Файл: Государственная финансовая поддержка неплатежеспособных предприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время большинство предприятий России находятся в затруднительном финансовом состоянии. Взаимные неплатежи между хозяйствующими субъектами, высокие налоговые и банковские процентные ставки приводят к тому, что предприятия оказываются неплатежеспособными. Внешним признаком несостоятельности предприятия является приостановление его текущих платежей и неспособность удовлетворить требования кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.

В условиях рыночной экономики неизбежно возникают кризисные ситуации как для системы в целом, так и для отдельных хозяйствующих субъектов. Сегодняшнее финансово-экономическое состояние многих российских предприятий, как приватизированных, так и оставшихся в государственной собственности, свидетельствует о том, что они неэффективны и фактически балансируют па грани признания их несостоятельными (банкротами).

Как правило, производственные предприятия не располагают достаточными средствами не только на цели социального развития и содержание жилищно-коммунального хозяйства, но даже на оплату электроэнергии и закупку сырья, не говоря об инвестиционных ресурсах. В среднем по регионам России около 80% промышленных предприятий находятся в тяжелом финансовом положении, имеют значительную кредиторскую задолженность перед бюджетом, внебюджетными фондами и контрагентами.

Для преодоления кризисных явлений в экономике, создания условий для экономического роста народно-хозяйственного комплекса, решения накопившихся социальных проблем, необходимо принять комплекс мер по реструктуризации и финансовому оздоровлению производственных предприятий и организаций непрозводственной сферы.

Одним из инструментов оздоровления российской экономики и проведения ее структурной перестройки является предоставление предприятиям, находящимся в тяжелом финансовом положении, государственной поддержки. Основной предпосылкой предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятия является обеспечение их эффективной работы после получения финансовых средств. Другим действенным механизмом должна стать ликвидация неэффективных предприятий.

Государственная поддержка промышленности является одним из важнейших направлений российской экономической политики. Особую актуальность вопрос о предоставление государственной поддержки приобрел в результате резкого сокращения объема государственных ресурсов, предоставляемых на эти цели, что в свою очередь требует четкого определения условий предоставления государственной поддержки. При этом, осуществляя государственную поддержку, необходимо проводить разграничение между государственной помощью в границах эффективного конкурентного пространства и государственным вмешательством в экономику, искажающим рыночные принципы и ставящим производителей в неравные условия.


Причины и признаки неплатежеспособности и банкротства российских предприятий

Когда предприятие испытывает дефицит или кризис возможностей для исполнения имеющихся обязательств, таких как:

- обязательства перед фискальной системой;

- обязательства перед финансово-кредитной системой, т.е. обязательства перед банками финансовыми компаниями, страховыми компаниями;

- обязательства перед акционерами и работниками предприятия.

То возникает вопрос, способно ли оно в полной мере, т.е. без ущерба удовлетворить кредиторов.

Предприятие, которое из режима своевременного исполнения обязательств переходит в кризисную зону ненадежного исполнения, исполнения со сбоями и срывами, вплоть до безнадежного состояния, становится как партнер неплатежеспособным, или несостоятельным, наносящим ущерб своим кредиторам.

Представляется очевидным, что неплатежеспособность прямо пропорциональна объему обязательств и обратно пропорциональна величине средней выручки. Если за определенный период темпы роста обязательств были выше, чем темпы прироста выручки, то предприятие продвинулось в направлении роста неплатежеспособности.

В общем случае причинами неплатежеспособности являются, факторы влияющие на:

- снижение или недостаточный рост выручки;

- опережающий прирост обязательств.

Основными источниками платежа является выручка предприятия, которая содержит:

- возмещение ранее понесенных затрат, в том числе за счет еще не погашенных обязательств;

- резерв в виде чистой прибыли предприятия.

Сама по себе выручка есть обезличенное поступление, способное оплатить любой расход. Для того чтобы выручка направлялась полностью или частично на погашение обязательств, нужна определенная управленческая воля.

В условиях рыночной экономики сложилась практика планирования выручки и ее распределения по различным видам платежей. Это называется планированием денежного потока, который строго контролируется финансовым руководством.

А отсутствие планирования денежных потоков как планомерного поступления и расхода выручки во многих случаях является базовой причиной неплатежеспособности многих российских предприятий.


Замедление темпов роста выручки либо ее абсолютное снижение наблюдается при:

- затоваривании, когда рынок снижает спрос на продукцию из-за ее неудовлетворительного качества, высокой цены или снижения ее потребности;

- растущем невозврате платежей за отгруженную продукцию, когда предприятие работает с ненадлежащем покупателем или не свободно в выборе надлежащего;

- сужения рынка за счет ограничения на него доступа путем ввода запретов, квот, таможенных барьеров и т.д.

Опережающий темп прироста обязательств наблюдается в случаях, когда:

- предприятие осуществляет неэффективные долгосрочные финансовые вложения, которые не сопровождаются соответствующим ростом выручки. Здесь может быть и разрыв между сегодняшними вложениями и завтрашним приростом выручки;

- предприятие загружает производство избыточными (неработающими) запасами, которые не увеличивают объемов производства и выручки;

- предприятие наращивает средства в расчетах (сумма раздела III актива баланса), которые практически не имеют отношения к выручке;

- предприятие несет убытки.

Данный комплекс общих причин неплатежеспособности характерен для всех предприятий, испытывающих трудности своевременного расчета по своим обязательствам, независимо от страны производства и рынка.

