Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Структура органов местного самоуправления: правовое регулирование, порядок формирования
1.1 Система органов власти и местного самоуправления Российской Федерации
1.2. Состав органов местного самоуправления в Российской Федерации и порядок их формирования
1.3. Представительный орган в системе органов местного самоуправления
2.1. Система оценки эффективности органов местного самоуправления
2.3. Делегирование отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления
С учетом проведенной за счет средств бюджета инвентаризации земельных участков под многоквартирными домами с последующей постановкой их на государственный кадастровый учет данный показатель достиг практически 100 % уровня. Представляется возможным с учетом реализующегося в рамках исполнения Послания Президента России среднесрочного проекта «Комфортная среда» по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов дополнить методику показателем Удельный вес дворовых территорий, в отношении которых реализованы мероприятия по комплексному благоустройству с устройством детских площадок, парковок.
Считаем, что показатель Доля выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников не совсем корректно отражает результат работы муниципальной власти. Более объективным индикатором является Средний балл по ЕГЭ.
Показатель Наличие в городском округе Генерального плана не в полной мере отражает результат деятельности муниципальной власти, поскольку он в большинстве образований имеется, но нуждается в корректировке. Представляется обоснованным включение дополнительных показателей: Удельный вес проектов межевания и застройки сельских поселений, входящих в городской округ; Удельный вес проектов межевания и застройки кварталов застройки, а также с учетом успешного московского опыта реновации жилищного фонда ввести индикаторы развития ранее застроенных территорий.
По нашему мнению, также совершенно не являются аналитическими показатели методики по энергосбережению, так как они статичны и не имеют динамики развития. Предлагаем в соответствии с Федеральным законом дополнить методику индикатором снижения энергопотребления организациями бюджетного сектора, выраженным в процентах.
2.2. Проблемы взаимодействия региональных органов государственной власти с органами местного самоуправления
Несмотря на то, что система взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления в настоящее время является более проработанной и выстроенной, чем в начале муниципальной реформы, обнаруживаются определенные барьеры и проблемы, препятствующие их эффективному взаимодействию.
Поскольку от качества и эффективности взаимодействия региональных органов государственной власти с муниципальными органами во многом зависит успешность социально-экономического развития территорий, необходима диагностика проблем взаимодействия региона с муниципальными образованиями, анализ причин их появления, разработка мер минимизации и устранения имеющихся проблем и профилактика возникновения новых.
Одной из наиболее значимых проблем, выделяемых исследователями, является проблема исполнения органами местного самоуправления предъявляемых к ним требований в условиях быстро изменяющегося законодательства. Она связана с тем, что при частом внесении изменений в нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с реализацией местного самоуправления и государственного управления, для органов государственной власти и муниципальных органов представляется затруднительным планирование развития территорий.
Необходимость решения данной проблемы отмечает С. Ю. Зюзин при исследовании вопросов совершенствования разграничения полномочий между уровнями публичной власти[26]. В качестве примера он приводит разграничение полномочий в сфере дорожной деятельности на территориях сельских поселений Саратовской области.
Полномочия в отношении дорог в границах населенных пунктов, а также вопросы, связанные с отчислением акцизов на различные виды топлива за 2014–2016 гг. претерпели изменения, связанные с поправками, вносимыми в федеральное законодательство и изменяющимися в соответствии с ним нормативными правовыми актами области; полномочия в области дорожной деятельности, изначально осуществлявшиеся как вопросы местного значения сельских поселений, в 2014 г. были переданы на районный уровень, а после, в соответствии с правом субъектов РФ распределять полномочия между муниципальными образованиями, в Саратовской области этот вопрос остался закрепленным за сельскими поселениями. Изменение концепций в данном вопросе в значительной степени препятствовало планированию деятельности муниципальных образований в отношении ремонта и содержания дорог.
Более рациональным подходом в правовом регулировании местного самоуправления, по мнению С. Ю. Зюзина, является предоставление возможности органам государственной власти регионов и муниципалитетам «поработать в условиях стабильной законодательной базы, после наработки определенного опыта, и только после такого периода делать какие-то выводы о необходимости преобразований».
Совершенно верно, что чрезмерное внесение изменений в нормативные правовые акты, касающиеся деятельности органов государственной власти региона и органов местного самоуправления, может оказывать не только положительный эффект, связанный с совершенствованием правовой базы, но и отрицательно сказываться на их деятельности, затрудняя возможность планирования социально-экономического развития территорий.
Еще одна проблема – ситуация, в которой решение вопросов органами местного самоуправления и осуществления полномочий органами государственной власти региона происходит в условиях дефицита ресурсов. Суть ее заключается в том, что при дефиците финансовых возможностей затрудняется или не представляется возможным решение задач, требующих материального обеспечения. При наличии в муниципальных образованиях проблем, связанных с финансированием, органы местного самоуправления, как правило, умалчивают о них, опасаясь решения данных вопросов на средства местного бюджета. Тезис о наличии финансовой проблемы как важнейшей во взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления подтверждается исследованиями К. С. Касаткина[27], Е. В. Фроловой[28], В. А. Переходова[29].
