Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (анализ организационной культуры).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты организационной культуры современной организации
1.1 Понятие, функции и виды организационных культур
1.2 Методы формирования организационной культуры в современных организациях
ГЛАВА 2. Анализ организационной культуры ЗАО «Полимедиа»
2.1 Краткая характеристика ЗАО «Полимедиа»
2.2 Организационная культура в ЗАО «Полимедиа»
ГЛАВА 3. Пути совершенствования организационной культуры ЗАО «Полимедиа»
Ответственные за разработку и обеспечение трансляции Кодекса – сотрудники отдела по управлению персоналом.
II. Event-менеджмент с целью внедрения единых ценностей, в том числе сотрудников центрального офиса и региональных подразделений (teambuilding).
На сегодняшний день в компании есть ряд традиционных мероприятий:
- партнерская конференция;
- праздники – День рождения компании/Новый год/День защитника отечества/Праздник весны (8 марта);
- учебные тренинги;
- корпоративный волейбол.
Данные события не распространяются на региональные представительства, а также не привлекают технических специалистов, которые, по большей части, не стремятся к большому скоплению людей и чрезмерному вниманию. Поэтому можно предложить ряд мер, позволяющих обеспечить возможность «передачи» ценностных установок сотрудников корпоративной штаб-квартиры коллегам из региональных представительств:
- привлечение руководителей и ключевых сотрудников региональных офисов для участия в мероприятиях для передачи напрямую от высшего руководства информации о ценностях, целях и задачах компании, планируемых изменениях, а также в качестве поощрения за плодотворную работу. Каждый сотрудник, погрузившийся в организационную культуру головного офиса компании, может стать агентом внедрения корпоративной культуры в филиале либо удаленной рабочей группе;
- плановые ротации и замещения сотрудниками одних подразделений другими;
- внедрение конкурсов «Лучших представительств», «Лучших сотрудников», «Старожил компании» с награждениями для повышения лояльности регионов, включения их в общее дело, а также появления здорового азарта выполнять свою работу лучше остальных;
- проведение выездных деловых игр, а также различных досуговых мероприятий, например, организация костюмированного детективного расследования по примеру IT отдела компании «Астразенека», посещение веревочных парков (пример Dexsys IT), организация «поиска сокровищ» (пример Epam Systems);
- организация серьезных и «волевых» мероприятий, которые сами по себе способствуют сильному сплочению коллектива, например, альпинизм или сплав на каяках, что практикуется в IT компании Cisco Systems, а также, например, парашютный спорт по примеру «Лаборатории Касперского»;
- мероприятием по тимбилдингу, которое к тому же способствует развитию профессиональных компетенций, является «погружение» на иностранном языке, то есть выездные тематические мероприятия, на которых разрешается говорить только на определенном языке, даже на бытовые темы [20];
- так же интересной идей является организация для своих сотрудников различных курсов, например, кулинарных.
Следует отметить, что более разносторонние и необычные мероприятия, чем корпоративный волейбол, боулинг и т.п. повысят интерес сотрудников к ним и привлечет больше участников, обеспечивая лучшую PR-поддержку компании.
План и график реализации данного проекта может выглядеть следующим образом (таблица 6).
Таблица 6 – План и график реализации программы Event-менеджмент с целью повышения сплоченности коллектива
Неделя 1-3 |
Неделя 4-6 |
Неделя 7-8 |
Неделя 9-…. |
Разработка комплекса мероприятий по event-менеджменту |
Финансовый анализ и планирование предполагаемых мероприятий, согласование финансирования и списка мероприятий |
Разработка плана проведения мероприятий |
Планирование и проведение мероприятий согласно плану |
Ответственные за разработку и обеспечение данной программы – сотрудники отдела по управлению персоналом.
Перечисленные мероприятия позволять решить главные проблемы организационной культуры ЗАО «Полимедиа»: сформировать организационные ценности в едином документе, повысить их распространенность, как в центре, так и регионах, а также сплотить коллектив.
