Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 1
Введение
Последние десять лет прошлого века и первые годы текущего характеризовались чрезвычайным ростом промышленности в России. Целый ряд отраслей производства стал развиваться с необычайной быстротой, стали появляться новые виды индустрии, до той поры в России не существовавшие.
Развитие шло как в области обрабатывающей, так и в области добывающей промышленности. Горнозаводская, железоделательная, сахарная, текстильная, в особенности ее хлопчатобумажная ветвь, достигли большого расцвета, и, несмотря на значительное увеличение емкости русского рынка (внутреннего), обслуживание его за счет продуктов домашнего производства не только не сократилось, наоборот, стало производиться почти исключительно за счет русской промышленности. И в первую очередь это относится к деятельности династии Гучковых.
Лозунгом того времени было поднятие производительных сил России, строительство собственной индустрии, организация собственного русского производства для использования богатейших производительных сил России.
Таким образом, актуальность темы заключается в том, что династия Гучковых привнесла большой вклад в развитие предпринимательства.
Целью работы является изучение истории биографии промышленного предприятия семьи Гучковых.
I. Промышленные поколения Гучковых.
1.1. Первое поколение: Федор Алексеевич Гучков (1768-1856)
Биография семьи московских промышленников Гучковых начиналась с того момента, когда Федор Гучков, сын крестьянина Мароярославского уезда Калужской губернии подростком был отправлен на одну из московских фабрик. Конечно, он не вел дневников и не был объектом внимания современников, и потому мы, вероятно, уже никогда не узнаем, как ему удалось в не слишком продолжительный срок скопить сумму, достаточную для открытия пусть небольшого, но собственного дела.
Прежде всего, принадлежность к старообрядчеству стала одним из решающих факторов – умеренные во всем, старообрядцы славились в России умением упорно, почти без отдыха, трудиться и немаловажно, абсолютным трезвенничеством; и возможно те деньги, которые пропивали его собратья по ремеслу в престольные праздники, Федор накапливал для осуществления мечты – стать самостоятельным хозяином.
Так или иначе, к концу XVIII века в селе Семеновском, одним из ближайших пригородов Москвы, уже работали пять принадлежавших Федору Алексеевичу Гучкову ткацких станков, на которых и он сам продолжал трудиться наравне со своими работниками. Первым в Москве он освоил производство шалей из шелка «на турецкий и французский манер», которые сам же и окрашивал. Популярность некоторых его изделий стала вскоре столь высока, что в лавках выстраивалась очередь – на фабрике Гучкова велась система предварительной записи покупателей: поднимать же цену Федор Алексеевич не желал, думая, прежде всего о создании устойчивой репутации и утверждении на рынке своей продукции.
Вскоре в известном тогда в Москве модном магазине Майкова шали и платки от Гучкова подчас принимались за французские и пользовались не меньшим спросом, чем товары из Европы. К 1812 году Федор Гучков уже по праву считался одним из королей мануфактурного дела, вступил в гильдию московского купечества, но, несмотря на то, что во владении его находилась солидная фабрика с 50 ткацкими станками, сам работал на них, почитая физический труд богоугодным делом, сам же и имел обыкновение продавать товар на Нижегородской (Макарьевской) ярмарке и в самой Москве, в Хрустальном ряду. 1812 год подверг Гучкова суровому испытанию: пожар уничтожил фабрику, товар и имущество Гучкова были разграблены наполеоновскими солдатами.
Однако Гучкову хватило средств и сил для возрождения дела: в 1813 году он заложил в Преображенскую фабрику, которая на протяжении столетия была оплотом финансового благополучия семьи; а о благополучии свидетельствовало многое, в том числе и построенная Федором Алексеевичем оранжерея, которую современники назвали «образцом рая». «Рай»этот обходился не дешево – до 6000 тысяч рублей серебром ежегодно, а росли в ней и арбузы, и ананасы, ,создавая поистине «благоплодовитый» сад .
1.2. Второе поколение: Ефим Федорович Гучков (1805-1859), Иван Федорович Гучков (1809-1865).
Е. Ф. Гучков - потомственный почётный гражданин, мануфактур-советник, купец 1-й гильдии, московский городской голова (1858-1859). «Получил европейское образование. Один из трех основных попечителей Преображенского кладбища, член совета Московской коммерческой академии, мануфактур-советник, был награжден 14 орденами и др. знаками отличия. В дек. 1853 г. под давлением со стороны властей отступил в единоверие. Был представителем московских предпринимателей на международной выставке в Лондоне. Принимал у себя на фабрике царских министров. В 1857-1859 гг. избирался московским городским головой. Участвовал в организации Никольского единоверческого монастыря. Он похоронен на Преображенском кладбище.
«Усилиями Ефима Федоровича в Москве и Петербурге учреждаются специальные магазины «русских товаров». Высокое качество гучковской продукции вытеснило с российского рынка некоторые иностранные товары, например гарусную материю.
В 1842 году Ефим Федорович, не поскупившись на расходы, выписал на фабрику лучших красильных мастеров из Эльзаса и Голландии, а к 1867 году у Гучковых не работал уже не один иностранец, чем хозяева немало гордились.
Фабрика Гучковых считалась крупнейшей в дореформенной Москве. В 1853 году она располагала 1000 ручных станков, 60 механических, на которых работали 1850 человек. Годовая продукция оценивалась в 700 тысяч рублей. В ноябре 1854 года пожар уничтожил главный корпус фабрики с машинами и материалами, но к началу 60-х годов производство было восстановлено – и это несмотря почти полумиллионные убытки, ведь сгоревшая фабрика не была застрахована».
Иван Гучков, также член совета Московской коммерческой академии, мануфактур-советник. Занимался химическими исследованиями в лаборатории Московского университета. «В отличие от отца, одевался по последней европейской моде и был не в чести у наставника федосеевской моленной, который обвинял его и его жену Марью Павловну в курении, езде в театры и на конские ристалища, в плясках на сборищах, соблазнительном покрое одежды, вкушении мясной пищи во время постов и в употреблении кофе. Марью Павловну также укоряли за езду на лошади "боком, с сигарой, в мужской шляпе и с сатанинским хвостом". Иван Федорович также в 1853 г. перешел в единоверие.
Вскоре после перехода, в 1854 г., устроил на свои средства Кресто-воздвиженскую церковь над вратами Никольского единоверческого монастыря (переделав ее из федосеевской моленной).
1.3. Третье поколение: продолжили дело дети Ефима Федоровича.
После смерти Ефима и Ивана Гучковых семейное дело продолжили в основном дети Ефима Федоровича – Иван, Николай и Федор, которые 1 января 1861 года, вскоре после смерти родителя, открыли торговый дом «на правах полного товарищества» названный «Ефима Гучкова сыновья».
Естественно, с 1861 года, когда фабрика была восстановлена, торговля велась в основном продукцией собственного производства, которая была удостоена Большой серебряной медали на выставке в Санкт-Петербурге в 1861 году. К 1868 году фабрика давала товаров на 600 тысяч рублей, а в 70-х годах – на 1 миллион 200 тысяч. Утраченное полтора десятка лет назад право клеймить свои товары Государственным гербом восстанавливается в 1865 году – столь очевидными были, как высокое качество гучковских тканей,так и допущенная Закревским несправедливость.
В 1899 году суконная фабрика Гучковых включала около полусотни каменных строений, страховая оценка которых составляла более трети миллиона рублей, причем сумма эта была специально занижена ввиду предстоящей реконструкции. Наряду с торгово-промышленной деятельностью семья Гучковых занималась и общественными делами.
1.4. Четвертое поколение: Николай Иванович Гучков (1860, Москва — 1935, Париж), Федор Иванович Гучков (1860-1913), Александр Иванович Гучков (1862, Москва — 1936, Париж).
