Файл: Инструментарий оценки качества образовательного процесса.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
В вопросе определения критериев и показателей качества образовательного процесса следует учитывать следующие моменты. Первый момент: показатели и критерии качества могут быть определены по образовательным результатам. В этом случае качество образовательного процесса отслеживается по качеству результатов. Второй момент: в определении качества образовательного процесса могут быть использованы критерии и показатели, характеризующие как результат, так и процесс, и условия функционирования образовательного процесса.
Компоненты, критерии и показатели качества образовательного процесса:
Нормативная база: Наличие документов вышестоящих управленческих структур, качество учебных планов, наличие и характер образовательных программ.
Цель образовательных программ: Умение ставить цель, умение планировать, умение отразить результаты в целях, достижимость цели.
Качество учебного плана: Наличие и качество базисных учебных планов, наличие и качество вариативных учебных планов.
Набор программ дополнительного образования: Количество программ дополнительного образования, механизмы реализации.
Качество управленческого персонала: Умение разработать перспективный план, умение доводить план до сведения структур, умение реализовать и контролировать образовательный процесс.
Документация по руководству: Наличие функциональных обязанностей, наличие регламента деятельности, стиль руководства.
Качество плана-конспекта преподавателей: Характер поставленной цели, методические составляющие, система контроля, планирование методики обучения.
Система оценивания: Контроль и диагностика в учебном процессе, наличие измерительных инструментов, механизм оценки знаний, механизм коррекции знаний учащихся.
Механизм анализа результатов и коррекция учебного процесса: Подведение итогов диагностирования, механизм коррекции учебного процесса,наличие планов дальнейших действий.
Профессиональный уровень преподавателей: Образование, квалификация, степень овладения методикой обучения, степень овладения технологией обучения.
Наличие системы повышения квалификации: Планы повышения квалификации, количество преподавателей, повысивших квалификацию.
Достижение образовательного результата: Уровни знаний, достигнутые умения и навыки, участие в олимпиадах.
Ценностные ориентации: Соответствие общепринятым человеческим нормам, умение оценивать ситуации, высказать свою точку зрения, уровень взаимоотношений в классе и семье.
Заключение
В результате проведенного исследования была достигнута поставленная цель и решены основные задачи.
Методологическое положение о взаимосвязи и взаимозависимости компонентов и элементов качества образования позволяет выявить роль качества образовательного процесса.
Вопрос об изучении одного из компонентов качества образования – качества образовательного процесса – является важным в структуре изучения понятия «качество образования».
Образовательный процесс – сложный, в то же время многокомпонентный процесс. В нем осуществляется взаимодействие ученика с учителем, ученика с учеником, ученика с окружающим миром, различные виды деятельности (учебная, творческая, интеллектуальная и т.д.), условия организации процесса, обратная связь, различные факторы и т.д.
Компоненты качества образовательного процесса могут стать объектами мониторинга. Однако эти объекты имеют свои уровни, критерии и показатели, по которым можно отслеживать состояние объекта и его изменение.
Каждый компонент качества образовательного процесса имеет различные проявления, поэтому в большинстве случаев не поддается непрерывному отслеживанию и оценке в его целостном виде, а только в виде конкретных показателей.
Список использованной литературы
- Калдыбаев С.К., Бейшеналиев А.Б. КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СТРУКТУРЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2015.
- Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192с.
- Абакумова Н. Н., Малкова И. Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. - Томск: Томский государственный университет, 2007. — 368 с.
- Мылова И. Б. Инновации в образовательных технологиях. Учебно-методическое пособие. — СПБ.: СПБ АППО, 2012 Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий.