Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 283
Скачиваний: 4
Введение
Коммуникация занимает особое место в жизни современного общества и каждого человека. С ней прямо или опосредованно связаны практически все коммуникативные сферы.
Человеческая способность к общению, особенностью помощью языка, является гораздо более обширной, чем у любого другого животного. Способность общаться во времени и пространстве чрезвычайно расширилась в последнее время с приобретением письменности, печати, электронной связи – телеграфа, телефона, радио и средств массовой коммуникации, а так же механизации транспорта. Сокращение того, что географы называют «трудности расстояния», особенно очевидно в нынешнем столетии, давая возможность посылать сообщения на длинные расстояния с большой скоростью. Это имеет множество и не в последнюю очередь увеличение способности современного государства осуществлять социальный контроль.
То есть коммуникационный процесс представляет собой необходимую предпосылку становления и функционирования всех социальных систем.
Понятие коммуникаций
Коммуникация — обмен информацией между людьми посредством общей системы знаков. Мы общаемся не только посредством естественного языка. Мы сообщаем друг другу информацию с помощью жестов, мимики, поз, нашего положения в пространстве, паравербальных средств. Как мы сообщаем собеседнику о нашем состоянии, настроении и т. п.? Мы пользуемся некой общей для нас и нашего собеседника системой знаков. Чтобы коммуникация была возможна, нам нужен некий общий код, с помощью которого мы кодируем информацию, которую хотим передать, и расшифровываем информацию, которую получаем от собеседника. поэтому коммуникация — объект исследования семиотики, и в семиотическом смысле коммуникацией будет являться и созерцание картины или памятника архитектуры, просмотр фильма или сериала (коммуникация не всегда предполагает непосредственную реакцию). Коммуникантами могут являться не только люди, более того, не только живые существа. подключение смартфона к компьютеру — тоже коммуникация. коммуникацию могут осуществлять животные. коммуникация — это информационный обмен любого рода. Вербальная коммуникация (коммуникация с помощью естественного языка) ориентирована на сознание, в отличие от всех других видов коммуникаций. невербальные коммуникации возможны и в животном мире.
Модели коммуникации
Существует несколько подходов к анализу коммуникации, обзор и краткий анализ которых представлен в работе П. Булла. для большинства из них общим является разбиение коммуникации на составляющие, т. е. создание моделей коммуникации.
Одна из самых популярных моделей коммуникации — модель американского исследователя политики и пропаганды Гарольда Д. Лассвелла (Harold D. Lasswell): Who says what to whom in which channel with what effect?
Формула Г. Лассвелла
считается классической. по сути, Г. Лассвелл делит коммуникацию на 5 компонентов, он выделяет отправителя, или адресанта (who?), сообщение (what?), получателя, или адресата (to whom?), канал (in which channel?) и последствия, или эффект (with what effect?). в соответствии с этими компонентами выделяют сферы исследования коммуникации: исследование управления коммуникацией (действий отправителя), исследование содержательной стороны коммуникации (сообщения), исследование коммуникативной среды (канала), исследование аудитории (получателя), исследование коммуникативного воздействия довольно долго была популярна модель коммуникации, предложенная в конце 40-х гг. американскими математиками Клодом
Шенноном (Claude E. Shannon) и Уорреном Уивером (Warren) в модели пять основных элементов
1. Источник информации, который выбирает одно сообщение из множества возможных для его последующей передачи. уровень случайности выбора сообщения называют энтропией.
2. Передатчик, который в некоторой степени влияет на сообщение, он производит сигнал, который передается по каналу связи. Под сигналом понимают физический процесс, представляющий собой материальное воплощение информационного сообщения, и смысловое содержание определенного физического состояния или процесса, как, например, сигналы светофора, звуковые предупреждающие сигналы и т. п. в вербальной коммуникации сигнал — это звуковые колебания, которые создаются органами
речи адресата и воспринимаются органами слуха адресанта.
