Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 293
Скачиваний: 13
Стратегия и тактика мирового лидера в условиях жесткой конкуренции.
Печатные средства информации в 2010 г.
В этой главе показан развернутый анализ ситуации в области печатных средств информации в связи с все большим наступлением электронных средств информации и с прогнозированием ее дальнейшего развития. Конечно, никто не может заглянуть в будущее, единственное, что можно сделать – провести анализ на основе различных параметров и сделать вывод о том, что нас ожидает через 10 лет. Основной вопрос, на который требовалось ответить, - останутся или исчезнут печатные средства массовой информации, и если останутся, то, какое положение они будут занимать наряду с электронными средствами информации. Были рассмотрены четыре возможных сценария: оптимистический и пессимистический, экономический и оптимистический и пессимистический технологический. Среди факторов, определяющих рынок печатной продукции, выделяется развитие мировой торговли, численность народонаселения, политическое развитие, состояние воспитания и образования, экологию, развитие сферы средств информации, технологическое и общеэкономическое развитие. Причем каждый из этих факторов действует не только сам по себе, но и во взаимосвязи с остальными. Для решения поставленной задачи можно выделить основополагающие факторы. К ним относятся: увеличение объема печатной продукции пропорционально росту населения, с валовым национальным продуктом, спрос на печатную продукцию, который является не только показателем покупательской способности граждан, но и состояния образования и политических структур. Приведем данные по росту населения Земли к 2010г. (отдельно по оптимистическому и пессимистическому сценарию). Выделим три больших экономических блока в Восточной Азии, Северной Америке и Европе, которые будут доминировать в мировой торговле. В таблице приведены ожидаемые изменения в спросе на печатную продукцию в млрд. долл. США.
Таблица
Пессимистический сценарий |
Оптимистический сценарий |
|
Мировой спрос в 1990г. |
249 |
249 |
Рост спроса вследствие увеличения населения и валового национального продукта |
123 |
262 |
Дополнительный спрос вследствие роста благосостояния |
44 |
80 |
Дополнительный спрос в странах, валовый национальный продукт в которых возрос более чем на 10 тыс. долл. США на человека |
2 |
12 |
Технологически обусловленный дополнительный спрос на печатную продукцию |
15 |
22 |
Дополнительный спрос, обусловленный демократизацией |
- |
3 |
Дополнительный спрос, обусловленный повышением образовательного уровня |
- |
8 |
Мировой спрос в 2010г. |
433 |
636 |
Теперь рассмотрим консервативный и прогрессивный технологические сценарии. Важнейшие области деятельности на рынке печатной продукции охватывают рекламу (каталоги, брошюры, листовки, рекламные письма и др.), развлечения (газеты, журналы, книги, игры), деловую информацию (формуляры, конверты, прейскуранты, канцтовары, перечни, инструкции по эксплуатации), упаковку, прочее (проездные билеты, деньги, чеки, календари, почтовые марки и др.). Из них только упаковка не попадает под давление электронных средств информации.
Пока еще в значительной степени доминируют печатные средства информации, однако уже сегодня ожидается бурное развитие всех электронных средств информации. В последние годы начались бес примерные технологические изменения, которые преобразуют целые отрасли промышленности и области жизни. Коммуникационный сектор подвержен особенно большим технологическим изменениям. Двадцатый век обещает стать веком информации, следствием чего, но долгое время коммуникационные технологии останутся инновационным двигателем. К важнейшим изменениям в микроэлектронике и в области переработки данных относятся увеличение мощности компьютерных чипов, использование искусственного интеллекта, увеличение скорости передачи данных по стекловолоконным проводникам и снижение затрат на этот процесс. Введение текста с рукописи или голосом, а иллюстраций – с помощью цифровой фотокамеры с высоким разрешением, оптическая запись на CD- и МО-диски, обмен данными благодаря стандартизированным компьютерным системам и программному обеспечению и др.
Результат проведенного анализа позволил сделать следующие выводы:
на основе изменений в микроэлектронике к 2010 г. существенно возрастет мощность электронных средств информации;
электронные средства информации будут внедряться во многие области печатных средств информации и преобразовывать их;
доля печатных средств в общем объеме уменьшится с 70% до 37-57%.
Такой прогноз вынуждает поставщиков оборудования для печатных средств информации задуматься о разработке новых стратегий, даже если абсолютный объем рынка не дает оснований для беспокойства.
Приведем четыре сценария развития печатных средств информации до 2010 г.
Сценарий 1
Сценарий 2
Сценарий 3
Сценарий 4
Нет смысла снабжать представленные прогнозы степенью вероятности их осуществления, но, тем не менее, можно установить, что к 2010 г. можно ожидать, что оборот в области печатных средств информации составит приблизительно 340 млрд. долл. США. Эти ожидания означают расширение хозяйственной деятельности в отрасли примерно на 100 млрд. долл. США или на 40%. Это составит 1,5% годового роста. Этот ослабленный рост приведет к серьезной конкурентной борьбе между изготовителями оборудования и вынудит их к разработке новых стратегий.