Файл: Операционный менеджмент: понятие, содержание, цели, задачи и функции.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 2
Для получения общего представления о содержании операционного менеджмента следует воспользоваться моделью «5Р» (5Ps of operational management). В соответствии с ней операционный менеджмент включает:
1) различные организации, производящие продукцию или оказывающие услуги (Plants);
2) проектирование бизнес-процессов (Processes);
3) продукты и услуги (Parts);
4) подбор персонала для выполнения отдельных операций и бизнес-процессов (People);
5) выполнение функций управления, а именно: планирование, организацию, анализ, контроль и регулирование (Planning and Control Systems).
Обязанности операционного менеджера:
- расчет и размещение производственных мощностей;
- проектирование товаров и услуг;
- принятие решений об аутсорсинге отдельных бизнес-процессов;
- организация производства или оказания услуг;
- разработка рабочих графиков поставки сырья и материалов и производства продукции;
- определение уровня централизации производственной или операционной деятельности;
- рассмотрение возможности использования сверхурочного времени и др.[4]
В традиционных отечественных организациях эти обязанности выполняют инженеры-экономисты, диспетчеры, плановики, технологи и организаторы производства, линейные руководители отделов, групп, бригад. Вопросы операционного менеджмента в том или ином виде рассматривают на всех уровнях управления организациями. Централизация управления деятельностью в дирекциях или отделах по операциям позволяет исключить дублирование функций подразделений в этой области и повысить надежность управления.
Многочисленные обязанности менеджеров по операциям можно разбить на три основные группы:
- Разработка операционной стратегии организации.
- Внедрение операционной системы организации.
- Управление действующей операционной системой организации.
Деятельность менеджеров по операциям охватывает стратегические, тактические и операционные задачи, которые должны выполнять операционные менеджеры на всех уровнях управления. Это вызывает необходимость формирования дирекции по операциям (или операционного департамента, отдела) в непосредственном подчинении высшему органу управления.[4]
1.3 Организация производства в современных условиях
Организация производства - задача оптимального использования ресурсов на современном предприятии. Хотя организация производства зародилась в обрабатывающей промышленности, сегодня ее методы применяются и во многих других областях. Строительство, транспорт, сельское хозяйство, банковское дело, продовольственное снабжение, коммунальные услуги - вот примеры предпринимательской деятельности, где регулярно используются методы организации производства для оптимизации совместного использования рабочей силы, материалов, оборудования и энергии. Современная организация производства занимается, прежде всего, применением технических средств, а также методов исследования операций для повышения эффективности и производительности работы.[5]
Многие из повседневных проблем, с которыми сталкиваются промышленность, торговля и правительственные учреждения, поддаются решению стандартными методами организации производства. Япония и ФРГ являются яркими примерами стран, которые достигли успеха путем применения этих методов, особенно в автомобильной и электронной промышленности. В США организация производства является самой динамично развивающейся инженерной дисциплиной, что объясняется растущим осознанием вклада, который может внести эта дисциплина в развитие экономики.
Новые явления в российской экономике, связанные с крупномасштабными и глубинными процессами перехода к системе рыночных отношений, остро ставят вопросы об эффективности системы управления производством на предприятиях. В условиях постоянного проявления кризисных ситуаций, на фоне спада во многих отраслях промышленности и усиления иностранной конкуренции становится очевидным, что совершенствование системы управления является объективной необходимостью и выдвигается на уровень актуальнейших проблем современности. Более того, оно становится ключевым фактором, определяющим дальнейшее развитие предприятия.
Анализ систем организации операционного менеджмента на современных предприятиях, позволяет сделать ряд существенных выводов об их несовершенстве:
- на многих предприятиях полностью отсутствует практика стратегического управления;
- нет взаимосвязи стратегической и оперативной деятельности;
- жесткая централизация и бюрократизация системы управления;
- низкая степень научной обоснованности организации процессов управления;
- низкий уровень информационно-технического обеспечения;
- нехватка достоверной и актуальной информации, необходимой для принятия оптимальных управленческих решений;
- отсутствие прогрессивных методов управления;
- нехватка высококвалифицированных специалистов;
- отсутствие общей заинтересованности в результатах деятельности;
- неэффективность системы управления
Таким образом, в современных условиях практически все предприятия стоят перед необходимостью кардинальной реорганизации и совершенствования системы управления. Для успешного осуществления данной деятельности необходимо:
- определить направления изменений, разработать концепцию будущей системы;
- определить характеристики системы управления;
- сформировать организационно - экономическую модель;
- создать механизм реализации новых решений.
Общая концепция системы управления производством строится исходя из недостатков, существующих сегодня в практике предприятий и выявленных в ходе проведенного анализа.
Таким образом, организация производства - это целенаправленная деятельность по расстановке и координации финансовых, материальных и трудовых ресурсов предприятия во времени и пространстве с целью достижения поставленных целей. Организация производства на предприятии включает систему методов, принципов и правил, направленных на обеспечение бесперебойной и слаженной работы предприятия. Целью организации производства является выпуск установленного объема, ассортимента и качества продукции в точно заданные сроки. На сегодняшний день вся управленческая деятельность должна быть направлена на комплексное решение проблем совершенствования процессов разработки, принятия и реализации управленческих решений, что является основой повышения эффективности производства.
Заключение
Операционный менеджмент - это деятельность по управлению процессом приобретения материалов, их превращения в готовый продукт и поставкой этого продукта покупателю.
Операционный менеджмент заключается в эффективном и рациональном управлении любыми операциями. Степень участия в них физических товаров, по большому счету, не важна. Теория одинаково применима как для больничной палаты, или страховой конторы, так и для заводского цеха или фабрики.
Операционная функция - это основа основ любой организации, она взаимодействует со всеми остальными ее функциями. Кадры и закупки можно рассматривать как сервисные функции по отношению к основным операциям, в то время как финансы не только представляют собой услугу, но и выполняют контролирующую функцию. Не столь однозначны отношения с отделами исследований и разработок и маркетинга. Оба они более нацелены на задачи корпоративного характера и зачастую рассматривают операции как нечто само собой разумеющееся, призванное помогать им в работе.
Операционный менеджмент будет продолжать развиваться, базируясь на достижениях ряда других дисциплин, включая промышленный инжиниринг и науку управления как теоретическую отрасль операционного менеджмента, при исследованиях в которой используется современный математический аппарат.