Файл: Корпоративная культура в организации (Анализ корпоративной культуры группы компаний «Автомагистраль).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования корпоративной культуры организации
1.1. Понятие и сущность корпоративной культуры
1.2. Классификация корпоративной культуры
1.3. Методы формирования организационной культуры
1.4. Влияние организационной культуры на эффективность деятельность организации.
2. Анализ корпоративной культуры группы компаний «Автомагистраль»
2.1. Краткая характеристика группы компаний «Автомагистраль»
2.2. Оценка корпоративной культуры ГК «Магистраль»
2.3. Рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры в группе компаний «Автомагистраль».
Административным персоналом группы компаний «Автомагистраль» была отмечена жесткая иерархия, на которой строятся взаимоотношения в компании. Имеются сложности в обращении к руководству за советом и рекомендациями, считается необходимым соблюдение всех формальностей приема и беседы сотрудника с одним из руководителей высшего звена. Также был отмечен низкий уровень участия сотрудников при совместном решении проблем некоторых коллег. Каждый сотрудник стремится самостоятельно достичь цели и выделиться перед руководством.
Выводы.
Группа компаний «Автомагистраль» находится в стадии активного роста,
В ходе выявления преобладающего типа корпоративной культуры было протестировано 25 человек, которые составляют административный персонал группы компаний «Автомагистраль. Анализ тестирования показал, что в организации существует авторитарная организационная культура, которая совпадает со стилем управления руководителя. В связи с произошедшими изменениями в организационной культуре возникли противоречия, связанные с культурой организации и подходом к работе. Таким образом, существует необходимость в формировании обновленной организационной культуры.
2.3. Рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры в группе компаний «Автомагистраль».
Выработка стратегии компании связана со специализацией в производстве дорог и услуг по благоустройству территории. Данный тип стратегии предполагает наличие высоко квалифицированных инженеров, рабочих и даже дизайнеров, прекрасную систему обеспечения высокого качества продукции, а также развитую систему контроля. В кадровой стратегии центральным направлением становится не только подбор высококвалифицированных специалистов, но и обучение и сохранение тех специалистов, которые уже работают в компании. Цели данной стратегии: сохранение квалифицированных работников; сохранение ядро трудового коллектива. Данная стратегия должна реализоваться, чтобы произвести изменения в культуре организации, повлияв на поведение людей, климат в коллективе.
В результате предстоящих изменений в корпоративной культуре группы компаний «Автомагистраль» в последствии:
- изменится структура организации;
- появятся новые знания, навыки, произойдет самореализация кадров;
- изменится внешний и внутренний дизайн в оформлении помещений, в которых располагается группа компаний «Автомагистраль».
Таким образом, под воздействием принятой стратегии активного роста компании в организации происходит изменение поведения и культуры в следствие того, что увеличивается объем выпуска продукции; применяется коллективный подход к работе. Происходящие изменения в компании должны отразиться и на корпоративной культуре организации. В идеале в данной отрасли корпоративная культура группы компаний «Автомагистраль» должна быть, прежде всего, ориентирована на рынок. Также довольно сильно должны быть выражены клановая и бюрократическая культуры. Менее всего должна быть выражена адхократическая составляющая культуры. На основании проведенного исследования можно перечислить необходимые изменения:
1) следует создать миссию и определить задачи организации;
2) следует провести децентрализацию управления — делегировать большие полномочия руководителям отделов;
3) следует ввести систему бонусовой премии для работников;
4) необходимо создание технологии подбора и адаптации персонала;
5) необходима организация тренинговых занятий для руководителей, для повышения уровня компетентности руководителей в вопросах практического управления организацией.
Для формирования корпоративной культуры группы компаний «Автомагистраль» руководству следует:
- утвердить философию организации, способствующую удовлетворению духовных потребностей сотрудников;
- разработать и утвердить Положение о персонале, которое регламентирует его деятельность;
- регулярно проводить социологические и психологические исследования в коллективе организации, для выявления индивидуальных целей работников и степени их удовлетворенности работой в группе компаний «Автомагистраль»;
- разработать кадровую и социальную политику организации, в которой больше внимания уделить вопросам мотивации сотрудников и повышению качества трудовой жизни.
Очень важной составляющей корпоративной культуры является социальная политика управления персоналом, которая отсутствует в группе компаний «Автомагистраль». Социальная стратегия - это конкретные управленческие решения руководства направленные на выполнение социальных функций организацией по отношению к обществу в целом и различным группам, заинтересованных в ее существовании, в частности к собственному персоналу компании, мы должны определить миссию и цели организации. Социальную стратегию предприятия можно считать частью мотивационного механизма предприятия[22].
В процессе формирования корпоративной культуры следует определить следующие направления в области социальной деятельности группы компаний «Автомагистраль»:
1. Разработка эффективной мотивационной программы для сотрудников предприятия.
2. Коррекция существующей системы оплаты труда в сторону повышения эффективности.
3. Улучшение охраны труда и техники безопасности сотрудников.
4. Разработка программы повышения профессиональной квалификации.
5. Разработка социально-культурной программы развития предприятия.
В социальный пакет работника клиники должны войти следующие пункты: оплата отпусков, больничных листов, учебных отпусков (по медицинским специальностям), отпусков по беременности и родам; организация и оплата питания в рабочее время; оплата транспорта к месту работы; оплата мобильной связи по корпоративному тарифу; оплата клубных карт в спортивные клубы.
Необходимо внести в программу социально-культурного развития персонала группы компаний «Автомагистраль» такие мероприятия, как коллективные посещения музеев, театров, концертов. Возможна организация семейных культурно-развлекательных мероприятий, например туристических поездок в пределах Нижегородской области или, например, по соседним областям региона. Так же следует разработать программу проведения корпоративных праздников и выездов на природу. Так же возможно осуществить издание корпоративной газеты, если не в печатном виде, то хотя бы в электронном варианте с рассылкой по внутренней сети Интранет.
Для создания продуктивной рабочей обстановки следует применить такие методы, как:
- Формирование рабочих групп, в которых активно проявляются сильные стороны работников и компенсируются слабые.
- Создание открытых коммуникационных каналов, стимулирующих свободный поток информации внутри организации.
- Гибкость в предсказуемых пределах, открывающих дорогу инновациям.
- Повышение качества трудовой жизни и согласование интересов организации со стремлением ее работников.
Обогащение труда - это совокупность методов организации трудового процесса, направленная на совершенствование и гуманизацию условий работы, чтобы свести к минимуму отрицательные последствия монотонности труда, повысить удовлетворенность людей своей работой и обеспечить рост эффективности труда [23].
Базовыми стратегиями обогащения труда являются мотивация к профессиональной деятельности, обеспечение удовлетворенностью работой, улучшение социально-экономического содержания труда, повышение личной заинтересованности сотрудников в выполнении работы, реализация их социальных потребностей.
Выводы.
Таким образом, можно предложить следующие мероприятия по совершенствованию корпоративной культуры:
- Утвердить и внедрить в практику Положение «О системе стимулирования персонала».
- Утвердить и внедрить в практику организации Положение «О деловой оценке».
- Внедрить в практику организации процедуру оценки критериев.
- Разработать и утвердить новое Положение об оплате труда и премировании работников.
- Создать на предприятии внутрифирменную газету.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под организационной культурой принято понимать совокупность убеждений, ценностей, традиций, мифов и настроений, которые разделяются членами коллектива компании, и которая оказывает влияние на поведение всех членов коллектива и групп, присутствующих в организации. Изучение теоретических и методологических основ, анализ литературы и практики реализации теоретических рекомендаций по формированию корпоративной культуры позволил сделать вывод о том, что, не смотря на отсутствие единого определения корпоративной (организационной) культуры, она имеется во всех организациях не зависимо от того, контролируется ли она руководством организации или живет по стихийным законам.
