Файл: Формы и методы государственной защиты прав потребителей на потребительском рынке...pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
Введение
Довольно длительное время потребитель был лишен возможности защиты своего потребительского права. Данную возможность потребитель получил в следствии принятия ФЗ «О защите прав потребителя».
Способами защиты прав потребителя является совокупность мер, которые могут быть приняты для устранения нарушения права потребителя.
Основная часть
В соответствии с Федеральным законом «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», если одной из сторон в гражданском обязательстве является гражданин, который использует, приобретает или заказывает, или же только имеет намерение приобрести какой-либо товар, соответственно либо воспользоваться услугами, то он пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Граждански кодексом РФ и Федеральным законом «О защите прав потребителя. Отсюда следует, что физическое лицо обладает дополнительными правами по защите своих потребительских прав, нежели чем покупатель-организация.
Анализируя действующее законодательство Российской Федерации, можно прийти к выводу, что существует несколько основных способов защиты потребителем своих прав и интересов:
1. Самозащита потребительских прав;
2. Изменение или прекращение обязательства;
3. Возмещение убытков;
4. Взыскание неустойки;
5. Возмещение морального вреда.
Следует сказать, что главной особенностью способов защиты потребительского права является то, что они могут применятся как в совокупности, так и по отдельности. Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных выше способов.
Самозащита потребительских прав характеризуется тем, что покупатель действует самостоятельно – без обращения в компетентные государственные органы.
Приведу пример. На товары, например, обуви, существует определенный гарантийный срок – в основном 30 дней – если гражданин обнаружил брак, или обувь просто не подошла по размеру, то гражданин имеет право вернуть данный товар и потребовать возвращения своих денежных средств, или же просто обменять приобретенный товар.
Хотелось бы отметить, что самозащита права, как способ защиты прав потребителя, в свою очередь подразделяется на два вида:
1. Обращение к персоналу организации, который обменяет товар или вернет вам деньги без составления претензии или жалобы, а посредством заполнения формы «возврат»;
2. Письменная претензия или жалоба на имя руководства.
Следующий способ, который мы рассмотрим в данной статье – изменение или прекращение обязательства.
Например, продавец сам может обменять некачественный товар или же может устранить недостатки товара. Также, продавец и покупатель могут договориться между собой об обмене некачественного товара на другой качественный товар с доплатой со стороны покупателя. Данный способ защиты прав потребителя является самым распространенным и используемым.
Следующие три способа – возмещение убытков, уплата неустойки и возмещение морального вреда – условно можно объединить в один способ – восстановление имущественной сферы.
Данный способ основан на взимании неустойки и возмещении причиненных убытков. Такой ущерб может быть оценен не только как материальный, но и моральный. Возмещение морального вреда применяется исключительно в судебном порядке. Сумма зависит от физических или нравственных страданий, которые были причинены покупателю за определенный отрезок времени.
Хотелось бы отметить, что на практике требование истца о возмещении морального вреда удовлетворяется очень редко. Так, например, в 2018 году Верхнепышминский городской суд Свердловской области вынес решение по делу гражданки Косаревой Анжелики Евгеньевны, в котором удовлетворил все заявленные требования (неустойку, проценты просрочки и т.д.), кроме морального вреда (Решение № 2-1486/2018 2-1486/2018~М-1436/2018 М-1436/2018 от 29 сентября 2018 г. по делу № 2-1486/2018).
Теперь разберем подробнее формы защиты потребителем своих прав.
При нарушении прав покупателя перед ним встает проблема выбора формы защиты своих потребительских прав.
Формы защиты прав потребителей – это комплекс мероприятий, которые регламентированы правом и направлены на выполнение правоприменительными организациями в пределах правозащитного процесса. Это означает, что каждый покупатель может отстоять свое право, как в судебном порядке, так и самостоятельно с продавцом. Данное право закреплено в ст. 17 Федерального закона «О защите прав потребителей», которая устанавливает, что в случае возникновения разногласий между продавцом и покупателем или получения покупателем некачественного товара, потребитель имеет право подать соответствующее заявление в суд. В зависимости от характера правонарушения, рассмотрение данного заявления может происходить в административном, гражданском, уголовном и конституционном порядке судебного разбирательства.
Несмотря на прозрачность законодательной базы, продавцы или производители часто не выполняют своих обязанностей, используя некомпетентность и незнание законов покупателями.