В общем, и целом причины неплатежеспособности могут быть сведены к двум основным:

  1. Отставанию от запросов рынка (по предлагаемому ассортименту, по качеству и по цене). В этом случае можно говорить о болезни бизнеса.
  2. Неудовлетворительному финансовому руководству предприятием, когда оно избыточно отягощается обязательствами. В данном случае можно говорить о болезни финансового руководства или менеджмента.

Первый случай наиболее наглядно отражается на выручке, второй - на приросте массы обязательств.

Рыночная экономика, т.е. экономика, когда товары производятся и распространяются не в плановом порядке, а благодаря частной инициативе независимых предпринимателей, ориентированных на спрос потребителей, доказала свою жизнеспособность на протяжении длительного времени, т.к. она:

  • изначально ориентирована на платежеспособный спрос покупателей;
  • основана на частной инициативе предпринимателей, вынужденных в целях максимизации своих доходов ориентироваться на потребителей (рынок) и на снижение собственных издержек. Отсюда стимулы технического прогресса, эффективности производства;
  • предполагает конкурентную борьбу предпринимателей или банкротство тех, кто отстает от растущих запросов рынка по качеству и ассортименту товаропредложения, а также по уровню собственных издержек.

Социалистическая административно-плановая экономика также всегда претендовала на высокую эффективность. И она действительно оказывалась высокоэффективной, когда концентрировалась на крупных политико-экономических задачах (космос, вооружение). В то же время в сфере производства товаров для населения, для массовых потребителей плановая экономика всегда предлагала рынку ограниченный ассортимент, как правило, низкокачественных товаров, изготовляемых по устаревшим технологиям.

Современная российская экономика накануне ее реформирования именовалась экономикой развитого социализма. Она формировалась многие десятки лет и обрела ряд специфических характеристик, совершенно неведомых рыночной экономике:

- В отличие от рыночной экономики, где предприятия создаются и находят свое место на карте страны как продукты инициативы предпринимателей, заинтересованных в доходах от открывающихся рынков, российская экономика в основном была выстроена после 30-х годов на основе централизованных планов из расчета единых и достаточно низких энергетических и транспортных тарифов. Создалась сеть больших, малогибких предприятий с высокой степенью монополизма. Многие из них оказались совершенно не конкурентоспособными, когда на российский рынок стали поступать импортные товары.

- Если в одни предприятия вкладывалось избыточно много средств, другие из-за дефицита капитальных вложений едва развивались. В результате накопилась высокая доля устаревших предприятий.

- Очень многие заводы строились как универсальные производства для выпуска единичных и малосерийных изделий, однако, не способных производить прибыль. Они также оказались не конкурентоспособными.

- Социалистическая экономика всегда отличалась высоким уровнем милитаризации, большим количеством оборонных предприятий, где производство гражданской продукции составляло небольшой удельный вес.

Предприятия получали капитальные вложения, фонд заработной платы и так вплоть до командировочных расходов, т.е. фактически они были поставлены в условия жесткой сметы расходов, которая никогда не увязывалась с реальной прибылью предприятий.

Соответственно развился менталитет, ориентированный на:

  • исполнение планов и смет, но не обученный навыкам управления финансами;
  • постоянно просить у государства;
  • растрату заработанного и полученного на то, что раньше не допускалось (на инвестиции, элементы внешней роскоши).

Вся эта совокупность специфических характеристик определила особую предрасположенность многих российских предприятий кризису и предбанкротным явлениям в условиях реформирования экономики.


Отмена государственного регулирования цен в 1992 году привела к тому, что по отдельным видам продукции цены превысили мировой уровень. Это породило затоваривание, либо отгрузку без предоплаты с высоким риском.

Широкое распространение получили расчеты по так называемому бартеру, когда стороны обмениваются товарами без денежных расчетов, хотя при этом возникают налоговые обязательства и не образуется средств даже на оплату труда.

Фактически, при господстве монополий, не имевших на внутреннем рынке конкурентов, был спровоцирован интерес к росту доходов предприятий за счет роста цен на продукцию при пониженных объемах производства.

Россия фактически подтвердила положение экономической теории о том, что в условиях монополии, при отсутствии рыночного регулирования цен, колебания спроса и предложения и государственного контроля за ценами неизбежны рост цен и одновременное сокращение объемов производства.

Рост цен и спад производства одновременно сопровождались прогрессивным ростом всех видов платежей.

В известной степени в этом участвовало и государство, провозгласив рыночные свободы производителей, в то же время обязывало их осуществлять обязательные поставки сельскому хозяйству, армии, завозить продукты на Север при отсутствии реальных расчетов.

Основная причина неплатежеспособности определялась составом оборотных средств, где абсолютно преобладал заемный капитал. Из-за этого предприятия регулярно оказывались перед выбором:

  • или расплачиваться своевременно по взятым обязательствам, но тогда ничего не оставлять на деятельность;
  • или продолжать деятельность, но тогда оплата по обязательствам оттягивалась на месяцы и годы.

Оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям

Для преодоления кризисных явлений в экономике, создания условий для экономического роста народно-хозяйственного комплекса, решения накопившихся социальных проблем, необходимо принять комплекс мер по финансовому оздоровлению производственных предприятий и организаций непрозводственной сферы.

Одним из инструментов оздоровления российской экономики и проведения ее структурной перестройки является предоставление предприятиям, находящимся в тяжелом финансовом положении, государственной поддержки.