Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
Даже если в данномобществе редко встречаются случаи крайней нищеты. то неравномерность враспределении доходов в субъективном восприятии потребителей отражается какнедостаточное удовлетворение их потребностей. Удовлетворение домашних хозяйствот потребления покупаемых благ и услуг зависит не только от абсолютных размеровпотребления, но и от его сопоставления со стандартами потребленияпривилегированного меньшинства или с зарубежными стандартами.
Изменение соотношениямежду макроэкономическими показателями, характеризующими ВНП на различныхстадиях его распределения, может свидетельствовать о том, что за определенныйпериод времени изменяется доля различных экономических субъектов враспределенном ВНП. Это означает и изменение их степени экономической активности.Например, данные о расширении потребления домашних хозяйств могут сопрягатьсясо снижением валовых частных инвестиций или отрицательным чистым экспортом.Таким образом, по какому-либо одному, в отрыве от других макроэкономическихпоказателей, трудно дать объективную оценку того, как изменился годовой объемнационального производства. Из этого можно сделать вывод, что нет однозначнойпрямой связи между изменением состояния платежного баланса, госбюджета,розничного товарооборота, объема капиталовложений (рассматриваемых в отрыведруг от друга) и изменением ВНП в целом.
В экономическойлитературе часто встречаются термины: экономическое и рыночное равновесие. Подэкономическим равновесием обычно понимается такая ситуация, при которойосновные экономические величины не изменяются и не действуют силы, приводящие кизменению этих величин. Если такое состояние экономической системы будетнарушено под воздействием каких-либо внутренних или внешних сил, то экономикабудет находиться в неравновесном состоянии.
В действительностиравновесие наблюдается чрезмерно редко. Можно сказать, что оно являетсяабстрактной моделью отображения реальных экономических процессов. Тем не менее,понятие экономического равновесия выступает полезным инструментомэкономического анализа, который исходит из упрощённого отражения экономическойсистемы в состоянии равновесия и постепенно усложняет, обогащает его, вводядополнительно элементы и концентрируясь на процессах, т.е. динамическихявлениях.
Рыночное равновесие обычно понимается как равновесиеспроса и предложения. Оно может относиться к какому-либо одному товару илитоварной группе – тогда говорят о частичном равновесии, или всей экономике вцелом — тогда планируемые совокупные расходы экономических субъектовсоответствуют совокупному предложению по текущим ценам, т.е. речь идет о макроравновесии.Для достижения макроравновесия необходимо не только уравновешивание совокупногоспроса и предложения, но и выполнение условий частичного равновесия.Макроанализ создания и распределения ВНП показывает, что ВНП можетрассматриваться как с точки зрения совокупного предложения конечной продукции,так и с точки зрения совокупного спроса, предъявляемого различнымиэкономическими субъектами. В теоретическом анализе ВНП будем в дальнейшем обозначатьсимволом У.
В рыночной экономикеуровень и рост ВНП предопределяется совокупными расходами. Это можно выразитьследующим уравнением:
У= С+I+ G,
где:
С – расходы на текущеепотребление всех жителей страны, государственных и частных институтов.
I – расходы на частныеваловые инвестиции, включающие основные средства и запасы в частном секторе.
G – государственныерасходы на производство общественных благ и услуг без учета трансфертныхплатежей.
Потоки непрерывнопритекающих расходов сталкиваются ежедневно с предложением продукции на рынке,и в результате этих столкновений формируется определенный уровень рыночных цен(индекс роста цен).
Рассмотрим зависимостьмежду средним уровнем рыночных цен и уровнем реального ВНП (рассчитанного вфиксированных ценах). Зависимость между реальным ВНП и уровнем цен с точкизрения совокупного спроса иное, нежели с точки зрения совокупного предложения.
С точки зрениясовокупного спроса зависимость между реальным ВНП и средним уровнем ценобратная. Этопроистекает из того, что колебания уровня цен обратны колебаниям покупательнойспособности (эффект богатства). Снижение среднего уровня цен приводит к роступокупательной способности денег и возможности расширения покупок продукции,входящей в состав ВНП. При снижении цен происходит снижение процентной ставкипо банковским кредитам (эффект процентной ставки), что стимулируетпредпринимателей к расширению инвестиционных расходов, а домашние хозяйствамогут в большей степени использовать кредиты на потребительские цели. Снижениеуровня цен на национальную продукцию делает отечественные товары более дешевымипо сравнению с импортными, что стимулирует расширение спроса на них (эффектимпортных покупок).