Недостаточно полное понимание органами государственной власти региона сущности и содержания местного самоуправления, а также отсутствие доверия региональных органов государственной власти органам местного самоуправления и готовности органов местного самоуправления к эффективному взаимодействию с органами государственной власти – весьма актуальны в настоящее время.
Обозначенные проблемы целесообразно рассматривать в комплексе, поскольку они связаны с коммуникативной составляющей взаимодействия органов государственной власти региона с органами местного самоуправления, в том числе с реализацией обратной связи между ними. В первом случае недостатком является акцент лишь на работе муниципальных органов без учета не менее важной составляющей ее содержания – непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления. Во втором случае речь идет о реализации принципа согласования интересов между уровнями публичной власти и о том, насколько эффективна обратная связь между органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления.
Требуют также решения проблемы неравноправия, отсутствия реальной субъектности у органов местного самоуправления в данных отношениях, невозможности влиять на исполнение регионом обязательств, предусмотренных законом[30].
Во взаимодействии регионов с муниципальными образованиями иногда используются строго вертикальные коммуникации, а иногда – требующие обратной связи. Тенденцию к выстраиванию более четкой вертикали власти, приводящую к потере органами местного самоуправления значительной части самостоятельности, отмечает А. Н. Широков в докладе на XVII Российском форуме местного самоуправления[31]. Анализируя изменения федерального законодательства за последнее десятилетие, он фиксирует отрицательное влияние многих из них на самостоятельность местного самоуправления: измененный порядок назначения глав муниципальных районов, возможность перераспределять полномочия между органами местного самоуправления разных типов муниципальных образований, вопросы, связанные с исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и другое. «Завуалированное выстраивание вертикали власти», как назвал А. Н. Широков происходящие в правовом регулировании местного самоуправления процессы, нарушает конституционные принципы самостоятельности местного самоуправления в решении местных вопросов.
Многообразие форм взаимодействия органов региональной государственной власти с органами местного самоуправления обусловило наличие множества нюансов, возникающих в рамках определенной формы взаимодействия. На наш взгляд, взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления включает проблемы субъективного и объективного характера.
С учетом данной классификации к ним относится следующее:
1. Бюджетно-финансовые отношения: отсутствие стабильной возможности осуществления грамотного финансового планирования органами местного самоуправления и органами государственной власти региона и, как следствие, низкая эффективность и результативность взаимодействия муниципалитета с регионом по финансовым вопросам; отсутствие заинтересованности муниципальных служащих и (или) населения (в проектах партисипаторного бюджетирования)[32].
2. Поддержка и развитие форм непосредственного участия населения в местном самоуправлении: низкая заинтересованность органов местного самоуправления и населения; недостаточная информационная и консультативная поддержка со стороны региона; слабое использование предусмотренных законодательством возможностей участия населения в местном самоуправлении; невысокий уровень правовой грамотности и правовой культуры населения в области местного самоуправления.
3. Информационная, методическая и консультативная поддержка местного самоуправления органами государственной власти субъекта РФ: слабое использование предусмотренных законодательством форм взаимодействия; недостаточная готовность органов местного самоуправления к обучению, получению новой информации; большой круг вопросов, связанных с работой органов государственной власти субъектов РФ, приводящий к недостаточному вниманию данной форме взаимодействия со стороны региона[33].
4. Правовое регулирование местного самоуправления органами государственной власти субъектов РФ: принятые нормативные правовые акты могут содержать коррупциогенные факторы, что связано с непрофессионализмом кадров или умышленным включением данных факторов в разрабатываемые документы; недостаточный учет интересов муниципальных образований органами государственной власти региона; в условиях частых изменений законодательства региональные или муниципальные правовые акты приводятся в соответствие с законодательством недостаточно оперативно.
5. Взаимодействие по вопросам административно-территориального устройства: неспособность или нежелание органов местного самоуправления проводить системную целенаправленную работу с населением приводит к жесткой реакции населения и местного самоуправления на преобразования и нововведения.
Наиболее сложным представляется решение проблем, обусловленных наличием субъективных факторов, поскольку причины объективного характера, как правило, связаны с мерами нормативно-правового и иного государственного регулирования. Всесторонние меры будут способствовать совершенствованию механизма устранения или минимизации перечисленных проблем.
2.3. Делегирование отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления
В Конституции РФ подчёркивается, что органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти[34]. И, тем не менее, муниципальное управление представляет собой составной элемент общей системы публичной власти в государстве. В связи с этим естественным и закономерным правовым и управленческим явлением можно считать делегирование отдельных государственных полномочий в пользу органов власти на местах.