Файл: Основы Конституционного строя РФ (Понятие основ конституционного строя).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 266

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию.

И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначения, функции и основы организации, формы и методы деятельности.

Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Приступая к характеристике основ конституционного строя государства надо вспомнить понятие государства.

Государство - это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим распоряжениям обязательную силу для населения всей страны.

Конституцию справедливо называют основным, главным законом государства.

Основы Конституционного строя - это совокупность закрепленных Конституцией основных положений и принципов, в соответствии с которыми должны находиться и другие положения Конституции и все нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации. В то же время основы конституционного строя как бы моделируют новое российское государство и гражданское общество.

Специальных комплексных актов, которые бы развивали и иллюстрировали конституционные характеристики государства ( демократическое, правовое, федеративное (ст. 1), суверенное (ст. 4), социальное (ст. 7), светское(ст. 14), с республиканской формой правления(ст. 1) и принципы конституционного строя: народовластие (ст. 3), разделение властей (ст. 10), идеологическое и политическое многообразие (ст. 13) и др. ), нет. Есть, разумеется, законодательные и другие нормативно-правовые акты прямо или косвенно иллюстрирующие положения новой главы Конституции Российской Федерации, и это работа является попыткой подтверждения этого.

Понятие основ конституционного строя

Конституция 1993 года занимает верховенствующее положение в правовой системе нашего государства. Она применяет новое для нашего законодательства понятие "основы конституционного строя". Оно заменило содержавшиеся в Конституции РСФСР 1937 г. понятие "общественное устройство" и в Конституции РСФСР 1978 г. понятие "основа общественного строя и политики".


В каждом обществе имеется свой строй: экономический, политический, социальный, духовные отношения. Этот общественный строй и является основой для государства и права.

Конституционный строй - это совокупность закрепленных в конституции принципов, основных ее положений, в соответствии с которыми должны находиться все другие конституционные положения, а также текущее законодательство. Основы конституционного строя образуют ядро Конституции, принятие конституции означает установление обязанности государства подчиняться конституционным предписаниям. В противном случае существование основного закона теряет всякий смысл, также как и понятие правового государства. Однако понятие конституционного строя относится не ко всякому государству. Оно применимо лишь к государству, в котором конституция признает, закрепляет, надежно охраняет и гарантирует права и свободы человека и гражданина, все право соответствует этой конституции, а государство во всем подчиняется праву. Конституционный строй, следовательно, не сводится только к факту существования конституции, а предполагает наличие двух необходимых условий: конституция демократическая и она соблюдается.

Элементы конституционного строя РФ:

1. республиканская форма правления;

2. суверенитет РФ;

3. права и свободы личности;

4. источник власти - многонациональный народ России;

5. верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;

6. федеративное государственное устройство;

7. гражданство РФ;

8. разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

9. организация местного самоуправления.

Положения главы 1 Конституции РФ, формирующие основы конституционного строя, занимают главное место в иерархии конституционных норм. Это находит свое выражение в том, что все другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя в соответствии с ч. 2 ст. 16 конституции РФ: "Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации." Данное предписание адресовано, прежде всего, второму по уровню (после Конституционного собрания) органу учредительной власти - Федеральному Собранию, которое может принимать законы об изменении и дополнении статей Конституции, но за исключением содержащихся в главе 1, а также главах 2 и 9 (ч. 1 ст. 135). Ни один принятый Федеральным Собранием закон, вносящий изменения в Конституцию РФ, не должен противоречить основам конституционного строя. Все нормы, содержащиеся в последующих главах Конституции РФ, должны толковаться в соответствии с положениями главы 1. Положения гл. 1 Конституции РФ могут быть изменены только в ходе полного пересмотра всей Конституции.


Таким образом, статьи 1 главы Конституции РФ имеют высшую юридическую силу над другими статьями, любые изменения этих статей недопустимо. Статья 16 завершает важнейшую главу Конституции России "Основы конституционного строя", которая определяет главные черты государственного и общественного строя, форму правления и политический режим. Эти положения необычайно важны, на них базируются все последующие главы Конституции. Принципы, закрепленные в главе 1 из-за их чрезвычайной важности нуждаются в особой защите. Это нашло свое отражение в основном законе, который не допускает пересмотра парламентом положений этой главы. Данное конституционное установление дает стабильность нашей Конституции и конституционному строю. Если же предложения о пересмотре положений Конституции будут поддержаны 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то они могут быть рассмотрены в особом порядке, предусмотренном в главе 9 Конституции с соблюдением весьма сложной процедуры.

