Файл: Этапы подготовки и проведения мониторинга и оценки в образовании..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение.

В последние годы практическая деятельность все чаще стала носить характер мониторинга, предусматривающий интегративное взаимодействие компонентов и структур для более эффективного достижения поставленной цели.

Мониторинговая деятельность как вид деятельности перестала быть прерогативой только технических профессиональных сфер, она активно внедряется в управленческие, социологические, психологические и педагогические профессиональные области.

  1. Образовательный мониторинг.

Образовательный мониторинг - это система организации сбора, хранения, обработки, распространения информации о деятельности системы образования, которая призвана обеспечивать не только непрерывное слежение за ее состоянием, но и прогнозирование ее развития.

Образовательный мониторинг, как и любой сложный объект, должен формироваться с позиций системного подхода в единстве следующих аспектов:

  • социальной сущности;
  • педагогической принадлежности;
  • системно-деятельностного способа его рассмотрения.

С помощью мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности образовательной системы её конечным целям, которые фиксируются в планах и являются основой мониторинга.

К основным принципам образовательного мониторинга относятся:

  • Целенаправленность - соответствие мониторинговой деятельности общему стратегическому направлению цели;
  • Научность - мониторинг строится с опорой на новейшие достижения педагогической науки и передовой практики, современной теории управления;
  • Нормативность - опора при организации и осуществлении мониторинга на нормативные документы;
  • Целостность и непрерывность - рассматривать объекты мониторинга во взаимосвязи всех его компонентов;
  • Оптимальность - объекты мониторинга требуют применения адекватной технологии;
  • Эффективность и действенность - система процедур, применяемая в процессе мониторингового исследования, должна способствовать переводу системы в новое качественное состояние;
  • Компетентность - проводящие мониторинг, должны владеть знаниями о способах изучения объекта и средствах его регулирования и коррекции.

  1. Этапы проведения мониторинга качества образования.

Основные этапы мониторинга.

При проведении мониторинга, как и при любом эмпирическом исследовании, можно выделить три основных этапа, среди которых:

- Подготовительный (подготовка исследования);

- Практический (сбор информации);

- Аналитический (обработка информации, ее анализ и интерпретация).

  1. Подготовительный этап

На первом этапе нужно провести подготовку исследования: определить цель, объект, направление исследования, разработать единый инструментарий сбора информации, критерии и их показатели, сроки представления информации и ответственных.

  1. Практический этап (основной)

Второй этап включает методы сбора и систематизации информации:

  • наблюдения;
  • анализ документов;
  • посещение уроков;
  • контрольные срезы;
  • анкетирования;
  • тестирование;
  • экспертный опрос.

В ходе практического этапа отрабатывается технология мониторинговых исследований, сбор информации и ее свертывания на различном уровне.

  1. Аналитический этап

В ходе третьего этапа информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения. Своевременность, точность, структурированность, синтез - это те требования, без которых мониторинг эффективным быть не может.

Данные этапы носят обобщенный характер, их конкретизация зависит от целей мониторинга, его вида, выбранной модели про­ведения и управленческого уровня, на котором принимаются решения (школьный, районный, областной/региональный, феде­ральный). По мере увеличения охвата учащихся и масштабов в управлении качеством образования развернутый перечень этапов будет меняться в направлении увеличения их числа, а сама систе­ма мониторинга будет расширять свои функции и приобретать комплексный характер. В качестве примера приведен областной мониторинг.

  1. Этапы мониторинга для областного уровня управления.

Конкре­тизация этапов мониторинга для регионального или областного уровней управления включает следующие этапы.

1. Подготовка исследования:

- выбор целей создания системы мониторинга, круга пользо­вателей и вида мониторинга;


- подготовка программы работ и плана их проведения, выбор исполнителей;

- определение модели мониторинга;

- формирование совокупности показателей, их операционализация, распределение по количественным и качественным уров­ням;

-  выбор методов сбора данных, обеспечивающих сочетание количественных и качественных уровней анализа информации;

- разработка инструментария для сбора данных (тестов, анкет и т.д.);

- формирование репрезентативных выборочных совокупностей учащихся для участия в мониторинговых исследованиях;

- проведение пилотных исследований качества инструмента­рия (его надежности и валидности), коррекция инструментария,его стандартизация;

- выбор шкал и методов шкалирования и интеграции данных мониторинга;

- разработка программного обеспечения для обработки данных мониторинга;

- разработка программно-инструментального обеспечения для ввода данных;

- разработка структуры баз данных мониторинга и средств для их ведения.

2. Сбор информации:

-  проведение тестирования и анкетирования;

- проведение собеседований;

- работа с документами;

- организация процедур наблюдений за сбором информации для обеспечения ее достоверности;

- организация процедур соблюдения конфиденциальности ин­формации.

3.  Обработка информации, ее анализ, интерпретация:

- анализ и чистка сырых данных, обработка данных монито­ринга;

 - оценивание надежности и валидности данных, анализ гене­рализуемости;                                                   

- коррекция и выравнивание данных для обеспечения сопоставимости по группам сравнения;                               

- шкалирование данных мониторинга;

- анализ данных;

- интерпретации результатов анализа;

-  подготовка заключительного отчета по использованию ре­зультатов мониторинга в соответствии с целями его проведения.

Для проведения мониторинга внутри школ перечень этапов должен быть существенно сокращен. В частности должна исчез­нуть разработка инструментария, поскольку делать его имеет смысл лишь профессионалам в городе или области и стандартизовать на таких же выборках для обеспечения корректности межшкольных сравнений. Не нужны также процедуры обработки, анализа и ин­терпретации данных, которые следует проводить в специальных информационно-диагностических центрах, и т.д.

  1. Заключение.