Файл: филосфские и лингвистические аспекты семиотики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ




*Семиотика (также называемая семиотическими исследованиями) - это изучение знакового процесса (семиоза), который представляет собой любую форму деятельности, поведения или любого процесса, который включает значимые признаки.
Знак - это все, что передает смысл.
Он может быть преднамеренным, таким как слово, произнесенное с определенным значением или непреднамеренным, таким как симптом, являющийся признаком определенного медицинского заболевания. Знаки могут обращаться к нам и другим живым существам через любое из чувств: зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное или вкусовое.





 



Открытие семиотики




Семиотика возникла как пересечение нескольких дисциплин. Появление было случайным, но его результаты оказались невероятными. Семиотическая перспектива ставит новый уклон на диапазон исследовательских объектов, таких как литература и материальная культура, что позволяет анализировать их с разных, ранее неизвестных, точек зрения.
Кроме того, было обнаружено, что семиотическая методология тесно связана с кибернетикой*.

* Кибернетика - это междисциплинарный подход для изучения систем регулирования - их структуры, ограничений и возможностей.
Норберт Винер определил кибернетику в 1948 году как «научное исследование коммуникации и управления информацией у животных, машин и общества». Другими словами, это научное исследование того, как люди, животные и машины управляют и общаются друг с другом.





 




 

Изучение признаков
семиотики
 

Семиотика, изучает знаки, с 1990-х годов испытывая значительный рост интереса, прежде всего благодаря ее применению в интерпретации литературных текстов и, соответственно, других ветвей культуры. Роль семиотики в литературной критике заключается в создании ключевой теоретической модели, которая может позволить лучше понять связь текста с более широкими смысловыми структурами в литературной практике.



В конце XIX века швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (1857 - 1913) выдвинул предложение о науке, называемой семиотикой, для изучения и выяснения природы и функций знаков, сосредоточив внимание на языке как основной системе признаков и вместе с тем предлагая расширить свою сферу охвата невербальных знаков.









Американский ученый Чарльз Сандерс Пирс
(1839 - 1914) также описал науку о знаках в своей доктрине, которую он называл семейной наукой. После этих двух ученых семиотика превратилась в сложную и продуктивную науку для изучения всех аспектов производства и интерпретаций знаков, известную как семиотика. Что касается литературных произведений, семиотический анализ основывался на нескольких направлениях мысли, включая так называемых русских формалистов, школы Тарту и школу Альгирдаса Греймаса. Исходя из этих основ, семиотика стала основным инструментом литературной критики, поскольку она связывает литературный текст с знаками и с сетью систем знаков, которые взаимодействуют, чтобы наполнить текст его особыми историческими значениями. Европейские школы литературной семиотики сосредоточились на риторической структуре текстов, рассматривая ее как основной проводник в природу литературных текстов.










Семиотика, также называемая семиологией, изучение признаков и поведения использования знаков. Она была определена одним из его основателей, швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром, который прочел исследование «жизнь знаков в обществе». Хотя эти слова использовались в похожем смысле в XVII веке английским философом Джоном Локком, идея семиотики как междисциплинарного способа изучения явлений в разных областях возникла только в конце XIX и в начале XX века, благодаря самостоятельной работе Соссюра и американского философа Чарльза Сандерса Пирса.




Основополагающая работа Пирса в этой области была основана на прагматизме и логике. Одним из его основных вкладов в семиотику была категоризация знаков на три основных типа:

а) икона, которая напоминает своего референта (например, дорожный знак);

б) индекс, который связан с его референтом (дым являющийся признаком огня);

в) символ, который относится к своему референту только условно (как со словами или дорожными сигналами).


Пирс также продемонстрировал, что знак никогда не может иметь определенного значения, поскольку значение должно постоянно уточняться.


Соссюр рассматривал язык как систему знаков, а его работа по лингвистике предоставила концепции и методы, которые семиотики применяют к системам знаков, отличным от языка.

Одним из таких базовых семиотических понятий является различие Соссюра между двумя неразделимыми компонентами знака: обозначение, которое на языке представляет собой набор речевых звуков или знаков на странице, и обозначаемое, которое является понятием или идеей, стоящей за знаком. Соссюр также отличил условно-досрочное освобождение или фактические отдельные высказывания от языка, лежащего в основе системы условных обозначений, которая делает такие высказывания понятными; Именно этот основной язык больше всего интересует занимающихся семиотикой.

Этот интерес к структуре, лежащей в основе использования определенных знаков, связывает семиотику с методами структурализма.





Таким образом, теории Соссюра также считаются основополагающими для структурализма (особенно структурной лингвистики) и для постструктурализма.

Современные семиотики применяют принципы Пирса и Соссюра в различных областях, включая эстетику, антропологию, психоанализ, общение и семантику.



