Файл: Субъекты предпринимательского права (1. Общая характеристика субъектов предпринимательского права).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 323
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика субъектов предпринимательского права
1.1 Понятие и признаки субъектов предпринимательского права
Глава 2. Классификация и анализ субъектов предпринимательского права
2.1 Классификация юридических лиц как субъектов предпринимательского права
2.2 Характеристика видов субъектов предпринимательского права
С нашей точки зрения, основой разрешения вопроса о самостоятельности этих концептов является позиция исследователя в ответе на вопрос о сущности и содержании категории «предпринимательское отношение», которое может трансформироваться в предпринимательское правоотношение. Автор настоящей статьи рассматривает предпринимательское отношение как общественное отношение, фактическое содержание которого обладает естественно-правовыми, экономическими и рыночными характеристиками.
С формально-юридической точки зрения, подтверждением этому является содержание нормы ст. 34 Конституции РФ, устанавливающей право каждого на свободное использование имеющихся у него способностей и имущества для осуществления предпринимательской или любой иной не запрещенной законом экономической деятельности. Такое право традиционно рассматривается как неотчуждаемое (естественно-правовое) право человека и гражданина. Однако естественно-правовое, зафиксированное в данной норме закона, кроме своей «преданности», обладает и объективным основанием.
Элементом, объединяющим предпринимательские отношения в единую правовую систему, является объект предпринимательского права, под которым понимается предпринимательский интерес человека, который является разновидностью юридического интереса и как правовое явление может быть рассмотрен как обусловленная потребностями человека необходимость восполнения недостающих условий для нормальной жизнедеятельности, осуществляемая через постановку целей и реализуемая волей участника предпринимательских отношений в юридической форме субъективных прав и обязанностей. Предпринимательский интерес субъекта предпринимательского права - это интерес самосохранения, представленный различными видами благ, необходимыми для обеспечения самосохранения. При этом самосохранение может быть представлено в различных вариантах - от простого физического самосохранения человека до самосохранения социального, экономического, юридического характера. Каждый вариант приобретает определенные правовые формы. Как правовое явление самосохранение моделируется через систему прав и обязанностей участников предпринимательских отношений.
Одновременно предпринимательский интерес проявляет себя уже в виде конкретных материальных и нематериальных благ, способных в итоге удовлетворять предпринимательский интерес реального участника предпринимательского правоотношения. Блага олицетворяют (материализуют) предпринимательский интерес, являясь объектом конкретного предпринимательского правоотношения.
Следовательно, субъект предпринимательского права можно рассматривать как правовой феномен, способный к социальному действию внутри рыночного порядка. Способом реализации его предпринимательского интереса становится правовое поведение.
Предпринимательские отношения, обладающие естественно-правовым характером, формируют субъектов предпринимательского права как объективно востребованных элементов, в своей совокупности обеспечивающих сбалансированное развитие рыночного порядка. Такой процесс формирования основан на юридическом явлении, которое мы можем обозначить как априорная правосубъектность, под которой понимается признание любого субъекта предпринимательского права способным реализовать в случае необходимости потенциальную возможность участия в предпринимательских отношениях помимо государственного одобрения. В отличие от традиционной правосубъектности, которая является результатом признания исключительно нормой закона со стороны государства, априорная правосубъектность как признание - это результат востребования данного лица рыночным порядком[9].
Таким образом, субъект предпринимательского права - это обладающий априорной правосубъектностью потенциальный (возможный) участник предпринимательского отношения, способный к реализации собственного предпринимательского интереса самосохранения, обеспечивающего в том числе и сохранение рыночного порядка в целом. Подтверждением этому является норма ст. 34 Конституции РФ, которая не содержит в качестве условий осуществления предпринимательской деятельности каких либо процессов формализации, в том числе посредством правовой нормы-мнения государства.
Субъекты предпринимательского права, отличаются способами обеспечения предпринимательского интереса. По способам обеспечения предпринимательского интереса среди субъектов предпринимательского права можно выделить индивида, предпринимателя, государство и гражданское общество.
Индивид как субъект предпринимательского права предполагает реализацию предпринимательского интереса, которым является интерес конечного физического выживания (самосохранения).
Предприниматель как субъект предпринимательского права, продолжая оставаться индивидом, тем не менее, в качестве способов обеспечения использует конструкцию «получения прибыли», которая также является одним из проявлений предпринимательского интереса самосохранения, но на ином уровне и иными средствами.
Государство как субъект предпринимательского права является субъектом, преследующим предпринимательский интерес самосохранения, реализуемый путем государственного воздействия на экономику в целях сохранения рыночного порядка в целом.
Гражданское общество как субъект предпринимательского права реализует предпринимательский интерес самосохранения, осуществляя его путем контроля как за деятельностью государственной власти в экономике, так и за деятельностью предпринимателей.
