Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 2
Введение
Профессиональная этика регулирует нравственные отношения людей в трудовой сфере и является совокупностью моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и коллегам, ответственность за результаты своего труда. Весь этот комплекс вопросов, связанный с профессиональным поведением людей в деловой обстановке, характеризуется термином «этикет делового общения». Новые экономические и социальные условия побудили к коммерческой и организаторской деятельности широкие массы населения. Это вызвало необходимость обучения языковым формам делового общения, повышения лингвистической компетентности лиц, вступающих в социально-правовые отношения, руководящие действиями людей. Деловое общение проникает во все сферы общественной жизни. В коммерческие, деловые отношения вступают предприятия всех форм собственности, частные лица. Компетентность в сфере деловых отношений непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. Что касается менеджеров, предпринимателей, людей, занятых в сфере управления, то коммуникативная компетентность для этих профессий представляет важнейшую часть их профессионального облика.
Определение понятия деловое общение
Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Деловое общение всегда связано с какой-либо предметной деятельностью и вне нее оно не существует. Существенным признаком делового общения является то, что оно служит способом приобретения и закрепления профессиональных навыков, знаний, умений. На этой основе осуществляется развитие профессиональных качеств партнеров и повышение их профессиональной компетентности. Деловое общение можно охарактеризовать как:
- Предметно-целевая деятельность;
- Частный момент, какой-либо продуктивной совместной деятельности людей, служащий средством повышения качества этой деятельности;
- Способ оптимизации и организации разных видов предметной деятельности (производственной, научной, коммерческой).
Специфика делового общения в том, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого –либо продукта или делового эффекта. Отличительная черта – оно не имеет самодавлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо целей. В условиях рыночных отношений – это получение максимальной прибыли. Специфической особенностью делового общения как процесса, является документированность, т.е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.
По способу обмена информацией существуют следующие виды делового общения:
- монологическое;
- приветственная речь;
- торговая речь (реклама);
- информационная речь;
- доклад;
- деловой разговор (кратковременный контакт);
- деловая беседа (продолжительный обмен сведениями);
- переговоры (обсуждение с целью заключения соглашения);
- интервью (разговор с журналистами, предназначенные для печати, радио, телевидения);
- дискуссия;
- совещание;
- пресс-конференция;
- телефонный разговор.
Исторические основы принципов делового общения
Решающую роль в становлении делового общения сыграло развитие философско-этического и психологического знания, в рамках которого были заложены теоретические основы делового общения, его теоретический базис. Этические предпосылки складывались на протяжении многих веков. Именно в рамках этического знания, развития этической науки сформировались ведущие этические традиции делового общения. Одна из таких традиций восточная, которая берет начало в середине 1 тыс. до н.э. со школы служилых людей Конфуция. Главный ее принцип «Чего не желаешь себе, того не делай и другим» или «Благородный муж думает о долге, а мелкий о выгоде». Эта концепция включает такие важные признаки общения, как «сдерживание себя» «благоговейное отношение к делу», соблюдение правил нравственного поведения. Особый интерес представляют диалоги Платона, они являются творческой мастерской общения нескольких собеседников, каждый из которых демонстрирует свое искусство общения в споре, дискуссии, в постижении истины. Именно в этих диалогах впервые рождается диалектическое искусство общения. Столкновение противоречивых позиций происходит в рамках корректности и уважительного отношения друг к другу и мнению другого. Это позволяет прийти в конечном счете к истинному решению обсуждаемой проблемы. Этике Аристотеля присуще стремление к утверждению добродетели в общении с другими людьми, самообладание, умеренность, скромность, благоразумие. Еще один пример - гуманистическая этика И. Канта. Основание практического закона общения И. Кант связывает с рассмотрением любого человека как «цели самой по себе». И. Кант формулирует моральный закон общения как «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству в своем лице, и в лице другого также, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».
Понятие об этике делового общения
«Этика» - от французского слова – «манера поведения». Этику делового общения следует учитывать в разных ее проявлениях. В отношениях между предприятием и социальной средой, между предприятиями, внутри предприятия – между руководителем и подчиненными, между подчиненными и руководителем, между людьми одного статуса. В основе этики должна быть координация, гармонизация интересов. Нормы делового этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписанного соглашения о том, что в поведении сотрудников предприятия является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек в организации должен не только знать и соблюдать основные нормы делового этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру сотрудника предприятия, его нравственность и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе и в организации имеет большое значение, оно облегчает установление межличностных контактов в организации, способствует достижению взаимопонимания между сотрудниками.
