Файл: Сроки хранения документов. Процедура уничтожения документов.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 213
Скачиваний: 15
Введение
Любая организация независимо от видов своей деятельности, объемов производства, численности штата неизбежно сталкивается с требованием законодательства о документальном оформлении финансово-хозяйственных операций, трудовых отношений. Данное требование обусловлено не только необходимостью упорядочить производственный процесс, но и необходимостью осуществления государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов. Законодательство устанавливает определенные требования к составу, форме документов, которыми оформляется производственный процесс, а также требования к срокам и порядку хранения, уничтожения данных документов.
ДОКУМЕНТЫ, ХРАНЯЩИЕСЯ В КОМПАНИИ
Это может быть личная информация о сотрудниках и типовые бумаги, которые необходимо хранить постоянно: Личные биографические сведения Сведения об общественной деятельности Данные о творчестве Коллекции Фотографии Видеозаписи Документы о семейных связях сотрудников Штатное расписание Отчетные акты об экономической деятельности организации Сметы по доходам и расходам организации Распорядительная документация: приказы и распоряжения начальства Постановления и решения коллегиальных органов, единоличного органа Иное На уровне Устава предприятия с учетом особенностей деятельности могут фиксироваться дополнительные виды и типы документов, подлежащих передаче в архив и хранению на постоянной основе. ДОКУМЕНТЫ, НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ К ХРАНЕНИЮ На законодательном уровне не регламентирован перечень документации, не подлежащей передаче в архив. При решении такого вопроса следует исходить из обратного: если конкретный акт не входит в перечень бумаг, подлежащих хранению, его можно утилизировать. К числу таковых на практике относятся платежные поручения, чеки, реквизиты организации, выписки, переписки делового характера, коммерческие предложения, приглашения, поздравительные открытки.
ПРАВИЛА ПРОЦЕДУРЫ
Законодательство, указанное выше, регулирует правила учета и хранения бумаг, оно организуется по следующим принципам, которые должны неукоснительно соблюдаться: Начало хранения – 1 января того года, который следует сразу за тем, когда бумаги были составлены/приняты. Обработанная документация хранится только в хронологическом порядке. Формы документов со строгой отчетностью запираются в сейфах, либо специализированных помещениях, ограничивающих доступ посторонних. Кассовые ордера и отчеты комплектуются в соответствии с хронологией и переплетаются. Счета-фактуры хранятся в специальных журналах. За конкретным сейфом или помещением для хранения закрепляется ответственный сотрудник. Объем бумаг делится на группы в зависимости от сроков хранения. Так, одни передаются в архив, другие утилизируются в предусмотренном Уставом порядке. Перед сдачей дела в архив следует его проверить, подшить, оформить в хронологической последовательности, сформировать обложку. На обложке дела указываются реквизиты, это номер, наименование предприятия, подразделения, заголовок и сроки хранения по правилам. Из архива нужные сведения могут выдаваться или изыматься под запись ответственного сотрудника, после чего подлежат возвращению. Нужно понимать, что указанные правила являются общими и не учитывают специфики некоторых производств. Ответственным делопроизводителям следует изучать Устав и локальные акты, касающиеся порядка хранения.
СРОКИ СОХРАННОСТИ
В зависимости от степени важности документов, какую историческую, практическую ценности они имеют, формируются сроки хранения. Более важный и значимый документ подлежит сохранению продолжительный период времени, нежели менее важный. Все бумаги в зависимости от сроков условно делятся на три группы: Временное хранение Долговременное Постоянная сохранность Конкретную продолжительность можно увидеть в Приказе Минкультуры № 558, там указаны не только группы документов, но и сроки их нахождения в архивном хранилище.
По общему правилу, сроки хранения составляют 75 лет, однако есть некоторые исключения, они устанавливаются в каждом индивидуальном случае.
Приказы о предоставлении как очередных, так и внеочередных отпусков |
5 лет |
Расчеты и анализы, справки о тарифах оплаты труда сотрудников |
5 лет |
Заявки и сведения о перемещениях сотрудников, информации о сокращении штата |
5 лет |
Приказы, связанные с поощрение или дисциплинарным взысканием сотрудников |
5 лет |
Журналы по учету рабочего времени |
1 год |
Графики отпусков |
1год |
Справки об уровне доходов сотрудника |
3 года |
Уничтожение документов
Уничтожение документов в организации производится в соответствии с требованиями Основных правил работы архивов в организации (одобрены Решением Коллегии Росархива 6 февраля 2002 г.). Уничтожаются, как правило, документы с истекшим сроком хранения.
Документы для уничтожения отбирает экспертная комиссия. При этом экспертной комиссией составляется акт о выделении документов к уничтожению. К акту прилагается опись дел с временными сроками хранения за определенный период времени. Описи дел и акты должны рассматриваться экспертной комиссией в едином комплексе и утверждаться руководителем организации. Дела, включенные в утвержденный акт о выделении документов для уничтожения, отделяются от остальных дел и хранятся в специально отведенном месте. Отобранные для уничтожения и включенные в акты документы передаются на уничтожение.
Предусмотрен следующий порядок уничтожения документов организации. Папки с документами (дела), подлежащие уничтожению, передаются на переработку (утилизацию). Перед сдачей папки с документами упаковываются, а в необходимых случаях опечатываются.