Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 204
Скачиваний: 6
Введение
Положение о психологической службе образования обозначает лишь основные направления профессиональной деятельности психолога. Это общее в каждом конкретном учреждении образования приобретает особенные черты и становится уникальным в случаях высокого уровня творчества и профессионального мастерства психолога. Так возникают имеющие свое лицо авторские модели психологической службы.
Любая авторская модель школьной психологической службы предполагает выделение приоритетов, системность, гибкость, многообразие форм и методов работы, преемственность. Она должна быть нравственной и экологичной, т.е. культивировать право каждого ребенка на уникальность и неповторимость; опираться на профессиональное и личностное самосовершенствование психолога, его концепцию учреждения, которое создается всеми членами коллектива, взрослыми и детьми. Невозможно представить авторскую модель без конкретных примеров. Ниже представлены концепции современного детского сада и школы, разработанные практическими психологами, которые определяют стратегию психологической службы этих учреждений.
Концепция современного детского сада
Цель и задачи детского сада
Цель — свободное, естественное развитие ребенка. Ребенок прежде всего желает, затем чувствует, а потом сознает и размышляет.
- обеспечение воспитания на основе индивидуального подхода здорового физически и психически, разносторонне развитого, инициативного, раскрепощенного ребенка, обладающего сформировавшимся чувством собственного достоинства;
- создание условий для постепенной безболезненной адаптации ребенка к новым социальным условиям;
- реальная гуманизация воспитательной работы, превращающая программу обучения и воспитания ребенка в его собственное руководство к действию;
- сохранение и укрепление здоровья детей.
Образ воспитанника
Воспитанник — развитый, здоровый, уверенный, инициативный ребенок.
Образ воспитателя
Воспитатель — это особая профессиональная роль, заключающаяся в принятии на себя ответственности за условия, характер и перспективы развития личности другого человека через приобщение его к миру культуры; за те изменения,, которые воспитатель вносит в его систему взглядов, ценностей, личностных смыслов.
Функции воспитателя:
- развивающая — гностическая, исследовательская, информационная;
- конструктивно-организаторская;
- координирующая;
- коммуникативная;
- материнская.
Модель образовательного процесса
Обучение проводится в зоне актуального и ближайшего развития ребенка на развивающих занятиях по подгруппам. Форма их проведения достаточно свободная, они логически и методически связаны. Ребенок не объект, а субъект обучения и воспитания.
Модель воспитательного процесса
Воспитание осуществляется через игру, в которой малыши учатся обращаться с игрушкой, партнером, строить диалог, взаимодействовать со сверстниками, играть по правилам.
Материально-техническая база
Материально-технические условия способствуют созданию дидактической развивающей среды, экологически способствуют детскому возрасту.
Взаимоотношения
Воспитатель - администрация: доброжелательность, доверие, открытость, совместное обсуждение стратегии развития, уважение.
Воспитатель - воспитатель: доброжелательность, взаимопонимание, открытость, позитивная конкуренция, равноправие, уважение мнения коллеги.
Воспитатель - ребенок: доверие, открытость, принятие ребенка, уважение личности ребенка.
Отношения детского сада с социумом
Детский сад — центр педагогической и психологической помощи. Тесная связь с родителями поддерживается с помощью раз-
личных секций, работающих в выходные дни, со школой — через проведение совместных педсоветов, взаимопосещения детей и педагогов, совместные праздники.
Управление и организация жизнедеятельности
Управление построено на демократических началах. Руководство (заведующая, методист, старшая медсестра, врач) работает в тесном контакте с коллективом. Режим работы детского сада гибкий, т.е. основные режимные моменты установлены, но могут варьироваться для группы и индивидуально. В выходные дни работают группа выходного дня, театр-кафе, студии, ярмарки.
Концепция современной школы
Цель и задачи школы
Цель — создание адаптивной модели школы, которая приспосабливает педагогический процесс к реалиям жизни, изменяющимся условиям социальной среды и развивает активные адаптивные способности ее субъектов: учителей и учащихся.
Задачи (социальный заказ): подготовка образованных, воспитанных, профессионально ориентированных, здоровых, социально зрелых людей.
Образ школы
1. Образ ученика-выпускника
Субъект с личностной и социальной значимостью, необходимым комплексом знаний, умений и навыков в различных сферах жизни, с разносторонним развитием и гуманитарной культурой, способный к адаптации в постоянно меняющемся мир.
2. Образ учителя
Это личность, профессионал с гуманистическим мировоззрением и общей гуманитарной культурой. Он организует, контролирует, анализирует и регулирует деятельность учащихся, создает благоприятные условия для обучения и развития их личности.
Организация связана с подготовкой учащихся к восприятию нового учебного материала с целью выявления пробелов в знаниях и установления логических связей в учебном материале, регуляции учебно-познавательной деятельности и закрепления и применения на практике полученных знаний.
Контроль предусматривает обеспечение обратной связи, осведомляющей о соответствии фактических результатов поставленным целям.
Аналитическая деятельность учителя направлена на получение целостной картины процесса обучения путем выделения его этапов и выяснения того, каким образом в результате взаимодействия учителя и ученика происходит достижение целей учения и преподавания.
Регулирование направлено на изменение деятельности педагога и учащихся в случае отклонения фактических результатов от планируемых.
3. Модель учебного процесса
В адаптивной школе работают следующие концептуальные идеи: совершенствование целостного образовательного процесса и со-
ставляющих его компонентов, гуманитар но-культурологически и подход, свободное развитие, творчество, рефлексивность. При этом выполняются условия:
1) разработана методология диагностики обучаемости, развитости учащихся, сформированности у них социально-ценностного отношения к объектам окружающей действительности;
2) осуществляется учебно-познавательная и профессиональная ориентация учащихся;
3) реализуется оптимистическая гипотеза деятельности педагогов;
4) образовательный процесс корректируется в целях преодоления учебных затруднений школьников;
5) совершенствуются традиционные и разрабатываются или используются новые педагогические технологии;
6) в процессе обучения обеспечивается развитие личности, в частности ее субъектных свойств.
Заключение
Положение о психологической службе образования обозначает лишь основные направления профессиональной деятельности психолога. Это общее в каждом конкретном учреждении образования приобретает особенные черты и становится уникальным в случаях высокого уровня творчества и профессионального мастерства психолога. Так возникают имеющие свое лицо авторские модели психологической службы.