III. Стимулирование креативности, инновационности и развития творческого потенциала. Данный инструмент предназначен для развития целевой организационной культуры, так и стратегического развития ЗАО «Полимедиа», через удовлетворение потребностей сотрудников в самореализации, а также достижение компанией инновационного превосходства над конкурентами.
В качестве мероприятий по развитию креативности, помимо уже использующихся, можно предложить следующие:
- в IT-компании Google действует так называемая «программа 20 процентов», которая означает, что инженерам позволено тратить до 20 процентов рабочего времени на интересные им проекты, которые не входят в их рабочие обязанности. Наиболее успешный проект, возникший в рамках этих «20 процентов» — почта Gmail. Соответственно, ЗАО «Полимедиа» может перенять данный опыт [16];
- вторая идея от Google – приглашение в компанию известных людей из самых разных сфер читать лекции сотрудникам. Цель проведения этих бесед — заставлять мозг непрерывно узнавать что-то новое и давать ему пищу для размышлений;
- организация «научных выставок» по примеру Microsoft, во время которых каждый может показать свой собственный проект, над которым он работал в свободное время. На эти мероприятия собирается вся компания, включая руководство, и каждый проект оценивается. В Microsoft победителя торжественно усаживают на самодельный вулкан [16].
План и график реализации данного проекта будет выглядеть следующим образом (таблица 7).
Таблица 7 – План и график реализации программы стимулирования креативности, инновационности и развития творческого потенциала
Неделя 1-3 |
Неделя 4-5 |
Неделя 6-7 |
Неделя 8-…. |
Разработка комплекса мероприятий по стимулированию креативности, инновационности и развития творческого потенциала |
Финансовый анализ и планирование предполагаемых мероприятий, согласование финансирования и списка мероприятий |
Разработка плана проведения мероприятий |
Планирование и проведение мероприятий согласно плану |
Ответственные за разработку и обеспечение данной программы – сотрудники отдела кадров.
Кроме того, подобное совершенствование организационной культуры значительно повышает репутацию компании, поскольку идеи оригинальны и демонстрируют заботу организации о своих сотрудниках, соответственно решаются задачи как в области управления персоналом, так и обеспечения роста финансово-экономических показателей, к чему, собственно, и стремится любая коммерческая компания.
Таким образом, комплекс предложенных мероприятий поспособствует развитию организационной культуры и закреплению тех результатов, которые уже достигнуты.
Заключение
Организационная культура выступает как действенный инструмент, обеспечивающий настрой работников на высокую производительность и высокое качество в работе. Развитие и поддержка такой культуры, которая повышала бы отдачу от персонала, способствует повышению ее конкурентоспособности и эффективности – одной из основных стратегических задач высшего руководства.
Разделение на различные виды культур отражает основные свойства культур, интересующие исследователя, и которые он считает ключевыми для оценки совместимости с культурами других организаций или для успешного развития и функционирования исследуемой организации. По типу организационной культуры выделяют бюрократическую, органическую, предпринимательскую и партисипативную культуру.
Принятие предприятием конкретной культуры связано со спецификой отрасли, в которой она функционирует, со скоростью технологических и других изменений, с особенностями рынка и потребителей и т.п. Известно, что предприятиям отраслей «высокой технологии» свойственно наличие культуры, содержании инновационные» ценности и веру «в изменения». Но такая черта по-разному может проявляться на предприятиях одинаковой отрасли, в зависимости от национальной культуры, в рамках которой действует то или иное предприятие.
Практическая часть исследования проводилась на базе ЗАО «Полимедиа». Компания основана в 1998 году и объединяет 13 представительств в крупнейших городах России и СНГ, а также более 700 партнеров дилерской сети по всей стране.
Оценка уровня организационной культуры ЗАО «Полимедиа» проводилась с помощью анализа миссии компании, анализа внутренней документации компании и анкетирования.
