Файл: Судебная власть в правовом государстве (в системе разделения властей).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 866
Скачиваний: 26
Введение
Судебная власть - это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства.
Целью данного реферата является подробное рассмотрение роли судебной власти в Российском государстве, а также основных проблем современной судебной власти с помощью различных источников, как и общего анализа места и значения данной отрасли власти
Актуальность данной работы обусловлена существенной значимостью судебной власти, как самостоятельной ветви власти для современного правового государства, в первою, очередь для граждан страны, которых судебная власть охраняет от любого вида произвола, как со стороны самих граждан, так и со стороны государства, его органов и должностных лиц.
Задачи исследования:
- Изучить понятие судебной власти в системе органов РФ
- Рассмотреть понятие государственное власти, частью которой является судебная власть
- Рассмотреть основные задачи, функции и формы судебной власти.
- Изучить понятие правосудия, как одной из наиболее важных функций судебной власти
- Рассмотреть признаки и принципы правосудия
Объектом исследования являются авторские работы, нормативно-правовые акты, которые в той или иной степени затрагивают вопросы организации судебной власти в Российской Федерации.
Предметом исследования являются развитие и современное состояние правовых основ судебной власти в Российской Федерации
1. Судебная власть в системе разделения властей
1.1. Судебная власть в системе государственных органов
Судебная власть является разновидностью государственной власти, поскольку в соответствии с Конституцией осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей присущ каждому демократическому государству.
Прежде, чем перейти к рассмотрению сущности судебной власти, определимся с понятием власти государственной.
Государственная власть - это «форма общественной власти, которая опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население и осуществляет организованное воздействие на сознание и поведение людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, убеждения или принуждения, направленное на достижение общественно значимых целей».
Государственная власть характеризуется следующими признаками:
- распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной)
- носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов)
- опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей)
- осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.)
- устанавливает систему налогов
- организует население по территориальному признаку
- характеризуется легитимностью и легальностью
Независимость судебной власти и ее роль как гаранта соблюдения прав и свобод на территории страны заложена в ст. 46 Конституции Российской Федерации, закрепившей, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Однако роль и влияние судебной власти не ограничиваются только защитой прав и свобод различных лиц при их нарушении властью. Органы государственной власти и местного самоуправления также имеют право на судебную защиту своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов
Судебная власть осуществляется "посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства" (ст. 118). В системе государственных органов, осуществляющих судебную власть, в конституционном порядке выделяют следующие судебные органы.
В Конституции РФ прямо говорится о том, что "судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом" и что "судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону".
В формально-юридическом плане это означает, что судебная власть, так же как и законодательная, является относительно самостоятельной ветвью власти по отношению к исполнительной власти, и по отношению друг к другу они оказывают сдерживающее влияние и уравновешивают друг друга.
Таким образом, вопрос, как реализуются в жизни и в каком направлении развиваются в законодательстве конституционные основы судебной власти, отнюдь не теоретический для общества и рядовых граждан.
1.2. Понятие судебной власти, ее функции и формы осуществления
Судебная власть – это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, созданная для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами; защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и должностными лицами; контроля за конституционностью законов; контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно–розыскной деятельности; установления наиболее значимых юридических фактов.
Функции судебной власти:
- Правосудие.
- Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения.
- Толкование правовых норм.
- Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.
- Ограничение конституционной и иной отраслевой правосубъектности граждан России.
Судебная власть может реализовываться в различных формах. Основная, но не единственная форма реализации судебной власти – это правосудие.
Правосудие – это деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и подведомственных им административных дел, завершающиеся принятием соответствующего судебного решения (приговора, постановления, определения).
Таким образом, судебную власть следует рассматривать как обладание в силу закона правоприменительными полномочиями в правовой сфере жизни общества и осуществление этих полномочий в соответствии с процессуальными законами в целях обеспечения законности и правопорядка в стране, охране от всяких посягательств конституционного строя, политической и экономической систем, прав и законных интересов граждан, государственных органов и других организаций.
Важное значение для функционирования судебной власти имеет судейское сообщество, занимающее особое место в российском обществе и государственном механизме как особая корпорация граждан, занимающих высшие государственные должности и в персональном, индивидуальном качестве на профессиональной основе реализующих властные государственные полномочия.
2. Понятие, признаки и принципы правосудия
2.1. Понятие и признаки правосудия
Как уже было отмечено выше, правосудие является важнейшим направлением правоохранительной деятельности. Чтобы дать определение понятию правосудия, необходимо выделить его сущность и признаки, т.е. такие свойства, качества, которые отличают его от совокупности других явлений государственно-правовой действительности вообще и других направлений правоохранительной деятельности в частности.
Правосудие – это высшая юрисдикционная деятельность, осуществляемая непосредственно судами от имени государства, на основании Конституции и действующего законодательства РФ.
Признаки правосудия:
- принятие окончательных решений по важнейшим вопросам, касающихся прав и свобод человека, интересов общества и государства (признание виновным или невиновным, удовлетворение или отказ в удовлетворении исковых требований);
- общеобязательная сила судебных решений. Вступившее в законную силу решение суда (приговор, постановление) обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц, юридических и физических лиц на всей территории РФ. Неисполнение судебного решения влечет применение определенных мер государственного принуждения (вплоть до лишения свободы);
- правосудие осуществляется только двумя способами:
- 1-й рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций;
- 2-й рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел и применение установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдание невиновных;
- правосудие осуществляется в строгом соответствии с установленной законом процедурой рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел. Закон определяет все важнейшие вопросы порядка осуществления правосудия: законный состав суда; лиц, принимающих участие в судебном заседании, их права и обязанности; стадии судебного разбирательства и т. п.
Необходимо также иметь в виду, что в нормативных актах и литературе часто употребляется термин «судопроизводство», который является более широким по объему и включает в себя, помимо правосудия, деятельность других государственных органов, должностных лиц и других физических и юридических лиц, действующих в рамках общественных отношений, регулируемых процессуальным законом, причем, не только в рамках судебного разбирательства, но и на других стадиях процесса. Так, п. 56 ст. 5 УПК РФ определяет понятие уголовного судопроизводства как досудебного и судебного производства по уголовному делу. Соответственно уголовное судопроизводство представляет собой деятельность не только суда, но и прокурора, следователя, дознавателя и других участников уголовного процесса, поскольку все они обладают определенными правами и обязанностями, т.е. являются субъектами процессуальных правоотношений. Тем не менее, в любом виде судопроизводства центральное место занимает вполне определенный круг участников процесса, от которых зависит возбуждение, движение и разрешение дела. Это суд, разрешающий дело по существу, и стороны, отстаивающие в процессе противоположные интересы, и наделенные широкими правами по доказыванию тех обстоятельств, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Правосудие в РФ строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в Конституции РФ (гл. 7) и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации».
Таким образом, правосудие - это осуществляемая только судами в установленной законом процессуальной форме правоприменительная деятельность, основанная на системе определенных принципов и направленная на справедливое разрешение споров о праве.
2.2. Принципы правосудия
Принципы правосудия - начальные отправные идеи и взгляды, носящие нормативный характер, на основе которых строится вся система судопроизводства, судоустройства и законодательства о правосудии: посредством которых определяется сущность правосудия. Система принципов правосудия строится согласно положениям Конституции РФ и нормам, закрепленным в законодательстве, касающимся правосудия. Принципы правосудия по своей объективной сущности - это идеи и представления о справедливом правосудии, о демократических началах законодательства, о судах и судебной системе. Принципы определяют характер всего правосудия, пронизывая его содержание во всех институтах, и выражают взгляды о построении процессуального порядка, обеспечивающего справедливое правосудие по уголовным делам, эффективную защиту личности, ее прав и свобод! интересов общества от преступных посягательств и нарушений, прав по гражданским, административным, семейным, трудовым делам. В системе все принципы осуществляют такую конструкцию, которая является фундаментом для всех конкретных законодательных предписаний, регулирующих правосудие. Предписания такого рода не могут противоречить принципам, так как принципы закреплены в законах, имеющих высшую юридическую силу.
Характеристика отдельных принципов правосудия:
- Принцип законности - это принятие только нормативно-правовых актов, соответствующих нормативно-правовым актам с большей юридической силой и с соблюдением процедуры, установленной для их принятия, а также неукоснительное и добросовестное исполнение и соблюдение Конституции РФ, законов и иных нормативных актов всеми государственными органами, юридическими и физическими лицами, и т. п. В сфере правосудия принцип законности означает соблюдение и исполнение законов и иных нормативных актов в первую очередь судом. Суд вправе не применять законы и иные нормативные акты, противоречащие Конституции РФ. Суд также не вправе применять закон или иной правовой акт, противоречащий международному договору Российской Федерации.
- Принцип соблюдения прав и свобод личности при осуществлении правосудия. Правовые гарантии обеспечения прав человека включают в себя: право на жизнь и исключительный характер смертной казни; при осуществлении правосудия запрещаются любые действия, причиняющие вред жизни или здоровью человека или унижающие его достоинство (пытки, истязания и пр.); специальный порядок производства действий, нарушающих неприкосновенность частной жизни человека (выемка почтовой корреспонденции, прослушивание телефона и т.п.); неприкосновенность жилища и особый порядок производства обыска; установление ответственности виновных лиц за нарушение прав и свобод человека и гражданина.
