Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Глава 1. Теоретические и методические аспекты франчайзинга, как модели ведения бизнеса).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические и методические аспекты франчайзинга, как модели ведения бизнеса
1.1. Сущность франчайзинга как особого вида предпринимательской деятельности
1.2 Франшизное соглашение: основные понятия, оценка рисков
2.1 Основные направления франчайзинга в деятельности ООО «Оптима»
Для оценки экономической эффективности проекта расчитаем ряд показателей: чистую приведенную стоимость (NPV); индекс доходности (PI); внутреннюю норму доходности (IRR); срок окупаемости (PP).
NPV рассчитывается как сумма дисконтированных денежных потоков за весь расчетный период за минусом инвестиций.
NPV в соответствии с таблицей 13 составляет 701,0 тыс.руб.
Данный показатель представляет собой накопленный доход с учетом различных рисков (дисконтирования). Чем выше значение данного показателя, тем более привлекательным является проект с точки зрения инвестирования средств в него В нашем случае показатель достаточно высокий.
Индекс доходности (PI) является относительным показателем, который характеризует соотношение дисконтированных денежных потоков и величины начальных инвестиций в проект.
PI = 2575 : 1874= 1,37, что больше 1.
Чем больше денежные потоки, тем более высокое значение будет иметь индекс доходности, следовательно, выше привлекательность проекта.
Внутренняя норма доходности (IRR) представляет собой ту норму дисконта, при которой величина приведенных эффектов равна приведенным капиталовложениям. Для этого по формуле NPV простым подбором находят такое значение дисконта, при котором отдача на капитал равна вложенному капиталу, а NPV = 0. Эту величину и называют внутренней доходностью IRR. Рассчитаем внутреннюю норму доходности (IRR). Данные для расчета представим в таблице 14
Таблица 14
Расчет IRR
Показатель |
0 период |
1 год |
2 год |
3 год |
Чистая прибыль |
1118,6 |
1311,3 |
1517 |
|
Амортизация |
12,2 |
12,2 |
12 |
|
Денежный поток |
-1874 |
1130,8 |
1323,5 |
1529,6 |
Коэффициент дисконтирования (k=50%) |
1 |
0,667 |
0,444 |
0,296 |
Дисконтированный поток |
-1874 |
753,9 |
588,2 |
453,2 |
Денежный дисконтированный поток нарастающим итогом |
-1874 |
-1120,1 |
-531,9 |
-78,7 |
При Е1=25%, NPV = 701 тыс.руб.;
При Е2=50%, NPV=- 78,7 тыс. руб.
IRR = 25 – (701 / (701 + 78,7) * (25-50)) = 47,2%
В данном случае IRR = 47,2%.
Внутренняя норма доходности значительно превышает ставку дисконтирования, которая составляет 47,2%. Это означает, что предприятие подвержено рискам в меньшой степени. Это означает, что предприятие подвержено рискам в малой степени.
РР (срок окупаемости): для расчетов воспользуемся данными, приведенными в таблице 20. DPP = 2 г. + 101.3/802.3 = 2,1 года.
Результаты представлены в таблице 15.
Таблица 15
Показатели экономической эффективности проекта
Показатели |
Значение |
1.Чистая приведенная стоимость (NPV) при ставке 24 %, тыс. руб. |
701,0 |
2.Индекс доходности (PI), руб. |
1,37 |
3.Внутренняя норма доходности (IRR), % |
47,2 |
4.Срок окупаемости (PP), лет |
2,1 |
Анализ эффективности проекта показал, что чистая приведенная стоимость выше нуля (701,0 тыс. руб.), индекс доходности больше единицы (1,37 руб.), внутренняя норма доходности (47,2%) больше ставки дисконтирования 24%, срок окупаемости – 2,1 года. Расчет представленных показателей позволяет сделать вывод о том, что предлагаемый проект по открытию магазина по франшизе является эффективным.
На следующем этапе целесообразно оценить возможные риски, с которыми может столкнуться команда проекта в процессе его реализации.
В ходе анализа возможных рисков и выявления среди них наиболее существенных необходимо определить для каждого из них организационные меры по его профилактике и нейтрализации (таблица 16).
