ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, с одной стороны, для международных отношений характерна крайняя динамичность, обусловленная наличием многих субъектов с зачастую полярными политическим и экономическими интересами. В таких условиях возможность достаточно оперативно вносить коррективы в международный курс страны является ценным, если не необходимым политическим инструментом. А, с другой стороны, Стратегия провозглашается базовым документом, направленным на устойчивое развитие Российской Федерации, что предполагает ее долгосрочное и стабильное действие. Видится, что установление срока реализации направлений развития страны и решения поставленных задач является неотъемлемой частью подобных документов стратегического планирования. Исключение такого срока входит в противоречие с провозглашенными Президентом же требованиями устойчивости и планомерности, что не способствует осуществлению мероприятий по достижению озвученных целей и заметно снижает ценность документа в глазах международного сообщества.

Концепция внешней политики представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритетные направления, цели и задачи внешней политики Российской Федерации. Данный программно-целевой документ принимается для обозначения ведущих направлений деятельности страны во внешнеполитической сфере, стоящие перед ней задачи, сообразно которым и будет осуществляться позиционирование России на международной арене, расставления приоритетов РФ в решении глобальных проблем. При этом ретроспективный анализ обновления Концепции (2016, 2013, 2008 годы) позволяет сделать вывод, что изменение внешнеполитических приоритетов страны происходит в соответствии с изменением геополитической и экономической ситуации в мире. 2008 год характеризовался крайне тяжелыми экономическими волнениями, 2013 год являлся периодом относительного спокойствия и сближения РФ со странами Запада. Новая Концепция и ее содержание знаменует наступление очередного кризисного периода и возрастание политической напряженности. Так, выражается более жесткая позиция по отношению к США и НАТО, их попыткам оказывать политико-экономическое и военное давление на независимые государства; Украина больше не рассматривается в качестве приоритетного партнера, обозначена политика государства в отношении Сирии, проблемы международного терроризма и источников его финансирования. Отмечается содействующая процессам интеграции роль ЕАЭС.

В контексте рассматриваемой темы немаловажен и факт наличия в Российской Федерации института Послания Президента парламенту, который предусмотрен пунктом «е» ст. 84 Конституции. Что характерно, по смыслу указанной статьи, такое обращение к Федеральному Собранию по вопросам внешней и внутренней политики – обязанность, а не право Президента, что вытекает из конституционной функции главы государства по обеспечению согласованности функционирования и взаимодействия органов государственной власти.


Послания не имеют нормативной силы, но, будучи своего рода программно-целевыми указаниями, доводят основные политические цели и задачи до государственных органов, а также выступают формой коммуникации между государством в лице его главы и обществом. Не являясь по своей юридической природе обязательными, зачитанные Президентом положения, как правило, воспринимаются адресуемыми субъектами и находят отражение в их дальнейшей деятельности.

Особая же роль Посланий проявляется в том, что они являются способом донесения основных позиций Российской Федерации в сфере международного позиционирования и взаимодействия до иностранных государств.

Так, первого декабря 2016 года в своем Послании на 2017 год Президент хотя и отметил напряженность во внешнеполитических отношениях России с рядом иностранных государств, делал акцент на необходимости построения мирного и конструктивного, равноправного диалога в целях недопущения конфликтов и обеспечения безопасности и свободного развития всех стран и народов мира. Основные же положения относились к сфере экономического взаимодействия РФ с иностранными государствами, важности построения устойчивых и стабильных связей в торговле, инвестициях, энергетике и других областях[6].

Разительно отличается по содержанию запоздавшее Послание на 2018 год, которое было озвучено лишь первого марта 2018 года, и обладало поистине резонансным эффектом. Вместо целей и задач в сфере внешней политики основной акцент был сделан на оглашение характеристик передовых разработок РФ в сфере военной промышленности, в том числе оружия массового поражения.

Такое спорное решение Президента вызвало активное обсуждение в России и за рубежом. Ряд официальных зарубежных ведомств сочли это за проявление неуважения РФ к международным принципам и нормам, попытку давления, если не угрозы. Но даже если не брать в расчет репутационные потери и возможность дальнейших политических провокаций, подобная непоследовательность и расхождения с провозглашёнными главой государства в вышеозвученных документах принципами мирного разрешения противоречий и снижения уровня политической напряженности, выглядят крайне невыгодными для России как ведущего участника международных политико-экономических отношений.

3. Влияние Президента РФ на правотворчество


Президент в современном мире играет немаловажную роль, так как в своей стране он выполняет определенные функции, влияющие на дальнейшее развитие державы в целом. От него зависит как процветание нашего государства, так и военная мощь. Но у главы РФ есть и такие полномочия, как влияние на протекающие политические процессы в стране. Одним из таких процессов выступает правотворчество.

Правотворчество – это процесс, существующий в законодательной политике, который предполагает подготовку, принятие, изменение и отмену различных нормативных правовых документов.

Полномочия президента не ограничиваются только внешней политикой. Подробнее о его правах и обязанностях можно узнать из четвертой главы настоящей Конституции Российской Федерации.

С.В. Поленина считает, что «в отдельных случаях Президент РФ в своем Послании дает не только ориентиры правотворческой политике, но и напрямую связывает достижение ее целей с устранением ненужных «кренов» в законодательной деятельности…»[7]. И ведь нельзя не согласиться с мнением доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Российской Федерации. Президент РФ играет важнейшую роль в издании законов и нормативных правовых актов.

У Президента есть специальное право, называемое в политике «право вето». Право вето – это такое право, которое присуще только главе государства, заключающееся в отклонении законопроекта Федерального Собрания. Таким образом, он напрямую воздействует на всю законодательную процедуру.

Также президент может остановить действие того или иного акта в том конкретном случае, если он противоречит Конституции РФ или федеральным законам.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что Президент РФ напрямую влияет на правотворчество в нашей стране. Но и на этом полномочия главы нашей страны не заканчиваются.

Политики всё чаще и чаще используют в обороте научно - политический термин «подзаконное правотворчество». Чтобы разобраться, как оно связано с темой данной статьи, следует знать его определение. Подзаконное правотворчество – это работа специальных органов власти, наделённых правом издательства нормативных документов, по созданию актов, соответствующих существующим законам. Ему не характерна многоступенчатость, но зато его вытесняет так называемый «круг согласования». В России к подзаконному правотворчеству имеет отношение и Президент.


Заключение

Таким образом, в ходе исследования удалось рассмотреть Институт Президента в РФ, основные механизмы данного института, а также, определить организацию и направления деятельности его структурных элементов.

Правовой статус Президента РФ нашел свое закрепление в гл. 4 Конституции РФ, в соответствии с которой Президент РФ обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции. Эти полномочия затрагивают все стороны государственной деятельности и связаны с:

- формированием федеральных органов государственной власти;

- участием в законотворчестве;

- функционированием исполнительных органов государственной власти;

- обеспечением осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации;

- внешней политикой и обороной;

- иными сферами государственной деятельности.

Приведенное выше свидетельствует о высокой степени участия Президента РФ в формировании и реализации государственной политики, что, в свою очередь, обусловливает необходимость осуществления общественного контроля в отношении его деятельности.

Подводя итог, можно сказать, что как капитан намечает курс корабля и ведет его по намеченному маршруту, Президент определяет и прокладывает внешнеполитический курс России, отвечает за ее достойное позиционирование на мировой арене. Но курс этот должен быть если не однозначно верным, то хотя бы последовательным и определенным. Институт президентства составляет ключевое, ведущее звено системы органов государства, осуществляющих полномочия в сфере международных дел. Несомненно, это накладывает, наряду с юридическими основаниями, определенные требования к личностным и профессиональным качествам главы государства, его знаниям мировой политики и навыкам практической дипломатии. Являясь ключевым «лицом» государства в международных отношениях, ведущая роль Президента вместе с тем делает его постоянным объектом внимания и возлагает на него повышенную ответственность.

Список использованной литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс
  2. Указ Президента РФ от 31.12.2015 №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01.12.2016 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  4. Законотворчество в Российской Федерации / Поленина С.В. - М.: Изд-во ИГиП РАН, 1996. - 146 c.
  5. Лебединцев И.Д., Исаков А.С. Президент РФ в системе разделения властей: институциональные аспекты реализации полномочий // Общество, экономика, управление. - 2018. - №1. - С. 45-50.
  6. Оверченко Е.О. Конституционно-правовой статус Президента РФ и его элементы // В сборнике: Правовые основы укрепления российской государственности. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 104-106.
  7. Шапортов Д.А. Место Президента РФ в системе разделения властей // Устойчивое развитие науки и образования. - 2018. - № 7. - С. 128-130.