Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
Введение
Данная работа посвящена теме: «Условия и порядок заключения брака». Данная тема актуальна в современном мире, так как в России продолжает уменьшаться количество браков и растет число разводов. Политика российских телеканалов, в основе которой лежит пропаганда «ценностей», разрушающих институт семьи и брака, стала также давать свои «горькие плоды». Молодежь теперь все больше практикует «пробные» браки, сожительство, свободные отношения и не торопится обзаводиться детьми.
Целью моей работы является установить причины существования и соблюдения условий заключения брака в СК РФ.
Для достижения данной цели следует изучить следующие задачи:
·Понятие брака
·Порядок и условия заключения брака
·Брачных возраст и обстоятельства препятствующие заключению брака
1.Общее понятие брака и семьи
Брак - это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.
Каждый признак данного определения, как правило, отражает существенные характеристики брака как юридического факта.
Во-первых, брак - это союз мужчины и женщины. Как правило, в литературе указывается, что слово «союз» по содержанию шире понятия сделки либо договора, поскольку помимо распределения обязанностей в семье союз мужчины и женщины предполагает некую духовную общность, предрасположенность их друг к другу, предпочтение другим. Однако, как представляется, такое понимание акцентирует внимание на внеправовых аспектах брачных отношений. Юридическое же определение брака предполагает понимание слова «союз» как состояния, т.е. юридического факта особого рода, который существует длительное время, непрерывно или периодически порождая юридические последствия.
Во-вторых, брак - это единобрачный союз, т.е. союз, в котором предпочтение отдается лишь одному партнеру. Однако в некоторых странах, где господствует мусульманская религия, существуют полигамные браки (многоженство).
В-третьих, брак - это свободный союз. Вступление в брак должно происходить свободно и добровольно. Супруги также, как правило, свободны расторгнуть свой брак. Отсутствие добровольного согласия при вступлении в брак является основанием для признания брака недействительным.
В-четвертых, брак - это равноправный союз. Мужчина и женщина, вступающие в брак, равны между собой как в отношении личных прав (на фамилию, место жительства, выбор профессии, воспитание своих детей), так и в отношении имущества, нажитого совместным трудом во время брака.
В-пятых, брак - это такой союз, который зарегистрирован в органах загса (органах записи актов гражданского состояния). Фактические (незарегистрированные) брачные отношения, сколько бы они ни продолжались, не могут перейти в брачные отношения, защищаемые государством:
В-шестых, цель брака - создание семьи. Это является весьма существенным признаком понятия брака в Российской Федерации. Отсутствие такой цели является основанием для признания брака фиктивным. Однако в последнее время высказывается мнение, что последовательная характеристика брака как сделки, опосредующей преимущественно имущественные отношения между супругами, предполагает отказ от данного признака.
В-седьмых, брак - это такой союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности. Это касается и мужчины, и женщины. Если права одной из сторон окажутся нарушенными, то на их защиту встанет суд.
В современной юридической литературе также нет общепризнанного определения семьи. Так, по мнению А.М. Нечаевой, у „семьи есть свои отличительные особенности, как правило, общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством. П.И. Седугин дает понятие семьи как „определенной совокупности (общности, группы) людей, по общему правилу, родственников, основанной на браке, родстве и свойстве, совместном проживании и ведении общего хозяйства, образующей естественную среду для благополучия ее членов, воспитания детей, взаимопомощи, продолжения рода. И.М. Кузнецова рассматривает семью (в юридическом смысле) как „круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание в семью.
В конституциях некоторых зарубежных государств даются определения семьи. Так, например, в Конституции Италии семья определяется как естественный союз, основанный на браке. Конституция Греции рассматривает семью как основу сохранения и развития нации. В Конституции Ирландии сказано, что государство признает семью как естественный первоисточник и объединяющую основу общества, а также нравственный институт, обладающий неотъемлемыми и неотчуждаемыми правами, предшествующими всякому позитивному праву и высшему по отношению к нему.
Семейный кодекс Украины говорит о том, что семью составляют совместно проживающие лица, связанные общим бытом, имеющие взаимные права и обязанности.
Обобщая различные точки зрения на понятие „семья, нельзя согласиться с теми авторами, которые понимают под ним только „союз лиц, связанных браком и родством. В противном случае как быть с семьями, которые усыновляют детей? Они также вправе называться семьей, хотя родственных связей не образуют. Тем более это несправедливо по отношению к семьям, где женщина воспитывает пять и более детей по договору приемной семьи. В этом контексте наиболее точным, на наш взгляд, является следующее определение: семья - это союз лиц, основанный на браке, рождении детей, усыновлении или иных формах принятия детей на воспитание в условиях семьи, цель которого заботиться друг о друге.