- Принцип осуществления правосудия только судом. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами (ст. 118, ч.1), учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «О судебной системе Российской Федерации». В Российской Федерации не допускается создание иных (в том числе чрезвычайных) судов (ст. 118, ч. 3).
- Принцип независимости судей. Судьи, народные, присяжные и арбитражные заседатели независимы и принимают решения, руководствуясь лишь законом и своим правосознанием, без какого-либо влияния на них со стороны кого бы то ни было (включая органы законодательной, исполнительной властей, а также вышестоящих судов). Гарантии независимости судей обеспечиваются: неприкосновенностью судей; созданием органов судейского сообщества; материальным и социальным обеспечением судей; правом судей на отставку; жесткой регламентацией процедуры осуществления правосудия и т.д.
- Принцип законности, компетентности и беспристрастия суда. Данный принцип призван способствовать правильному и справедливому разрешению гражданских и уголовных дел. Компетентность суда обеспечивается путем установления жесткого порядка наделения судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей и полномочия, в том числе определения требований, которым должны соответствовать кандидаты на указанные должности. Обеспечение права на рассмотрение его дела тем судом, которому оно подсудно существуют особые правила определения подведомственности и подсудности различных категорий дел. Изъятие дела из одного суда и передача его в другой допускается только в случаях, предусмотренных в законе, с соблюдением определенной процедуры. Обеспечение рассмотрения дела надлежащим составом суда, то есть возможные составы суда при рассмотрении уголовных дел по первой инстанции:
- один судья-профессионал (в случае рассмотрения районным судом дела о преступлении, максимальное наказание, за которое не превышает 5-ти лет лишения свободы);
- один судья-профессионал и два народных заседателя (по всем делам, кроме тех, которые судья рассматривает единолично);
- три судьи-профессионала (с согласия обвиняемого по всем делам, кроме тех дел, подсудных районному суду);
- один судья-профессионал и 12-ть присяжных заседателей (по ходатайству подсудимого в судах среднего звена субъектов Российской Федерации, где предусмотрено рассмотрение дел с участием присяжных заседателей, по делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15-ти лет либо пожизненное заключение или смертная казнь). Гражданские дела в судах общей юрисдикции рассматриваются по первой инстанции судьей единолично (большинство дел) либо судьей и двумя народными заседателями. Рассмотрение дел в кассационной, апелляционной и надзорной инстанциях проводится всегда в коллегиальном составе суда.
- Равенство всех перед законом и судом. Равенство всех перед законом означает одинаковое применение норм закона ко всем лицам: наделение их одинаковыми правами, возложение одинаковых обязанностей и единообразное возложение ответственности. Равенство перед судом предполагает равное наделение всех лиц, предстающих перед судом в одинаковом статусе (истец, ответчик, подсудимый, свидетель).
- Принцип состязательности и равноправия сторон предполагает наделение сторон равными правами и возможностями по отстаиванию своих прав и законных интересов при осуществлении правосудия.
- Право граждан на судебную защиту гарантирует судебную защиту прав и свобод личности от действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных организаций, которые могут быть обжалованы в суд.
- Каждый подозреваемый, обвиняемый и подсудимый имеют право на защиту. Самому эффективно защищать свои интересы, право на бесплатного адвоката и т. д.
- Презумпция невиновности. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а следователь, суд не вправе перелагать на него обязанности по доказыванию. Недоказанная виновность равняется доказанной невиновности. Неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого.
- Принцип открытого разбирательства дел. Разбирательство дел во всех судах открытое. Это означает предоставление гражданам, не участвующим в рассмотрении дела, права присутствовать на судебном заседании, что повышает ответственность всех его участников и в первую очередь суда. (Не допускаются лица моложе 16-ти лет; доступ ограничен из-за недостаточной площади судебного помещения либо охрана государственной тайны или разбирательство дел, совершенных лицами не достигших 16-ти летнего возраста, а также рассмотрение полового преступления и в иных случаях предусмотренных законом.)
- Принцип языка судопроизводства. Судопроизводство во всех судах ведется на русском языке, кроме федеральных судов общей юрисдикции, где судопроизводство может вестись на родном языке (также может предоставляться бесплатный переводчик).
- Привлечение граждан к осуществлению правосудия. Граждане привлекаются к правосудию как народные заседатели, присяжные заседатели, арбитражные заседатели, общественные обвинители и защитники, и представители общественных организаций и трудовых коллективов. В заключение хотелось бы сказать, что только в ситуации, когда судебная власть настоящему независима, обеспечивается подлинное уважение общества к суду, эффективная защита прав человека, гармония интересов личности, общества и государства, что имеет непосредственное отношение и к задаче, поставленной Д.А. Медведевым, а именно - преодоление правового нигилизма граждан нашей страны.