При этом корпоративная культура выполняет функции внутренней интеграции и внешней адаптации организации, определяет и объединяет миссию, цели и стратегию организации. Благодаря корпоративной культуре, в организации вырабатывается общий язык, правила поведения, системы поощрения и наказания, обеспечивается более тесная коммуникация между сотрудниками — основные посылки и теоретические положения, от которых отталкивается конкретный человек.
Группа компаний «Автомагистраль» находится в стадии активного роста,
В ходе выявления преобладающего типа корпоративной культуры было протестировано 25 человек, которые составляют административный персонал группы компаний «Автомагистраль. Анализ тестирования показал, что в организации существует авторитарная организационная культура, которая совпадает со стилем управления руководителя. В связи с произошедшими изменениями в организационной культуре возникли противоречия, связанные с культурой организации и подходом к работе. Таким образом, существует необходимость в формировании обновленной организационной культуры.
Организацию системы управления в группе компаний «Автомагистраль» нельзя назвать высоко эффективной по ряду причин, главной из которой является отсутствие стратегического подхода к формированию корпоративной культуры. Следует организовать данную сферу управления таким образом, чтобы степень привлечения работников к становлению целей в организации и степень привлечения работников к выбору средств для достижения поставленных целей — повысились.
Можно предложить следующие мероприятия по совершенствованию корпоративной культуры:
- Утвердить и внедрить в практику Положение «О системе стимулирования персонала».
- Утвердить и внедрить в практику организации Положение «О деловой оценке».
- Внедрить в практику организации процедуру оценки критериев.
- Разработать и утвердить новое Положение об оплате труда и премировании работников.
- Создать на предприятии внутрифирменную газету.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Афонин Ю.А., Жабин А.П. Социальный менеджмент. - М., 2014.
- Вершигора Е.Е. Менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2012.
- Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. под ред. И.В. Андреевой. – СПб: Питер, 2011.
- Кандария И.А. Формирование корпоративной культуры в организации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.magistr-mba.ru/aboutusmenu/seniorspublicsmenu/57.
- Капитонов Э.А., Зинченко Г.П., Капитонов А.Э. Корпоративная культура: теория и практика.– М.: Изд-во «Альфа-Пресс». 2009.
- Крылов А. Н. Коммуникационный менеджмент. Теория и практика взаимодействия бизнеса и общества. — М., 2015.
- Маркетинг: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. спец. и направлениям / Р. Б. Ноздрева, Г. Д. Крылова, М. И. Соколова, В. Ю. Гречков; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД РФ. - М.: Юристъ, 2015. - 564 с.
- Управление организацией: / под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 669 с.
- Малуев П. А. Управление персоналом / П. А. Малуев, Ю. Е. Мелихов. - М.: Альфа-Пресс, 2013. - 184 с.
- Менеджмент: Учебник для вузов/ М.М. Масимцов, А.В. Игнатьева, М.А. Комаров и др.; Под ред. М.М. Масимцова, И.В. Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014. – 343с. ISBN 5 – 238-00037-5
- Организационное поведение / Центр дистанционного образования «Элитариум» (Санкт-Петербург) [Электронный документ] - Режим доступа: http://www.management.com.ua/hrm/hrm062.html.
- Савтюгин А. Диагностика организационной (корпоративной) культуры на этапе анализа внутреннего состояния при стратегическом планировании. 2002-03-15 - http://www.aksionbkg.com/library/112/strategy/?i_37515=9534
- Таймазов В.А. Корпоративная культура по-русски [Электронный ресурс]– Режим доступа: http://www.webcitation.org/65QXVAw0u
- Хэкман Дж. Р., Олдхэм Г., Дженсон Р., Пэди К. Новая стратегия обогащения работы // Барри М. Стоу. Антология организационной психологии. — М.: Вершина, 2010.
- Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство. — СПб.: Питер, 2002.
- Шинкаренко О.Н. Корпоративная культура. Мифы и реальность // Кадры предприятия, 2011. - № 9.- С. 33.
- Ouchi, William G. and Johnson J. (1978) Types of organizational control and their relationship to emotional weii-being. Administrative Science Quarterly, 23: 293-317.