Ключевым для данного исследования является не только понятие семьи, но и понятие брака. Легального определения брака, как и понятия семьи, не существует. В то же время в литературе имеются различные интерпретации понятия брака. Например, в социологическом смысле брак трактуется как „союз между лицами мужского и женского пола, посредством которого регулируются отношения между полами, и определяется положение ребенка в обществе либо „исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их отношения друг к другу и к детям.Г.Ф. Шершеневичем еще в начале XX в. было дано определение брака как „союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанный на взаимном соглашении и заключенный в установленной форме. В советском семейном законодательстве в развитии понятия брака выделяются два периода: до и после принятия Постановления ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. „О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов…„. Так, понятие брака, данное Е. Розенбергом до принятия указанного акта, звучит следующим образом: „Брак есть отношение совместного сожительства, основанного на началах любви, дружбы и сотрудничества. В этот же период судебные работники Витебского губернского отдела юстиции трактовали брак как „свободное сожительство двух лиц (кстати сказать, подобная формулировка сейчас становится актуальной в связи с появлением гомосексуальных пар и признанием их легитимности в некоторых государствах). На второй сессии ВЦИК XII созыва было провозглашено: „Брак основан на взаимном притяжении, на культурном и идейном единомыслии и на половых отношениях. Определяющими чертами брака считались взаимная склонность, ведение общего хозяйства, необязательность регистрации брака и полная свобода разводов. И.А. Загорский считал, что „брак - это семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению к друг другу и к детям.
После 1936 г. пришли к выводу, что „склонность в браке не имеет юридического значения. Ведение общего хозяйства также перестает быть определяющей чертой брака. С 1944 г. брак определяется по наличию или отсутствию регистрации.
В 1949 г. Н.В. Рабинович была предпринята попытка внести в ст. 1 Основ Союза ССР и республик о браке и семье следующее определение: „Брак представляет собой свободно заключаемый супругами союз, а семья основана на любви супругов друг к другу и на взаимной привязанности членов семьи, которое не получило поддержки.
В современной российской и зарубежной литературе под браком понимается семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям. Или несколько иначе: брак это добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов, заключаемый в органах ЗАГСа. Встречается и такое определение: брак представляет собой важнейший юридический факт, вызывающий возникновение семейно-правовых связей, и представляет собой свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке с соблюдением требований закона, направленный на создание семьи. Интересно мнение о браке Д. Марри: „Все существующие общества построены на браке, потому что именно он превращает незнакомых людей в близких, превращает в родственников враждебно настроенных чужаков.
А.М. Нечаева считает, что «брак представляет собою союз женщины и мужчины, заключаемый в принципе пожизненно с целью создания семьи. По мнению А.М. Беляковой, «брак - это юридически свободный и добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности. Брак основывается на чувстве любви, подлинной дружбы и уважения, нравственных принципах построения семьи в нашем обществе. По мнению Г.М. Свердлова, брак представляет собой свободный и добровольный моногамный союз равноправных мужчины и женщины, образующий семью, порождающий права и обязанности супругов, заключенный с соблюдением правил, установленных законом. Несколько более подробное определение брака давал В.А. Рясенцев, по мнению которого, брак - это заключаемый в установленном порядке с соблюдением требований закона добровольный и равноправный в принципе пожизненный союз свободных мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий у них взаимные права и обязанности.
Авторы всех приведенных выше определений рассматривают брак как совместный союз мужчины и женщины. Но такой взгляд на правовую природу брака не является единственным. Ряд болгарских ученых-юристов рассматривают брак лишь как юридический факт семейного права, как бракосочетание, посредством которого мужчина и женщина соглашаются создать семейную общность. Из изложенного видно, что сторонники признания брака юридическим фактом, порождающим семейные правоотношения, оказываются в меньшинстве.
На наш взгляд, в этом споре правы сторонники признания брака союзом. Правильность этой позиции подтверждается тем, что после заключения брака правоотношения супругов не прекращаются, а, наоборот, продолжаются в виде длительного правоотношения - состояния в браке. Поскольку заключение брака создает семью, поэтому брак и семья теснейшим образом связаны между собой.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что ряд авторов считает, что брак создается с целью рождения и воспитания детей. С данной точкой зрения можно согласиться только отчасти хотя бы потому, что 20% браков в мире бездетны. Если мы положим в основу брака только деторождение, то тем самым перечеркнем все бездетные браки. Этого делать не только нельзя, но и опасно.
Другая группа авторов подчеркивает, что в основе брака лежит союз лиц, проживающих совместно и ведущих общее хозяйство. Этот взгляд, по нашему мнению, также является недостаточно обоснованным. В мире существует большое количество так называемых открытых браков, где супруги совместно не проживают и не ведут совместного хозяйства, а заботятся друг о друге не меньше, а, может быть, и больше проживающих вместе.
Третья группа авторов понимает под браком только союз мужчины и женщины, хотя в других странах давно существуют и однополые браки. Например, подобные пары могут узаконить свои отношения в Швеции, Франции. В общем, тенденция ясна, ибо раз такие браки фактически существуют (незарегистрированные, и в России в том числе), то целесообразнее их признавать, нежели игнорировать.
С учетом сказанного попытаемся дать следующее определение брака: брак - союз лиц, заключаемый с целью создания семьи. Нам видится правомочным определение брака именно в такой форме, поскольку на сегодняшний день в мире намечается тенденция еще одного типа семьи, а именно - однополой. Устойчивость такой тенденции связана с увеличением числа стран, легализовавших подобные союзы (США, Голландия, Норвегия, Швеция, Германия, Бельгия, Дания и теперь Канада). Однозначно оценить это явление невозможно. Некоторые авторы категорически против подобных семей, считая их аморальными, другие считают, что раз подобные браки существуют, то нет смысла их игнорировать. На наш взгляд, подобные союзы необходимо изучать с целью выяснения социальных последствий таких браков для общества. В качестве примера такого подхода можно привести нормы законодательства ряда стран (в которых допускаются подобные браки), которые не наделяют такие семьи всем комплексом прав традиционных семей, в частности им не позволено усыновлять детей.