Файл: Фотодокументирование. Появление, развитие, применение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Что такое фотодокументирование?

Фотодокумент - это документ, созданный фотографическим способом.

Фотография - научно-практический способ сохранения во времени изображений на специальных светочувствительных материалах. Разработка методов и средств относится к науке, тогда как результатами их применения являются визуальные изображения, фотодокументы.

Значение фотодокументов определяется задачами их создания и непосредственно самими объектами фиксации изображений. Научные явления, исторические события и человек в контексте этих событий, материальные предметы и объекты древнего и современного происхождения имеют бытовое, художественное и исследовательское значение.

Наглядно-объективная форма фотографии не контрастирует с участием субъекта в создании фотодокументов, поскольку субъект — носитель культурно-социальных реалий. Фотография в широком понимании — источник познания и, при научной обработке, иллюстрированная энциклопедия быта и бытия цивилизаций.

В наши дни в мире происходят существенные изменения, связанные с внедрением новейших информационных технологий в различные области экономики, науки и техники, культуры и искусства. Этот процесс затронул и Россию, где, как и в других странах, неуклонно растет объем технотронных документов, возникших в результате использования современных носителей информации, автоматизированных систем управления, проектирования и обработки информации.

Появления фотодокументирования

Первое в мире фотографическое изображение удалось сделать французу Ж.Н.Ньепсу в 1826 г. Он же создал и первый фотографический аппарат.

Другой француз - художник-декоратор Л.-Ж.М.Дагер впервые получил снимок со сравнительно высоким качеством изображения на галоген-серебряном слое.

7 января 1839 г. считается днём рождения фотографии, которая в то время называлась дагеротипией. Однако период дагеротипии оказался недолог, вследствие его дороговизны.

В дальнейшем фотография развивалась по способу английского изобретателя В.Ф.Г.Тальбота, открывшего негативно-позитивный процесс и ещё в 1835 г. получившего первый в мире негатив и позитивный отпечаток с него на бумаге, пропитанной хлористым серебром. В дальнейшем происходило постоянное совершенствование процессов фотодокументирования.


В частности, в 1947 г. был изобретён так называемый диффузионный фотографический процесс, который привёл к созданию фотоаппаратов для моментальной фотосъёмки, т.е. к получению готового фотоснимка непосредственно в фотоаппарате.

Родоначальником изучения фотодокументов как исторических источников и объектов архивного хранения является Б. Матушевский, который в конце XIX в. впервые в истории пытался рассмотреть фотодокументы в источниковедческом и архивоведческом ракурсе, опубликовав в Париже в течение 1898-1901 гг. четыре очерка: "Новый источник истории. О создании хранилища исторических документов", "Живая фотография. Чем она является, чем должна стать", "Новое в графологии и экспертизе почерков" и "Портреты на стеклах, покрытых эмалью".

В нашей стране впервые академик В.В. Стасов ещё на заре появления фотографии указал на неисчерпаемые возможности ее применения при съемке различных микроскопических объектов, копировании (например, иероглифов в Фивах, Мемфисе), изучении человеческих рас. Именно В.В. Стасовым была выдвинута программа создания и сохранения для истории фотографических коллекций, их использования в области просвещения.

Сразу же после своего появления фотография получила широкое применение в самых различных сферах человеческой жизни: в политике, науке, культуре, искусстве и т. д. С фотографией тесно связано развитие отраслей, занимающихся технической обработкой информации: полиграфии (размножение печатной продукции), картографии, репрографии (копировании).

Использование микрографической техники расширило сферу использования фотодокументов. В результате появились документы на микроформах. Это фотодокументы на плёночном или другом носителе, которые для изготовления и использования требуют соответствующего увеличения при помощи микрографической техники. К числу таких документов относятся:

  • микрокарта - документ в виде микроформы на непрозрачном форматном материале, полученный копированием на фотобумагу или микроофсетной печатью;
  • микрофильм - микроформа на рулонной светочувствительной плёнке с последовательным расположением кадров в один или два ряда;
  • микрофиша - микроформа на прозрачной форматной плёнке с последовательным расположением кадров в несколько рядов;
  • ультрамикрофиша - микрофиша, содержащая копии изображений предметов с уменьшением более чем в 90 раз.