В случае роста среднегоуровня цен наблюдаются противоположные явления при неизменных номинальныхдоходах падает покупательная способность денег, растет процентная ставка,импортные товары дешевеют относительно отечественных и снижаетсяпотребительский, инвестиционный спрос, государственные расходы.
Таким образом, когдасредний уровень цен падает, то реальный ВНП растет, а когда средний уровень ценрастет, то реальный ВНП снижается.
С точки зрениясовокупного предложения зависимость между средним уровнем цен и реальным ВНПявляется прямой.Совокупное предложение отражает изменение удельных издержек производства приизменении объема национального производства. С другой стороны изменениесреднего уровня цен связано со стимулами к производству. Рост среднего уровняцен стимулирует предпринимателей к расширению производства.
Совокупный спрос ипредложение могут изменяться под воздействием других факторов, непосредственноне связанных со среднем уровнем цен, и тем самым будет формироваться новоеравновесие при другом уровне цен и ВНП.
К неценовым факторамсовокупного спроса относят изменения:
а) в потребительскихрасходах. Эти изменения могут быть вызваны изменениями в благосостояниипотребителей (но не связанными с колебаниями среднего уровня цен). Например,если происходит резкое сокращение реальной стоимости материальных активовнаселения, то возрастают его сбережения, а совокупный спрос сокращается.Ожидания потребителей, потребительская задолженность, уровень налогообложениятакже относятся к неценовым факторам совокупного спроса;
б) в инвестиционныхрасходах. В эту группу факторов относят изменения процентной ставки(несвязанные с колебаниями среднего уровня цен), ожидание прибылей отинвестиций, налогообложение предприятий, открытие новых технологий, уровеньзагрузки производственных мощностей. Например, открытие новых технологийстимулирует спрос на инвестиции, а недогрузка производственных мощностейснижает его;
в) в государственныхрасходах.
К неценовым факторамсовокупного предложенияотносят изменения технологий производства, цен на ресурсы, размерыгосударственного регулирования.
2. Цикличность и экономический рост
Анализ экономическойистории позволяет констатировать, что макроэкономические величины (объемпроизводства, занятость, инвестиции) растут не равномерно, а периодическиколеблются. Периодические колебания уровня экономической активности называются конъюнктурнымциклом. Выделяют четыре фазы цикла: кризис, депрессия, оживление, расцвет (высокаяконъюнктура). Между отдельными фазами возникает причинно-следственная связь.Это означает, что механизм и процессы в одной фазе цикла обусловливают механизми процессы в последующей фазе. Существование цикличности в экономическомразвитии не означает, что не действуют факторы, привносящие специфику вконъюнктурные колебания во времени и пространстве.
Конъюнктурный циклначинается с кризиса и продолжается через фазу депрессии, оживления и высокойконъюнктуры вплоть до очередного кризиса, открывающего собой новыйконъюнктурный цикл.
Фаза кризиса характеризуется снижением отдельныхмакроэкономических величин, фаза депрессии – их относительной стабилизацией наболее низком уровне, фаза оживления – ростом отдельных макроэкономическихвеличин. В тот момент, когда эти величины достигнут своего прежнегодокризисного уровня, начинается высокая конъюнктура, характеризующаясяпоследующим ростом макроэкономических величин, но в замедленном темпе.
Вышеупомянутые четырефазы цикла присущи для рыночной экономики эпохи свободной конкуренции. Внастоящее время выделяют чаще две фазы: фазу спада, которая объединяет фазыкризиса и депрессии, а также фазу экспансии, объединяющую оживление и высокуюконъюнктуру. Изменился сам процесс развития цикла. Фаза спада может необязательно сопровождаться абсолютным снижением отдельных макроэкономическихпоказателей. Ее симптомом может быть отсутствие роста или даже замедление еготемпов. Уменьшение амплитуды конъюнктурных колебаний является следствиемизменений, происходящих в современной рыночной экономике.
