Файл: Инфраструктура малого предпринимательства и его поддержка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Для раскрытия внутренне присущего малому предпринимательству динамизма и гибкости необходимо развитие инфраструктуры, ориентированной на малый бизнес.

Создание развитой инфраструктуры поддержки деятельности субъектов малого предпринимательства имеет, важное значение, что подтверждается практикой высокоразвитых стран.

Целью формирования инфраструктуры развития предпринимательства является создание благоприятных условий для его развития путем обеспечения комплексной и адресной поддержки малых предприятий в различных направлениях: информационном, консультационном, обучающем, прогнозно-аналитическом, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном, а также в оказании предпринимателям широкого спектра деловых услуг. Через объекты инфраструктуры происходит налаживание деловых контактов и кооперации предпринимателей, что способствует самоорганизации малого бизнеса.

В нашей стране, несмотря на относительно небольшой срок осуществления реформ и развития предпринимательства, создана определенная инфраструктура. На государственном уровне проблемами развития и поддержки малого предпринимательства в соответствии с возложенными функциями и Положениями о министерствах и ведомствах занимаются таки министерства и ведомства: Министерство экономики Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственный комитет Республики Беларусь по поддержке и развитию малого предпринимательства, Фонд поддержки малого предпринимательства и др.

Инфраструктура малого предпринимательства

выполняет важную социальную функцию, поэтому ее создание и развитие, как правило, полностью или частично финансируется за счет государства с привлечением средств и возможностей объединений предпринимателей, а также финансовых ресурсов из частных источников на некоммерческой основе (субсидирование, благотворительность и т.п.).

Элементы инфраструктуры малого бизнеса являются по сути каналами, по которым государственная поддержка в основных своих формах доводится до ее получателей – субъектов малого предпринимательства. Одновременно по этим же каналам осуществляется обратная связь, позволяющая в максимальной степени ориентировать всю систему на реальные потребности и действительные интересы малого бизнеса.


Результатом осуществления программ поддержки малого предпринимательства, в которых центральную часть обычно составляют подпрограммы создания и развития инфраструктуры малого предпринимательства, являются создание разветвленной системы институтов, обеспечивающих потребности малого предпринимательства в ресурсах (финансовых, имущественных, технологических, кадровых, информационных и др.), в консультировании и благоприятном общественном мнении.

Программа поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь

дополняется мероприятиями по развитию предпринимательства в малых и средних поселениях. Субъектам малого предпринимательства, деятельность которых направлена на развитие (расширение) производства товаров (работ, услуг), агроэкотуризма, ремесленничества и народных промыслов, создание новых рабочих мест, планируется оказывать финансовую поддержку; под создание новых и расширение действующих производств предоставлять неиспользуемое государственное имущество; по наиболее востребованным в сельской местности видам бизнеса проводить обучающие семинары, а в д. Комарово-Мядельского района создать бизнес-инкубатор.

Государство может принимать участие в создании и деятельности объектов инфраструктуры не только финансовыми средствами, но и другими ресурсами.

В частности, объекты инфраструктуры, оказывающие имущественную поддержку субъектам малого предпринимательства, могут получать в свое распоряжение государственные и муниципальные земельные участки, в том числе предварительно оборудованные для коммерческого использования промышленных зон, бизнес-парков, и т.п.; объекты недвижимости, находящиеся в государственной собственности (для создания бизнес-инкубаторов, фондов нежилых помещений для размещения малых предприятий, агентств по развитию предпринимательства и др.)

Функции и принципы инфраструктуры малого предпринимательства

Инфраструктура малого предпринимательства выполняет важную социальную функцию и по своей природе в большинстве случаев не может быть прибыльной. Поэтому ее создание и развитие нуждаются в постоянной государственной поддержке. Это означает не только финансирование из соответствующих бюджетов, но и использование методов косвенного стимулирования (налоговые льготы для объектов инфраструктуры, передача в собственность или пользование на льготных условиях государственного и муниципального имущества, налоговое и иное стимулирование частных инвесторов, вкладывающих средства в развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса).


Для предпринимателей особое значение имеют прозрачность и гласность системы государственной поддержки. Предприниматель должен располагать необходимой информацией о том, куда и в каких случаях можно обратиться за помощью, в какие сроки и на каких условиях можно получить поддержку. Это требует проведения соответствующих информационных, рекламных и пропагандистских кампаний, а также периодической публичной отчетности.

Главным принципом государственной поддержки малого предпринимательства должно стать создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малого предпринимательства с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Важнейшие задачи государственной поддержки малого предпринимательства заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости.

В настоящее время в правительстве Республики Беларусь создана рабочая группа по либерализации законодательства в области предпринимательской деятельности. Эта группа работает над подготовкой нормативной законодательной базы, предусматривающей, в частности сокращение числа процедур и времени на регистрацию и закрытие субъектов хозяйствования, лицензирование, регистрацию собственности, оформление внешнеэкономической деятельности; снижение уровня налоговой нагрузки; обеспечение равноправия для всех субъектов хозяйствования в части доступности и стоимости банковских кредитов и др.

Подводя итог своей работе хочется отметить, что со стороны нашего государства оказывается всесторонняя помощь для успешного развития малого предпринимательства во всех его формах в различных отраслях экономики. Следствием этого должно послужить всестороннее развитие экономики нашей страны, рост уровня благосостояния народа и явиться предпосылкой для выхода Республики Беларусь на уровень таких развитых капиталистических стран как США, Япония, Германия и др.


Заключение

Современный предприниматель несет в себе традиции, установки и цели деятельности дореволюционной истории и истории, которая предшествовала началу перехода к рынку. Но и советская история не исчезла бесследно, она оставила следы на стиле и характере деятельности современных предпринимателей, на их «генеральных директорах», специалистах, рабочих – на всем сегодняшнем обществе, деятельность которого включает действия и поступки двоякого рода. Во-первых, старые, привычные, унаследованные от предыдущей жизни. Во-вторых, новые, требуемые нынешней жизнью. Наличие такой смеси необходимо, что сказывается в экономической культуре предпринимателей.

В итоге, как показывает опыт зарубежных стран, мелкие и средние фирмы – это важнейшая составляющая хозяйственной системы, без которой экономика не может эффективно функционировать.

В целом можно утверждать, что определенные предпосылки для развития предпринимательства в республике созданы. Принят пакет законов, позволяющий осуществлять предпринимательскую деятельность в различных организационно-правовых нормах. Возникла экономика со смешанной формой собственности. Доля государственной собственности постепенно снижается.

Следует отметить также и непрерывную работу над совершенствованием процедуры регистрации предпринимательской деятельности направленной на дальнейшую ее либерализацию. Работа в этом направлении связана с необходимостью учета динамики изменения международной и внутренней социально-экономической ситуации.

Государство оказывает поддержку тем, кто желает начинать предпринимательскую деятельность, создает собственное дело. Затем – обеспечивает благоприятные и стабильные условия для функционирования бизнеса. И, наконец, обеспечивает защиту прав и безопасность личности и собственности. По существу, речь идет о поддержке процесса саморазвития бизнеса, а не о каких-то «социальных» мерах. Однако решение этой задачи требует большой политической воли и наличия четко сформулированной программы совместных действий государства и предпринимательского корпуса.

У предпринимателей сегодня много дел. Новые задачи, которые они должны решать, рождаются буквально на глазах. Наша отечественная экономика в этом отношении особенно «крепкий орешек», ибо переживает сегодня чрезвычайно трудный переходный этап – от системы централизованного планирования, в которой было все более или менее ясно, к рыночной экономике. В которой тоже уже многое удалось прояснить. Сам же процесс перехода - это поиск и во многом импровизация.


Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Сумеем ли мы правильно распорядиться нашим наследием и построить всесторонне развитое государство с развитой рыночной экономикой, с высоким трудовым потенциалом и достойным уровнем жизни белорусского народа? Покажет время.

Список литературы

1. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Основы бизнеса: Учеб. пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 253 с.

2. Балабанов И.Т. Новые формы организации предприятий. Л.: Лениздат, 1991.- 128 с.

3. Ботян А.Н., Верховодко И.И., Кравченко Н.В., Малиновский Е.И. Настольная книга предпринимателя, фирма «Бизнесконсалт», 1992. – 117 с.

4. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов. – М: ИНФРА – М, 1997. – 608 с.

5. Врублевский Б.И., Врублевский В.Б., Сенько И.В. Практикум по основам предпринимательства: Учебн. Пособие – Гомель: ЧУП «Центр научно-технических услуг «Развитие», 2005. – 143 с.

6. Врублевский Б.И. Основы предпринимательской деятельности. Учебное пособие – авторская редакция, Гомель, ХЦ НТУ «Развитие», 1993. – 286 с.

7. Герасименко П.В. Экономико-правовая система малого предпринимательства. Монография. – Гомель: Белорусский центр бизнеса «Альтаир», 2002. – 84 с.

8. Грищенко М.Ф., Дудич З.З., Ивуть Р.Б., Прохоренко И.Д., Темичев А.М. и др. Предпринимательская деятельность. Учебное пособие. В 2-х частях. Часть 1. Организационные основы. Мн.: БГПА, 1995. – 228 с.

9. Мазоль С.И. Экономика малого бизнеса: Учеб. пособие/С.И. Мазоль. – Мн.: Книжный Дом, 2004. – 272 с.

10. Моисеева Л. Формирование историко-правового поля предпринимательства/Л. Моисеева//Предпринимательство. 2003. - №3 – с. 92.

11. Основы предпринимательства: Учебник /Врублевский Б.И., Врублевский В.Б., Сенько И.В. – Гомель: ЧУП «Центр научно-технических услуг «Развитие»», 2005. – 207 с.

12. Основы предпринимательства: Учеб. пособие/ Э.М. Гайнутдинов, Р.Б. Ивуть, Л.И. Поддергина и др.; Под общ. Ред. Э.М. Гайнутдинова. – Мн.: Выш. шк., 2000. – 182 с.