Все сказанное подтверждает, что источником правовой динамики в форме правоотношения становится не только мнение государства, выраженное в правовой норме, но и реальные интересы реального участника отношений. Если рассматривать правоотношение как результат процесса правового моделирования (общественное отношение, урегулированное нормами права), то, следовательно, основным свидетельством появления правоотношения будет не предшествующая норма-модель, а появление особых характеристик поведения участников правоотношения.
Свойства правового поведения обеспечиваются приобретением таких характеристик, которые позволяют назвать это поведение реализацией субъективных прав и обязанностей. Если это так, то в таком случае ни у кого не может быть возражений относительно того порядка возникновения прав и обязанностей (и, следовательно, появления правоотношения), который определен, например, частью 1 ст. 8 ГК РФ. Указанная норма предполагает возможность возникновения гражданских прав и обязанностей и, следовательно, правоотношения, из оснований, которые могут быть и не предусмотрены законом. В этом случае такие основания должны соответствовать общим началам и смыслу гражданского законодательства, что отсылает нас в вопросах поиска таких начал и смыслов в области, где отсутствует четкая граница правового и неправового, права и морали и т.п.
Поэтому именно в предпринимательской сфере мы можем увидеть подтверждение модели существования правоотношения как трансформировавшегося общественного отношения, участники которого в результате трансформации приобретают свойства субъектов правоотношения, поведение которых реализуется через выполнение ими предпринимательских прав и обязанностей. Для обеспечения этой модели, в том числе для нивелирования разноуровневости различных субъектов предпринимательского права по материальным, социальным, биологическим и т.п. характеристикам, государство легализует через норму закона особо рода конструкции субъектов предпринимательского правоотношения.
Если субъект предпринимательского права является независимым от волеизъявления государства следствием саморазвивающегося рыночного порядка, то субъект предпринимательского правоотношения - это уже результат волеизъявления со стороны государства. Таким образом, необходимо разделять субъектов предпринимательского права и субъектов предпринимательского правоотношения, как, с одной стороны, объективного результата рыночного порядка (субъекта предпринимательского права) и как, с другой стороны, субъективного последствия участия государства в рыночном порядке (субъекта предпринимательского правоотношения). Следовательно, субъект предпринимательского правоотношения может быть рассмотрен как существующая в рамках правовой доктрины юридическая форма (способ) реализации субъектом предпринимательского права возникающего у него предпринимательского интереса[10].
Таким образом, используя конструкцию органа государственной власти в предпринимательском правоотношении, участвует государство, используя конструкцию акционерного общества или производственного кооператива - предприниматель, саморегулирующейся организации - гражданское общество, а форму физического лица - индивид.
Глава 2. Классификация и анализ субъектов предпринимательского права
2.1 Классификация юридических лиц как субъектов предпринимательского права
Юридические лица как субъекты предпринимательского права могут быть классифицированы по различным критериям, классификаций существует множество. Опираясь на нормы действующего законодательства можно классифицировать коммерческие организации по трем основаниям:
-по цели образования;
- по субъекту собственности;
-по отношению учредителей к имуществу организации.
В зависимости от целей деятельности, возможности распределять полученную прибыль между участниками и объема правоспособности различаются две большие группы юридических лиц - коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. По гражданскому законодательству РФ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Необходимо отметить, что ГК РФ содержит исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций (п.2 ст.50 ГК РФ). В ст.6 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что со дня официального опубликования части первой ГК РФ коммерческие организации могут создаваться исключительно в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены гл. 4 Кодекса.
В юридической литературе отмечается, что законодатель намеренно ограничил перечень постоянных, профессиональных участников оборота, поскольку статус коммерческой организации дает возможность весьма широкого участия в гражданском обороте (в частности, на базе общей, а не специальной правоспособности, которая предоставляется всем таким организациям, за исключением унитарных предприятий), но влечет и предъявление повышенных требований к деятельности соответствующего юридического лица (например, с точки зрения условий имущественной ответственности). Поэтому представляется ошибочной точка зрения некоторых авторов, полагающих, что такое жесткое определение организационно-правовых форм для коммерческих организаций сдерживает развитие предпринимательства[11].
Правовое положение коммерческих организаций, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, а также другие отношения, специфические для каждого из указанных видов юридических лиц, регулируют в соответствии с ГК РФ специальные федеральные законы.
Кроме того, особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации коммерческих организаций, действующих в специфических сферах, определяются другими федеральными законами. Это касается организаций, осуществляющих, например, банковскую, страховую, инвестиционную и некоторые другие виды деятельности.
Некоммерческими организации как субъектами предпринимательского права являются организации, не ставящие извлечение прибыли в качестве основной цели своего создания и деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Исключение составляют потребительские кооперативы, которые, хотя и отнесены ГК РФ к категории некоммерческих организаций, вправе распределять полученную прибыль между своими членами.[12] Тем не менее, в сегодняшней России большинство некоммерческих организаций вынуждено заниматься предпринимательской деятельностью. Поэтому действующее законодательство не запрещает предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций, устанавливая ряд требований, соблюдение которых является для них обязательным.