Таблица 16
Оценка вероятности рисков и ущерба от них
Вид риска |
Как риски влияют на ожидаемые результаты проекта |
Меры по предотвращению |
Возможность несвоевременной поставки торгового оборудования |
Увеличение сроков монтажа торгового оборудование, отодвинутся сроки реализации проекта |
Найти альтернативных поставщиков, заключить договора |
Возможность снижения цены конкурентами |
Снижение цен |
Расширить рынок сбыта |
Возможность появления новых конкурентов |
Падение продаж или снижение цен |
Ввести скидки, дисконтных карт |
Вероятность повышения цены поставщиком |
Падение чистой прибыли |
Увеличить цены + ввести скидки |
Вероятность воровства со стороны работников |
Недостачи |
Ввести жесткую систему контроля |
Вероятность возникновения чрезвычайных обстоятельств (пожар, затопление водой) |
Вероятность потери средств |
Целесообразно застраховать имуществ торгового предприятия |
Таким образом, перечень возможных рисков является достаточно широким. Вероятность возникновения каждого типа риска различна, так же как убытки, которые они могут нанести. Поэтому руководителю проекта целесообразно примерно оценить то, какие риски для него наиболее вероятны и во что они (в случае их возникновения) могут обойтись новому предприятию и принять меры по их нейтрализации.
Далее производится расчет точки безубыточности.
Таблица 17
Анализ безубыточности предприятий
Показатели за год |
Расчет |
Постоянные издержки (Uпост), тыс. руб. |
4403,5 |
Переменные издержки (Uпер), тыс. руб. |
2402,9 |
Объем продаж за год (Qпрод), тыс. руб. |
8323,9 |
1.Сумма покрытия, тыс. руб. (Выручка за год – Переменные издержки за год) |
5920,9 |
2.Коэффициент покрытия (Сумма покрытия / Выручка) |
0,71 |
3.Пороговая выручка (точка безубыточности), тыс. руб. (Постоянные издержки / Коэффициент покрытия) |
6190,7 |
4.Запас финансовой прочности. тыс. руб. (Объем продаж – Пороговая выручка) |
2133,2 |
5.Запас финансовой прочности. % (Запас финансовой прочности, тыс. руб. / Объем продаж х100%) |
34,5 |
Расчет точки безубыточности позволяет вычислять критический объем продаж, что обусловлено тем, что при снижении количества реализованных товаров переменные затраты также снижаются, а постоянные затраты остаются на прежнем уровне.
Таким образом, ЗФП (запас финансовой прочности) торгового предприятия составляет 34,5%, т.е. выручка должна снизиться на 34,5%, прежде чем затраты (переменные и постоянные) будут равны выручке.
Новое предприятие имеет средний уровень запаса финансовой прочности.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Инвестиционные затраты для организации нового предприятия составят 1874 тыс.руб.
Инвестирование предполагается из собственных средств. Открытие нового магазина по франшизе планируется в г. Нижний Тагил.
В соответствии с п.6 ст. 346 НК РФ Налогового кодекса РФ, частным предпринимателем будет уплачиваться Единый налог на вмененный доход, в силу того, что данная система налогообложения обязательна для предприятий розничной торговли. Налог составляет 68,1 тыс. руб. в квартал (с учетом вычета).
Инициатором проекта выступает предприятие ООО «Оптима».
Принятие решения и инициация проекта основывается на маркетинговом анализе, оценке эффективности проекта, анализе рисков проекта.
Анализ эффективности проекта показал, что чистая приведенная стоимость выше нуля (701,0 тыс. руб.), индекс доходности больше единицы (1,37 руб.), внутренняя норма доходности (47,2%) больше ставки дисконтирования 24%, срок окупаемости – 2,1 года. Расчет представленных показателей позволяет сделать вывод о том, что предлагаемый проект по открытию магазина по франшизе является эффективным.
Объект исследования – ООО «Оптима», сеть магазинов парфюмерии, косметики и бытовой химии. Организационно-правовая форма – Общество с ограниченной ответственностью. Компания «Оптима» - это сеть современных удобных и доступных каждому магазинов в формате «дрогери», т.е. «магазин самообслуживания».
ООО «Оптима» имеет линейную структуру управления организацией. У организации имеется высший руководитель, линейные руководители (подразделения) и исполнители.
