Файл: Операционный менеджмент: понятие, содержание, цели, задачи и функции.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
Введение
В условиях рыночных отношений обеспечить современному предприятию эффективное функционирование и конкурентные преимущества может только эффективная система управления его производственной деятельностью. Сегодня предприятие само должно определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта и многое другое, уметь быстро, а главное - правильно реагировать на любые изменения во внешней и внутренней среде и в соответствии с ними корректировать свою деятельность.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что правильная организация производственного процесса позволяет контролировать выполнение всех технологических операций, гарантирует качество выпускаемой продукции, снижает влияние человеческого фактора и позволяет повысить конкурентоспособность и прибыльность организации.
Операционный менеджмент представляет собой систему управления предприятием, которая связанна с ориентацией на спрос и потребителей, на широкое использование нововведений, на регулирование межфирменных отношений.
Современная теория и практика операционного менеджмента важна по следующим причинам:
1)выход отечественных компаний на международный уровень (рынок);
2)усугубление экономического кризиса и снижение уровня экономической безопасности;
3)вхождение отечественных предприятий в комплексные международные структуры бизнеса (корпорации, межнациональные объединения капитала);
4)усиление мировых интеграционных процессов, которые сопровождаются формированием единых валют и объединением национальных капиталов.
Объектом реферата является операционный менеджмент.
Предметом – понятие, содержание, цели, задачи и функции операционного менеджмента.
Целью реферата является изучение сущности операционного менеджмента.
Для достижения цели нужно решить следующие задачи:
1. Изучить историю создания операционного менеджмента.
2. Рассмотреть теоретические основы организации операционного менеджмента.
3. Рассмотреть организацию производства в современных условиях.
Глава 1. Сущность и значение операционного менеджмента
История создания операционного менеджмента
Область операционного менеджмента относительно молодая, но история его богата и интересна. Роль дисциплины усиливается тем, что операционная деятельность усложняется с развитием инновационных технологий, повышается роль личности в достижении эффективности производства. Эволюция в операционном менеджменте увязывается со следующими важными событиями и личностями, которые создали инновации, породившие эти события.[1]
Важные события и даты их появления:
- Разделение труда: Адам Смит (1776 г.), Чарльз Бэббидж (1832 г.).
- Унификация и стандартизация: Эли Уитни (1790 г.).
- Научный менеджмент: Фредерик Тейлор (1903 г.), Анри Файоль (1902 г.) Фрэнк и Лилиан Гилбрет (1920–1930 гг.).
- Промышленная революция, координация сборочных линий: Генри Форд и его соратники (1913–1915 гг.), Чарльз Соренсен, Томас Авери.
- Математическая модель для управления запасами: Ф.У. Харрис (1915 г.).
- Планирование операций – Карта Гантта: Генри Гантт (1916 г.).
- Установлено влияние социальных и психологических факторов на производительность труда на основе Хоторнских (Hawthorne) экспериментов: Элтон Мэйо (1924–1928 гг.).
- Контроль качества: Вальтер Шухарт, автор контрольных карт качества (1924 г.).
- Компьютеризация, информационные технологии: английский ученый Чарльз Бэббидж (первая попытка создания ЦВМ, 1834 г.), американский ученый Джордж Атанасов – первый проект ЭВМ (1938 г.), программные комплексы – CAD (1970 г.), FMS (1975 г.), CIM (1990 г.).
- Оптимизация сложных проектов производства и планов операций: CMP (Critical Path Method) – метод критического пути, PERT (Program Evaluation and Review Technique) – программа оценки и техника пересмотра, разработчик французский экономист Дюпон (DuPont, 1957 г.).
- Планирование материальных потребностей производства (Materials Requirements Planning – MRP): Джозеф Орлик (1960 г.).
- Теория исследования операций – математика для управления: Лев Канторович, автор метода линейного программирования (1938 г.), Джордж Данциг (1947).
- Тотальный менеджмент качества: Эдвардс Деминг (1950 г.), Джозеф Джуран (1950 г.) Филипп Кросби (1960 г.), Арманд Фейгенбаум (1983 г.), Малькольм Болдридж (1982 г.).
- Возрастающее значение производства услуг – 60% ВВП (1990-е годы).
- Реинжиниринг бизнеса: Massachusetss Institute of Technology (1984–1989 гг.), Джеймс Чампи, Майкл Хаммер (1993 г.), консалтинговая компания CSC Index. 16. Информационные магистрали (Internet, 1990-е годы): многие авторы.
Разделение труда – базируется на положении о том, что при предоставлении рабочему возможности сосредоточиться на выполнении одного вида работы производительность его труда выше, чем рабочего, выполняющего несколько работ. Экономическое обоснование этого тезиса дано Адамом Смитом (Adam Smith, 1723–1798) в книге «Богатство народов», первое издание которой вышло в 1776 г. А. Смит утверждает, что специализация повышает производительность труда за счет:
- быстрого роста мастерства рабочего;
- исключения потерь рабочего времени;
- расширения возможностей применения инструментов и машин.
Среди последователей А. Смита и предшественников Ф. Тейлора (F. Taylor) выделяют создателя цифровых вычислительных машин английского математика Ч. Бэббиджа (Charles Babbage, 1792–1871). Много лет изучая производственные предприятия в Англии и на континенте, он написал работу «On the Economy of Machinery and Manufactures» (1832 г.), где сделал попытку применения некоторых общих принципов к организации промышленности. Он исследовал экономику производства, осуществил анализ потребности в рабочей силе при расчленении технологического процесса на «частичные работы», т.е. отдельные операции. Идея разделения труда получила научное развитие в работах Ф. Тейлора. Полное воплощение её осуществлено в массовом серийном производстве автомобилей, организованном Г. Фордом (H. Ford) в 1913 году.
Тейлор утверждал, что менеджмент должен брать на себя больше ответственности в части:
- соответствия работника своей должности;
- обеспечения надлежащих тренировок (стажировок);
- обеспечения подходящих методов и инструментов работы;
- установления разумных стимулов к работе для достижения совершенства.
Появление ЭВМ и информатики является поворотным моментом в истории человеческого общества. Считается, что создание ЭВМ совершило революцию в информатике.[2]
Виртуальные организации. Современные информационные технологии (IT) позволяют компаниям не создавать огромной штаб–квартиры, которая в прошлом была фундаментом бизнеса. Сейчас сотрудники могут работать дома или, если это необходимо, время от времени в офисах. Связанные друг с другом компьютерными сетями, общаясь при помощи электронной почты, люди работают эффективнее. Они не тратят время на дорогу и на регулярное присутствие в офисе. Организация может иметь огромную экономию на операционных расходах.
Сложное экономическое положение многих стран в 1990-е гг. заставило специалистов обратить внимание на нововведения, направленные на совершенствование процессов управления производством, что привело к развитию реинжиниринга бизнеспроцессов, основанного на революционных, а не эволюционных (как в TQM) изменениях. Его характерная особенность заключается в том, что все бизнес-процессы организации рассматривают и анализируют в принципиально новом свете; от операций, которые не создают прибавочной стоимости, отказываются, проводят автоматизацию оставшихся бизнес-процессов [3].
В конце 1990-х гг. к потрясающим результатам привело развитие глобальной сети Интернет и World Wide Web. Электронный бизнес в качестве основного инструмента своей деятельности использует Интернет. Следующим принципиальным шагом развития операционного менеджмента стало видение проблем управления цепями поставок.
1.2 Понятие и содержание операционного менеджмента
Операционный менеджмент (Operations Management) - это деятельность, связанная с разработкой, использованием и усовершенствованием производственных систем, на основе которых производятся основная продукция или услуги компании. Операционный менеджмент заключается в эффективном и рациональном управлении любыми операциями [3].
Цель операционного менеджмента - формирование эффективной системы управления операциями в производстве. Он нацелен на построение управляющих систем, обеспечивает выполнения необходимых действий и процедур для получения рыночного результата деятельности фирмы. Оптимальные операционные решения требуют от руководства пребывания в центре производственного развития. Сочетание воедино основных факторов и аспектов деятельности предприятия - финансовых, организационных, рыночных, технологических - этот процесс осуществлялся на прочной базе рационального управления операциями.
Предметом операционного менеджмента являются закономерности планирования, создания и эффективного использования операционной системы организации.
Объектом изучения операционного менеджмента являются операции в различных сферах человеческой деятельности. Они олицетворяют собой любую деятельность в производстве, науке, образовании, медицине, экономике и т.д. По признакам общего менеджмента под «операцией » понимается процесс, метод или ряд действий, главным образом, практического характера или совокупность целенаправленных актов, мероприятий, направленных на достижение конкретной цели. Таким образом, каждый менеджер под « операцией » понимает определенную совокупность целенаправленных мероприятий.
Основная задача операционного менеджмента – построение управляющих систем, обеспечивающих выполнение необходимых действий и процедур для получения рыночного результата от функционирования операционной системы любой организации.
Направленность операционного менеджмента - эффективность и рациональность в управлении любыми операциями. Последние можно принять за основные показатели, характеризуют операционный менеджмент как определенного рода деятельность организации.
Полная система производственной деятельности организации называется операционной и является центральным звеном любого предприятия по выпуску продукции и оказанию услуг. В этой системе, созданной на основе рационального разделения труда и сочетания во времени и пространстве предметов, средств и самого труда, реализуется операционная функция, т. е. совокупность действий по переработке (преобразованию) ресурсов, получаемых из внешней среды, и выдаче результатов деятельности во внешнюю среду.
Следует отметить, что главной целью операционного менеджмента является формирование эффективной системы управления операциями в производстве. Объединение основных факторов и аспектов деятельности предприятия - финансовых, организационных, рыночных, технологических - требует, чтобы этот процесс осуществлялся на основе рационального управления операциями. Под «операцией» понимается процесс, метод или ряд действий практического характера или совокупность целенаправленных мероприятий, направленных на достижение конкретной цели.
Важным элементов в системе операционного менеджмента является организация эффективного производственного процесса.
Производственный процесс - это целенаправленное, постадийное превращение исходного сырья и материалов в готовый, заданного свойства продукт, пригодный к потреблению или к дальнейшей обработке на другом предприятии в иных условиях производства.
Производственный процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных основных, вспомогательных и обслуживающих процессов труда и орудий труда в целях создания потребительских стоимостей - полезных предметов труда, необходимых для производственного или личного потребления.
Таким образом, производственный процесс - это прежде всего трудовой процесс, поскольку ресурсы, используемые человеком на его входе, как информация, так и материальные средства производства, являются продуктом предшествующих процессов труда. Различают основные, вспомогательные и обслуживающие производственные процессы.
Основные производственные процессы - это та часть процессов, в ходе которых происходит непосредственное изменение форм, размеров, свойств, внутренней структуры предметов труда и превращение их в готовую продукцию.
К вспомогательным производственным процессам относятся такие процессы, результаты которых используются либо непосредственно в основных процессах, либо для обеспечения их бесперебойного и эффективного осуществления. Примерами таких процессов являются ремонт оборудования, изготовление инструментов, приспособлений, штампов.[4]