Развитие фотодокументирования

Фотодокумент содержит одно или несколько изображений, полученных фотографическим способом. Он представляет собой результат документирования с помощью фотохимической записи явлений объективной действительности в виде изображений.

В зависимости от жанра и назначения различают: художественные, хроникально-документальные, научно-популярные, научные фотодокументы, а также полученные путем фотографии и киносъемки копии обычных документов.

Фотодокумент содержит изобразительную информацию, которая воспроизводится с помощью специальных технических средств (диаскоп, эпидиаскоп, фильмоскоп, диапроектор). Исключение составляет фотография, информация на которой воспринимается непосредственно, без помощи технических средств.

Появление фотодокументов явилось откликом на возросшую общественную потребность запечатлеть, сохранить, передать нынешнему и грядущим поколениям ту информацию, которая, будучи зафиксированной в словесной форме, полностью или в значительной степени утрачивала свою специфику и ценность. Широкое использование в документной сфере фотодокументов обусловлено рядом преимуществ по сравнению с изданиями.

Главным преимуществом фотодокументов является комплексное воздействие на различные анализаторы человека, что снижает вероятность потери информации, неизбежной при одноканальном восприятии.

Считается, что человек владеет столькими «языками» мышления, сколько у него есть органов чувств. В идеале информация должна поступать одновременно по всем каналам, поскольку наибольшее ее усвоение дают все пять органов чувств: зрение — 75%, слух — 13%, осязание — 6%, обоняние — 3%, вкус — 3%.

Важным достоинством фотодокументов является и то, что они обеспечивают адекватное фиксирование и тиражирование образной информации, неполно или совсем не фиксируемой словом, т. е. вербально-текстовыми документами.

Наконец, фотодокументы обеспечи­вают эмоциональную основу, эффект присутствия при вос­приятии информации.

До сих пор не существует общепринятой классификации фотодокументов. Наиболее точно отражают их суть классификации, в основу которых положены два видообразующих признака:

  • канал восприятия информации или способ воздействия на органы чувств человека;
  • способ документирования информации.

Фотоматериалы подразделяются на черно-белые и цветные, негативные и позитивные. Черно-белый — это фотографический материал, на котором в результате экспонирования и химико-фотографической обработки образуется изображение, состоящее из металлического серебра. На цветных фотоматериалах образуется изображение, состоящее из красителей.


Фотоматериалы делятся на кинопленку, фотопленку и фонограммную кинопленку.

Кинопленка — фотографический материал на гибкой основе, предназначенный для получения киноизображения, записи и воспроизведения звука.

Фотопленка — фотографический материал на гибкой основе, предназначенный для различных видов съемки и печатания.

Фонограммная кинопленка предназначена для записи негативов фотографических фонограмм переменной ширины.

Размер и другие показатели фотопластинок, фотопленок и фотобумаги стандартизированы.

Устойчивость фотопленок к внешним воздействиям определяется составом эмульсионного слоя. Наиболее надежны фотопленки с серебросодержащей эмульсией: при идеальных условиях они могут храниться до тысячи лет, черно-белые фотопленки с другими эмульсиями сохраняются от 10 до 140 лет, цветные — от 5 до 30 лет.

Наиболее распространены галогенсеребряные светочувствительные носители информации, основные достоинства которых — аккумулирующая способность, спектральная универсальность, высокая информативная емкость, геометрическая точность и документальность изображения, простое и надежное аппаратурное сопровождение.

Способы и средства записи информации. Запись информации - это способ фиксирования информации на материальном носителе.

