Файл: Международные правовые акты, регулирующие отношения в сфере труда..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Совет Европы — региональная европейская международная организация, созданная в целях зашиты прав человека, развития демократии и утверждения верховенства права на территории всех входящих в нее стран. Наиболее значимый акт — Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.). Ее особенностью является то, что в рамках данной организации создан Европейский Суд по правам человека. Он принимает и рассматривает жалобы от физических лиц и неправительственных организаций, считающих, что их права, признанные в Конвенции или Протоколах к ней, нарушены. В 2009 г. Российская Федерация ратифицировала Европейскую социальную хартию.

В сфере социально-трудовых прав Россия приняла на себя обязательства в отношении следующих положений Хартии:

  • право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости без дискриминации по признакам пола;
  • право работников на получение информации и консультаций на предприятии, которое включает право на получение регулярной и исчерпывающей информации об экономическом и финансовом положении предприятия, за исключением конфиденциальной информации; участие в консультациях по поводу предлагаемых администрацией предприятия решений, которые могут существенно затронуть интересы работников, особенно решений, оказывающих серьезное влияние на ситуацию с занятостью на предприятии;
  • право работников на участие в определении и улучшении условий труда и производственной среды на предприятии (предусмотрено участие работников и их представителей: в определении и улучшении условий труда, организации труда и производственной среды; обеспечении безопасности и гигиены труда на предприятии; организации социально-бытового обслуживания работников на предприятии; надзоре за соблюдением указанных правил);
  • право работников на защиту от увольнений: право всех работников не быть уволенными без уважительных причин, связанных с их способностями или поведением или производственными нуждами организации; право работников, уволенных без уважительных причин, на адекватную компенсацию и иную необходимую помощь; право обжаловать увольнение в беспристрастном органе;
  • право работников с семейными обязанностями на равные возможности и равное обращение;
  • право представителей работников на защиту и льготы на предприятиях;
  • право работников на информацию и консультации при коллективных увольнениях (для реализации этого права государства гарантируют, что предприниматели заблаговременно будут информировать работников о предстоящих коллективных увольнениях, консультироваться с представителями работников или ограничивать масштабы и смягчать последствия таких увольнений).

В Хартии есть и другие нормы о социально-трудовых правах: о защите требований работников в случае банкротства работодателя и праве работников на защиту своего достоинства во время работы.

Европейский Союз — организация, созданная в рамках интеграционных процессов в Европе. К се задачам относятся создание единого европейского рынка, в том числе единого рынка рабочей силы, обеспечение мобильности трудовых ресурсов в Европе. Европейский Союз рассматривается как наднациональная организация, поскольку это в наибольшей степени отражает его основную функцию как правового объединения. Европейский Союз, его органы обл ада ют толь ко те ми полномочиями, которыми их наделили страны-участницы. К целям ЕС отнесены: содействие экономическому и социальному прогрессу и высокому уровню занятости и социальной защиты, равноправию между мужчинами и женщинами; сбалансированное и устойчивое развитие, особенно путем создания пространства без внутренних границ. Создание единого внутреннего рынка стран ЕС обусловило необходимость принятия большого количества правовых норм в сфере регулирования социально-трудовых отношений, направленных на сближение правовых предписаний стран-участниц. В настоящее время европейские нормативные правовые акты и судебная практика во многом определяют правовое регулирование трудовых отношений в государствах — членах ЕС.

Сообщество может принимать нормы в сфере трудового права в том случае, если задача правового регулирования по своему объему или последствиям не может быть самостоятельно и эффективно решена государствами — членами ЕС. Нормативные правовые акты ЕС в сфере трудового права принимаются органами ЕС в соответствии с установленными процедурами. В компетенцию ЕС входят такие вопросы, как улучшение производственной среды для защиты здоровья и безопасности работников; условия труда; информирование и заслушивание работников; профессиональное включение лиц, находящихся за пределами рынка труда; равноправие мужчин и женщин на рынке труда и равное обращение с ними на рабочем месте; преодоление социальной обособленности. Также это социальные гарантии и социальная защита работников; защита работников при расторжении трудового договора; представительство и коллективный учет интересов работников и работодателей, включая участие в управлении, если это не является вмешательством в компетенцию национального законодателя; условия занятости граждан третьих стран, которые правомерно находятся на территории ЕС.


За национальным законодателем остается правовое регулирование вознаграждения за труд, забастовок и локаутов, определение правового положения коалиций.

Источниками европейского трудового права являются, во-пер- вых, акты «первичного европейского права» — договоры о создании ЕС, Союзная хартия об основных социальных правах от 9 декабря 1989 г.; во-вторых, многочисленные директивы и регламенты — «вторичное право ЕС». Регламенты имеют прямое действие в странах ЕС, а директивы нуждаются в имплементации,т. е. опосредовании в национальном законодательстве. Директивы содержат указание стране-участнице позаботиться о том, чтобы к установленному моменту в национальном законодательстве были определенные нормы. Если национальное право нарушает непосредственно действующие положения директив, оно не должно применяться. Кроме того, толковать право следует в соответствии с директивами ЕС. В случае нарушения государством своей обязанности гражданин может предъявить к нему иск о возмещении вреда, причиненного несвоевременной или неполной имплементаци- ей положений Директивы.

В развитии трудового права ЕС существенную роль играет особая процедура правотворчества, которая применяется в сфере социальной политики, — социальный диалог. Перед внесением законодательных предложений по социальным вопросам Европейская комиссия должна заслушивать мнение европейских социальных партнеров. Социальные партнеры могут представить Европейской комиссии свое заключение или рекомендацию по рассматриваемому вопросу либо заявить, что они хотят выработать по нему собственное соглашение (в соответствии со ст. 139 Договора о ЕС). Если им удастся в течение девяти месяцев выработать согласованную позицию по законодательному предложению, то она становится основой для дальнейшего правотворчества. В случае недостижения согласия в течение установленного срока правотворчество осуществляется органами ЕС. В рамках социального диалога оно более эффективно, поскольку социальные партнеры лучше знают решаемые вопросы. Рамочные соглашения социальных партнеров опосредуются Советом ЕС в форме директив. Данная процедура уже оправдала себя на практике, например в сфере регулирования работ на условиях неполной занятости, срочных трудовых отношений, родительских отпусков.

За время существования ЕС его органами было принято большое число трудоправовых норм:

  • свободное передвижение работников внутри ЕС;
  • равноправие мужчин и женщин в трудовых отношениях;
  • равноправие других групп работников;
  • индивидуальное трудовое право;
  • коллективное трудовое право.