Файл: Классификация систем защиты программного обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В начале данного исследования хотелось бы сказать, что процесс обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации как и во всем мире следует назвать одной из наиболее важных и приоритетных задач.

Таким образом под информационной безопасностью нам следует понимать определенное состояние защиты (защищенности) собственно самой информации и всех ее носителей от самых различных видов угроз.

Источники таких угроз могут быть как преднамеренными (в том смысле что имеют определенную цель в рамках незаконного получения информации), так и непреднамеренными (такими которую не преследуют вышеуказанную цель).

Важно отметить, что обеспечить безопасность самой информации возможно используя самые различные методы и средства, при том как организационного так и инженерного характера. По сути комплекс организационных мер, программных, технических и иных методов и средств о обеспечению безопасности информации образуют собой целую системы защиты информации, в чем и проявляется важность и актуальность данной темы исследования.

В нашем государстве с учетом его развития начала формироваться и концепция по информационной безопасности в качестве определенной составной части всей национальной безопасности России. В рамках данного проекта данной концепции были сформулированы все основные и базисные положения политики государства в контексте обеспечения информационной безопасности, которые в свою очередь имеют достаточно большое значение как для построения государственной так и ведомственной системы по защите информации, которая заключается в следующем:

Само государство занимается процессом формирования Федеральной программы по обеспечению информационной безопасности, которая объединяет в себе различные усилия государственных организаций и так же различных коммерческих структур по созданию единой и общей для всех базы информационной безопасности в РФ;

Так же государство готовит и формирует необходимую для вышеуказанных действий нормативно-правовую базу, которая регламентирует собой различные права, обязанности и в том числе ответственность фактически всех субъектов, которые действуют строго в рамках информационной сферы;

Само же ограничение доступа к информации является больше исключением из установленного общего принципа открытости самой информации и так же осуществляется только лишь на основе законодательства;

Сам же доступ к какой-либо информации, а кроме того и различные вводные ограничения по доступу будут осуществляться именно с учетом различных определяемых только законом прав собственности на такую информацию.


Различные юридические и в том числе физические лица, которые в свою очередь так или иначе собирают и накапливают информацию, несут в свою очередь ответственность в рамках закона за сохранность такой информации и использование.

В свою очередь, на основании вышеуказанных положений в рамках государственной политики по обеспечению информационной безопасности обязаны приводиться все различные и возможные мероприятия в рамках защиты информации в самых различных сферах деятельности государства в том числе и для оборонных целей.

В свою очередь, это предполагает разработку ряда методов по защите информации.

Само же научно-техническое обеспечение обязано быть направленным на достижение всего строго необходимого уровня по защищенности информационных технологий, а кроме того систем и средств полной информатизации и связи как раз и заключается в формате проведения основных фундаментальных и так же прикладных исследований, создании максимально защищенной системы, для чего и требуется рассмотрение и усовершенствование методов и методик технологий защиты информационной безопасности.

Таким образом объектом данного исследования является изучение всех мер, средств и объектов информационной безопасности.

Предметом данного исследования стоит назвать механизмы и методы защиты информационной безопасности.

В соответствии с чем, целью данной работы следует называть сопоставление видов, средств и методов защиты информационной безопасности.

Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:

1. рассмотреть виды, средства и методы защиты информации;

2. обозначить объекты защиты информации;

3. сопоставить способы защиты информации с объектами защиты.

Глава 1. Основные виды, средства и методы защиты информации

По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды:

  • угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;
  • угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации;
  • угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;[3,c. 34]
  • угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
  • Угрозами информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации могут являться:
  • монополизация информационного рынка России, его отдельных секторов отечественными и зарубежными информационными структурами;
  • блокирование деятельности государственных средств массовой информации по информированию российской и зарубежной аудитории;
  • низкая эффективность информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации вследствие дефицита квалифицированных кадров, отсутствия системы формирования и реализации государственной информационной политики.

Угрозами развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов могут являться:

  • противодействие доступу Российской Федерации к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов, а также создание условий для усиления технологической зависимости России в области современных информационных технологий;
  • закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам;
  • вытеснение с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи;[15, c.200]
  • увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности.