Среди наиболее влиятельных из этих мыслителей французские ученые:

а) Клод Леви-Стросс;

б) Жак Лакан;

в) Мишель Фуко;

г) Жак Деррида;

д) Ролан Барт;

е) Юлия Кристева


Семиология в лингвистике



Семиотика часто используется при анализе текстов, хотя это она гораздо больше, чем просто метод текстового анализа. Здесь, возможно, следует отметить, что «текст» может существовать в любой среде и может быть вербальным, невербальным или тем и другим.
Художественная культура является элементом любой культуры. В свою очередь, искусство является основой художественной культуры. И семиотические исследования в искусстве широко распространены сегодня. Из века в век люди ищут новые методы и способы художественного выражение. Все чаще исследование в современной художественной культуры не обходится без применения семиотических методов, которые становятся все более широко используемыми в современной культуре.












Семиотический подход к литературным произведениям подчеркивает общую практику и литературный смысл символических кодов. Это выходит за рамки слов и формулировок.
Исследования литературных жанров представляют собой структурный подход к изучению жанров в литературе, кино и т.д. Таким образом исследования структурных элементов, нашли в произведениях коды из символов, которые несут уникальную информацию. Было традиционно принято анализировать сознание и язык как близкие и взаимосвязанные сферы.
Язык раньше анализировался исключительно как деятельность, сущность которого не была идентична объективированным результатам. Также оказалось очевидным, что социализирующая функция языка может быть использована для описания широкого спектра социальных практик и способов интерпретации реальности, таким образом, становясь практической в осознании социальной прагматики. Выяснилось, что язык превратился в социальную структуру, связанную с моделями действий и интерпретаций. Впоследствии многие философы рассмотрели семиотическое явление языка как основной метод познания реальности.

Соссюр говорил, что в дальнейшем, лингвистика будет лишь частью всеобъемлющей науки семиологии, которая не будет ограничиваться только словесными знаками.
Семиотика - это гораздо больше, чем метод анализа текстов в различных средствах массовой информации.
Семиотика философии



Перед тем, как перейти к ознакомлению с темой нашего исследования, мы рассмотрим следующую характеристику философии:
«Наука, решающая проблему определения природы собственной сущности»
Смысл фразы в том, что философия единственная рефлексивная дисциплина, которая вопрошает о собственной природе у человека, который сам являясь животным, старается ответить на вопрос:
«Что такое животное и что такое человек?».
Конечно, вопрос "Что же такое философия?" всегда остается одной из постоянных философских размышлений.
К сожалению, философствования не могут вписаться в рамки любых конкретных определений. Ответы на эти вопросы мы попытаемся узнать под призмой семиотики.







 


Для примера трансцендентальной семантики, перенесемся в XVIII век, во времена, когда жил Иммануил Кант и обратимся к его теоретической философии.
Выбираем именно этот пример, потому что Кант, в отличие от других ученых после него, очень редко допускает «категорическую ошибку», поэтому смысловые уровни его теоретической философии соответствуют нашему мнению о том, что все модели должны быть идеальными и должны выделять одни аспекты оставляя другие в тени. Это также связано с синтаксисом и прагматикой.

Критическая философия Канта основана на разнице между категориями разума и мышления, которые принадлежат к разным языковым уровням. Идеи, которые выражаются в форме «проблемных», то есть не получают опыт в понимании. Каждая «идея» является модальностью «Если бы...»

Семантический элемент мышления - это эмпирическое понимание и априорные категории, последние из которыми являются модальностью «Может быть…», которые вместе формируют опыт.









Суждение Канта похоже на модель семиотической системы Лотмана Ю.М., в которой синтаксис «разум»
есть форма вывода, а синтаксис объекта «мышления» поддерживает его философию. Поэтому, язык эмпиризма подходит языку рационализма в момент самоописания метафизики.
Следовательно, теория Канта, приводит к радикальной трансформации языковой традиции, которая совершает большое открытие в философском семиозе.
Семиотическая форма пространства является символом видения, а время – слухом, являясь сенсорным созерцанием экстенсиональности.




Заключение




Опираясь на вышесказанное можно сделать вывод, что система знаков - это сложный набор символов, взаимосвязанный и работающий внутри собственной знаковой системы. Иногда, символы равнозначны друг другу и, вместе с тем, знаки всегда являются частью своего автора.
Однако, порой чисто условные знаки, такие как слова, совершенно не зависят от своих знаков, другие, менее общепринятые формы знаков часто несколько менее зависимы от них. Тем не менее, поскольку произвольная природа лингвистических знаков очевидна, те, кто принял модель Соссюра, имеют тенденцию избегать «привычной ошибки», заключающейся в том, что знаки, которые кажутся естественными для тех, кто их использует, имеют внутреннее значение и не требуют объяснения».