Принципы конституционного строя

Основы конституционного строя это главные устои государства, его основные принципы, характеризующие Российскую Федерацию как конституционное государство, которые гарантируются и обеспечиваются государством.

Конституция Российской Федерации, прежде всего, закрепляет принципы, основные устои российского конституционного строя, в которых находит выражение его гуманистическая направленность и демократическая сущность, которые характеризуют Российскую Федерацию как конституционное государство.

В Конституции Российской Федерации в качестве основ конституционного строя признаются такие принципы и свойства государственной власти, как суверенитет государства, разделение властей, органы государственной власти и соотношение с ними местного самоуправления. Каждый конституционный принцип действует не сам по себе. Все они в совокупности и взаимосвязи конституируют государство, дополняют друг друга и находятся во взаимозависимости. Выделяются следующие основные принципы конституционного строя РФ:

1) народовластие (оно характеризуются верховенством власти народа; происхождением государственной власти только от имени многонационального народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной);

2) приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности;


3) верховенство закона;

4) федерализм (он включает в себя территориальную целостность государства; верховенство государственной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единственной носительницей государственного суверенитета и г. д.);

5) государственный суверенитет (он включает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России);

6) социальный характер РФ (т. е. политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);

7) светский характер российского государства (т. е. в РФ деятельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви); 8) республиканская форма правления (особенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не президентской или парламентской);

9) разделение властей;

10) политический плюрализм (в РФ гарантируется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан);

11) многообразие форм собственности и свобода экономических отношений (территория РФ является единым экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности).

Общество свободных людей (гражданское общество) обязывает государство служить человеку, предъявляет определенные требования в отношении организации государственной власти и ее пределов. Основы конституционного строя содержат гарантии от установления тотального государственного контроля общественной жизни. Статья 4 Конституции РФ является одной из отправных статей, входящих в главу 1 "Основы конституционного строя". Суть части первой статьи 4 состоит в провозглашении суверенитета. Этот суверенитет предполагает верховенство и единство власти Федерации и обязательность актов ее органов для всех граждан и вообще всех физических лиц на территории Российской Федерации. А принцип разделения властей, закрепленный в общей форме в статье 10 Конституции РФ, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус и компетенцию Федерального Собрания, Президента, Правительства и судов Российской Федерации.


Экономическая основа конституционного строя

Содержится в восьмой статье, конституционные принципы формируют основы конституционного экономического строя. Эти принципы лежат в основе большой совокупности конституционных норм, объединенных логико-правовыми связями и в силу этого представляющих собой определенное единство, подсистему норм, построенную с использованием концепции "экономической конституции". Усилиями экономистов и юристов Германии, Франции, Испании, Италии, США, Португалии создана теоретическая конструкция, встроенная в систему конституционного права, которая пытается объяснить, как конституция регулирует экономические отношения. Она позволила связать в единое целое такие разнородные и противоречивые явления, как свобода экономической деятельности и интервенция государства в сферу экономики. Будучи сопряженной с концепцией социального государства, экономическая конституция превращается в конституционно-правовую основу социально ориентированной рыночной экономики.

Как подсистема конституционно-правовых норм экономическая конституция охватывает:

1) принципы основ конституционного строя о свободе экономической деятельности, едином экономическом пространстве, многообразии и равноправии различных форм собственности, защите конкуренции (ст. 8), о социальном характере государства (ст. 7);

2) конституционные нормы об основных экономических правах и свободах и основных правах, имеющих хозяйственно-конституционное значение, а также о конституционных гарантиях предпринимательства (ст. 7, ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 74, ч. 2 ст. 75); о значении общепризнанных норм и принципов международного права и норм, содержащихся в международных договорах РФ (ст. 15);

3) нормы, устанавливающие конституционный экономический публичный порядок: а) конституционные принципы государственного регулирования экономической деятельности; б) нормы о возможности ограничения основных экономических прав; в) нормы о полномочиях федеральных и региональных органов государственной власти в сфере правового регулирования предпринимательства. Общей тематикой объединены положения Конституции, касающиеся финансов и налогов. Конституционное финансовое право является самостоятельной частью "экономической конституции". Принцип единства экономического пространства имеет особое значение в федеративных государствах, субъекты которых имеют свое законодательство (ст. 5 Конституции). Он также связан с категорией "государственное единство", использованной в преамбуле Конституции. Целый ряд конституционных положений в гл. 3 Конституции "Федеративное устройство" устанавливают гарантии экономической целостности федеративного государства.