Файл: Парламентская процедура: понятие, виды, регламентация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В процессе обсуждения законопроектов правительство обладает рядом преимуществ. Например, в некоторых парламентах допускается "голосование без прений". Правительство, заручившись поддержкой комиссии и большинства депутатов, вправе потребовать перехода к голосованию сразу после получения заключения комиссии по законопроекту. Но если согласия большинства получить не удается, правительство может добиться проведения "укороченных прений", в которых участвуют только лица, имеющие отношение к законопроекту и внесшие в него поправки, а также представитель правительства.

Принятый парламентом законопроект направляется на подписание (утверждение) главе государства. В парламентарных монархиях и республиках главы государств обладают правом вето в отношении принятых парламентами законов, но на практике это право почти не используют. Оно как бы остается резервным оружием в руках исполнительной власти. Что же касается президентских и полупрезидентских республик, то там президенты прибегают к праву вето достаточно часто, тем самым активно вмешиваясь в законодательный процесс.

В случае согласия с законопроектом или после повторного его принятия парламентом глава государства должен опубликовать закон в официальном издании.

Срок вступления закона в силу колеблется в разных странах от 1 до 28 дней. Но в самом законе может быть установлен иной срок вступления его в силу.

Парламенты осуществляют очень активную законодательную деятельность. В некоторых из них часто принимается до 200-300 законов или поправок к ним за одну сессию.

Вывод: «парламентская процедура является юридически регламентированным порядком, на основании которого парламент и его палаты осуществляют входящие в их компетенцию права. Этот порядок, прежде всего, охватывает те последовательные действия, которые совершает парламент и его палаты при реализации прав, входящих в их компетенцию.

2. Виды парламентских процедур

2.1 Комитеты и комиссии парламента РФ

Существуют три основных вида парламентских процедур:

  1. Сессии парламента – определенный период времени, в течение которого палаты парламентов вправе в установленном порядке проводить пленарные заседания и принимать решения в соответствии со своей компетенцией. Образовалось две разновидности порядка работы парламента:

сессионный  - когда парламент созывается (собирается) в определенный промежуток времени, который может быть либо прямо указан в основном законе (очередные или ординарные сессии), либо определяться в зависимости от необходимости (внеочередные или экстраординарные сессии)

постоянный  - когда парламент сам решает о перерывах и каникулах в своей деятельности.

В межсессионный период действуют два принципа:

дисконтинуитета (означает, что все дела, не получившие в течение сессии завершения, прекращаются с ее окончанием, и на следующей сессии те же вопросы могут начинаться с самого начала).

континуитета (означает, что прохождение законопроекта не прекращается с закрытием сессии палат).

  1. Пленарные заседания - это собрания членов парламента (его палат), которые должны проводиться в установленном законом порядке. Обычно они являются открытыми, но в то же время могут быть и закрытыми (при рассмотрении вопросов, затрагивающих государственную тайну). Процедуры пленарных заседаний регулируются регламентами. Пленарные заседания делятся на две группы: организационные (проводятся сразу после выборов) и обычные.

Важнейший элемент парламентской процедуры - кворум (установленное регламентом количество парламентариев, необходимое и достаточное для начала работы (в отдельных случаях) и для принятия решений (как правило). Решение, принятое при отсутствии кворума, недействительно.

Регламенты подробно регулируют порядок установления повестки дня заседания и обсуждения вопросов.

Ораторы записываются заранее. Они должны не отклоняться от обсуждаемого вопроса; обычное время для выступлений - от 5 до 20 минут (реже 50-60).

Обсуждение заканчивается голосованием.

Способы: а) открытые (электронным голосованием, вставанием, разделением, поднятием руки, аккламация (кто громче кричит) и б) закрытые, тайные (бюллетенями). В наиболее ответственных случаях может применяться поименное голосование

  1. Заседания комитетов и комиссийПроцедура этих заседаний гораздо проще. Здесь не требуется предварительной записи на выступления; сами выступления носят характер скорее деловой , чем публичный; возможны неоднократные выступления.Особое значение имеют проводимые комитетами слушанияОни позволяют выявить не только возможные позиции и оппозицию по тем или иным вопросам, но и формировать в необходимом направлении общественное мнение.

Важная роль принадлежит комиссиям при осуществлении контрольных функций парламента. Узкая специализация комиссий, их небольшой численный состав позволяют с большей глубиной и компетентностью курировать отдельные области государственной деятельности.


Комитеты являются постоянно действующими рабочими органами палат Федерального Собрании. Большинство комиссии создаются на определенное время, необходимого для решения вопроса, относящегося к его компетенции. Решение об образовании или о ликвидации комитета, комиссии оформляется постановлением палаты.

В ходе своей деятельности комитеты и комиссии парламента имеют право запрашивать документы и материалы, приглашать на свои заседания различных должностных лиц государственной власти, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций. Основной сферой деятельности комитетов является экспертная проверка законопроектов, предмет регулирования, которого, относится к сфере деятельности комитета. Необходимо отметить, что особую роль в данном процессе играют комитеты Государственной Думы, которые работают с законопроектом на первых стадиях законодательного процесса.

Комиссии являются чаще всего временными рабочими органы палат. Они создаются на определённый срок для решения конкретной задачи. Решение о создании временной комиссии оформляется постановлением палаты, в котором указываются конкретная задача, для решения которой создана временная комиссия, ее полномочия, срок деятельности и состав. В состав временной комиссии могут входить Председатель палаты, первый заместитель Председателя, заместители Председателя палаты. Палаты Федерального Собрания принимают решение о прекращении деятельности временной комиссии по истечении срока, на который она была создана, и (или) по выполнении возложенной на нее задачи.

Состав комитетов и постоянных комиссий утверждается большинством голосов от общего числа членов палаты. В состав комитета Совета Федерации должно входить не менее семи человек. Если составе комитета становится менее семи человек, председатель комитета незамедлительно информирует об этом Председателя Совета Федерации, который поручает Совету палаты подготовить соответствующие предложения и внести их на очередное заседание Совета Федерации.

Председатели комитетов и постоянных комиссий, их первые заместители избираются на заседании комитета и утверждаются на общем заседании палат на срок полномочий избранных членов Совета Федерации—представителя от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Председатель, первый заместитель председателя и заместитель председателя комитета, комиссии Совета Федерации не могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации.


Комитет, комиссия Совета Федерации численностью менее 10 членов избирает не более трех заместителей председателя комитета, комиссии; численностью от 10 до 15 членов - не более четырех заместителей председателя комитета, комиссии; численностью свыше 15 членов - не более пяти заместителей председателя комитета, комиссии.

Заседания комитета, комиссии Совета Федерации проводятся не реже двух раз в месяц, с уведомлением членов комитета (комиссии) не менее чем за 72 часа. Для извещения других членов Совета Федерации необходимая информация помещается на доске объявлений палаты. По согласованию с Советом палаты в субъектах Российской Федерации могут проводиться выездные заседания комитета, комиссии Совета Федерации. Место проведения выездного заседания определяется соответствующим комитетом (комиссией) Совета Федерации самостоятельно. Заседания комитетов (комиссий) проводятся на принципах гласности, открытости, свободного обсуждения вопросов. Ежегодно комитеты (комиссии) Совета Федерации представляют палате отчет о проделанной работе.

Заключение

Парламент принимает индивидуальные и коллективные петиции просьбы, жалобы, заявления граждан и их объединений, касающиеся главным образом их прав. Петиции направляются на имя председателя парламента, но передаются через своего депутата от округа. Они рассматриваются в специальной комиссии (иногда в обычной постоянной комиссии в зависимости от их содержания) или направляются соответствующему министру, который отвечает петиционеру (петиционерам). Постоянные комиссии докладывают о петициях на пленарном заседании некоторые петиции также могут быть рассмотрены на пленарном заседании.

Особые процедуры предусмотрены при ратификации международных договоров: изучение в соответствующей комиссии, часто с привлечением других комиссий, дающих свои заключения по разным аспектам договора, сбор мнений и заключений министерств и ведомств. После этого парламент может ратифицировать договор сам или поручить это президенту — в зависимости от характера договора. При обсуждении проекта бюджета, конституции, некоторых важных законов парламент организует широкое ознакомление общественности, местных органов государства и самоуправления с проектом закона.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета 1993 г.
  2. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22.01.98 №2134-11 «О Регламенте Государственной Думы Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) //Собрание законодательства Российской Федерации. 1998 №37.
  3. Зрелов, А.П. О введении института парламентского расследования в РФ. Право и политика / А. П. Зрелов, М.В. Краснов. М.: Юрайт, 2016 – 235 с.
  4. Трошев, Д. Б. Возбуждение парламентского расследования. Актуальные проблемы российского права / Д. Б. Трошев. М.: Знание, 2017 – 297 с.
  5. Компьютерная справочная правовая система России. URL: http://www.consultant.ru.