Файл: Преступность несовершеннолетних, причины и ее предупреждение. (Понятие и причины преступности несовершеннолетних.).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и причины преступности несовершеннолетних
1.1 Понятие и характеристика преступности несовершеннолетних
1.2 Причины преступности несовершеннолетних
Глава 2. Предупреждение преступности несовершеннолетних
2.1 Понятие, цели и задачи предупреждения преступности несовершеннолетних
2.2 Основные направления и мероприятия по предупреждению преступности несовершеннолетних
Введение
Актуальность темы заключается в том, что преступность несовершеннолетних обладает некоторыми отличительными особенностями, проявляемые, прежде всего, в рамках причинного комплекса и мотивации в формировании преступного поведения и, как результат, в ее уровне и тенденциях развития.
В критериях нестабильной общественно-экономической и политической ситуации наиболее незащищенными оказались дети. Дети как практически никакая иная общественная группа самым непосредственным образом ощутили на себе издержки демократических и экономических преобразований. Вышеназванные проблемы и ряд других задели практически все семьи, в которых был весьма низкий заработок родителей, а также семей, где только один родитель. Массовая алкоголизация, проблема наркомании зрелого населения, системная безработица лишили детей нормальных и ответственных родителей, а также заботливой семьи.
Дети, не достигшие совершеннолетия в силу специфики их несформировавшейся психики, возрастных индивидуальностей, социальной бессознательности и юридической неграмотности очень быстро воспринимают все отрицательное, что происходит вокруг них, поэтому эта категория населения оказалась весьма криминальной. На сегодняшний день практически каждое третье преступление против собственности, совершенное на улице или в общественном месте, происходит с участием несовершеннолетнего. Сейчас уже можно говорить об организованной преступности несовершеннолетних, устойчивых экстремистских группах несовершеннолетних. Также в настоящее время в нашей стране увеличивается количество детей, начинающих употреблять алкоголь чуть ли не с шести-семи лет, растет детская наркомания, токсикомания, проституция, а число административных правонарушений, которые совершаются несовершеннолетними, уже давно исчисляются сотнями тысяч.
Глава 1. Понятие и причины преступности несовершеннолетних
1.1 Понятие и характеристика преступности несовершеннолетних
Преступность несовершеннолетних — один из видов преступности, выделяемый по следующим основаниям, исходящим из так называемых признаков-проявлений: 1) совокупность преступлений, выделяемых на основе такого критерия, как совершенные несовершеннолетними субъектами преступления; 2) основанность на уголовно-правовых характеристиках; 3) проявление вида преступности как сложного социального явления в определенных сферах жизнедеятельности[1].
Несовершеннолетними, в соответствии со ст. 87 УК РФ[2], признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.
Преступность несовершеннолетних имеет ряд отличительных особенностей, которые проявляются в первую очередь в причинном комплексе и мотивации формирования преступного поведения и, как следствие, в ее уровне и тенденциях развития. Вместе с тем перечисленные особенности заключены в личностных качествах несовершеннолетних и их социально-правовом статусе в обществе.
Анализ преступности несовершеннолетних как особого объекта криминологического исследования включает изучение характеристик:
- совершенных преступлений (виды, формы, мотивы);
- личности (с учетом ограниченного периода ее формирования, ограниченной дееспособности, подвижной динамики содержания социальных функций);
- причин и условий преступности;
- результативности мер профилактического воздействия.
Преступность несовершеннолетних в России за последние 10—15 лет утратила признаки детского озорства, спонтанности, возрастной незрелости. Отмечается раннее взросление несовершеннолетних, совершавших преступления, сформированность у них негативных взглядов и установок. Последние обеспечивали их выживание в крайне сложных для них социальных условиях, а также реализацию сформированных данными условиями потребностей и интересов, тягу к специфическим «удовольствиям» (наркотики, алкоголь, ранние половые связи и др.).
Преступления несовершеннолетних в большей своей части носят групповой характер. Почти во всех случаях это — группы по предварительному сговору. Преступления, совершаемые такими группами, относятся к категории тяжких. Указанные группы несовершеннолетних, а также организованные группы совершают в основном такие преступления, как кражи, грабежи, разбои, вымогательства.
Среди групповых преступлений выделяются две категории: 1) совершенные в группе только несовершеннолетними; 2) совершенные с участием взрослых лиц. Доля вторых постоянно возрастает. При соучастии с взрослыми лицами чаще совершаются кражи, мошенничество, разбой, причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, убийство. В структуре преступлений, совершенных группой при участии взрослых, выше доля тяжких и особо тяжких преступлений.
Питательной средой для групповой преступности стали неформальные группировки молодежи антиобщественной направленности[3]. Ежегодно более 70 тыс. подростков, входящих в такие группировки, подвергаются уголовному и административному наказанию за совершение различного рода правонарушений. Подростковые группы с антиобщественной направленностью весьма широко используются в своих целях лидерами организованной преступности и фактически становятся составной частью последней.
Таким образом, можно сказать, что проблема преступности несовершеннолетних в том, что возраст от 14 до 18 лет называют переходным, именно в эти годы наблюдается переход от детства к взрослости, физическое и нравственное созревание, приобретение определенной системы знаний и навыков, и в данном возрасте необходимо не допустить переход на преступный путь и обеспечивать помощь тем несовершеннолетним, которые совершили правонарушения непреступного характера.
