Файл: Значение договоров поставки в торговом деле и основные положения, включаемых в них.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
Обязанность восполнения недопоставки товаров сохраняется в пределах срока действия договора. В долгосрочном договоре стороны вправе ограничить предельный срок восполнения. Из диспозитивного характера ст. 511 ГК РФ вытекает также возможность включения в договор условия, исключающего обязанность поставщика восполнять недопоставленное количество товаров без предварительного согласия покупателя. Кроме того, отсутствует обязанность восполнения по договору с условием его исполнения к строго определенному сроку (ст. 457 ГК РФ).
1.4 Содержание договора поставки
Предмет договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Это самое главное существенное условие любого договора.
Предмет договора всегда должен быть определен четко и конкретно. В отсутствие этого условия договор будет признан не заключенным. Предметом договора поставки является осуществление продавцом действий, направленных на поставку товара в собственность второй стороне. Предмет договора не обязательно должен быть выражен в одном абзаце или в одном пункте.
Как правило, предмет договора вытекает из существа самого договора или разбросан по всему тексту договора.
Условие о наименовании товара (п. 3. ст. 455 ГК РФ). Наименование товара должно быть определено в договоре в любом случае.
Для минимизации рисков и спорных моментов рекомендуется более конкретно прописывать наименование товара. Товары могут распределяться по видовым, родовым и иным признакам. Например, если в договоре прописано, что одна сторона обязуется поставить другой стороне телевизор, то есть риск, что такой договор будет признан не заключенным, потому что отсутствует конкретное наименование товара; а именно, должно быть написано, какая марка и модель телевизора должна быть поставлена.
Это очень часто пересекается с Законом о закупках, когда разрабатываются проекты договоров, конкурсная документация. Иногда случается, что на момент закупки нет возможности наиболее четко определить наименование товара, но по возможности нужно все же стараться определять наименование товара, чтобы избежать спорных моментов в будущем.
Условие о количестве товара (п. 3. ст. 455, ст. 465 Гражданского Кодекса РФ). Одно из обязательных условий договора поставки. Количество обычно выражается в штуках.
Может также выражаться в единицах массы, килограммах, литрах, в зависимости от того, что является предметом поставки. Если сторонами не согласовано условие о количестве товара, то договор будет признан не действительным, так как поставить товар, количество которого не известно, невозможно.
Как правило, на практике условие о наименовании товара и условие о количестве товара отражены в спецификациях, приложениях, иных документах. Очень часто по договорам поставки эти условия отражены в товарных накладных. Арбитражный суд указал, что такое определение существенных условий поставки допустимо. Однако если в договоре указано, что наименование и количество товара определяется в товарных накладных, счетах, других документах, то в этих документах, которые определяют существенные условия, должна обязательно содержаться ссылка на договор, во исполнение которого осуществляется поставка.
Рассмотрим ситуацию, когда в товарной накладной нет привязки к какому-либо документу, например, к договору. В данном случае, когда в товарной накладной определены наименование, количество и ассортимент товара, то есть содержатся все существенные условия и, исходя из документа, есть полное понимание, что, кому, куда, по какой цене поставляется, то такой договор будет признан разовой поставкой. Единственная разница между ситуациями, когда в товарной накладной есть привязка к договору и когда ее нет, состоит в том, что в первом случае есть возможность применять условия договора в части недопоставки товара, пени, неустойки и иные условия, предусмотренные договором.
Если же поставка была произведена исключительно по товарной накладной или несколько поставок были осуществлены по товарным накладным, то руководствоваться при решении спорных вопросов необходимо Гражданским Кодексом Российской Федерации, в котором также определены случаи истребования товара, предъявления требований, отказ от договора в случае ненадлежащего исполнения.
Не являются существенными:
Условие о сроке поставки товара. Если в договоре не определен срок исполнения обязательства, то он согласно ст. 327 ГК РФ должен быть исполнен в разумный срок с момента получения соответствующего уведомления. Такой разумный срок определен семью календарными днями с момента получения соответствующего требования.