Угрозами безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России, могут являться:

  • противоправные сбор и использование информации;
  • нарушения технологии обработки информации;
  • внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные документацией на эти изделия;
  • разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно – телекоммуникационных систем, в том числе систем защиты информации;
  • уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи;
  • воздействие на парольно-ключевые системы защиты автоматизированных систем обработки и передачи информации;
  • компрометация ключей и средств криптографической защиты информации;
  • утечка информации по техническим каналам;
  • внедрение электронных устройств для перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи, а также в служебные помещения органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности;
  • уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации;
  • перехват информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрование этой информации и навязывание ложной информации;
  • использование несертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи при создании и развитии российской информационной инфраструктуры;[3, c.49]
  • несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах данных;
  • нарушение законных ограничений на распространение информации.

Все известные на настоящий момент меры защиты информации можно разделить на следующие виды :

- правовые;

- организационные;

- технические.

В большинстве работ правовые меры защиты информации принято рассматривать в рамках организационно-правового обеспечения защиты информации. Объединение организационных и правовых мер вызвано отчасти объективно сложившимися обстоятельствами:

  • проблемы законодательного регулирования защиты информации регламентировались ограниченным и явно недостаточным количеством нормативно-правовых актов;
  • в отсутствии законодательства по вопросам защиты информации разрабатывалось большое количество ведомственных нормативных документов, основное назначение которых заключалось в определении организационных требований по обеспечению защиты информации;
  • внедрение автоматизированных информационных систем требует соответствующего правового обеспечения их защиты, однако, на практике в развитии правовой базы не произошло существенных изменений и приоритет остается за организационными мерами.

Организационно-правовое обеспечение защиты информации представляет совокупность законов и других нормативно-правовых актов, а также организационных решений, которые регламентируют как общие вопросы обеспечения защиты информации, так и организацию, и функционирование защиты конкретных объектов и систем. Правовые аспекты организационно-правового обеспечения защиты информации направлены на достижение следующих целей:

1. формирование правосознания граждан по обязательному соблюдению правил защиты конфиденциальной информации;

2. определение мер ответственности за нарушение правил защиты информации;

3. придание юридической силы технико-математическим решениям вопросов организационно-правового обеспечения защиты информации;[14, c.27]

4. придание юридической силы процессуальным процедурам разрешения ситуаций, складывающихся в процессе функционирования системы защиты.

В современной юриспруденции организационный и правовой подходы не объединяют. Однако, вопреки сложившимся традициям, не следует ограничиваться рассмотрением вопросов правовой защиты информации в рамках правовых аспектов комплексной защиты информации.

К правовым мерам следует отнести нормы законодательства, касающиеся вопросов обеспечения безопасности информации. Информационные отношения достигли такой ступени развития, на которой оказалось возможным сформировать самостоятельную отрасль законодательства, регулирующую информационные отношения. В эту отрасль, которая целиком посвящена вопросам информационного законодательства, включаются:


  • законодательство об интеллектуальной собственности;
  • законодательство о средствах массовой информации;
  • законодательство о формировании информационных ресурсов и предоставлении информации из них;
  • законодательство о реализации права на поиск, получение и использование информации;
  • законодательство о создании и применении информационных технологий и средств их обеспечения.

В отрасли права, акты которых включают информационно-правовые нормы, входят конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право, предпринимательское право.[18, c.300]

В соответствии с действующим законодательством информационные правоотношения – это отношения, возникающие при:

  • формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации;
  • создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения;
  • защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

В соответствии с определением, изложенным в Законе Российской Федерации «О государственной тайне», к средствам защиты информации относятся «технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты, информации».

Все средства защиты можно разделить на две группы – формальные и неформальные. К формальным относятся такие средства, которые выполняют свои функции по защите информации формально, то есть преимущественно без участия человека. К неформальным относятся средства, основу которых составляет целенаправленная деятельность людей. Формальные средства делятся на технические (физические, аппаратные) и программные.[4, c.318]

Технические средства защиты – это средства, в которых основная защитная функция реализуется некоторым техническим устройством (комплексом, системой).

К несомненным достоинствам технических средств относятся широкий круг задач, достаточно высокая надежность, возможность создания развитых комплексных систем защиты, гибкое реагирование на попытки несанкционированных действий, традиционность используемых методов осуществления защитных функций.

Основными недостатками являются высокая стоимость многих средств, необходимость регулярного проведения регламентированных работ и контроля, возможность подачи ложных тревог.