Вмешательствогосударства, развившееся уже во время второй мировой войны, стало одним ихсамых важных факторов, формирующих конъюнктуру в западных странах.
Одновременно после 1945года наступила качественно новая фаза промышленного развития. Высокоразвитаярыночная экономика вступила в эпоху атомной энергии, компьютерной технологии ит.п. Значительный технический прогресс, сопряженный с растущими расходами навооружение, был главной причиной относительно высокого тренда роста изначительно меньшей амплитуды циклических колебаний относительно этого тренда.
В механизме долгосрочногороста и конъюнктурного цикла активную роль играют также расходы напотребительские товары длительного пользования. Это расходы потребителей нажилищное строительство, автомобили, телерадиоаппаратуру, компьютеры и т.д.Покупки этих товаров незначительно уменьшаются даже в условиях спада (или замедлениятемпов экономического роста), поскольку потребители стремятся сохранить прежнийуровень потребления этих благ, осуществить обмен устаревших изделий на новые.Этим расходам благоприятствуют накопленные в прошлом сбережения, а такжеотносительно легкая доступность к кредиту, которые стабилизируют конъюнктуру, аследовательно уменьшают амплитуду ее колебаний. Фазы оживления стали длиннее, аспадов короче. Цикл потерял свою регулярность.
После второй мировойвойны место 8-10 летних классических циклов заняли малые циклыпродолжительностью 3-4 года. Эти краткосрочные циклы выделяются стабилизирующейролью изменений товарно-материальных запасов. В период спада, когда совокупноепредложение превышает совокупный спрос, формируются сверхнормативные запасы. Этоприводит к сокращению заказов, что сопровождается определенным сжатиемпроизводства вплоть до значительного рассасывания товарно-материальных запасов.Затем происходит новый рост заказов, следствием чего является оживлениепроизводства. Циклический процесс воспроизводства запасов сырья, материалов иготовых изделий является главной причиной образования 3-4 летних экономическихциклов.
На протеканиеконъюнктурного цикла в каждой стране воздействует также множество внешнихфакторов таких, как: потоки капиталов между странами, деятельностьтранснациональных корпораций, изменения валютных курсов, внешнеторговаяполитика. Например, страна, которой угрожает спад, может оживить конъюнктурупосредством девальвации своей валюты, увеличивающей рентабельность экспорта иуменьшающей рентабельность импорта. Однако это создает угрозу роста цен и можетвызвать негативную реакцию со стороны других стран, которые могут различнымиспособами защищаться против переноса спада на их экономику.
В целом можноконстатировать, что после второй мировой войны в развитой рыночной экономикепроизошло существенное ослабление цикличности, но не удалось полностью этогоявления устранить. Никто не в состоянии доказать, как развивалась бы рыночнаяэкономика без государственного вмешательства, если бы функционировала только напринципах сторонников экономического либерализма. Даже при значительном участиигосударства в экономической деятельности не удается ни быстро выйти изсостояния спада, в котором оказалось много стран в начале девяностых годов, ниограничить безработицу до размеров, при которых она перестает быть крупнойсоциальной проблемой.
Теория экономическогороста анализирует факторы, которые влияют на изменение основныхмакроэкономических величин (производство, занятость, инвестиции, потребление) ипредопределяют уровень экономического развития. Следует сразу провести различиемежду двумя часто употребляемыми терминами: экономическим ростом и развитием. Понятиеэкономического развития является более широким. Помимо таких количественныхизменений, как изменение уровня объема производства, потребления, занятости,оно охватывает также качественные изменения (например, изменение экономическихотношений). Понятие экономического роста относится только к количественнымизменениям в долгосрочном периоде основных макроэкономических величин.
Величина ВНП определяетсятремя основными элементами: затратами труда, затратами капитала и техникойпроизводства, которую можно представить как функцию, трансформирующую затратытруда и капитала в национальный продукт.
Технику производстваможно охарактеризовать при помощи двух величин: производительности труда, т.е.объема производства в расчете на одного занятого (или же средняя часоваявыработка) и капиталоемкости, определяемой отношением затрат капитала к объемупроизводства.