях естественных монополий // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 3. - С. 5.
- Ушаков В.Я. Основные проблемы энергетики и возможные способы их решения // Известия Томского политехнического университета. - 2012. - № 2. - С. 15.
- Шматко С.В. Основная задача государства - обеспечить условия для поддержания балансов интересов: интервью // ЭнергоРынок. - 2011. - № 12.
- Яковлев А.С. Энергоэффективность и энергосбережение в России на фоне опыта зарубежных стран // Известия Томского политехнического университета. - 2013. - № 1. - С. 12.
-
Соколовский В. В. Интеграция инвестиций и инноваций в условиях трансформации естественной монополии. М.: Институт экономики РАН, 2012.с.9 ↑
-
Соколовский В. В. Интеграция инвестиций и инноваций в условиях трансформации естественной монополии. М.: Институт экономики РАН, 2012.с.4 ↑
-
Годовой отчёт ОАО «РЖД», 2009. ↑
-
Соколовский В. В. Интеграция инвестиций и инноваций в условиях трансформации естественной монополии. М.: Институт экономики РАН, 2012.с.11 ↑
-
По данным ОАО «РЖД», представленным на официальном сайте www.rzd.ru. ↑
-
Голомолзин А.Н. Зарубежный опыт защиты и развития конкуренции на рынках электроэнергии // Энергетика и право. - 2014. - № 3. - С. 33. ↑
-
Огневенко Г.С. Государственное регулирование электроэнергетики: проблемы теории и практики. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ. - 2012. - С. 197. ↑
-
Pollitt, M. Electricity Reform in Chile: Lessons for Developing Countries/ M. Pollitt; Massachusetts Institute of Technology; Center for Energy and Environmental Policy Research; A Joint Center of Department of Economics; Laboratory for Energy and the Environment; Sloan School of Management. - Massachusetts: MIT. - 2004. - 42 p. [электронный ресурс] / Режим доступа: https://ideas.repec.org/p/cam/camdae/0448.html (дата обращения
02.05.2016). ↑
-
Сабирзянов А.Я. Опыт управления структурной модернизацией электроэнергетического комплекса США и Великобритании // Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления в XXI веке. - 2015. - № 1. - С. 12. ↑
-
Яковлев А.С. Энергоэффективность и энергосбережение в России на фоне опыта зарубежных стран // Известия Томского политехнического университета. - 2013. - № 1. - С. 12. ↑
-
Ушаков В.Я. Основные проблемы энергетики и возможные способы их решения // Известия Томского политехнического университета. - 2012. - № 2. - С. 15. ↑
-
Лаврикова Ю.Г. Современные проблемы электроэнергетики и пути их решения // Экономические и социальные проблемы: факты, тенденции, прогноз. - 2015. - № 3. - С. 34. ↑
-
Вишнякова А.С. Зарубежный опыт реформирования электроэнергетики. Монография. - М.: Изд-во НОРМА. - 2011. - С. 187. ↑
-
Directive 2003/54/EC of the European Parliament and of the Council of 26 June 2003 concerning common rules for the internal market in electricity and repealing Directive 96/92/EC. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/eli/dir/2003/54/oj (дата обращения 07.05.2016). ↑
-
Directive 2003/55/EC of the European Parliament and of the Council of 26 June 2003 concerning common rules for the internal market in natural gas and repealing Directive 90/30/EC. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/eli/dir/2003/54/oj (дата обращения 07.05.2016). ↑
-
Directive 2005/89/EC of the European Parliament and of the Council of 18 January 2006 concerning measures to safeguard security of electricity supply and infrastructure investment. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/eli/dir/2003/54/oj (дата обращения 07.05.2016). ↑
-
Жанэ А.Д. Законодательство об энергосбережении: правовой аспект несовершенства, пути решения проблемы // Энергетика и право. - 2012. - № 1. - С. 15. ↑
-
Зевайкина А.Н. Понятие и структура энергетического товарного рынка в Российской Федерации // Основы экономики, управления и права. - 2012. - № 3. - С. 23. ↑
-
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 № 1715-р «Об энергетической стратегии России на период до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 25. ↑
-
Губин Е.П. Государственное регулирование отношений в сфере нефтегазового комплекса России: правовые вопросы // Энергетическое право. - 2012. - № 2. - С. 24. ↑
-
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 № 400 (ред. от 25.12.2015) «О Министерстве энергетики Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 22. ↑
-
Российская газета. - 2013. - № 21. - Ст. 14. ↑
-
Шматко С.В. Основная задача государства - обеспечить условия для поддержания балансов интересов: интервью // ЭнергоРынок. - 2011. - № 12. ↑
-
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 1995 г. № 472 «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 34. ↑
-
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 1995 г. 3 1006 «Об Энергетической стратегии России» // Российская газета. - 1995. - № 19. ↑
-
Тен А.Л. Некоторые особенности регулирования цен в отраслях естественных монополий // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 3. - С. 5. ↑
-
Жизнин С.З. Десять лет спустя. Перспективы энергетического сотрудничества Россия - ЕС // Независимая газета. - М.: НОРМА. - 2011. - С. 32. ↑
-
Egenhofer C. European Energy Policy. - Brussels: CEPS. - 2011. - p. 40. ↑
-
Доклад Федеральной службы государственной статистики «Планирование деятельности Минэнерго России на 2010-2012 гг.» - М.: Минэнерго России. - 2012. - С. 32. ↑
-
Михалев Д.Н. Система договоров в сфере электроэнергетики // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2012. - № 1. - С. 23. ↑
-
Вельяминов Г.М. Международное право: Опыты. - Изд-во: Статут. - 2015. - С. 145. ↑
-
The European Gas Market: Eurogas Views On The Way Forward. - Eurogas. - 2012. - P.46. ↑
-
Wyciszkiewicz Ernest. One for All - All for One - In: Forein Policy in Dialogue, Vol. 8, Issue 20, Dealing with Dependency. The European Union’s Quest for a Common Energy foreign Policy. - Trier, Germany. - 2011. - P. 60. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/eli/dir/2003/54/oj. ↑
-
Головкина Д.В. К вопросу о предмете договора энергоснабжения // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2015. - № 4. - С. 12. ↑
-
Милов В.С. Энергодиалог Россия-ЕС: заполнить вакуум // Россия в глобальной политике. Т. 5. - 2013. - №
- - с. 136.
-
Гусев А. С. Сотрудничество России и ЕС в области энергетики в свете нового стратегического договора // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - № 3. - с. 45. ↑