Файл: Реорганизация общества и его ликвидация: краткая характеристика и этапы процедур (Понятие и виды ликвидации).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
Введение
Система банкротств, которая начинает действовать в России, вызывает резкую реакцию у различных общественных институтов, партий и движений, которые пытаются ускорить или приостановить процедуру банкротства у предприятий, ссылаясь, как правило, на моральные и социальные последствия для населения, экономики, судьбы России. Изложенные цели и принципы действия системы банкротства позволяют судить о банкротстве с более объективных позиций. Во-первых, следует констатировать тот факт, что большая часть российских государственных предприятий многие годы находится в состоянии глубокого, но скрытого банкротства, следствием чего являются падением производства, низкая заработная плата, сокращенный рабочий день или рабочая неделя. Во-вторых, многие частные предприятия, не принимая статуса банкротства, по сути являются таковыми, прекращая свою деятельность либо вовсе ее не начиная. В этих условиях приведение в действие системы банкротства не только неотвратимо, но и необходимо, поскольку банкротство предприятия может стать оздоровительной процедурой, от которой могут выиграть если не все участники, но их большинство.
Предметом настоящего реферата являются процедуры реорганизации и ликвидации субъектов хозяйственного права в Российской Федерации. Законодательство не содержит определения реорганизации, давая определения лишь пяти существующим формам реорганизации, каковыми являются слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Например, при любой форме реорганизации акционерного общества происходит передача его прав и обязанностей правопреемникам. В этом заключается существенное отличие создания и прекращения данной организационно-правовой формы юридических лиц при реорганизации от обычного учреждения или ликвидации акционерного общества. Реорганизация соединяет в себе такие элементы, как создание и прекращение субъекта права, и добавляет третий - правопреемство. Несмотря на то, что большинство вопросов, связанных с деятельностью субъектов предпринимательской деятельности, достаточно детально урегулировано законодательством РФ, процедура реорганизации описана лишь в общих чертах, что не только создает определенные проблемы при проведении реорганизации, но и открывает дополнительные возможности для недобросовестных действий.
Прекращение деятельности данного предприятия может быть осуществлено в форме его реорганизации и ликвидации.
Под ликвидацией предприятия как юридического лица понимается его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке
правопреемства к другим лицам.
В соответствии с мировой практикой и ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по следующим причинам:
- По решению учредителей (участников) либо органа организации, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе:
-в связи с истечением срока, на который была создана организация;
-достижением цели, ради которой организация была создана;
-признанием судом недействительной регистрации организации в связи с допущенными при её создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер;
Учредители (участники) организации при прекращении её деятельности обязаны обеспечить ликвидацию этой организации в срок, согласованный с регистрирующим органом.
- По решению хозяйственного суда в случае:
-непринятия решения о ликвидации в связи с истечением срока, на который было создано предприятие, достижением цели, ради которой оно было создано;
-осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещённой законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям коммерческой организации;
-признанием судом недействительной регистрации организации в связи с допущенными при её создании нарушениями законодательства;
-экономической несостоятельности (банкротства) этой организации, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством;
- Решением регистрирующего органа в случае:
-осуществления деятельности, противоречащей уставным целям организации, либо непредусмотренной её учредительными документами, либо без специального разрешения (лицензии), либо запрещённой законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства;
-сокрытия (занижения) прибыли (доходов) и других объектов налогообложения;
-нарушения сроков регистрации акций, установленных законодательством;
-нарушения сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда в соответствии с законодательством;
-наличия убытков по итогам второго и последующих финансовых годов и не направления организации по окончании финансового года регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах возникновения убытков;
-наличия задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды более 6 месяцев подряд с даты государственной регистрации организации;
-размещения органов управления организации, а также документов бухгалтерского учёта и отчётности не по месту нахождения организации;
-неоднократного непредставления статистической и иной обязательной отчётности в установленный законодательством срок;
-отсутствия движения средств на счетах в банках в течение определённого периода и не направления организацией банку, регистрирующему и налоговому органам сообщения о причинах отсутствия движения средств на счетах;
-осуществления недобросовестной рекламы и неоднократного нарушения прав потребителей;
-нарушения прав работников, установленных законодательством о труде;
Требования о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пунктах 1-6, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому законом дано право на предъявление такого требования.