Можно выделить основные принципы делового этикета:
- Конфиденциальность – секреты компании или учреждения необходимо хранить, как тайны личного характера;
- Доброжелательность и приветливость;
- Внимание к окружающим – уважайте мнение других, прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства, подчиненных;
- Имидж – внешний облик, надо вписаться в окружение по службе, в контингент работников вашего уровня. Одеваться со вкусом;
- Грамотность – оформленные документы и письма должны быть изложены хорошим языком;
- Убеждение – воздействие посредством доказательств, логического упорядочения фактов, интеллекта или волевого превосходства.
- Внушение - основывается на вере человека, складывается под влиянием авторитета, общественного положения, обаяния.
Служебные контакты должны строится на партнерских началах, исходя из взаимных вопросов и потребностей, из интересов дела. Это повысит трудовую и творческую активность и является важным фактором технологического процесса производства и бизнеса.
Этика делового общения «сверху –вниз»
Этика делового общения «сверху-вниз», т.е. в отношении руководителя к подчиненному. Золотое правило этики: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». В деловом общении «сверху-вниз» отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат. Именно, на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения. Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищенными. Если стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения, надо приобщить сотрудников к целям организации. Человек будет чувствовать себя нравственно и психологически комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом.
Отметим некоторые принципы делового общения «сверху-вниз»:
- Если возникают проблемы, связанные с недобросовестностью, руководителю следует выяснить ее причины и лишь потом принимать решение;
- Если речь идет о невежестве, то не следует попрекать подчиненного его слабостями, недостатками. Надо помочь преодолеть их, опираясь на сильные стороны его личности;
- Если руководитель не сделал подчиненному соответствующих замечаний, то он просто не выполнил своих обязанностей и поступил неэтично;
- Критиковать надо действия и поступки, а не личность человека;
- Не следует обрастать любимчиками;
- Необходимо соблюдать принцип распределительной справедливости – чем больше заслуги, тем больше вознаграждение;
- Следует укреплять у подчиненного чувство собственного достоинства;
- Доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки;
- Защищайте своих подчиненных и будьте им преданными, они ответят вам тем же;
- Никогда не давайте возможность заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить уважение.
Этика деловых отношения «снизу-вверх»
Общее этическое правило: «Относитесь к своему руководителю так, как вы бы хотели, чтобы к вам относились ваши подчиненные». Знать, как следует обращаться к своему руководителю, не менее важно, чем то, какие нравственные требования следует предъявлять подчиненным. Без этого трудно найти «общий язык» и с начальником, и с подчиненным.
Вот некоторые этические нормы и принципы этого общения:
- Старайтесь помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной атмосферы;
- Не навязывайте руководителю свою точку зрения;
- Не разговаривайте с начальником категорическим тоном;
- Будьте преданы и надежны, но не будьте подхалимом;
- Не обращайтесь за советом, с предложением, «через голову»;
- Если вас наделили ответственностью, деликатно поднимите вопрос о ваших правах.
Этика деловых отношений «по горизонтали»
Этот принцип формулируется так: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам».
Непросто найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками. Ведь нередко происходит соперничество в продвижении по службе и в борьбе за успех. В это же самое время, это люди, которые вместе с вами, принадлежат к команде общего управления и должны чувствовать себя равными по отношению друг к другу.
Принципы этого общения не требуют к себе какого-то особого отношения, вот некоторые из них:
- Пытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности;
- Не относитесь предвзято к своим коллегам;
- Улыбайтесь, будьте дружелюбны. Помните – что посеешь, то и пожнешь;
- Не лезьте в душу человека;
- Старайтесь прислушиваться и к мнению коллег;
- Не старайтесь казаться умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле;
- Рассматривайте вашего коллегу как личность, которую надо уважать саму по себе, а не как средство достижения ваших целей.
- Не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить.
Заключение
В результате написания настоящей работы следует сделать вывод о необходимости овладевать навыками делового общения. Существующие противоречия между бизнесом и этикой очень остро проявляются в деловом общении на разных его уровнях. Некоторые бизнесмены и предприниматели главной своей целью считают любыми средствами добиваться максимальной прибыли, нарушая этические нормы, законы, избегают разговоров о морали, этических идеалах, о долге и социальной ответственности перед обществом. Выбранная мною тема актуальна тем, что проблеме этики общения в бизнесе в последнее время уделяется большое внимание, возникли даже отдельные отрасли науки с таким названием. Причина внимания к вопросам этики связана, я думаю, с большим экономическим ущербом, который наносит фирме неэтичное поведение сотрудников и деловых партнеров, а также с социальным ущербом, который наносят гражданам и обществу в целом корпорации и отдельные предприятия, стремясь снизить, любой ценой, свои затраты и повысить свою конкурентоспособность. Цель реферата подчеркнуть необходимость понимания, что деловая этика является и средством, способствующим улучшению как деловых отношений, так и экономических показателей, укреплению связей, улучшению экономического климата в стране в целом.