3. Канал — средство, используемое для передачи сигнала от
передатчика к приемнику.
выделяют:
1) вербальный канал коммуникации — по нему передается информация, закодированная с помощью естественного языка;
2) паравербальный канал — голосовые модуляции (изменения интонации), которые передают информацию об отношении говорящего к содержанию сообщения и адресанту, выделяют те или иные компоненты информации;
3) невербальные каналы коммуникации:
– визуальный (оптический) канал,
– аудиальный (слуховой) канал,
– ольфакторный (обонятельный) канал,
– тактильный канал,
– вкусовой канал,
– проксематический канал (расположение собеседников относительно друг друга, расстояние между ними),
– кинетический канал (поза, жесты, мимика).
4. Приемник — он преобразует сигнал в сообщение.
5. Получатель — тот (или то), кому предназначено сообщение. Помимо этих терминов, Шеннон ввел также понятия шума и избыточности.
Шум — это то, что искажает сообщение, нарушает его целостность, полноту и возможность восприятия информации приемником. в вербальной коммуникации шумом является обилие ошибок в речи, сильный акцент и пр.
Избыточность — дублирование элементов сообщения для предотвращения коммуникативной неудачи, средство против шума. Свойство избыточности демонстрируют обычно на примере естественных языков. считается, что все языки приблизительно наполовину избыточны: можно залить кляксами половину слов
текста или стереть половину слов в радиовыступлении, но при этом все же сохранится возможность понять их.
Модель Якобсона
данная модель была предложена в статье «лингвистика и поэтика» знаменитого лингвиста русского происхождения романа Якобсона. Эту модель обычно рассматривают в курсе основ языкознания. в модели коммуникации или речевого
события, по Якобсону, участвуют адресант и адресат, от первого ко второму направляется сообщение, которое написано с помощью кода, контекст в модели Якобсона связан с содержанием сообщения, с информацией, им передаваемой, понятие контакта связано с регулятивным аспектом коммуникации. каждому компоненту коммуникации соответствует определенная коммуникативная (языковая) функция, реализация которой зависит от этого компонента.
«Адресант (addresser) посылает сообщение адресату (addressee). Чтобы сообщение могло выполнять свои функции,
необходимы:
контекст (context), о котором идет речь (в другой, не вполне однозначной терминологии, «референт» = referent); контекст должен восприниматься адресатом и либо быть вербальным, либо допускать вербализацию;
код (code), полностью или хотя бы частично общий для
адресанта и адресата (или, другими словами, для кодирующего
и декодирующего);
и наконец, контакт (contact) — физический канал и психологическая связь между адресантом и адресатом, обусловливающие возможность установить и поддерживать коммуникацию».
Отправителю, или адресанту, соответствует экспрессивная, или эмотивная функция (выражение мысли, эмоции, отношения). Эта функция «имеет своей целью прямое выражение отношения говорящего к тому, о чем он говорит. она связана со стремлением
произвести впечатление наличия определенных эмоций, подлинных или притворных. <…> Чисто эмотивный слой языка представлен междометиями. они отличаются от средств референтивного языка как своим звуковым обликом (особые звукосочетания или даже звуки, не встречающиеся в других словах), так и синтаксической ролью (они являются не членами, а эквивалентами предложений)». Эмотивная функция в чистом виде проявляется в междометиях, окрашивает в известной степени все наши высказывания — на звуковом, грамматическом и лексическом уровнях.
Адресат (получатель) — конативная, или апеллятивная, функция (воздействие на собеседника); «ориентация на адресата — конативная функция — находит свое чисто грамматическое выражение в звательной форме и повелительном наклонении,
которые синтаксически, морфологически, а часто и фонологически отклоняются от прочих именных и глагольных категорий. Повелительные предложения коренным образом отличаются от повествовательных: последние могут быть истинными или ложными, а первые — нет».