С момента вступления в силу УК РФ 1996 г. и до настоящего времени весьма стабильным остается распределение несовершеннолетних, выявленных за совершение преступления, по возрастным группам. Доля подростков, совершивших преступление в возрасте 14—15 лет, традиционно составляет 28—30%, а на долю 16-17-летних несовершеннолетних приходится 70—72% преступных деяний. В группе 14—15-летних выше доля лиц, которые совершили кражу, грабеж, причинение вреда средней тяжести. Среди 16—17-летних — выше доля лиц, совершивших убийство, изнасилование, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, разбой, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения[4].
Преступность несовершеннолетних в своей основе – это мужская преступность. Несовершеннолетние женского пола не столько принимают участие в «традиционных» преступлениях (кражи, мошенничество), сколько становятся участницами устойчивых групп корыстно-насильственной направленности. Фиксируются специфические личностные характеристики несовершеннолетних преступниц. Они в большей мере, чем подростки мужского пола, совершающие преступления, лживы, скрытны, развязны, эгоистичны.
Можно сказать, что преступность несовершеннолетних в России снижается, но при этом все-таки фиксируется ряд устойчивых негативных тенденций, которые являются, помимо прочего, закономерным следствием разрушения сложившейся за несколько десятилетий системы профилактики преступности и несформирования новой системы в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Во многом указанная тенденция объясняется отсутствием должных правовых гарантий, обеспечивающих трудоустройство несовершеннолетних. Так, в ч. 2 ст. 11 данного Федерального закона содержится общее указание об установлении квотирования рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних, однако региональными законами и постановлениями органов местного самоуправления это квотирование повсеместно не установлено, не принят до сего времени и соответствующий федеральный закон[5].
1.2 Причины преступности несовершеннолетних
Процесс детерминации преступности несовершеннолетних специфичен в силу их возрастных социальных и психологических особенностей, своеобразия социально-правового статуса. Основные причины преступности несовершеннолетних коренятся в сфере формирования личности, в семье, школе, трудовой и досуговой деятельности.
Отмечаются хаотичность, несформированность у несовершеннолетних собственной системы взглядов, позиций, ценностей; повышенная зависимость поведения от мнений и оценок друзей; эмоциональность, неспособность критически анализировать свои поступки и поведение других людей. Перечисленные особенности личности включаются и начинают действовать в механизме преступного поведения не автоматически, а при конфликтных ситуациях в семье, в окружении, безнадзорности и т.п.
Резкое социально-экономическое расслоение населения особенно болезненно воспринимается малолетними и несовершеннолетними. Увеличивающийся разрыв между реальными доходами и привлекательными жизненными стандартами, невозможность достижения последних правомерными способами обусловили интенсивное вовлечение несовершеннолетних даже из относительно благополучных в социальном смысле семей в криминальную деятельность, вызвали высокую степень психологической готовности действовать.
Под влиянием указанных факторов происходит процесс смещения ценностных ориентации несовершеннолетних, связанных с восприятием действий криминальных структур как преуспевающих лидеров для подражания и даже зависти.
Наиболее часто встречаются следующие криминогенные обстоятельства, которые обуславливают преступное поведение несовершеннолетних:
1.Отрицательное влияние семьи[6].
2.Временное или постоянное отсутствие у ряда родителей возможности обеспечить минимально необходимые потребности детей и, как следствие, возникновение озлобленности в отношениях между близкими людьми.
3.Настроения безнадежности или озлобленности[7].
4.Безнадзорность в результате отсутствия должного контроля со стороны семьи и ряда воспитательных учреждений.
5.Низкий уровень качества работы учебно-воспитательных учреждений, проявляющийся в форме отказа от индивидуального подхода к малолетним и несовершеннолетним, а также в нечестности или непрофессионализме должностных лиц, ответственных за воспитательные процессы.
6.Подавление интереса к учебе; неполучение навыков правильной самооценки и управления своим поведением.
7.Отсутствие в достаточном количестве сети молодежных клубов и досуговых секций, что ограничивает позитивную досуговую занятость несовершеннолетних.
8.Отрицательное влияние окружения (сверстников и старших лиц).
9.Вовлечение взрослыми преступниками в пьянство, азартные игры, употребление наркотиков, проституцию, что нередко связано с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений с пропагандой преимуществ криминальной жизни.
10.Проникновение в подростковую и молодежную субкультуры через средства массовой информации культа насилия, грубости, жестокости, наркотиков, проституции и т.п.
11. Увеличение доли детей и подростков с отставанием в интеллектуальном и волевом развитии, в большей части — это дети родителей, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотическими веществами.
На рецидивную преступность несовершеннолетних влияет распространенность не всегда обоснованного условного осуждения или применения мер воспитательного характера без обеспечения постоянного контроля за поведением осужденных. В результате у несовершеннолетних возникает ощущение вседозволенности. Обоснованное и законное назначение наказания сводит к минимуму или, возможно, даже исключит рецидив.
В детерминационном комплексе преступности несовершеннолетних важную роль играет отсутствие нормального финансирования программ профилактики преступности, в том числе несовершеннолетних, и работы правоохранительных органов, отсутствие оптимально функционирующих механизмов реализации принимаемых законов и иных нормативных актов.
Проводимые экономические, политические и иные реформы переходного периода стали источником качественно новых негативных изменений в системе социализации подрастающего поколения, в процессах становления гражданского мировоззрения несовершеннолетних, их моральных установок, нравственной позиции, культуры, правосознания, т. е. всего того, что должно стать предпосылкой законопослушного поведения[8].