Файл: Этапы подготовки и проведения мониторинга и оценки в образовании..pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
Введение.
В последние годы практическая деятельность все чаще стала носить характер мониторинга, предусматривающий интегративное взаимодействие компонентов и структур для более эффективного достижения поставленной цели.
Мониторинговая деятельность как вид деятельности перестала быть прерогативой только технических профессиональных сфер, она активно внедряется в управленческие, социологические, психологические и педагогические профессиональные области.
Образовательный мониторинг - это система организации сбора, хранения, обработки, распространения информации о деятельности системы образования, которая призвана обеспечивать не только непрерывное слежение за ее состоянием, но и прогнозирование ее развития.
Образовательный мониторинг, как и любой сложный объект, должен формироваться с позиций системного подхода в единстве следующих аспектов:
- социальной сущности;
- педагогической принадлежности;
- системно-деятельностного способа его рассмотрения.
С помощью мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности образовательной системы её конечным целям, которые фиксируются в планах и являются основой мониторинга.
К основным принципам образовательного мониторинга относятся:
- Целенаправленность - соответствие мониторинговой деятельности общему стратегическому направлению цели;
- Научность - мониторинг строится с опорой на новейшие достижения педагогической науки и передовой практики, современной теории управления;
- Нормативность - опора при организации и осуществлении мониторинга на нормативные документы;
- Целостность и непрерывность - рассматривать объекты мониторинга во взаимосвязи всех его компонентов;
- Оптимальность - объекты мониторинга требуют применения адекватной технологии;
- Эффективность и действенность - система процедур, применяемая в процессе мониторингового исследования, должна способствовать переводу системы в новое качественное состояние;
- Компетентность - проводящие мониторинг, должны владеть знаниями о способах изучения объекта и средствах его регулирования и коррекции.
Основные этапы мониторинга.
При проведении мониторинга, как и при любом эмпирическом исследовании, можно выделить три основных этапа, среди которых:
- Подготовительный (подготовка исследования);
- Практический (сбор информации);
- Аналитический (обработка информации, ее анализ и интерпретация).
- Подготовительный этап
На первом этапе нужно провести подготовку исследования: определить цель, объект, направление исследования, разработать единый инструментарий сбора информации, критерии и их показатели, сроки представления информации и ответственных.
- Практический этап (основной)
Второй этап включает методы сбора и систематизации информации:
- наблюдения;
- анализ документов;
- посещение уроков;
- контрольные срезы;
- анкетирования;
- тестирование;
- экспертный опрос.
В ходе практического этапа отрабатывается технология мониторинговых исследований, сбор информации и ее свертывания на различном уровне.
- Аналитический этап
В ходе третьего этапа информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения. Своевременность, точность, структурированность, синтез - это те требования, без которых мониторинг эффективным быть не может.
Данные этапы носят обобщенный характер, их конкретизация зависит от целей мониторинга, его вида, выбранной модели проведения и управленческого уровня, на котором принимаются решения (школьный, районный, областной/региональный, федеральный). По мере увеличения охвата учащихся и масштабов в управлении качеством образования развернутый перечень этапов будет меняться в направлении увеличения их числа, а сама система мониторинга будет расширять свои функции и приобретать комплексный характер. В качестве примера приведен областной мониторинг.
- Этапы мониторинга для областного уровня управления.
Конкретизация этапов мониторинга для регионального или областного уровней управления включает следующие этапы.
1. Подготовка исследования:
- выбор целей создания системы мониторинга, круга пользователей и вида мониторинга;
- подготовка программы работ и плана их проведения, выбор исполнителей;
- определение модели мониторинга;
- формирование совокупности показателей, их операционализация, распределение по количественным и качественным уровням;
- выбор методов сбора данных, обеспечивающих сочетание количественных и качественных уровней анализа информации;
- разработка инструментария для сбора данных (тестов, анкет и т.д.);
- формирование репрезентативных выборочных совокупностей учащихся для участия в мониторинговых исследованиях;
- проведение пилотных исследований качества инструментария (его надежности и валидности), коррекция инструментария,его стандартизация;
- выбор шкал и методов шкалирования и интеграции данных мониторинга;
- разработка программного обеспечения для обработки данных мониторинга;
- разработка программно-инструментального обеспечения для ввода данных;
- разработка структуры баз данных мониторинга и средств для их ведения.
2. Сбор информации:
- проведение тестирования и анкетирования;
- проведение собеседований;
- работа с документами;
- организация процедур наблюдений за сбором информации для обеспечения ее достоверности;
- организация процедур соблюдения конфиденциальности информации.
3. Обработка информации, ее анализ, интерпретация:
- анализ и чистка сырых данных, обработка данных мониторинга;
- оценивание надежности и валидности данных, анализ генерализуемости;
- коррекция и выравнивание данных для обеспечения сопоставимости по группам сравнения;
- шкалирование данных мониторинга;
- анализ данных;
- интерпретации результатов анализа;
- подготовка заключительного отчета по использованию результатов мониторинга в соответствии с целями его проведения.
Для проведения мониторинга внутри школ перечень этапов должен быть существенно сокращен. В частности должна исчезнуть разработка инструментария, поскольку делать его имеет смысл лишь профессионалам в городе или области и стандартизовать на таких же выборках для обеспечения корректности межшкольных сравнений. Не нужны также процедуры обработки, анализа и интерпретации данных, которые следует проводить в специальных информационно-диагностических центрах, и т.д.