Файл: История развития менеджмента как науки (Исторические предпосылки к изучению менеджмента.).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 1
рабочий день начинается в 5.30 утра;
опоздавший на 10 минут рабочий не пускался на фабрику до перерыва на обед и лишался части дневного заработка;
делать перерывы, есть или пить можно было лишь с разрешения управляющего и по его распоряжению;
были введены правила найма на работу и увольнения, по которому рабочий не мог в одностороннем порядке расторгнуть договор о найме.
Умелое использование машин и оборудования, координация работы, введение строгой дисциплины дало положительные результаты. Производительность труда значительно повысилась. Но каково было рабочим? Рабочий день продолжительностью в 14 часов, тяжелые условия труда, штрафы за любую провинность побуждали рабочих к организованному сопротивлению новым методам управления.
Однако существует пример более лояльного отношения к рабочим. Для своего времени это была утопия, которая смогла быть полезной лишь через многие десятки лет. Автором их был Р. Оуэн (1771-1858). Это предприниматель, управляющий крупным текстильным предприятием в Шотландии. Он ввел сокращенный рабочий день, организовал для детей рабочих ясли и образцовую школу, выдвинул идею трудовой коммуны. Но всё это было обречено на провал. Его начинания не выдержали натиска конкурентов.
По объективным причинам Россия того времени не являлась опасным конкурентом для промышленности Запада. Россия привлекала ведущих европейских стран главным образом дешевым сырьем (лес, пушнина, уголь, деготь, зерно, хлопок, кожевенное сырье), которое охотно вывозилось на западные рынки. В России ученые и инженеры, передовые деятели понимали необходимость развития отечественной промышленности и освобождения от крепостничества. Иначе страна будет в вечной зависимости и останется лишь сырьевым придатком высокоразвитых государств. В 1861 году было отменено крепостное право, появился рынок наемной рабочей силы.
В 60 - 70-х гг. XIX в. были проведены исследования по созданию методики рационализации трудовых движений рабочих. Постепенно начала складываться структура управления фабриками и заводами: низшее звено управления - мастера цехов, начальники и бригадиры производственных бригад; на вершине - хозяева предприятий, управляющие заводами и участками, инженеры. Появилась необходимость создания промежуточного звена - функциональных управляющих, которые позднее получили статус среднего звена управления.
Огромное внимание уделялось производственному обучению, поиску эффективных способов и приемов работы, лучшей организации рабочих мест. Управление предприятиями требовало научного подхода, новых взглядов и свежих идей в области повышения производительности труда и его интенсивности. Повысить интенсивность труда не удавалось, так как сложившаяся система управления, жесткая дисциплина и высокая степень напряженности привели к протесту рабочих, стачкам и забастовкам, перерастающим в политические выступления. Выход из этого положения был найден.
В 1880 году образуется общество инженеров-механиков: Г. Таун, Ф. Хелси, Л. Брендис, Ф.Тейлор. Оно доказывает и признаёт менеджмент как науку. В университетах открываются новые специализации менеджмента, начинается пятый управленческий этап, который включает в себя развитие менеджмента по школам:
- Школа научного менеджмента (Ф.Тейлор).
- Административная школа (А.Файоль).
- Школа человеческих отношений (Маслоу).
- Школа науки о поведении (МакГрегор).
Заключение
Без знания истории менеджмента невозможно подготовить современных менеджеров. Развитие менеджмента длилось несколько веков, прежде чем стать самостоятельной наукой. Как наука управление зародилось в конце XIX века, а ранее развивалось в рамках других наук (экономика, психология, социология).
В данной работе был проведён анализ школ и теорий управления. Школа научного управления, классическая (административная) школа, школа человеческих отношений, школа науки о поведении и выдающиеся представители этих школ оказали колоссальное влияние на развитие менеджмента. Последующая школа не отрицала достижений предыдущей школы. Она брала себе лучшие знания и достижения, проверенные практикой. Но все они представляют собой сочетание трёх способов управления людьми: создание условий для обмена товарами и услугами, выработка системы ценностей, построение организации. Менялось общество и условия среды, системе управления необходимо было меняться вместе с ними. А переход к рыночным отношениям стал основным фактором совершенствования теории и практики управления.
В современных условиях основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления в рыночных условиях.
Российский менеджмент должен опираться на трудолюбие работника, его старательность и пунктуальность. Эти качества людей необходимо всячески поощрять, тогда мы сможем осуществить переход от жестких управленческих решений к гибким. К сожалению, жесткость сегодня является вынужденной мерой, поэтому важнейшая задача управления - формирование российского менеджмента, учитывающего русский менталитет, разнообразие и широту российских условий. Причем менеджмент зависит не только от перехода к рыночной экономике, но и от места России в мировом сообществе.
В итоге можно сказать, что эволюция теории управления помогла сделать огромный рывок в промышленном производстве, а значит, её нужно изучать. Современное управление продолжает развиваться и углублять свои идеи и достижения, на основе тех знаний, которые были заложены школами управления.