Файл: Основные категории и виды стандартов в издательской деятельности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 683

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.

Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.

Отставание национальных систем стандартизации и сертификации во многом предопределило те трудности, которые испытывают отечественные предприятия, в условиях современной конкуренции не только на внешних рынках, но и на внутреннем.

Переход России к рыночной экономике определяет новые условия для деятельности отечественных фирм и предприятий. Право предприятий на самостоятельность не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными нормами.

Законы РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства средств измерений» создали необходимую правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших для экономики областей деятельности.

Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула. Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.

Стандартизация основывается на последних достижениях науки, техники и практического опыта и определяет прогрессивные, а также экономически оптимальные решения многих народнохозяйственных, отраслевых и внутрипроизводственных задач. Органически объединяя функциональные и прикладные науки, она способствует усилению их целенаправленности и быстрейшему внедрению научных достижений в практическую деятельность.

Стандартизация создает организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции, специализации и кооперирования производства, придает ему свойства самоорганизации.


Категории стандартов.

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований в Российской Федерации приняты различные категории и виды стандартов. К объектам стандартизации относятся: продукция (производственно-технического назначения, товары народного потребления, сырье, оборудование), услуги (материальные, социально-культурные), процессы, организационно- методические и общетехнические объекты, организация работ по стандартизации, единый технический язык, типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общего применения (подшипники, крепеж, инструмент и др.), программные и технические средства информационных технологий, организация работ по метрологическому обеспечению, взаимозаменяемость изделий, справочные данные о свойствах веществ и материалов, классификация и кодирование технико-экономической информации, достижение науки и техники и др. Объектами стандартизации на предприятиях и в организациях могут быть вопросы организационно-методического характера, документы, регламентирующие правила и порядок управления производством и качеством продукции, типовые технологические правила и нормы и т.д.

Категории и виды стандартов разрабатываются на основе и но результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и проектных работ с учетом лучших отечественных и зарубежных достижений в соответствующих областях науки и техники, требований международных, региональных и прогрессивных национальных стандартов других стран и предусматривают оптимальные решения для экономического и социального развития страны.

1. Технический регламент (ТР) — документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и использования требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и соружением, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технические регламенты принимаются в целях:

• защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

• охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;


• предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.

В Закон о техническом регулировании вошли следующие статьи о технических регламентах:

• содержание и применение технических регламентов; виды технических регламентов;

• порядок разработки, применения, изменения и отмены технического регламента;

• особый порядок разработки и применения технических регламентов.

Технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. В нем могут содержаться с учетом степени риска причинения вреда специальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).

Технические регламенты не должны препятствовать торговле в большей степени, чем это необходимо для выполнения легитимных задач. Они применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны или места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и физических и юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Разработчиком проекта технического регламента может быть любое юридическое или физическое лицо, т.е. любая организация или гражданин. Структура технического регламента включает следующие положения.

1. Общие положения: а) сфера применения регламента; б) объекты технического регулирования; в) основные понятия, термины и определения; г) общие положения для размещения продукции на рынке.

2. Обязательные требования: а) к информации для потребителей; б) на стадиях жизненного цикла (при проектировании и конструировании, производстве, транспортировании и хранении, реализации, эксплуатации, выводе из эксплуатации и утилизации); в) к характеристикам продукции (существенные требования, перечень показателей); г) применение стандартов.


3. Подтверждение соответствия: а) классификация продукции на основе оценки риска; б) формы и схемы подтверждения соответствия.

4. Ответственность за внедрение технического регламента.

5. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований регламентов: а) органы и объекты государственного контроля (надзора); б) порядок проведения государственного контроля (надзора); в) ответственность за нарушение требований технического регламента.

6. Переходный период.

Порядок разработки технического регламента следующий:

• публикуется уведомление о разработке проекта технического регламента с обоснованием необходимости его разработки и указанием технических требований;

• проводится обсуждение проекта технического регламента всеми заинтересованными лицами;

• публикуется уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента;

• проводится экспертиза проекта технического регламента экспертной комиссией по техническому регулированию;

• проект рассматривается Государственной Думой и Правительством РФ в установленном порядке.

Поскольку разработка технических регламентов — процесс длительный, то в исключительных случаях (угроза жизни и здоровья людей, экологии и др.) могут быть приняты обязательные к исполнению технические регламенты в виде указов Президента России или постановлений Правительства РФ без их публичного обсуждения.

2. Национальный стандарт (ГОСТ Р) — стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации. Они разрабатываются в соответствии с ежегодно принимаемой Ростехрегулированием Программой.

К приоритетам Программы разработки национальных стандартов относятся:

• гармонизация национальных стандартов с международными и межгосударственными стандартами, обеспечивающими конкурентноспособность продукции и услуг, рациональное использование природных ресурсов, техническую и информационную совместимость, единство измерений;

• нормативное обеспечение выполнения целевых программ развития оборонных и народнохозяйственных отраслей;

• поддержка методами стандартизации национальных проектов и программ социально-экономического развития Российской Федерации;

• разработка национальных стандартов, направленных на выполнение требований технических регламентов и обеспечение государственных закупок;

• разработка межгосударственных стандартов формируемых единое экономическое пространство со странами СНГ и др.


3. Национальные стандарты разрабатываются и утверждаются в порядке установленном Законом о техническом регулировании. Они применяются как признанные обществом, но добровольные для использования независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Добровольное применение стандартов означает, что изготовитель его добровольно выбирает, а выбрав, обязан соблюдать его требования. В то же время национальный стандарт становится обязательным к применению в случае, если:

• техническое законодательство страны предусматривает наличие обязательных стандартов в той или иной сфере деятельности (например, в США или других странах);

• органами власти в нормативных и правовых документах делаются ссылки на определенные стандарты добровольного применения. В результате прямой ссылки эти стандарты становятся составной частью технических регламентов;

• изготовитель на добровольных началах применяет стандарт и маркирует продукцию знаком соответствия национальному стандарту или заявляет об этом соответствии в рекламной или сопроводительной документации;

• поставщик и потребитель по договоренности сделали ссылку на стандарт добровольного применения в контракте на поставку продукции;

• продукция, изготовленная по требованиям национального стандарта добровольного применения, поставляется для государственных нужд (по контракту с правительством, включающем ссылку на стандарт);

• изготовитель по собственной инициативе сертифицировал свою продукцию в той или иной системе добровольной сертификации на соответствие требованиям национальных стандартов.

Правила разработки и утверждения национальных стандартов включают следующее:

• национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов;

• уведомление о разработке стандарта направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется. Разработчик должен обеспечить доступность проекта стандарта для ознакомления всеми заинтересованными лицами;

• разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных сторон;

• уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования;