Файл: Общественные блага: сущность, виды, проблема «зайца» (Основная часть).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • в зависимости от функциональной классификации бюджетных расходов государства общественные блага могут быть представлены в виде: поддержания деятельности исполнительных, законодательных и судебных властей; международной деятельности: международный порядок и стабильность; национальной обороны; правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства; фундаментальных исследований и содействия научно-техническому прогрессу; охраны окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологии, картографии и геодезии; транспорта, дорожного хозяйства, связи и информатики; жилищно-коммунального хозяйства; образования, в том числе формирования человеческого капитала; здравоохранения и физической культуры; культуры, искусства и кинематографии; средств массовой информации; социальной политики; прочих.

Эффект безбилетника (проблема фрирайдера) — экономический феномен, который проявляется в том, что потребитель общественного блага старается уклониться от его оплаты.

Проблема «безбилетника» (или «зайца») возникает, когда один из экономических субъектов может получить выгоду от действий другого субъекта, не оплачивая данную выгоду. Фактически это свидетельствует о наличии положительных внешних эффектов. Если с этой точки зрения рассматривать возможность обеспечения производства неисключаемых благ, то окажется, что в сущности никто из потенциальных потребителей, несмотря на свою заинтересованность в потреблении таких благ, не будет склонен оплачивать это потребление. Ведь заплативший за данное неисключаемое благо потребитель не получает никаких преимуществ перед незаплатившим. Таким образом, необходимость в чистых общественных благах ставит перед экономикой две проблемы: как достичь экономически эффективного объёма производства таких благ и как обеспечить их производство при наличии «безбилетников».

Зависимость склонности к выявлению истинных предпочтений потребителями от общего числа потребителей противоположна для частных и общественных благ.

Если число потребителей относительно небольшое, то каждый из них может повлиять на цену частного блага, что может сделать выгодным сознательные искажения в выражении собственных предпочтений (вспомним симметричный пример на стороне предложения - олигополию с множеством вариантов стратегического поведения участников рынка). Когда речь идет об общественном благе, малое число потребителей способствует честному выражению своих предпочтений отдельным индивидом - ложная информация может привести к пере- или недопроизводству блага. В итоге вероятность выявления истинных предпочтений малым числом потребителей будет больше для общественного блага, чем для частного.