В результате проведенного исследования и осуществленного анализа полученных результатов сделаны основные выводы о том, что организационная культура в компании сформирована «стихийно» - в ЗАО «Полимедиа» нет документально оформленного единого списка ценностей и стандартов поведения, общения, философии ведения бизнеса, однако, руководство компании стремится укреплять связи со своими подчиненными по всем представительствам, между сотрудниками и подразделениями, организовывать совместные мероприятия, поощряет стремление своих сотрудников к развитию, инновационности, в соответствии с миссией.
Рекомендациями по развитию организационной культуры является следующее:
1) Сформировать проект Корпоративного кодекса ЗАО «Полимедиа», а также представлен сгенерированный набор корпоративных ценностей.
2) Предложены разнообразные мероприятия по event-менеджменту для преодоления разобщенности между сотрудниками центрального офиса и региональных подразделений, а также между сотрудниками одного подразделения, например, Центра разработок (teambuilding).
3) Разработаны новые элементы системы нематериального стимулирования персонала, связанные с развитием инициативности, креативности и творческого потенциала в целях повышения лояльности сотрудников к компании, а также достижения синергетического эффекта, который позволит реализовать стратегию компании по обеспечению ее высокой конкурентоспособности как на отечественном IT-рынке, так и на международном.
Таким образом, комплекс предложенных мероприятий поспособствует развитию организационной культуры и закреплению тех результатов, которые уже достигнуты.
Список использованных источников
- Антонова А.С. Организационная (корпоративная) культура как особый вид общей культуры // Культура – духовный фундамент бизнеса в современном мире – 2014. – С.15-20.
- Веснин, В. Р. Менеджмент в схемах и определениях: учеб. пособие / В. Р. Веснин. – М.: Проспект, 2012. – 120 с.
- Виханский О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский,
А. И. Наумов. – 3-е изд. – М.: Экономисть, 2011. – 528 с. - Герчикова И. Н. Менеджмент: учебник / И. Н. Герчикова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014. – 480 с.
- Дорофеев В.Д., Шмелёва А.Н., Частухина Ю.Ю. Организационное поведение: учеб. пособие. – СПб: Питер, 2014. – 260 с.
- Захарова Т.И. Организационное поведение / Т. И. Захарова. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2015. – 262 с.
- Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами: Учебник / Л.В. Карташова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 235 c.
- Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления: учебник / В. И. Кнорринг. М.:ИНФРА-М, 2014. – 276 с.
- Коротков Э.М. Менеджмент : учеб. пособие / Э.М. Коротков. – М.: Юрайт, 2012. – 640 с.
- Круглова Н.Ю. Основы менеджмента : учеб. пособие / Н.Ю. Круглова. – М.: КНОРУС, 2015. – 512 с.
- Курс менеджмента: учеб. пособие / Под ред. Д. Д. Вачугова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 512 с.
- Масилевич, Н. А. Основы менеджмента: учеб. пособие /
Н. А. Масилевич. – М.: Инфра-М, 2015. – 144 с. - Менеджмент: Теория и практика в России: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, А.В. Тихомировой. – М.: ИДФБК-ПРЕСС, 2013. – 528 с.
- Управление организацией: учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: Инфра-М, 2014. – 348 с.
- Управление персоналом организации: учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 512 с.
- 12 необычных приемов, которыми техно-компании поощряют креативность сотрудников. [Электронный ресурс] - URL: http://hrliga.com/index.php?module=news&op=view&id=10880
- Материалы официального сайта компании Polymedia. [Электронный ресурс] - URL: http://www.polymedia.ru
- Могилевкин, Е. Диагностика корпоративных и индивидуальных ценностей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pro-personal.ru/article/529192-diagnostika-korporativnyh-i-individualnyh-tsennostey
- Нормы деловой этики Microsoft. [Электронный ресурс] - URL: http://download.microsoft.com/download/2/B/0/.../SBC_071014_Text_RU_final.pdf
- Тимбилдинг для коллектива компании — Пиратское Братство «EPAM Systems». [Электронный ресурс] - URL: http://fiesta-saratov.ru/timbilding-dlya-kollektiva-kompanii-piratskoe-bratstvo-epam-systems