Гучков Николай Иванович, предприниматель, общественный и политический деятель. Действительный статский советник (1907), потомственный почётный гражданин. Окончил юридический факультет Московского университета (1886), служил в московском городском по воинским делам присутствии, с 1887 мировой судья. До 1911 совладелец торгового дома «Ефима Гучкова сыновья», член правлений ряда товариществ и советов банков. Занимал ряд общественных постов. В 1905 один из основателей партии «Союз 17 октября», член её ЦК.
В 1907 совместно с братом Александром основал «Московское товарищество для издания книг и газет», издававшее основной печатный орган октябристов — газету «Голос Москвы». В качестве сословного представителя состоял в Особом присутствии Правительствующего Сената.
В 1905—13 Гучков — московский городской голова. Внёс существенный вклад в развитие городского хозяйства и инфраструктуры: общественное управление выкупило у бельгийских компаний линии конки, проложены линии электрического трамвая, увеличено число учебных заведений, переоборудованы и расширены сети канализации и водопровода.
На выборах 1913 на пост городского головы вступил в борьбу с кандидатом от кадетской партии князем Г.Е. Львовым; обвинённый в единоличном распоряжении городскими средствами, в размещении их в банках, контролировавшихся его политическими сторонниками, снял свою кандидатуру, заявив о нежелании использовать более благосклонное отношение к себе со стороны правительственных кругов. В 1894—96 и в 1915—16 выборный Московского биржевого общества.
В 1913—17 председатель совета и правления Русско-Американской торговой палаты, с 1916 председатель Комитета по делам льняной и джутовой промышленности.
В первую мировую войну участвовал в организации Всероссийского союза городов: член «военной комиссии» московской Городской думы; с августа 1914 член временного комитета, в сентябре 1914—15 (и с мая 1916) член постоянного Главного комитета; одновременно с июля 1914 член Комитета уполномоченных московской областной организации помощи больным и раненым. С 1915 также член Главного комитета Всероссийского земского союза и член Московского военно-промышленного комитета. В 1915—16 член Совета министра торговли и промышленности. В Гражданскую войну работал в белогвардейском Обществе Красного Креста.
Гучков Александр Иванович (1862, Москва — 1936, Париж), предприниматель, общественный и политический деятель. Действительный статский советник (1912), потомственный почётный гражданин. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1886), продолжил образование в Берлинском и Гейдельбергском университетах (Германия). В 1888 избран почётным мировым судьёй в Москве. В 1892—93 в штате нижегородского губернатора. Затем в Московском городском управлении, в 1893—97 член Городской управы. В 1897—1907 гласный Городской думы. В 1895 вместе с братом Фёдором совершил неофициальную поездку по территории Османской империи, в 1896 — переход через Тибет. В 1897—99 служил младшим офицером в охране КВЖД в Маньчжурии. В 1900 добровольцем вместе с Фёдором участвовал на стороне буров в англо-бурской войне. 1899—1902. В 1903 ездил в Македонию во время антитурецкого Илинденского восстания.
В русско-японскую войну 1904—05 в качестве представителя московской Городской думы и Российского общества Красного Креста и Комитета великой княгини Елизаветы Фёдоровны находился на театре военных действий.
В 1905 участвовал в земско-городских съездах, в создании «Союза 17 октября» (с 1906 возглавлял его). Был сторонником конституционной монархии с сильной центральной исполнительной властью. Отстаивал принцип «единой и неделимой империи», но признавал право отдельных народов на культурную автономию.
В декабре 1906 основал газету «Голос Москвы». Поддерживал впервые годы столыпинские реформы. Рассматривал введение военно-полевых судов в 1906 как форму самозащиты государственной власти и защиты гражданского населения в ходе национальных, социальных и других конфликтов. В мае 1907 избран членом Государственного совета от промышленности и торговли, в октябре отказался от этого звания, избран депутатом 3-й Государственной думы, возглавил фракцию октябристов. Был председателем думской комиссии по обороне, в марте 1910 — апреле 1911 председателем Государственной думы.