Учредители (участники) предприятия или орган, принявшие
решение о ликвидации предприятия, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную
регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что предприятие
находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) предприятия или орган, принявшие решение о ликвидации предприятия,
назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию
(ликвидатора) и устанавливают в соответствии с ГК РФ порядок и
сроки ликвидации предприятия.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами ликвидируемого предприятия. Ликвидационная комиссия от имени, ликвидируемого предприятия выступает в суде, помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроках предъявления требований кредиторов, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации предприятия.
Ликвидационная комиссия письменно должна уведомить кредиторов о ликвидации предприятия, принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности. А после окончания срока для предъявления требований кредиторов - составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, перечне предъявленных кредиторами требований и о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) предприятия или органом, принявшим решение о ликвидации предприятия, по согласованию с органом, осуществляющим регистрацию юридических лиц. Общий порядок ликвидации юридического лица установлен в ст. 63 ГК РФ.
При ликвидации предприятия требования кредиторов удовлетворяются в следующей очерёдности:
в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и выплате вознаграждений по авторским договорам;
в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия;
в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.
Требования каждой очереди удовлетворяются, после удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого предприятия оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого предприятия передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого предприятия.
Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства РФ. Казенное предприятие не может быть признано по решению суда несостоятельным (банкротом).
Ликвидация предприятия считается завершенной, а предприятие прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Ликвидация предприятия требуется в том случае, если компания перестала приносить доход и дальнейшее ее существование нецелесообразно. Процедура заключается в прекращении существования юридического лица путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Понятие, порядок и иные юридические особенности процесса ликвидации организации прописаны в статьях 61–64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Существует два варианта ликвидации предприятия — принудительная и добровольная.
Принудительная ликвидация обычно является следствием судебного решения: например, если при регистрации фирмы были допущены ошибки, если деятельность компании идет вразрез с законом или же в случаях, когда у фирмы возникают неразрешимые финансовые проблемы.
Добровольная ликвидация возможна тогда, когда владельцы сами хотят закрыть фирму, не оправдавшую их ожиданий.
Добровольная ликвидация предприятия — это достаточно длительный процесс, он может составлять от трех до восьми месяцев. Чтобы закрыть фирму, нужно пройти несколько этапов:
Принятие решения о ликвидации общества, утверждение состава ликвидационной комиссии, сроков и порядка ликвидации.
Направление сообщения о ликвидации по официальной форме в налоговый орган по месту учета. Сообщение должно быть направлено в течение трех дней с момента принятия решения о ликвидации.
Размещение сообщения о ликвидации фирмы в официальном органе печатных СМИ — «Вестнике государственной регистрации». Публикация необходима для того, чтобы кредиторы могли потребовать от предприятия возврата денежных средств. Размещением официальной информации занимаются налоговые органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц. Уведомление о ликвидации работников, службы занятости и кредиторов организации. О предстоящей ликвидации сотрудников фирмы письменно уведомляют не менее чем за два месяца до предстоящего увольнения. Кредиторам также необходимо сообщить о ликвидации компании, и публикация объявления в прессе не снимает с компании эту обязанность. Выездная налоговая проверка со стороны госорганов. Обычно эта процедура занимает два месяца вне зависимости от того, когда была последняя проверка. До ее завершения и составления окончательного документа компания не может утвердить промежуточный ликвидационный баланс и перейти к следующим этапам ликвидации.
Взыскание долгов с должников ликвидируемой организации.
Составление промежуточного ликвидационного баланса, который, как правило, оформляется в форме обычного бухгалтерского баланса.
Инвентаризация.
Погашение долгов перед кредиторами.
Гражданский кодекс РФ устанавливает очередность, в которой это следует делать: