Файл: Медицинское обеспечение физической культуры и спорта..pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
Особую роль в обосновании идей физического воспитания, в том числе и медицинских их аспектов, сыграл П.Т. Лесгафт (1837-1901), которого по праву можно считать основоположником научно-практического обоснования этой области знаний в нашей стране, а также В.В. Гориневский (1857-1937) со своими дочерями. Одна из них - Вероника Валентиновна Гориневская - стала его непосредственным помощником и первым председателем Московского научного общества врачей по физической культуре.
С самого начала существования СССР для физической культуры была характерна в основном оздоровительная направленность и лишь на этой основе достижение спортивного мастерства и завоевание рекордов, что во многом и определило значение врачебного контроля. Огромную роль в его становлении и развитии сыграли слова первого наркома здравоохранения страны Н.А. Семашко: "Без врачебного контроля нет советской физической культуры". Быстро стали возникать кабинеты, лаборатории, кафедры врачебного контроля и ЛФК. Был введен бесплатный врачебный контроль для всех занимающихся и обязательный допуск врача к занятиям и соревнованиям. Органы здравоохранения уделяли тогда этой проблеме большое внимание.
Еще в 1896 г. В.В. Гориневский открыл первые курсы по подготовке преподавателей по физическому воспитанию, а в 1910 г. - первую в России лабораторию для изучения медицинских проблем физического воспитания и спорта и выпустил первую книгу.
Большая работа была развернута в Армии и системе Всевобуча страны под руководством З.П. Соловьева. В 1922 г. при Главной военной школе физического образования организовали первые курсы врачей-специалистов по физической культуре. Быстро начали создаваться кабинеты врачебного контроля и ЛФК при поликлиниках, здравпунктах предприятий, в учебных заведениях, физкультурных кружках (впоследствии ДСО). В 1927 г. Н.А. Семашко уже говорил о наличии 129 кабинетов и 162 отделений по оздоровлению детей, где одно из основных мест принадлежало физкультуре.
Первая кафедра врачебного (научного) контроля была создана в Государственном институте физической культуры, которой вначале руководил В.Г. Игнатьев, а с 1926 г. и до конца жизни И.М. Саркизов-Серазини. В том же 1926 г. создан научный отдел под руководством В.В. Гориневского, который по существу является родоначальником научной работы в этой области. Далее специализированные кафедры появились во многих институтах физической культуры и медицинских институтах, а также в Институте усовершенствования врачей, возглавил кафедру Б.А. Ивановский, затем в течение многих лет - В.Н. Мошков.
Организованы лаборатории врачебного контроля в НИИ физкультуры Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Харькова. Особую роль сыграла лаборатория врачебного контроля ВНИИФК во главе с выдающимся ученым С.П. Летуновым. Изданы первые учебники и пособия (В.В Гориневский, В.В. Гориневская, Г.К. Бирзин, Б.А. Ивановский и др.).
Активно работали медицинские службы ДСО "Динамо" (Шестаков, В.Ф. Дешин и др.), ЦСКА (Н.А. Бун-кин, В.А Зотов, Н.Д. Чиркин, И.Ф. Шабашов, В.С. Игнатьев, Г.И. Котов).
Разработаны первые оценочные таблицы и стандарты, предложены функциональные пробы (Г.И. Котов, В.Ф. Дешин, С.П. Летунов и др.). В 1935 г. по инициативе Н.А. Семашко начал издаваться журнал "Теория и практика физической культуры", в котором публиковались результаты медицинских исследований. Впервые проведены широкие исследования в условиях соревнований: в 1922 г. - на первенстве страны по легкой атлетике, в 1924 г. - на Всесоюзном празднике физической культуры, в 1928 г. - на Первой Всесоюзной спартакиаде. Результаты проведенных там первых массовых врачебных исследований обобщены в книге М.А. Минкевич (1931).
В 1931 г. проведен I Всесоюзный съезд врачей по врачебному контролю. Говоря о первом периоде развития спортивной медицины (врачебного контроля) в нашей стране, нельзя не назвать имена энтузиастов, внесших в то время наибольший вклад в развитие этой дисциплины. Это в первую очередь В.В. Гориневский и В.В. Гориневская, З.В. Соловьев, В.Г. Игнатьев, С.П. Летунов, Б.А. Ивановский, Р.Е. Мотылянская, М.А. Минкевич, В.А. Зотов, В.К. Добровольский, В.Н. Мошков, И.М. Саркизов-Серазини, В.К. Бирзин, С.М. Иванов, Г.И. Котов, Ю.С. Зельдович, Е.Ф. Древинг, Д.Ф. Дешин, И.А. Крячко и многие другие.
Нельзя не подчеркнуть, что тогда возглавлял службу Наркомат здравоохранения и лично нарком Н.А. Семашко. Руководящая роль органов здравоохранения обусловила на первых этапах развития физкультурного движения успешное становление врачебного контроля, который оформился как государственная система медицинского обеспечения физкультуры и спорта. К началу 1940-х годов мы имели уже четкие организационные основы, систему научных исследований и внедрения их результатов в практику и основы медицинского образования физкультурных кадров.
Война прервала мирный созидательный труд страны, большинство специалистов ушли на фронт и в госпитали, где работали в основном специалистами по лечебной физкультуре и реабилитации. Работа была максимально приближена к фронтовым условиям. Не случайно получены невиданные до того высокие результаты возвращения раненых в строй, в чем есть определенная доля ратного и медицинского труда наших специалистов.
После окончания Великой Отечественной войны (ВОВ) началось быстрое восстановление народного хозяйства, науки, образования. Вместе со всей страной восстанавливалась и быстро двигалась дальше и спортивная медицина. Пришли новые молодые кадры, в том числе перенесшие всю тяжесть войны, научившиеся беззаветно служить народу. Непрерывно возрастал интерес населения к физической культуре и спорту, открывались новые учреждения. В руководстве отраслью значительно усилилась роль Госкомитета по физической культуре и спорту и Олимпийского комитета страны. Врачи стали теснее работать с тренерами, в том числе в естественных условиях тренировки и соревнований. Начался второй этап развития отечественной спортивной медицины.
Особое значение для дальнейшего развития врачебного контроля и роста его международного авторитета имело вступление советских спортивных организаций в олимпийское движение и первое участие нашей команды в Олимпийских играх (1952 г.). Это, наряду с заметным ростом уровня мировых спортивных результатов, потребовало выхода в короткий срок на уровень мировых спортивных достижений. При этом стало ясно, что столь престижные для каждой страны олимпийские и другие спортивные победы - это результат не только таланта и огромного труда спортсмена, тренера и организатора, но и отражение принятой в стране системы научно-методического и медицинского обеспечения. Стало необходимым создание более эффективных форм и методов врачебного контроля за олимпийцами и максимальное приближение его к практике. При помощи тогдашних руководителей Спорткомитета Н.Н. Романова и К.А. Андрианова под руководством зав. лабораторией врачебного контроля ВНИИФК С.П. Летунова и зав. отделом спортивной медицины Госкомспорта Г.М. Куколевского, зав. отделом спортивной медицины Минздрава СССР В.А. Зотова была создана принципиально новая форма организации врачебного контроля за всеми членами и кандидатами в советскую олимпийскую команду.
Силами ВНИИФК и ЛНИИФК было проведено комплексное углубленное врачебное обследование всех кандидатов в сборные команды страны. Для решения этой задачи создана группа наиболее квалифицированных спортивных врачей из ЦНИИФК, ВНИИФК, кабинетов врачебного контроля и лечебных учреждений (диспансеры тогда еще только организовывались и не могли взять на себя эту огромную работу). К каждой команде был прикреплен врач. Осуществленная силами ВНИИФК и ЛНИИФК и врачей команд четкая система динамических обследований в предолимпийском и олимпийском году (в том числе на заключительном этапе подготовки, перед выездом команды в Хельсинки) позволила регулярно снабжать тренеров данными о состоянии спортсменов на всех этапах подготовки, следить за здоровьем и тренированностью спортсменов (в том числе и в естественных условиях тренировки), вовремя выявить любое нарушение и принимать соответствующие меры, активно участвовать в комплектовании основных составов команд и коррекции тренировочного процесса.
Наблюдения продолжались и во время Олимпийских игр, куда выехали не только врачи команд, но и консультанты по отдельным медицинским специальностям. Результаты медицинских исследований немедленно обсуждались с тренерами, оперативно использовались ими для коррекции тренировки и отбора спортсменов для выступлений. Все это (по неоднократным заявлениям тренеров и руководства) очень помогло достичь высоких результатов. Команда, состоявшая в основном из молодежи ослабленного военного поколения, в том числе перенесших ранения, и не имевшая опыта участия в соревнованиях такого ранга, сумела разделить 1-2-е места с командой Америки, имевшей несравненно лучшие условия подготовки и до этого полностью доминировавшей на предыдущих Олимпийских играх.
Наш неожиданный для многих зарубежных спортсменов и специалистов успех на Играх, многочисленные встречи с зарубежными коллегами и их подробное знакомство с системой нашей работы, наши доклады на конференциях и семинарах, проходивших в период Игр, создали большой авторитет нашей спортивной медицине. Федерация (секция) спортивной медицины СССР была принята в состав ФИМС, и наши специалисты впоследствии вели там активную работу. Первым представителем Федерации СССР в ФИМС был И.А. Крячко, далее - в течение многих лет С.П. Летунов (член Исполкома, вице-президент ФИМС), З.С. Миронова и другие.
Участие в Олимпийских играх много дало и для развития самой спортивной медицины. Динамические наблюдения за большими группами спортсменов высшей квалификации дали фактические данные для научных исследований и решения важнейших проблем спорта и спортивной медицины.
Впоследствии наша медицина активно участвовала в подготовке ко всем очередным Олимпийским играм, проводя регулярные плановые обследования, давая тренерам характеристику здоровья, тренированности, реакции на нагрузки и восстановления на всех этапах подготовки, а также заранее изучая адаптацию каждого спортсмена к условиям, близким месту проведения очередных Игр (разница во времени, климате, высоте над уровнем моря и соответственно уровень гипоксической устойчивости каждого кандидата). А что касается Олимпийских игр 1980 г. в Москве, то основная работа по медицинскому их обеспечению и деятельности службы (всех ее аспектов) выпала на долю нашей спортивной медицины во главе с Л.Н. Марковым.
За работу по подготовке к почти каждым Олимпийским играм многие наши врачи и ученые были награждены высокими правительственными наградами. Представители отечественной спортивной медицины входили в состав ФИМС и его Научного комитета, медицинских комиссий МОК и федераций по видам спорта, где неизменно вели активную работу.
Опыт динамических комплексных врачебных исследований в период подготовки к первым для СССР Олимпийским играм был внедрен в практику и стал (с помощью Спорткомитета) государственной системой врачебного контроля за спортсменами, чему способствовало создание системы врачебно-физкультурных диспансеров как основного звена службы. Этот опыт был позаимствован у нас многими странами.
Создание врачебно-физкультурных диспансеров стало вторым принципиальным достижением отечественной спортивной медицины этого периода. Большую роль в их организации сыграли В.А. Зотов (Минздрав), Г.М. Куколевский (Спорткомитет), Федерация спортивной медицины страны (СП. Летунов, А.А. Соколов) при поддержке государственных организаций - Спорткомитета (председатель Н.Н. Романов) и одобрен Н.А. Семашко.
Ряд диспансеров быстро превратился в современные лечебно-профилактические учреждения, оказывая квалифицированную помощь спортсменам, в том числе на тренировках, они активно помогали региональным органам здравоохранения в развертывании и руководстве физкультурно-оздоровительной работой. В качестве примера можно назвать 1-й Московский врачебно-физкультурный диспансер, который кроме амбулаторной помощи открыл в Москве первый, не считая ВНИИФК, стационар, сыгравший большую роль в диагностике и лечении, в том числе чисто спортивной патологии. Диспансером более 40 лет руководил один из самых авторитетных и знающих спортивных медиков Л.Н. Марков, бывший к тому же председателем Федерации спортивной медицины России. Активно работали также главврачи ленинградского диспансера, Украинского, Таджикского, Ростовского, Свердловского и др.
Это позволило значительно повысить качество врачебного контроля за спортсменами, наладить постоянные активные наблюдения за ними, вовремя выявлять самые ранние нарушения в их состоянии, усовершенствовать профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию, усилить контакты с тренерами. В 1950-х годах диспансеры создавались повсеместно - от районных до республиканских. В Москве был создан специальный диспансер для сборных команд (А.Н. Мельников, В.А. Нечаев, Н.А. Фролочкина). При ряде диспансеров были организованы стационарные отделения, которые позволили не только квалифицированно осуществлять диагностику и лечение, но и получать неоценимые научные данные о характере и течении заболеваний у спортсменов. Первое диспансерное отделение для спортсменов было организовано на базе Центральной поликлиники Минздрава СССР, имевшей к тому времени уже солидный опыт диспансеризации ученых (В.А. Ридин), первый стационар ВНИИФК на базе Центральной клинической больницы МПС (СП. Летунов, А.Л. Вилковисский).