С целью повышения эффективности деятельности данного предприятия и с целью увеличения доли рынка предлагается разработать проект внедрения франчайзинга в торговую практику ООО «Оптима» на региональном уровне. Т.к. магазины данной сети представлены в Удмуртии, Башкортостане, Перми и Пермском крае, предлагается внедрение данной сети на рынок парфюмерии и косметики Свердловской области.
Целью проекта является внедрение франчайзинга ООО «Оптима» на региональном рынке парфюмерии и косметики в г. Нижнем Тагиле.
Для начала торговой деятельности ООО «Оптима» в Нижнем Тагиле потребуется 1874 тыс. руб.
Численность персонала, необходимая для открытия торгового предприятия составит 10 человек.
Фонд заработной платы- 240000 руб. в месяц, включает ежемесячную заработную плату и премию.
Согласно представленных данных чистая прибыль за первый год реализации проекта составит 1118,6 тыс.руб., второй год – 1311,3 тыс.руб., третий год – 1517,4 тыс.руб.
Анализ эффективности проекта показал, что чистая приведенная стоимость выше нуля (701,0 тыс. руб.), индекс доходности больше единицы (1,37 руб.), внутренняя норма доходности (47,2%) больше ставки дисконтирования 24%, срок окупаемости – 2,1 года. Расчет представленных показателей позволяет сделать вывод о том, что предлагаемый проект по открытию магазина по франшизе является эффективным.
Согласно проведенных расчетов запас финансовой прочности) торгового предприятия составляет 34,5 %, т.е. выручка должна снизиться на 34,5 %, прежде чем затраты (переменные и постоянные) будут равны выручке. Новое предприятие имеет средний уровень запаса финансовой прочности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Франчайзинг дает возможность для начата собственного бизнеса. Одним из положительных моментов франчайзинга является освобождение предпринимателя от решения вопросов с оборудованием, поставщиками, поиском клиентов, рекламой и т.д.
Франчайзинг представляет собой экономический инструмент, который повышает доверие к малому бизнесу и его эффективность.
В наши дни наибольшее распространение в мире получили торговый и сервисный франчайзинг. Обычно эти виды не существуют в определенном виде, они существуют в комбинированном виде.
Содержание франшизного соглашения, как и всякого гражданско-правового договора, образуют его условия, в том числе те из них, которые принято именовать существенными, т.е. такими, без которых договор не может быть заключен. Единого законодательного перечня существенных условий франшизного соглашения не может быть уже хотя бы потому, что сам франчайзинг разнотипен и разнороден.
Объект исследования – ООО «Оптима», сеть магазинов парфюмерии, косметики и бытовой химии. Организационно-правовая форма – Общество с ограниченной ответственностью. Компания «Оптима» - это сеть современных удобных и доступных каждому магазинов в формате «дрогери», т.е. «магазин самообслуживания».
ООО «Оптима» имеет линейную структуру управления организацией. У организации имеется высший руководитель, линейные руководители (подразделения) и исполнители.
С целью повышения эффективности деятельности данного предприятия и с целью увеличения доли рынка предлагается разработать проект внедрения франчайзинга в торговую практику ООО «Оптима» на региональном уровне. Т.к. магазины данной сети представлены в Удмуртии, Башкортостане, Перми и Пермском крае, предлагается внедрение данной сети на рынок парфюмерии и косметики Свердловской области.
Целью проекта является внедрение франчайзинга ООО «Оптима» на региональном рынке парфюмерии и косметики в г. Нижнем Тагиле.
Для начала торговой деятельности ООО «Оптима» в Нижнем Тагиле потребуется 1874 тыс. руб.
Численность персонала, необходимая для открытия торгового предприятия составит 10 человек.
Фонд заработной платы- 240000 руб. в месяц, включает ежемесячную заработную плату и премию.
Согласно представленных данных чистая прибыль за первый год реализации проекта составит 1118,6 тыс.руб., второй год – 1311,3 тыс.руб., третий год – 1517,4 тыс.руб.
Анализ эффективности проекта показал, что чистая приведенная стоимость выше нуля (701,0 тыс. руб.), индекс доходности больше единицы (1,37 руб.), внутренняя норма доходности (47,2%) больше ставки дисконтирования 24%, срок окупаемости – 2,1 года. Расчет представленных показателей позволяет сделать вывод о том, что предлагаемый проект по открытию магазина по франшизе является эффективным.