Итак, в ситуации, когда в договоре не определен срок поставки и не понятно, как действовать, когда товар уже оплачен, но не поставлен, нужно в произвольной форме в письменном виде направить уведомление контрагенту о том, что товар должен быть поставлен до определенной даты. С того момента, как контрагент получит указанное уведомление, начнется отсчет семи календарных дней. Если по истечении семи календарных дней поставка товара так и не была осуществлена, контрагент считается нарушившим условия договора в отношении сроков поставки. Однако лучше указывать срок поставки непосредственно в договоре.
Существует также возможность определения срока поставки указанием событий, которые неизбежно должны произойти. При этом, если в договоре указано, что срок поставки товара составляет 30 дней с момента оплаты или внесения аванса, то есть возможность признать условие о сроке поставки не заключенным, так как оплата по разным причинам может не случиться и, следовательно, такое событие не подходит под определение неизбежного события.
Условие о цене товара (п. 1 ст. 485, п.3 ст. 424 ГК РФ). Если цена товара в договоре не определена, то стороны будут руководствоваться ст. 424 ГК РФ при решении спорных моментов, в таком случае стоимость товара будет определяться исходя из рыночной стоимости поставляемого товара в том регионе, где осуществляется поставка.
При заключении договора стороны вносят все существенные для них условия в договор (способы поставки, адрес поставки, условие об ответственности за товар и т. д.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время в условиях перехода нашей страны к рыночной экономике наблюдается повсеместный рост производства и, в наибольшей степени, торговли, которая теперь достигла весьма внушительных размеров. Следствием этого является резкое увеличение товарооборота, причем в области крупных и долгосрочных поставок. Поэтому договоры поставки в последнее время получают все большее распространение.
Договор поставки – один из наиболее распространенных в сфере предпринимательской деятельности. он опосредует возмездное перемещение материальных благ в народном хозяйстве, без которого немыслимо нормальное функционирование экономики.
Согласно ст.506 ГК РФ по договору поставки поставщик обязуется передать в обусловленный срок производимые им товары покупателю для исполнения их последним в предпринимательских целях. Этот договор, по его легальному определению, является консенсуальным, возмездным и взаимным. Недостатком легального определения можно считать, то что в нем четко не закреплена обязанность покупателя принять и оплатить товар.
Рассмотрев сущность договора поставки и, содержание его условий можно прийти к выводу о затруднительности рассмотрения всех особенностей и нюансов столь емкого юридического понятия в ограниченных рамках. Однако с уверенностью можно сказать, что, несмотря на стремительно меняющийся окружающий нас мир, с теоретической точки зрения, в наше время, договор поставки является достаточно отработанной и изученной системой. Конечно, прекращение теоретических юридических изысканий в этом направлении сегодня крайне преждевременно, но на сегодня они наиболее актуальны для новых хозяйственных конструкций. По большему же счету проблема, связанная с договорными отношениями с самим договором и с его составляющими понятиями, состоит сегодня в преобладающей юридической безграмотности с одной стороны, и с повальным правовым нигилизмом с другой. Несмотря на накопленный богатый теоретический материал, связанный с трактовкой содержания договора поставки целиком и его отдельных условий, большинство организаций и предпринимателей особенно мелкого и среднего уровня, которые должны стать костяком нашей экономики, сегодня только начинают приобщаться к правовой культуре. большинство конфликтных ситуаций в бизнесе – это результат неквалифицированного и юридически безграмотного составления договоров. Для успешного ведения дел недостаточно быть предприимчивым, инициативным и расчетливым – сегодня помимо этого необходимо знать правила и нормы которые регулируют поведение субъектов рыночной экономики, т.е. быть юридически грамотным. А начинается все с договора. Именно в нем защищенность бизнеса от недобросовестных партнеров, нормализация взаимоотношений с контролирующими органами.