Файл: Физическое воспитание и его влияние на развитие физических качеств школьников..pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
И действительно, если обратиться к анализу теории и практики физической подготовки, то можно убедиться, что воспитание большинства физических способностей требует выполнения упражнений с максимальной или большой интенсивностью. При этом объем тренировочной нагрузки невелик. Все зависит от того, физическое способность мы воспитываем у юных спортсменов.
Физическая подготовленность определяется уровнем развития физических качеств. В теории физического воспитания выделяют такие физические качества: сила, скорость, выносливость, ловкость, гибкость.
Скорость - способность осуществлять движение в минимальный период времени.
Скорость проявляется через такие способности человека: скорость простой и сложной реакции; скорость отдельной двигательного действия; частота движений (темп).
Скорость простой и сложной реакции у юных спортсменов с возрастом почти не меняется.
Темп движений у детей с 7 до 16 лет возрастает в полтора раза, пары этом наиболее интенсивно с 7 до 9 лет.
Основой методики воспитания быстроты являются упражнения, которые нужно выполнять с максимальной (предельной) интенсивностью, в течение короткого времени.
Упражнения, которые используются для воспитания скорости не должны быть однообразными и отвечать следующим требованиям:
- Быть технически несложными
- Легко усваиваться спортсменами
- Быть недолговременными (не больше 10-12 секунд)
- Мать достаточное время для активного отдыха.
- выполняться в начале занятий.
Например, при воспитании быстроты и всех форм ее проявления используются упражнения, выполняемые с максимальной скоростью (интенсивностью).
Скоростные упражнения относятся к работе максимальной мощности, продолжительность которой не превышает у квалифицированных спортсменов 20-22 с, а в слабо подготовленных это время значительно меньше. Развитие скорости у юных спортсменов эффективно происходит при кратковременных нагрузках в 5-6 с. Интервалы отдыха, как и нагрузки, не должны быть постоянными, их следует варьировать, чтобы избежать стабилизации в развитии скорости, связанной с адаптацией организма к однообразной, часто повторяющейся работы [5].
Сила - это возможность преодолевать внешнюю противодействие или противодействовать ей с помощью мышечных усилий. Достижения в единоборствах в целом определяются соответствующим уровнем развития абсолютной силы.
Стоит отметить, что в целом возрастной развитие различных групп мышц проходит неравномерно и индивидуально, любая из них проходит свой специфический путь, хотя для всех групп мышц свойственно постоянный рост с восхвалением абсолютного показателя силы.
Ловкость - способность быстро усваивать новые движения и умение быстро менять двигательную активность в ответ на резкое изменение условий. Наиболее активно функции динамического равновесия развиваются у детей 7-10 лет. Ловкость развивается в процессе обучения и усвоения различных двигательных умений и навыков. Эффективным средством воспитания ловкости являются двигательные и спортивные игры, гимнастика, акробатика, легкоатлетические упражнения. Также в единоборствах присущие им специально-подготовительные дела дают возможность повышать координационные способности вместе с развитием физических качеств и тактико - технической подготовкой.
Упражнения на ловкость и координацию выполняются на занятиях одними из первых, когда функции организма еще не утомлены. Они применяются в такой последовательности: начальное развитие двигательной функции; функция набирает силу в развития и подходит к максимальному пику; максимальный пик, когда темп развития ловкости очень высок.
Гибкость - способность выполнять движения с максимальной амплитудой. Различают гибкость активную и пассивную. Активная гибкость - способность достигать большой амплитуды движений за счет собственной активности, пассивная гибкость — это гибкость которую можно достичь при использовании внешних сил. Гибкость зависит от: эластичности мышц и суставов, состояния центральной нервной системы, внешней температуры, времени суток.
Рост показателей суммарной двигательной активности позвоночника у мальчиков и девочек 7-17 лет происходит неравномерно. У мальчиков наиболее высокий прирост наблюдается с 7 до 10 лет, с 11 до 13 лет он уменьшается, с 14 лет снова увеличивается и достигает максимума в 15 лет. После этого гибкость позвоночника снова уменьшается до уровня, на котором она находилась в 9 летнем возрасте [9].
Продолжительность выполнения упражнений во время развития гибкости зависит от того, суставы нагружаются. Так, гибкость по данным Б. В. Сермеева эффективно развивается в молодом возрасте при следующем дозирования в повторениях: плечевого сустава - 25-30; тазобедренного - 25-35; позвоночного - 30-40. Критерием интенсивности является амплитуда движения. интенсивность же выполнения физических упражнений зависит от направленности тренировочного нагрузки и оценивается по показателям ЧСС.
Как известно, физическая подготовка проводится и в дошкольном возрасте, где ее средством являются подвижные игры. С целью дифференциации подвижных игр с направленностью японский профессор Х. Кацуба рекомендует для детей 3-5 лет следующую классификацию интенсивности по показателям ЧСС уд / мин: высокая - более 160 средняя - в пределах 159-130; мала - меньше 129. В связи с этим, тренировочные занятия по физической подготовке, величина нагрузки в которых регламентируется и контролируется, требуют от младших школьников умение самостоятельно определять реакции организма по показателям ЧСС.
Успешное решения двигательных задач зависит от умения согласовывать отдельные двигательные действия, которые выполняются одновременно или последовательно. Понятно и то, что успешное выполнение упражнений зависит от точности движений. Известно также, что разные ученики требуют для усвоения физических упражнений больше или меньше времени. Если ученик способен хорошо координировать движения, точно их выполнять в соответствии с требованиями техники, успешно перестраивать свою деятельность в зависимости от условий, складывающихся в процессе двигательной деятельности, и быстро применять физические упражнения, то можно говорить, что он ловкий. То есть, ловкость -это составная комплексная двигательная качество человека, которое может быть определено, как его способность быстро овладевать сложно-координационными двигательными действиями, точно выполнять их в соответствии с требованиями техники и перестраивать свою деятельность в зависимости от ситуации, которая сложилась.