Сообщение — поэтическая функция (выразительность самого сообщения). «любая попытка ограничить сферу поэтической функции только поэзией или свести поэзию только к поэтической функции представляет собой опасное упрощенчество. поэтическая функция является не единственной функцией словесного искусства, а лишь его центральной определяющей функцией, тогда как во всех прочих видах речевой деятельности она выступает как вторичный, дополнительный компонент. Эта функция,
усиливая осязаемость знаков, углубляет фундаментальную дихотомию между знаками и предметами. поэтому, занимаясь поэтической функцией, лингвисты не могут ограничиться областью поэзии. <…> Если два собственных имени связаны сочинительной
связью, то адресант, хотя и бессознательно, ставит более короткое имя первым (разумеется, если не вмешиваются соображения иерархии): это обеспечивает сообщению лучшую форму».
Контекст — референтивная (денотативная, или когнитивная, или коммуникативная) функция (сообщение о явлениях окружающей действительности). «установка на референт, ориентация на контекст является центральной задачей многих сообщений, лингвист-исследователь должен учитывать и побочные проявления прочих функций».
Контакт — фатическая функция (установление, поддержание или прерывание контакта). «существуют сообщения, основное назначение которых — установить, продолжить или прервать коммуникацию, проверить, работает ли канал связи («алло, вы хорошо меня слышите?»), привлечь внимание собеседника или убедиться, что он слушает внимательно. <…> Эта направленность на контакт, или, в терминах Малиновского, фатическая функция, осуществляется посредством обмена ритуальными формулами или
даже целыми диалогами, единственная цель которых — поддержание коммуникации. <…> Стремление начать и поддерживать коммуникацию характерно для говорящих птиц; именно фатическая функция языка является единственной функцией, общей для них и для людей. Эту функцию первой усваивают дети; стремление вступать в коммуникацию появляется у них гораздо раньше способности передавать или принимать информативные сообщения».
Код — метаязыковая функция (установление тождественности кодов адресата и адресанта, корректировка кода). «если говорящему или слушающему необходимо проверить, пользуются ли они одним и тем же кодом, то предметом речи становится сам код: речь выполняет здесь метаязыковую функцию (т. е. функцию толкования). «я вас не совсем понимаю, что вы имеете в виду?» — спрашивает слушающий. а говорящий, предвосхищая подобные вопросы, спрашивает сам: «вы понимаете, что я имею
в виду?» <…> В процессе изучения языка, в особенности приусвоении родного языка ребенком, широко используются подобные метаязыковые операции; афазия часто заключается в утрате способности к метаязыковым операциям».
Критики этой теории отмечают, что все функции коммуникации, выделенные р. Якобсоном, в сущности являются разновидностями коммуникативной и выступают как однопорядковые.
Модель Хаймса
изучение реальных актов коммуникации привело со временем к усложнению модели коммуникации — прежде всего под влиянием исследований по так называемой «этнографии речи», т. е. под влиянием включенных наблюдений над процессом коммуникации. в зарубежной науке широкое распространение получили перечни компонентов коммуникации. наиболее известен перечень, предложенный американским лингвистом Деллом Хаймсом (Hymes, 1927–2009), номенклатура которого удобно образует акроним SPEAKING:
• Scene — сцена (обстановка): общие физические обстоятельства, при которых протекает коммуникативный акт, и культурные представления о том, каким должен быть коммуникативный акт в этих обстоятельствах (например, лекция: аудитория, во столько-то, там-то, официальная коммуникация).
• Participants — участники: отправитель (адресант) сообщения и получатель (адресат). есть такие формы коммуникации, особенно массовой, когда получатель является обобщенным (например, в рекламе) или групповым (как в лекции).
• Effect — эффект: здесь различают цели коммуникации и ее исход (предполагаемый и реальный, часто непредвиденный). лекция может задумываться как увлекательный рассказ о важных вещах, а на деле оказывается скучным рассказом о какой-то ерунде.