Файл: Спортивный PR: понятие, основные определения и задачи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако, достаточно жесткая иерархия в немалой степени ограничивает свободу действий и креативность специалистов PR-департамента. Но в этом есть и положительные моменты, в том числе такой элемент, как единоначалие: решения достаточно быстро принимаются, а указания выполняются.

Все это приносит свои плоды в большом количестве организованных PR и коммуникационных мероприятий, реализованных социальных и рекламных проектов, PR- кампаний, которые позитивно отражаются на процессе формирования репутации «Зенита» как футбольного клуба, входящего в элиту не только России, но и Европы.

2.2. Инструменты PR-деятельности ФК «Зенит»

Образование благоприятного имиджа, создание «доброго» имени организации в значительной степени помогает футбольному клубу решать многие задачи, но в первую очередь такие как привлечение спонсоров, дополнительных болельщиков, молодых и уже известных спортсменов и тренеров, установления приятельских отношений со спортивными журналистами, формирования партнерских связей с зарубежными организациями и государственными органами.

Позитивное мнение общественности, как и остальные вышеперечисленные аспекты жизни футбольного клуба не возникают сами собой и за короткий промежуток времени. Для того, чтобы «Зенит» пользовался успехом и популярностью среди жителей Санкт- Петербурга, населения страны и зарубежных любителей футбола, для того, чтобы крупные промышленные и торговые компании хотели связать свое имя с брендом «Зенита», а болельщики гордились своей командой и оставались лояльными ей надолго необходима каждодневная работа в сфере PR.

Департамент по связям с общественностью ФК «Зенит» не просто занимается деятельностью по поддержанию имени и репутации клуба достойномсостоянии (исключение недопонимания между клубом и различными аудиториями, циркуляции негативных слухов, появления недостоверной информации), но и прилагает все усилия для улучшения репутации и увеличения числа случаев ее возможной эксплуатации.

В компетенцию PR-департамента «Зенита» входит взаимодействие со следующими целевыми аудиториями:

Рис.5. Целевые аудитории ФК «Зенит»

Данные целевые группы являются основными в функционировании петербургского футбольного клуба, и именно на эти группы людей направлено большинство PR- проектов и мероприятий, реализацией и организацией которых занимается департамент по связям с общественностью футбольного клуба «Зенит».


Для ФК «Зенит» поддержание и развитие лояльных отношений со своей аудиторией является важным компонентом коммуникаций. Клуб использует различные PR-методы и инструменты в работе с общественностью. К ним можно отнести следующие:

1. Пресс-мероприятия.

ФК «Зенит» регулярно проводит такие пресс­мероприятия, как:

- открытые тренировки на базе в Удельном парке (не реже 1 раза в неделю);

- представление новых игроков (проходит в формате краткой пресс-конференции);

- пресс-конференции (обычно приурочены к значительным событиям, произошедшим в структуре футбольного клуба, либо комментирование сомнительной и скандальной информации, продолжительность - 1-1,5 часа);

- брифинг главного тренера (проводится после открытой тренировки, продолжительность - 15 минут, 1 раз в неделю, подразумевает только спортивные вопросы);

- аккредитация на мероприятия для прессы, проводимые в формате футбольного матча (предматчевая, послематчевая пресс-конференции, допуск в пресс-ложу в течении игры, общение в микст-зоне с футболистами и тренерами).

Большое количество специальных мероприятий, проводимых для прессы, характеризуют футбольный клуб «Зенит» как информационно-открытую организацию, что позитивно сказывается не только на взаимоотношениях с масс-медиа, но также хорошо влияет и на мнение о клубе широкой общественности.

2. Специальные мероприятия.

Большое внимание PR-отдел ФК «Зенит» уделяет организации специальных мероприятий - мероприятий, ориентированных на смешанные целевые группы и осуществляемых по жестким сценарным планам. PR-отдел ФК «Зенит» проводит следующие специальные мероприятия:

- Презентации.

К данному типу мероприятий можно отнести презентации новых игроков клуба или новой формы в начале сезона. Данные мероприятия проводятся для представителей СМИ, а также для болельщиков клуба.

Кроме того, надо обратить внимание на презентацию собственной линии одежды ФК «Зенит», выполненную в традиционных цветах клуба, - первой и единственной коллекции повседневной одежды для болельщиков в российской футбольной индустрии.

Также нужно отметить презентации собственной продукции футболистов - фильмов, линий одежды, книг, которые пользуются спросом среди болельщиков клуба. Одним из таких мероприятий стала презентация фильма Вячеслава Малафеева «Вся жизнь в перчатках». Фильм представляет собой рассказ о жизни лучших вратарей Европы37.

- Спортивные соревнования.

Клуб организует различные турниры и соревнования для болельщиков клуба и представителей СМИ. Можно выделить международный турнир болельщиков «Зенита» имени П.Ф. Садырина («ZENIT SUPPORTERS CUP».)


Кроме того, к спортивным соревнованиям под эгидой петербургского клуба можно отнести Студенческую лигу «Зенита». Работа по созданию официальных фан- клубов сине-бело-голубых в учебном сообществе началась в 2010 году. В настоящее время в Петербурге действуют более 20 студенческих фан-клубов, в том числе — в СПбГУ, СПбГУКиТ, СПбГМТУ, НГУ им. Лесгафта, ФИНЭКе, СПбГУТ им. Бонч-Бруевича, РГПУ им. Герцена, ИНЖЭКОНе, СПбГУТД, Суворовском училище, Сп6пУ и других вузах. В 2013 году было принято решение объединить фан-клубы в Студенческую лигу, участие в которой подтверждается специальным сертификатом.

- Экскурсии.

Для юных болельщиков ФК «Зенит» организуются экскурсии по стадиону «Петровский». В течение 40­минутного путешествия ребятам показывают футбольную арену и рассказывают о знаковых событиях истории стадиона и ФК «Зенит». Юные болельщики посещают раздевалку футболистов, место построения в туннеле, откуда игроки ФК «Зенит» выходят на игру. Также ребят фотографируют в микс-зоне - месте встречи журналистов с футболистами.

- Корпоративные мероприятия.

Организация и проведение клубом корпоративных праздников для выпускников Академии ФК «Зенит», а также мероприятий в честь 10-летия выпуска из Академии ФК «Зенит». Корпоративные мероприятия, которые организуются ФК «Зенит», направлены на сплочение коллектива и предоставляют возможность молодым футболистам познакомиться с представителями основной команды.

- Флешмобы.

При помощи болельщиков в честь победы клуба в сезоне 2011/2012 гг. и в честь дня города 26 мая 2012 г. были организованы и проведены 2 флешмоба, которые состоялись на Невском проспекте. Эти мероприятия привлекли большое количество людей, с интересом наблюдавших за происходящим.

Летом 2014 года очень популярен был флешмоб Ice Bucket Challenge. Его цель — привлечь внимание к болезни ALS — боковому амиотрофическому склерозу, а задача — облиться ледяной водой и выложить видео в социальные сети. При этом каждый новый участник бросает вызов своим друзьям, которые либо принимают его, либо жертвуют деньги в помощь больным, либо делают и то и другое. В этом флешмобе приняли участие почти все футболисты клуба, а также главный тренер команды Андре Виллаш-Боаш.

- Акции.

Клуб проводит акции для своих болельщиков. По специальной дисконтной системе «Зенит» у владельца карты есть возможность получать скидки и пользоваться специальными предложениями при приобретении товаров или услуг от компаний-партнеров, участвующих в дисконтной системе «Зенит».


На данный момент партнёрами дисконтной системы являются более 200 компаний в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В обращении более 200 000 дисконтных карт.

- Конкурсы.

Каждый месяц PR-отдел ФК «Зенит» организует конкурсы для болельщиков на знание истории клуба, на лучшую кричалку, лучшее поздравление футболиста с днем рождения, конкурсы фотографий в различных социальных сетях с розыгрышем футболок, перчаток, автографов футболистов.

Кроме того, «Зенит» проводит мероприятия для маленьких болельщиков, организуя конкурсы, в которых предлагается изобразить игрока, эмблему или поздравить представителей клуба.

Различные конкурсы, издание полиграфической продукции для болельщиков (фотоальбомы, печатные издания статистического, исторического, обзорного характера), финансовая помощь фанатским организациям в поездке на международные соревнования и конференции - все это, безусловно, способствует повышению доверия и лояльности болельщиков и общественности к футбольному клубу «Зенит».

3. Работа со СМИ.

ФК «Зенит» активно использует свои собственные средства массовой информации. Каждый понедельник на «НТВ-Петербург» и «Зенит-ТВ» выходит программа «Футбольная столица» о наиболее значимых и актуальных событиях российского футбола и жизни петербургского клуба.

Единственный в России клубный цветной еженедельник, газета «Наш Зенит», впервые вышла в феврале 1999-го года. В год своего десятилетия «Наш Зенит» изменил формат распространения и с 2009-го приходил к своим подписчикам вместе с газетой «Спорт­Экспресс». Тираж клубного еженедельника с момента запуска вырос в несколько раз: согласно социологическим исследованиям, каждый выпуск читали несколько сотен тысяч болельщиков. Последний газетный номер издания вышел в свет в декабре 2011 года. Архив издания доступен на официальном сайте. 12 апреля 2012 года футбольный клуб «Зенит» представил под привычным названием совершенно новый клубный журнал. «Наш Зенит» стал классическим клубным ежемесячником, не имеющим аналогов в России. Над журналом работали не только объединенная редакция клуба, но и лучшие журналисты России, приглашенные эксперты, футболисты и тренеры команды. Однако, в 2014 году выпуск журнала был приостановлен.

«РгоЗенит» - официальная клубная программа, выпускаемая ФК «Зенит» к каждому домашнему матчу. В каждом 44-полосном выпуске «ProЗенита» публикуются актуальные интервью с тренерами и футболистами команды «Зенит», посвященные предстоящему матчу. Также на страницах издания вы найдете подробное представление очередного соперника петербургской команды: история клуба, подробные экспертизы лучших отечественных футбольных специалистов, прогнозы


игроков «Зенита». Помимо этого - освещение социальной деятельности ФК «Зенит», подробная футбольная статистика текущего сезона, фотографии, страница болельщиков, исторические даты и эксклюзивные постеры. «РшЗенит» распространяется на территории СК «Петровский» в дни домашних матчей и в собственных магазинах клуба.

Кроме того, у петербургской команды имеется своя клубная радиостанция. «Радио Зенит» круглосуточно рассказывает своим слушателям о последних спортивных и городских новостях, в прямом эфире нередко появляются тренеры, футболисты сине-бело-голубых и активные болельщики команды. Первая в России клубная радиостанция появилась в петербургском эфире 20 октября 2007 года. В студию «Радио Зенит» приходили многие известные петербуржцы и, конечно, игроки и тренеры футбольного клуба «Зенит». Музыкальное наполнение эфира ориентировано на аудиторию в возрасте 30-40 лет, большая часть которой активно поддерживает «Зенит». За время своего существования «Радио Зенит» завоевало немало престижных профессиональных наград, включая известный петербургский приз «Золотое перо» и российскую национальную премию «Радиомания».

4. Интернет.

Клуб организует ряд мероприятий, направленных на представление клуба в Интернете.

Сайт футбольного клуба «Зенит» - самый современный футбольный сайт в России, который по оценкам специалистов входит в пятерку лучших клубных сайтов Европы.

Контент на официальном сайте ежедневно обновляется сотрудниками PR-департамента ФК «Зенит». В среднем делается 4-5 уникальных публикаций за сутки, которые включают интервью, анонсы, репортажи, обзоры матчей и др. Любая эксклюзивная новость или интервью, публикуемые клубом на официальном сайте, живет секунды. Затем она копируется СМИ по различным изданиям, а ФК «Зенит» получает необходимую паблисити.

Кроме того, на сайте представлен сервис видеотрансляций, развитый форум и структурированный поток информации для болельщиков клуба и спортивных аналитиков, включая всю необходимую матчевую статистику. При помощи портала fc-zenit.ru есть возможность не просто прочитать, просмотреть и прослушать информацию о команде, играх, болельщиках, стадионе, но и подписаться на клубное телевидение.

Также на платформе официального сайта ФК «Зенит» создан специальный форум для общения болельщиков. Основными темами, по которым ведутся дискуссии участниками форума, являются: основная книга (новости, статистика, игроки и пр.), трансферы, российский футбол, мировой футбол, билеты, предложения по сайту и Академия «Зенита».