Фотографическая запись — оптическая, осуществляемая при помощи фотографического процесса изменением оптической плотности носителя записи соответственно сигналам записываемой информации. Разновидностью фотографичес­кой записи является электронно-фотографическая запись, осуществляемая электронным пучком.

Фотоизображение получается на фотографическом слое пленки, пластинки, фотобумаги посредством фотографичес­кой съемки и печатания с последующей их химико-фотографической обработкой (фотографии, диапозитивы). В нем различают негатив и позитив.

Негативными снимками называются фотографические изображения с обратной передачей тональности снимаемого объекта, т. е. такие, на которых в действительности светлые тона выглядят темными, а темные — светлыми. В позитиве (диапозитиве), наоборот, потемнения соответствуют распределению яркостей или цветов объекта съемки.

Применение фотодокументирования

  1. В связи с колоссальным ростом научно-технической и аудиовизуальной документации, а также необходимостью ее использования в научных и других целях стала постепенно складываться технотронная архивистика как самостоятельная научная дисциплина. Важно заметить, что она имеет ярко выраженную специфику в разработке приемов и методов работы с документами технотронного происхождения.

Фотодокументы располагают следующим набором внешних элементов: этикетка, титры диафильмов, упаковочный контейнер (конверт, коробка, альбом), рамка диапозитива, кадр.

  1. Таким образом, сразу же после своего появления фотография получила широкое применение в самых различных сферах человеческой жизни: в политике, науке, культуре, искусстве, криминалистике и т. д.
  2. С фотографией тесно связано развитие отраслей, занимающихся технической обработкой информации: полиграфии, картографии, репрографии. Фотодокументам отводится важная роль в средствах массовой информации. Они являются важнейшим историческим источником.
  3. Фотография заняла прочное место в документах, удостоверяющих личность: в паспортах, студенческих билетах, водительских удостоверениях и т.п.
  4. Фотодокументы организуются в фототеку — систематизированное собрание фотографий, негативов или позитивов (диа­позитивов) с целью их хранения и выдачи для пользователя.
  5. Использование микрографической техники расширило сферу использования фотодокументов. В результате появились документы на микроформах. Это фотодокументы на плёночном или другом носителе, которые для изготовления и использования требуют соответствующего увеличения при помощи микрографической техники.
  6. В библиотеках, архивах и музеях возникает масса проблем в связи с возможным повреждением или утратой ценнейших фотодокументов. Задача библиотеки – сохранение всех своих фондов, часто очень разнообразных. Чтобы должным образом сохранять коллекцию фотодокументов, необходимо понимать: что же мы хотим сохранить?
  7. Такое важное значение фотодокументы приобрели, прежде всего, потому, что обладают огромной информационной ёмкостью, могут одновременно и в деталях фиксировать множество объектов.
  8. Это весьма важно, если учесть, что около 80 % информации человек получает с помощью зрения. Ценность фотодокументов связана и с тем, что они возникают в момент событий и на месте событий.
  9. Наконец, фотодокументы не только несут информацию о реальной действительности, но и оказывают эстетическое воздействие на человека.

Литература

  1. Длужневская Г.В.. Фотография — память народов. Материалы фотоархива Института истории материальной культуры Российской академии наук (Санкт-Петербург) // Культурное наследие Российского государства. СПб., 1998. 187с.
  2. Кушнаренко Н.Н. Документоведение. Киев.: Знание, 2000. 460с.
  3. Ларьков Н.С. Документоведение. М.: Издательство АСТ, 2006. 427с.
  4. Охотников А.В., Булавина Е.А. - Документоведение и делопроизводство. М.: Издательство МарТ, 2004. 288с.
  5. Стенюков М.В. Документоведение и делопроизводство: Конспект лекций. Делопроизводство. М.: ПРИОР, 2006. 173с.
  6. Кузнецов В.В. Криминалистическая фотография. http://www.pseudology.org/