Ловкость как двигательное качество человека лежит в основе спортивного мастерства.
Ловкость - это способность человека четко выполнять движения в сложных координационных условиях. Координационная сложность двигательных действий является одним из основных критериев ловкости. Ко второму критерию относят точность движений, в который входит точность пространственных, временных и силовых характеристик [3].
Значительная часть авторов исследований [4] ставят скорость формирования двигательных навыков в прямую зависимость от уровня развития ловкости: чем выше уровень развития ловкости, тем легче и быстрее формируются те или иные навыки. С психологической точки зрения ловкость зависит от полноценного восприятия собственных движений и окружающих обстоятельств, от умений быстро изменять свою деятельность. Она имеет тесную связь со скоростью и точностью сложных двигательных реакций [10].
Большинство исследователей [6, 8] пришли к выводу, что физиологические механизмы, лежащие в основе развития и проявления ловкости, зависят от подвижности нервных процессов и тесно связаны с координационными способностями центральной нервной системы и ее пластичностью, которая обеспечивает формирование сложных координации и быстрое их переключение на основе создания новых временных связей.
Процесс естественного развития способности рационально управлять в пространстве и времени своим двигательным аппаратом начинается с раннего детства. Формирование основных форм движений наиболее интенсивно происходит в дошкольном возрасте. Развитие ловкости движений у детей 3-6 лет имеет первостепенное значение для подготовки их к школе. Основатель отечественной теории физического воспитания П.Ф. Лесгафт одним из основных направлений воспитательной работы с детьми считал формирование у них умения с наименьшей затратой усилий и в наиболее короткий отрезок времени сознательно выполнять самую физическую работу, действуя при этом четко и энергично [4].
Если для развития физических качеств и совершенствования техники используются сложно координационные упражнения, то одновременно совершенствуется и ловкость. В свою очередь, выборочное совершенствования любой координационной способности способствует совершенствованию физических качеств и других способностей. Комплексно совершенствуя ловкость школьников, используют различные методические приемы, среди которых отметим:
-выполнение упражнения из разных необычных исходных положений и окончания такими же конечными положениями;
-выполнение упражнения в обе стороны, обеими руками и ногами в различных условиях;
-изменение темпа, скорости и амплитуды двигательных действий;
-варьирование пространственных границ выполнения упражнения; -выполнение дополнительных движений;
-недавно усвоенное упражнение выполняют в различных комбинациях ранее выученных.
Данные приемы помогут обеспечить основное условие совершенствования ловкости - новизна упражнений.
При этом применяют такие параметры нагрузки:
-сложность двигательных действий учеников колеблется в пределах от 40% до 70% от максимального уровня (то есть того, превышение которого не позволяет решать задачи: сохранить равновесие, оценить пространственные или временные параметры и т.д.) ...
- интенсивность работы является начинающих относительно невысока и может быть обеспечена выполнением различных несложных эстафет с мячами ...
- продолжительность отдельного упражнения (подхода, задания) составляет от 10 до 120 сек., или до появления усталости;
-количество повторений отдельного упражнения (подхода, задача) при непродолжительной работе (до 5 с.) может быть от 6 до 10-12, при длительных задачах -2-3;
-продолжительность активного или пассивного отдыха между упражнениями -1- "мин. Во время активного отдыха паузы заполняют упражнениями на расслабление и растягивание, идеомоторные действия, самомассаж.
На протяжении младшего школьного возраста у ребенка значительно улучшается координация произвольных движений. Двигательные действия школьников (в каждой последующей возрастной группе) выполняются все более четко и точно. К концу младшего школьного возраста при соответствующем обучении дети овладевают умением дозировать свои мышечные усилия, у них улучшается регулирующая роль коры головного мозга. Поэтому в данный период создаются необходимые предпосылки для оптимального развития ловкости, что, в свою очередь, обеспечивает совершенствование координационных возможностей детей в различных видах двигательных действий.
Например, в таблице 1 представлены результаты исследования прыжков с гимнастической скамейки с приземлением в назначенное место (три ленты разного цвета, которые возложены на полу параллельно скамье на расстоянии 40, 60 и 80 см).
Вышеназванная проверка позволяла выявить у детей точность пространственных и силовых характеристик. Анализ этих данных показывает, что точность приземления в прыжках увеличивается с возрастом. Во всех возрастных группах (кроме детей 5 лет) девочки показали более высокие результаты. Наибольшие приросты их имеют место в период от 3 до 4 лет у мальчиков и девочек. В старших возрастных группах результаты увеличиваются значительно медленнее. Выполнение метания мяча в вертикальную (щит), а затем горизонтальную цель (обруч, положенный на полу) дает возможность проверить у детей способность быстро перестраивать свою деятельность в соответствии с изменением обстоятельств. Дети младших возрастных групп (3-4 лет) регулируют движения в метаниях предметов в основном за счет зрения, сопровождая взглядом траекторию движений руки во время метания. Это в значительной мере отвлекает их от конечного результата - попадание мяча в цель. В следующих возрастных группах все больше повышается роль кинестетического контроля в процессе выполнения двигательного акта. Поэтому младшие школьники в связи с более совершенной формой кинестетического анализа акцентировали свое внимание в процессе метания в основном на точности броска.
Таблица 1- количество детей 6-9 лет, которые выполнили три прыжка без ошибок (в %)