Файл: Управление цветом в полиграфии..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Полиграфия — отрасль контрастов. С одной стороны, здесь существуют динамично развивающиеся цифровые технологии, с другой — считается, что от мастерства печатника зависит практически все. С одной стороны, самые современные и точные компьютерные, лазерные, оптоволоконные и прочие технологии, с другой — патриархальная цеховая культура полиграфических предприятий. С одной стороны, битва на рекламном поле производителей оборудования за микроны и доли процентов, с другой — слишком частое несоответствие между ожиданиями заказчика и полученным на практике тиражом.

Современные системы управления цветом

Быстро развивающиеся цифровые технологии, вытесняющие традиционные аналоговые стадии из полиграфических процессов, предоставляют широкие возможности для решения насущных проблем, стоящих перед отраслью. Портативные спектрофотометры, появившиеся благодаря развитию микропроцессорной техники и оптико-электронной промышленности, позволяют объективно оценивать цветовые показатели полиграфической продукции. А ведь еще лет пятнадцать назад такой возможности не существовало в принципе, поскольку спектрофотометры того времени были непригодны для использования в практических условиях вследствие своей громоздкости и отсутствия встроенного микропроцессора. Ценным является и то, что спектрофотометрические измерения согласованы со зрительным восприятием (показатель цветового различия dE).

Появление спектрофотометра полиграфического назначения и внедрение цифровых технологий позволили создать системы управления цветом (Color Management System,CMS), обеспечивающие качество цветовоспроизведения в современной ситуации территориальной разомкнутости производственного цикла. Международный консорциум по цвету (International Color Consortium, ICC, www.co­lor.org) в середине 90-х годов предложил стандарт, который позволяет определять цветовые параметры различных устройств, участвующих как в допечатном, так и в печатном процессе.

Системы управления цветом позволяют достичь сразу нескольких целей:

• обеспечивать соответствие цвета на экране монитора, на цветопробе и оттиске;

• минимизировать потери цветового содержания цветных оригиналов и с максимальной эффективностью использовать цветовой охват устройства печати;

• получать цветопробу, отражающую реальный печатный процесс (а не абстрактный SWOP или Eurostandard) и соответствующую по цвету тиражному оттиску.


Необходимо уточнить, что без дополнительной цветокоррекции из плохого оригинала невозможно сделать хорошую репродукцию. Но если правильно применять CMS, то, имея хороший оригинал, можно получить качественную репродукцию.

В современную CMS входят следующие компоненты:

• программное обеспечение для формирования ICC-профилей (например, ProfileMaker);

• цветоизмерительное оборудование (система SpectroScan/Spectrolino);

• программный модуль CMM (Co­lor Management Module) для выполнения операций цветопреобразования в различных колориметрических системах (сегодня наиболее распространены Heidelberg, Agfa, ColorSync, LogoSync);

• программное обеспечение для применения профилей (например, Adobe Photoshop).

В цифровой печати системы управления цветом в той или иной степени используются с самого основания отрасли, но почему-то в традиционной полиграфии предприятия, использующие технологию CMS, можно пересчитать по пальцам. Однако предприятия, внедрившие систему контроля качества, получают от этого вполне определенную выгоду, которая заключается главным образом в следующем:

стабильность показателей, предсказуемость и общее повышение качества печатной продукции;

• сокращение временных затрат на печать тиража;

• улучшение репутации среди заказчиков.

Для внедрения указанной технологии необходимы следующие процессы (схема функционирования системы управления цветом в полиграфии представлена на рисунке):

1. Введение стандартизации оценки качества на всей технологической цепочке:

• обязательный инструментальный контроль на всех стадиях;

• нормирование и стандартизация условий освещенности при сравнении оригиналов;

• согласование показаний приборов (которые могут поддерживать различные стандарты);

• введение четкого технологического регламента на всех стадиях;

• калибровка и профилирование всех устройств ввода-вывода, участвующих в процессе создания полиграфического продукта.

Денситометры. Главная задача современной до печатной подготовки состоит в точной передаче информации из цифрового файла (оригинал-макета) на печатную форму. Классическая технология предусматривает контроль фототехнических пленок денситометром проходящего света. И хотя прибор данного типа, ввиду быстрого распространения технологии CtP, утрачивает свою актуальность, его по-прежнему можно встретить на многих пред приятиях как в компактном, так и в настольном вариантах.

Традиции использования денситометра отраженного света для контроля качества многокрасочной печати берут свое начало в далеком прошлом. Именно денситометрия в 1970-х годах создала предпосылки для стандартизации офсетной печати. В классической триадной печати денситометр является прекрасным помощником, однако при контроле отпечатков смесевыми красками (например, Pantone) возможности этого прибора ограничены, так как он выполняет измерения только в зонах спектра, соответствующих триадным краскам.


Классические портативные устройства, отличающиеся удобством при единичных измерениях, сегодня все чаще заменяются автоматическими сканирующими денситометрами. Если при ручных измерениях печатник успевает промерить только два-три критичных поля на контрольной шкале, то автоматические устройства за то же время замеряют оттиск по всей ширине и сохраняют результаты в базе данных.

Очевидно, для управления цветом в широком смысле слова одного денситометра недостаточно. Например, при настройке цветопередачи монитора или принтера требуется колориметр или спектрофотометр.

Спектрофометры. Спектрофотометр способен точно измерить любые цветовые оттенки, определив их спектральную характеристику. При измерении учитываются условия освещения образца (D50, D65 и т.д.), а также эмпирически установленная характеристика фоторецепторов сетчатки. Современные спектрофотометры снабжены микропроцессором, который за секунды справляется со всеми математическими операциями. Результатом вычисления являются три координаты CIE XYZ, которые затем пе-ресчитываются в наиболее часто используемую сегодня цветовую модель CIE L*a*b* (LCH), колориметрически описывающую оттенок, насыщенность и яркость цвета.

Конструкционные особенности спектрофотометров определяются областью их применения. В допечатной подготовке чаще всего используются простые приборы без дисплея, позволяющие быстро считывать большое количеcтво измеряемых данных и передавать их непосредственно в компьютер. Такие устройства различаются уровнем автоматизации, а также степенью универсальности использования. При контроле красок в печатном цехе или лаборатории, напротив, применяются автономно функционирующие приборы, которые по конструкции подобны ручным денситометрам и нередко снабжены денситометрическими функциями. В последнем случае они называются спектроденситометрами.

Спектроденситометры. Спектроденситометр не только сочетает функции двух разных приборов, но и помогает избежать несоответствий, вытекающих из многочисленности модификаций классических денситометров, которые могут отличаться между собой оптическими свойствами используемых комплектов светофильтров (Status E, Status T и др.). Спектроденситометр позволяет выбирать характеристики светотофильтров, хранящиеся в цифровой форме в его памяти. Виртуальные фильтры в отличие от физических имеют идеальные параметры, которые не меняются со временем, что значительно повышает точность результатов измерений. Таким образом, основным преимуществом спектроденситометров является унификация и стандартизация измерений.


Другим важным достоинством приборов данного типа является их способность комбинировать денситометрические и колориметрические измерения для прогнозирования цветового различия при подборе оптимальной оптической плотности (функция, известная как BestMatch). На практике это означает, что вместо длительного и трудоемкого тестирования рецептуры краски достаточно одного измерения контрольного оттиска, чтобы определить, насколько качественно подобран оттенок краски. Прибор подскажет печатнику, можно ли достигнуть цветового соответствия с образцом в рамках заданного допуска путем технологически грамотного повышения или снижения плотности, то есть увеличения или уменьшения подачи печатной краски.

Колориметры Колориметр - прибор, имитирующий человеческое зрение. Его регистрирующая система, как и глаз, чувствительна в синей (Blue), зеленой (Green) и красной (Red) зонах спектра. Три измеренных соответствующими датчиками сигнала пересчитываются в цветовые координаты CIE XYZ или CIE L*a*b*. Несмотря на недостатки - низкую абсолют ную точность измерений и неспособность к распознаванию метамеризма, - колориметры благодаря простоте конструкции и вытекающей из этого относительно низкой цене в недавнем прошлом широко использовались для управления цветом. Сегодня колориметры применяются только для определения цветовых характеристик мониторов, а приборы для измерения в отраженном свете практически полностью вытеснены спектрофотометрами, которые характеризуются большей точностью и универсальностью.

Контроль печатных форм. Для контроля печатных форм используются приборы, оснащенные CCD-камерой высокого разрешения, которая позволяет получать увеличенный снимок растрового контрольного поля. Анализируя снимок, прибор рассчитывает процентное соотношение между площадями печатающих и пробельных элементов. Чем выше контраст, тем точнее результат измерения. Кроме портативной версии, предназначенной для офсетных форм, существует настольный вариант исполнения, который используется для контроля флексографских форм.

Несколько слов о стандартизации. Когда цифровые технологии проникли в полиграфию, а интернет как информационная магистраль предельно упростил коммуникации, стало ясно, что в производстве качественной цветной полиграфической продукция без глобальных правил не обойтись. Стандарты ISO 12647 представляют собой четко определенную совокупность технически однозначных и, вместе с тем, несложных методов контроля процессов изготовления растровых цветоделенных изображений, пробных оттисков и печати.