Файл: Сроки уплаты налогов и сборов..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Срок уплаты налогов является одним из элементов налогообложения.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым Кодексом Российской Федерации. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

Существует несколько способов установления срока уплаты налога:

1) определение срока уплаты определенной календарной датой;

2) определение срока уплаты истечением определенного периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями;

3) определение срока уплаты в зависимости от какого-либо действия, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются НК РФ применительно к каждому такому действию;

4) определение срока уплаты в зависимости от наступления какого-либо события.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Порядок уплаты налога и сбора

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

В безналичном порядке налоги и сборы оплачивают юридические лица и предприниматели, имеющие расчетный счет в банке, путем представления в банк соответствующего поручения.

За банками законом установлена обязанность исполнять:

1) поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление в бюджеты (внебюджетные фонды);

2) решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством.

Поручение на перечисление налога или решение о взыскании налога должно быть исполнено банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения или решения, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается (п.2 ст.60 НК РФ).


При предъявлении физическим лицом поручения на перечисление налога в обособленное подразделение банка, не имеющее корреспондентского счета (субсчета), срок, установленный абзацем первым настоящего пункта для исполнения банком поручения налогоплательщика, продлевается в установленном порядке на время доставки такого поручения организацией федеральной почтовой связи в обособленное подразделение банка, имеющее корреспондентский счет (субсчет), но не более чем на пять операционных дней.

При наличии денежных средств на счете налогоплательщика или налогового агента банки не вправе задерживать исполнение поручений на перечисление налогов или решений о взыскании налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных обязанностей банки несут ответственность, установленную НК РФ.

При этом применение мер ответственности не освобождает банк от непосредственной обязанности перечислить в бюджеты (внебюджетные фонды) сумму налога и уплатить соответствующие пени.

Кроме того, неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Банк России с ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской деятельности.

Указанные правила применяются также в отношении обязанности банков по исполнению поручений на перечисление сборов и решений о взыскании сборов.

Налогоплательщики - физические лица, обязанные уплачивать, например, налог на имущество, у которых расчетный счет отсутствует, вправе уплачивать налоги через:

1) кассу органа местного самоуправления;

2) организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.

Списание безнадежной задолженности. Сумма подлежащего оплате, но не перечисленного налогоплательщиком налога взыскивается в судебном порядке по иску налогового органа.

В том случае, когда взыскание недоимки, числящейся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, например из-за банкротства юридического лица, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:

1) по федеральным налогам и сборам - Правительством РФ;

2) по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов РФ и местного самоуправления.


Те же правила применяются и при списании безнадежной задолженности по пеням.

Изменение сроков уплаты налогов. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.

Однако в некоторых случаях установленный срок уплаты налога и сбора может быть изменен в порядке, предусмотренном НК РФ.

Изменение срока уплаты налога и сбора - это перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

Порядок изменения срока уплаты налогов и сборов установлен в гл. 9 НК РФ.

Изменен может быть срок уплаты следующих платежей:

1) федеральных, региональных и местных налогов и пени;

2) налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, пени;

3) налогов, зачисляемых в государственные внебюджетные фонды.

Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога (сумму задолженности), если иное не предусмотрено НК РФ.

Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.

Изменение сроков уплаты налогов и сборов возможно только в пределах лимитов предоставления отсрочек, рассрочек и налоговых кредитов по уплате налогов и сборов. Указанные лимиты устанавливаются:

1) в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, - федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год;

2) в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет субъектов Федерации, - законами соответствующих субъектов РФ о бюджете;

3) в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных образований, - правовыми актами представительных органов этих муниципальных образований.

Органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов (далее - уполномоченные органы), являются:

1) по федеральным налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (в настоящее время - Федеральная налоговая служба);

2) по региональным и местным налогам - налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов РФ, муниципальных образований;

3) по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, или уполномоченные им таможенные органы;


4) по государственной пошлине - органы государственной власти и (или) лица, уполномоченные в соответствии с гл. 25.3 НК РФ принимать решения об изменении сроков уплаты государственной пошлины;

5) по единому социальному налогу (ЕСН) - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Решения об изменении сроков уплаты ЕСН принимаются по согласованию с органами соответствующих внебюджетных фондов.

Если в соответствии с законодательством РФ федеральные налоги или сборы подлежат зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов или сборов изменяются на основании решений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты (по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований).

Если в соответствии с законодательством субъектов РФ региональные налоги подлежат зачислению в бюджеты субъектов РФ и (или) местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов изменяются на основании решений налоговых органов по месту нахождения (жительства) заинтересованных лиц в части сумм, подлежащих зачислению в:

1) бюджеты субъектов РФ, - по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ;

2) местные бюджеты, - по согласованию с финансовыми органами соответствующих муниципальных образований.

НК РФ предусмотрены следующие сроки изменения срока уплаты налогов и сборов:

1) отсрочка;

2) рассрочка;

3) налоговый кредит;

4) инвестиционный налоговый кредит.

Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов. Объекты налогообложения и ставки

Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов относятся к федеральным налогам и, следовательно, обязательны к уплате на всей территории России. С 1 января 2004 г. действует глава 25.1 НК РФ, которая определяет необходимые элементы рассматриваемых платежей.

Плательщиками сборов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которые подразделяются на две группы:

■ использующие объекты животного мира (кроме объектов вод

ных биологических ресурсов);

■ использующие объекты водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районах архипелага Шпицберген.


Обязательным условием для осуществления деятельности, связанной с эксплуатацией объектов животного мира и водных биоресурсов, является получение в установленном порядке лицензии или разрешения (ст. 333.1 НК РФ).

Объектами обложения признаются:

■ объекты животного мира в соответствии с перечнем, установленным законодательством, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии;

■ объекты водных биологических ресурсов в соответствии с перечнем, установленным законодательством, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии.

Действующим законодательством из указанных категорий изъяты объекты животного мира и водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и лицами, постоянно проживающими в этих местах, для которых охота и рыболовство является основой существования. При соблюдении установленных органами исполнительной власти субъектов РФ лимитов (квот) на вылов и добычу такие животные и водные биологические ресурсы не являются объектами налогообложения (ст. 333.2 НК РФ).

Ставки сборов дифференцированы по видам используемого ресурса и выражены в рублях (ст. 333.3 НК РФ). Для исчисления подлежащих уплате в бюджет сумм разработаны три таблицы ставок, применяемых:

■ в отношении объектов животного мира (дикие хищные, пушные и копытные животные, дикие птицы);

■ отношении объектов водных ресурсов (рыбы, крабы, креветки);

■ отношении морских млекопитающих как особого вида водных биоресурсов (китообразные, тюлени и т.п.).

Для объектов животного мира за единицу налоговой базы принято одно животное. Наибольшая ставка установлена за изъятие овцебыка — 15 000 руб. При изъятии из животного мира медведя бурого ставка сбора составит 6000 руб., лося — 1500 руб., соболя — 120 руб., европейской норки — 30 руб., глухаря — 100 руб.

Ставки сбора по второй группе объектов обложения определяются из расчета за одну тонну и различаются не только по видам ресурсов, но и по водным бассейнам. Например, за вылов трески в водах Дальневосточного и Балтийского бассейнов размер сбора составит 3000 руб. за тонну, а в водах Северного бассейна — 5000 руб. Наибольшие ставки сбора установлены за лов крабов: от 9000 до 100 000 руб. в зависимости от района промысла и разновидности крабов.

В рамках третьей группы ставки установлены за одно млекопитающее. За улов одного китообразного (за исключением белухи) ставка равна 30 000 руб., белухи — 3000 руб., морского котика — 800 руб.